Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"
методическая разработка по теме
Воспитательная система включает основные разделы:
системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;
основные субЪекты воспитательной системы: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.
В работе подробно изложены цели и задачи воспитательной работы, ключевые направлени деятельности с учащимися, педагогами, родителями и социумом;
пописаны мехзанизмы и сроки реализации воспитательной системы, ожидаемые результаты и модель выпускника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная система школы.doc | 752.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I Введение.
МКС(К)ОУ специальная (коррекционная) школа VIIIвида г. Павлово основана в 1969 году. С этого времени выпускниками школы стали более 600 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В отличие от основной массы образовательных учреждений данного вида, наша школа не является школой-интернатом. Контингент обучающихся составляют как дети из семей, так и воспитанники детских домов города Павлово и села Таремское.
Наша школа по праву гордится творческим коллективом настоящих мастеров педагогического труда, всей душой преданных делу обучения, воспитания коррекции и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями.
Особенностью школы был и остается особый по-домашнему уютный, теплый микроклимат взаимоотношений педагогов, детей и родителей не только во время обучения в школе, но и при поддержке и сопровождении выпускников.
Основной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом является формирование всесторонне развитой и высоконравственной личности, готовой к позитивной социализации в обществе и востребованной на рынке труда.
С 2004 года начальное профессиональное обучение выпускников школы осуществляется на базе профессионального училища № 16, ныне ГБОУ СПО Павловского машиностроительного техникума по специальности штукатур-маляр.
С 2005 года в школе реализовалась программа по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Из школы в жизнь».
С 2009 года разработаны и внедряются комплексные воспитательные программы классов, целевые программы школы по формированию здорового образа жизни «Здоровье», профилактике безнадзорности и правонарушений «Выбираем верные пути».
В 2010 году механизмы реализации воспитательной программы школы легли в основу построения воспитательной системы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Из школы в жизнь», которая в свою очередь стала фундаментом Программы развития учреждения «Школа - воспитательная система».
С 2011 года МКС(К)ОУ специальная (коррекционная) школа VIII вида г.Павлово является ресурсной школой в построении воспитательного пространства Павловского муниципального района по направлению «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
На сегодняшний день социальное партнерство школы представлено более чем 45 организациями, учреждениями и общественными объединениями города, района и области.
Информационная справка о школе
Название | Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Павлово |
Местонахождение | Нижегородская обл., г.Павлово, ул.Шмидта, д.32 |
Количество учащихся | 119 человек (11 классов-комплектов, из них 1 класс ГУО) |
Образовательные программы | Воронкова В. В. Программы специальных образовательных учреждений VIII вида |
Основное образование | Начальное общее |
Коррекционные занятия | Индивидуальные и групповые занятия педагога-психолога по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1-4 классы) под редакцией Л.С.Сековец (зав.кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО). Индивидуальные и групповые занятия учителя-логопеда (1-7 классы) |
Дополнительное образование | Факультатив ЛФК, ОБЖ Кружки художественной («Веселые нотки», ИЗО «Радуга») научно-технической («Мой компьютер») и социально-педагогической («Умелые руки») направленностей. |
Педагогический коллектив | 26 человек, и 6 совместителей (учителей надомного обучения) из них: Администрация -3, Социальный педагог-1, Педагог психолог-1, Учитель-логопед-1, Старшая вожатая-1. |
Аттестовано из них: | 26 педагогов |
высшая категория | 5 человек (19%) |
первая категория | 20 человек (74%) |
вторая категория | 1 человека (7%) |
Звания, награды из них: | 9 человек |
«Отличник народного просвещения» | 1 человек |
«Почетный работник общего образования» | 1 человек |
Грамота Министерства образования РФ | 3 человека |
Грамота министерства образования Нижегородской области | 4 |
Материально-техническое оснащение | МКС(К)ОУ специальная (коррекционная) школа VIII вида г.Павлово открыто в 1969 году, оснащено учебными кабинетами, слесарной, столярной и швейной мастерскими, актовым залом, приспособленным под спортивный, библиотекой, кабинетом психолога, оборудованным 4 ПК для занятий с учащимися и мультимедийной аппаратурой, кабинетом логопеда, медицинским и процедурным кабинетами. 4 кабинета начальной школы имеют мультимедийное оборудование и 4 ноутбука. |
II АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
2.1. Анализ результатов реализации воспитательной программы школы «Из школы в жизнь» (2005-2010 г.)
Целью программы было: воспитание активной, гармоничной, социально успешной личности.
которая реализовалась посредством решения следующих задач:
- формирование устойчивой мотивации к трудовой и учебной деятельности, установок на самообеспечение на основе осознанности собственных возможностей и представлений о реальной жизненной перспективе;
- развитие навыков продуктивного взаимодействия учащихся, коммуникативной компетентности педагогов;
- формирование гражданской активности и правового самосознания, патриотизма, потребности в ЗОЖ на основе привития общечеловеческих ценностей;
- формирование интеллектуального базиса социализации;
- формирование понимания приоритетности решения задач социализации школьников педагогами, родителями, социумом.
В результате реализации программы:
- в 2005-2006 учебном году разработаны и внедрены воспитательные программы:
- «Я-хозяин своего здоровья» (1-4 классы);
- «Мой край- моя маленькая Родина»(5-7классы);
- «Я- гражданин России» (8-9 классы);
- с 2007 года учащиеся школы неоднократно становились участниками и призерами районных и областных конкурсов, фестивалей, ярмарок (см.приложение № );
- с 2008 года в воспитательном процессе начали систематически применяться ИК технологии (в том числе интернет-ресурсы);
- в 2009г. разработаны комплексные воспитательные программы классов: на программно-целевой подход вышли 8 классных руководителей из 9;
- разработана и прошла сертификацию профилактическая программа психолога «Подросток в море проблем»;
- реализовалось совместное планирование воспитательной работы по разделам с ПДН, КДН и ЗП (см.приложение № );
- произошло расширение макросоциума школы (с 12 учреждений и организаций до 45 см.приложение №) ;
- социализация выпускников стабильно приблизилась к 100% (см.приложение № ;
- начали применяться мультимедийные средства и возможности интернета при проведении воспитательных мероприятий;
- наблюдалась стойкая тенденция к снижению количества учащихся, состоящих на профилактических учетах (см.приложение № );
- осуществлялся мониторинг критериев социализации учащихся, по
результатам которого наблюдалась устойчивая положительная динамика
(см.приложение № )
-с 2009-2010 учебного года ведется работа по построению концепции воспитательной системы школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Из школы в жизнь».
В результате 1 этапа-становления воспитательной системы:
-с сентября 2010г. началась реализация целевой воспитательной программы школы «Выбираем правильные пути» по профилактике асоциального поведения и употребления ПАВ;
- в 2010г. разработана целевая воспитательная программа школы по духовному развитию, нравственно-патриотическому воспитанию и профориентации;
-с сентября 2010-2011 учебного года реализуются комплексные воспитательные программы духовно-нравственного развития учащихся по классам:
Название программы | Разработчик | Классы |
«Преображение» | Тренкунова А.А. | 1-4 (и) |
«Источник добра» | Бронникова О.А. | 1-4 |
«Счастливое детство» | Немировченко А.А. | 1-4 |
«Я и мир вокруг нас» | Веденеева Г.В. | 1-4 |
«Планета детства» | Носова О.А. | 5-9 |
«Вместе в будущее» | Тренкунова Л.М. | 5-9 |
«Выбери верный путь» | Шеина Т.В. | 5-9 |
«Мы вместе» | Астафьева Н.А. | 5-9 |
2.2. Анализ воспитательного пространства школы.
- Характеристика ученического коллектива.
Воспитательное пространство школы характеризуется сложившимся, продуктивно взаимодействующим коллективом обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).
Ученический коллектив насчитывает 119 учащихся с ограниченными возможностями здоровья 7-18 лет, 21 из которых обучаются индивидуально на дому.
В 1-4 классах (7-13 лет) -59 учащихся, 9 из которых обучаются в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.
В 5-9 классах (10-18 лет) -60 учащихся.
Из 119 учащихся 30 являются воспитанниками детских домов.
На профилактических учетах состоят:
ОДН-5; КДН и ЗП-2; ВШК-3
- Характеристика педагогического коллектива.
Кол-во | Возраст | Образование | Стаж | Категория |
26 человек, из них: Женщин-24 Мужчин-2 | До 25 лет -11%. С 25 до35 -11%. С 35до 55 – 52% С 55 и ст. – 26 % | Высшее – 85% Средне-спец -15% | До 5 лет – 8% 5-10 лет – 11% Свыше 10 лет- 81% | Высшая-15% Первая-59% Вторая-23% Без кат.-3% |
Кадровое обеспечение воспитательной работы школы см. (Приложение № )
- Характеристика родительского коллектива
Всего семей | В них детей | Приемные семьи | В них детей | Семьи опекаемых | В них детей |
78 | 89 | 8 | 12 | 7 | 7 |
Образование родителей | Соц.статус | Семьи,состоящие на учете, как социально-опасные | В них детей |
Высшее – 7% Средне-специальное - 57% Среднее – 36% | Служащие – 8% Рабочие – 59% Не работают- 33% | В КДН и ЗП - 4 В школе - 4 | 4 4 |
- Структура организации воспитательного пространства школы
- Социальное партнерство школы
Итого: социальное партнерство школы представлено более чем 45 учреждениями и организациями города и района.(см.приложение № )
III Актуальность создания воспитательной системы.
3.1. Нормативно-правовые аспекты актуальности создания воспитательной системы.
Из основных положений
Конвенции ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.), Конституции РФ (от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями)),
Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 23.12.2003 N 186-ФЗ, с последующими изменениями),
Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020г.,
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 04 февраля 2010 г.),
Ведомственной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы, (от 07.09.2010 № 1009. 5.)
следует, что важнейшими задачами воспитания сегодня являются:
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;
- совершенствование содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении
качественного образования;
- совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодежи.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
3.2. Методологические аспекты актуальности создания воспитательной системы.
Основными характеристиками содержания теории воспитания на современном этапе являются:
- Выдвижение на первый план социальных аспектов проблем воспитания;
- Обращение к человеку, а не только к его социальной проекции – личности;
- Рассмотрение результатов воспитания как развития способности и формирования готовности к саморазвитию;
- Акцент на развитие индивидуальности, «самости» ребёнка;
- Разработка различных гуманитарных подходов к воспитанию;
- Обращение к ценностям как содержанию и цели воспитания;
- Рассмотрение культуры в качестве основы содержания воспитания;
- Проведение мониторинга личностного роста воспитанников.
Эффективными решениями воспитательной практики на современном этапе являются:
- Создание и развитие гуманистических воспитательных систем;
- Создание социальных воспитательных пространств при активной роли педагогических коллективов (воспитательная система и воспитательное пространство – признаны как эффективные механизмы развития личности ребёнка);
- Поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества;
- Интеграция общего и дополнительного образования;
- Использование информационных технологий;
- Формирование культуры здоровья;
- Создание общности детей, родителей и педагогов как дифференцированного единства разнотипных коллективов;
- Создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций;
- Изменение профессионального мышления педагогов и становление их в позиции воспитателя;
- Развитие «самости» детей различного возраста;
- Активное использование КТД, не только с целью организации детей, но и для формирования отношений в детской среде.
Таким образом, очевидно, что на данном этапе одним из приоритетных направлений воспитания школьников является их позитивная социализация и эффективная адаптация в жизни и обществе.
Эффективность работы данного направления может обеспечить только специальным образом организованная коррекционно-развивающая воспитательная среда образовательного учреждения, создание которой обеспечится воспитательной системой школы, построением внутреннего воспитательного пространства и внешнего социального партнерства.
3.3. Тенденции становления гуманистической воспитательной системы в специальной (коррекционной) школе.
Гуманизация образования сегодня рассматривается, как правило, в контексте глобальных проблем человечества, интеллектуальных революций, смены парадигм педагогического мышления.
Развитие воспитательных систем становится одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех типов и видов. За последние пятнадцать лет в России появилось несколько десятков новых подходов и концепций воспитания. Однако, при всем многообразии исследований, посвященных вопросам развития гуманистической направленности воспитательных систем, в известной нам литературе недостаточно сведений об исследовании педагогических условий построения и функционирования гуманистической воспитательной системы в специальной (коррекционной) школе.
Вместе с тем, необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию личности ребенка в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении очевидна. Как отмечает Н.М.Конжиев, «если дидактическая система у нас разработана относительно сносно, причём на различных уровнях: методологическом, общепедагогическом, методическом, то воспитательные системы обоснованы очень слабо, и ещё хуже обстоит дело с построением их на практике».
В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях процесс воспитания идёт в осложнённых условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в современном техногенном обществе с социальными деформациями, наиболее трудно адаптируется в современном мире. Имея с общей педагогикой единую конечную цель – достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчёркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
Сегодня востребована принципиально новая образовательная модель открытого, развивающего, обогащающего детскую жизнь, а не замыкающего и обедняющего её пространства, которая является более действенным способом включения разных детей в реальные социальные отношения.
Ребёнок с интеллектуальным недоразвитием – не всегда ребёнок-инвалид детства, внешне дефект не всегда заметен, что и усложняет его адаптацию. Внешне такой ребенок вполне благополучен и к нему нет необходимого для адаптации принятия, понимания и поддержки. Именно для этой категории детей прежде всего необходим весь объём гуманизации педагогических процессов.
- Анализ проблем социализации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Анализ проблем, мешающих успешному осуществлению целей воспитательной
работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, позволил
выделить основные трудности:
- социально-экономические (коммерциализация дополнительного образования вне школы). Школа зачастую оказывается одинокой при решении проблем социализации данного контингента детей, их общекультурного развития, профориентации.
- социально-ценностные (еще иногда присутствующие в обществе негативные тенденции в принятии данной категории детей, как полноправных граждан), падение престижа образования, авторитета учителя, школы;
- нормативно-правовые (отсутствие утвержденных государственных стандартов коррекционного образования, четкой критериальности результативности работы школ данного вида);
- личностно-педагогические (ощущение недостаточно успешной социализации самих педагогов в экономических условиях современного общества);
- мотивационно-значимые (недостаточный уровень заинтересованности родите-
лей в успешной социализации их детей);
- психолого-педагогические (индивидуальные особенности, возможнос-
ти и потребности самих учащихся с ограниченными возможностями
здоровья).
По данным исследований А. М. Щербаковой и Н. В. Москаленко, выпускников коррекционных школ VIII вида характеризуют:
- размытость жизненных перспектив;
- склонность к материальному иждивенчеству;
- нарушение коммуникативной деятельности.
Между тем отдельные положительные результаты образовательной работы с умственно отсталыми детьми доказывают, что низкий уровень готовности выпускников коррекционных учреждений к самостоятельной жизни вызван не только нарушениями их психического и интеллектуального развития, но и недостаточной направленностью программ школ на формирование социальной компетентности, а так же необходимых ценностных ориентаций и личностных качеств.
Проведенные нами исследования особенностей учащихся нашей школы выявили следующие особенности, затрудняющие формирование готовности к социализации:
- недостаточная сформированность навыков продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- недостаточную толерантность в отношениях между собой, с педагогами и родителями;
- необъективность оценки собственных возможностей и реальных жизненных перспектив;
- недостаточный уровень сформированности мотивационных и ценностных установок на труд и самообеспечение.
Изучение установок родителей, педагогов и социума показало следующее:
- необходимость осознания приоритетности воспитания и социализации учащихся (у педагогов иногда преобладают узко образовательные мотивы, у родителей - материально-бытовые);
- недостаточно адекватное отношение к данной категории детей (от гиперопеки до попустительства родителей, равнодушие или неприятие социума);
- необходимость повышения эффективности взаимодействия школы и семьи;
- необходимость в росте коммуникативной и социальной компетентности самих педагогов (10%-низкий, 50%-средний, 40%-высокий).
Из вышеизложенного следует, что создание воспитательной системы по социализации учащихся коррекционной школы VIII вида является и актуальным, и необходимым.
IV КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
4.1. Анализ существующих концепций и подходов в воспитании.
Социализация личности- это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Для построения концепции нашей системы мы провели анализ существующих позиций по данной проблеме.
Проанализировав основные принципы и содержание воспитательных концепций, мы остановились на наиболее актуальных для нас:
- «Воспитание, как педагогический компонент социализации»
( М.И. Рожков, Байбородова, Гребенюк);
- «Системно-ролевая теория формирования личности»
(Н.М. Теодорчук),)
- «Системное построение процесса воспитания» Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова,
В.А. Караковский
так как они предлагают следующие основные принципы социализации личности школьников:
- построение гуманистической воспитательной системы школы;
- социальная адекватность воспитания;
- индивидуализация и социальное закаливание детей;
- целенаправленное регулирование овладением личности системой социальных ролей.
Под содержанием воспитания данные теории предполагают:
- развитие всех сущностных сфер человека ( саморегуляции, интеллектуальной, предметной и коммуникативной сфер);
- общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир);
- совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые ребенок должен освоить в том или ином возрасте.
Главную цель воспитания данные концепции видят в формировании гармонично развитой личности, готовой к позитивной социализации.
Наряду с этим мы изучили основные позиции системного, деятельностного, личностно-ориентированного, средового и событийного подходов в воспитании и пришли к выводу, что наша концепция должна базироваться на ключевых позициях:
- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков, М.С. Коган, В.В. Сериков), так как он предусматривает:
- учет ведущих видов деятельности ребенка на каждом возрастном этапе;
- знание психических особенностей детей;
- обязательный учет сензитивных периодов и зон ближайшего развития ребенка;
- высокую мотивированность каждого вида деятельности.
- личностно-ориентированного подхода (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская,
В. В. Сериков, И. С. Якиманская) , который прежде всего
- пропагандирует учет своеобразия индивидуальности каждого ребенка и субъектность воспитания;
- обозначает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера;
- событийного подхода (Д.В.Григорьев) , который предполагает
- взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами;
- наличие в школьной жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны;
- воспитание у ребенка понимания ценности, значимости повседневности, обучение его жить не только от праздника к празднику;
-воспитание как совместное бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество с целью развития;
– возникновение и существование детско-взрослой событийной общности;
- средового подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, А.М.Сидоркин, Е.Н.Степанов, Ю.С.Мануйлов), который
-рассматривает процесс развития личности ребенка в зависимости от условий окружающей его среды;
-предполагает систему таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата;
- позиционирует содержание среды не как условия или фактора воспитания, а как компонента самой воспитательной системы;
- системного подхода, который
- позволяет разрабатывать стройную систему воспитания и обучения, охарактеризовать все ее основные элементы ( цель, содержание, средства, методы);
-предполагает четкую структурированность и иерархию основных компонентов воспитания;
-нацеливает на создание социального воспитательного пространства.
4.2. Выбор концепции воспитательной системы.
Построение концепции воспитательной системы социализации личности школьников с ограниченными возможностями здоровья опирается на качественные изменения, предусматриваемые ведущими линиями модернизации образования, национальной образовательной доктрины, новых образовательных стандартов, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» такие, как:
- включение в концепцию стандарта специального образования
стандарта жизненной компетентности ребенка;
- включение родителей в процесс коррекции развития их детей;
- смещение смыслового акцента специального образования в сторону личностного социально-эмоционального аспекта и сознательной регуляции поведения в социуме;
- целенаправленное обучение ребенка за пределами школы (в учреждениях дополнительного и профессионального образования);
- социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- профилактику асоциальных проявлений поведения детей и молодежи.
Школа социализации – это организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную, социальную адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Реализация принципа социализации помогает ребёнку с интеллектуальной недостаточностью прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.
Педагогический процесс для данной категории детей направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции. Создание и выполнение данных условий необходимо для полноценной интеграции детей в общество и их востребованности на рынке труда.
Для овладения учащимися общеобразовательными и общетрудовыми, знаниями, умениями необходимо внедрение в учебный процесс компьютерной техники. Компьютерное обучение значительно расширяет их возможности, усиливает мотивацию учения, качественно изменяет контроль за познавательной и трудовой деятельностью
Переоснащение учреждения и активизация проведения допрофессиональной подготовки позволит улучшить качество обучения учащихся школы, что предоставит выпускникам возможность более свободного выбора ими профессии или учебного заведения для дальнейшего профессионального обучения, а также будет способствовать трудоустройству, профессиональной карьере, достижению полноценного социального статуса и стать востребованными на современном рынке труда.
Исходя из вышеизложенного нами были выбраны основные принципы концепции воспитательной системы по социализации школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии:
- интеграции всех видов деятельности (учебной, коррекционной, воспитательной,
дополнительной образовательной);
- субъектности и гуманистической направленности воспитания, уважения достоинств личности;
- системности воспитания и обучения;
- специально организованной коррекционно-образовательной и воспитательной среды;
- учета ведущих видов деятельности, законов их смены и сензитивных периодов развития школьников;
- организации события на основе учета зон ближайшего развития и высокой мотивированности каждого вида деятельности;
- эффективности социального взаимодействия;
- обязательной оценки результативности каждого вида деятельности с последующей рефлексией;
- концентрации воспитания на развитие социальной, правовой, культурной, трудовой, коммуникативной компетентности личности учащихся и педагогов;
- здоровьесбережения всех участников воспитательной системы;
- применения элементов инновационных технологий воспитания.
4.3. Целеполагание воспитательной системы.
Опираясь на данную концепцию, учитывая, что социализацию школьников с интеллектуальным недоразвитием можно считать государственным заказом на воспитание активных, социально успешных членов общества, умеющих эффективно адаптироваться в жизни и на рынке труда, понимая, что построение воспитательной системы – наиболее эффективный механизм воспитания, определяем цель воспитательной системы, как:
Воспитание активной гармонично развитой и социально-успешной личности, обладающей духовно-нравственными качествами гражданина и патриота, готовой к самореализации и адаптации в обществе, востребованной на рынке труда.
Данная цель будет реализована посредством решения следующих задач:
- создание в школе воспитательной коррекционно-развивающей среды;
- организация внутреннего и внешнего воспитательного пространства;
- формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;
- формирование гражданского самосознания, гражданина, ответственного за судьбу Родины;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям и формирование поведения адекватного этим ценностям;
- формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации;
- формирование у учащихся устойчивой мотивации к трудовой и учебной деятельности, установок на самообеспечение на основе осознанности собственных возможностей и представлений о реальной жизненной перспективе;
- развитие навыков продуктивного взаимодействия учащихся, коммуникативной компетентности педагогов;
- формирование гражданской активности и правового самосознания, патриотизма, потребности в ЗОЖ на основе привития общечеловеческих ценностей;
- формирование интеллектуального базиса социализации;
- формирование понимания приоритетности решения задач позитивной социализации школьников педагогами, родителями, социумом.
4.4. Модель выпускника.
Направления | Характеристика выпускника |
Гражданские качества Нравственные качества Уровень учебных возможностей Труд Здоровье и ЗОЖ Семья | - знание своих прав и обязанностей с опорой на законы РФ; -гуманизм; - подготовка по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей школьников с ОВЗ; - осознанность труда как источника всех ценностей на земле; - поддержание экологии своего организма; - потребность ориентации на семью; |
V ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
5.1. Системообразующая деятельность.
Системообразующая деятельность - интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основой системообразующей деятельности гуманистической воспитательной системы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Из школы в жизнь» считаем деятельностный подход в воспитании и обучении, который предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
Обоснование выбора системообразующей деятельности
построение учебно-воспитательного процесса на принципах деятельностного подхода:
- реально соответствует цели и задачам гуманистической воспитательной системы в коррекционной школе VIII вида;
- выражает коллективную потребность педагогов-дефектологов и является значимой для всех учащихся в силу их психических особенностей и потенциальных возможностей;
- педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой использования системообразующей деятельности в воспитании, так как позиции деятельностного подхода лежат в основе коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
- деятельностный подход не просто тесно связан с другими видами деятельности, а является основой как обучения, так и всех направлений воспитания, связан с другими подходами (индивидуализация и дифференциация, природосообразность, построение воспитательной среды, основанной на ключевых видах коллективной деятельности) и служит основным компонентом воспитательной системы;
- реально существуют финансовые, материально-технические, организационно-методические и социальные предпосылки для развития деятельностного подхода в школе (оснащение мастерских, кабинета СБО, актового- спортивного зала, организация общественно-полезного труда, трудовой бригады, дежурств классов по школе).
5.2. Функции гуманистической воспитательной системы школы.
- Развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности субъектов воспитания, на обеспечение развития коллектива школы;
- Интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- Регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, ученических и педагогических коллективов;
- Защитная, направленная на повышение уровня социальной защищённости уч-ся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на ребёнка;
- Компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, развитии его способностей;
- Корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности ребенка.
5.3. Сотрудничество учащихся, педагогов и родителей:
- участие родителей (законных представителей) в работе Совета школы, Педагогического совета, Совета профилактики;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия с приглашением родителей (законных представителей) учащихся;
- классные и общешкольные родительские собрания, заседания родительского комитета школы;
- консультирование родителей (законных представителей) педагогами, специалистами и администрацией школы;
- совместные с родителями Дни здоровья;
- классные и общешкольные тематические родительские собрания;
- экскурсии, однодневные совместные с родителями походы, поездки;
- концерты и выставки для родителей (законных представителей).
5.4. Субъекты и отношения гуманистической воспитательной системы.
5.4. Механизм реализации воспитательной системы
5.4.1. Программа реализации
Этапы | Сущность | Направление деятельности | Реализация в практике работы школы |
Становление воспитательной системы (2010 -2011 г.г.) | Организация и упорядочение воспитательной деятельности | Определение приоритетных направлений деятельности, конкретизация цели воспитания; складывание системы преемственности, создание целостного воспитательного коллектива школы
| Анализ воспитательного процесса. Создание модели воспитательной системы школы, разработка нормативно-правового обеспечения (внесение изменения в устав ОУ, принятие локальных актов, должностных инструкций), разработка программ, отражающих сущность модели ВС (программы «Из школы в жизнь» “Здоровье”, “Выбираем верные пути”, “Подросток в море проблем”); формирование социально-психологического единства педагогов, родителей, детей (изучение социально культурного потенциала воспитательного поля классными руководителями, психологом, администрацией школы) Организация активного взаимодействия субъектов воспитательного процесса. |
Развитие воспитательной системы (2011-2014 г.г.) | Усложнение и обновление содержания деятельности и структуры системы | Интенсификация процессов коллективо-образования | Развитие межвозрастного общения, усложнение системы преемственных отношений. Развитие ученического самоуправления, активизация деятельности психологической службы. Совершенствование форм и методов воспитания, освоение новых технологий воспитания. |
Функционирование воспитательной системы (2012-2015г.г.) | Интеграция видов деятельности; создание совокупного субъекта деятельности. | Жизнедеятельность школы в рамках системообразующей деятельности | Окончательное утверждение видов деятельности, использование педагогических технологий, направленных на ценностно-смысловое самоопределение учащихся; развитие ученических коллективов, системы самоуправления; совершенствование дополнительных образовательных программ, активное включение родителей в воспитательный процесс; активизация контактов с другими учреждениями; общественное признание деятельности ОУ. Оценка результативности системы внешними экспертами |
Обновление воспитательной системы (2014-2015г.г.) | Оформление ценностно- смыслового типа воспитательной системы | Качественный пере ход от системы воспитательной к системе социальной. | Расширение поля общественно- полезной деятельности, усиление интеграционных процессов. Мониторинг результативности для дальнейшего совершенствования системы. |
5.4.2. Ключевые направления работы с ученическим коллективом
Деятельностный подход лежит в основе интеграции ключевых направлений воспитательной системы школы:
- учебная и коррекционно-развивающая деятельность;
- социально-бытовая и профессиональная ориентация;
- трудовая и художественно-эстетическая деятельность;
- духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание;
- профилактика асоциального поведения;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- организация дополнительной занятости;
- самоуправление;
- социальное партнерство.
Интеграция основных направлений деятельности с учащимися.
- учебная и коррекционно-развивающая (уроки, коррекционные и факультативные занятия, индивидуальное педагогическое сопровождение учащихся);
-внеурочная (мероприятия в рамках предметных тематических недель);
-дополнительная образовательная (по художественной («Радуга», «Веселые нотки»), научно-технической («Мой компьютер») и социально-педагогической («Умелые руки») направленностям);
-диагностическая (мониторинг ЗУН, уровня воспитанности и личностного развития, психологических особенностей, склонностей и интересов, критериев социализации, целенаправленное изучение мнения учащихся);
-трудовая, социально-бытовая и профориентационная (общественно-полезный труд на территории школы, уборка классных кабинетов, работа в трудовых бригадах, внеклассные мероприятия по профориентции);
-физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая (спортивные мероприятия, дни здоровья, внеклассные мероприятия в рамках тематических декад «За здоровый образ жизни», соблюдение САНПИНов, охранительного режима, правил техники безопасности, диспансеризация, вакцинация, медицинское просвещение учащихся, педагогов и родителей);
- духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание (система ключевых общешкольных и классных дел, встречи, экскурсии, просмотры и обсуждения фильмов, театрализованные постановки, участие в районных и областных конкурсах в рамках программ «Мое Отечество» и «Дети. Творчество. Родина»);
- правовое воспитание и профилактика асоциального поведения (проведение правового просвещения на уроках обществознания и факультативе ОБЖ, Совет профилактики школы, встречи с представителями системы профилактики и правопорядка, индивидуально-профилактическая работа классных руководителей, психолога, социального педагога, внеклассные мероприятия в рамках декад правовых знаний и «За здоровый образ жизни», участие в конкурсах социальной рекламы, выпуски стенгазет, занятия и тренинги личностного роста, толерантности, бесконфликтного общения по программе психолога «Подросток в море проблем», арттерапия);
-ученическое самоуправление (структура: Общее собрание учащихся, Ученический Совет, отделения Совета, активы классов; деятельность: организация дежурства классов по школе, участие в социальных проектах, внеклассных мероприятиях, общественно-полезном труде и внеклассной деятельности, в Совете профилактики, самоконтроль, самодисциплина).
5.4.3. Ключевые направления работы с педагогическим коллективом
Направления деятельности | Формы работы |
Повышение квалификации | Аттестация, курсы НИРО |
Повышение педагогической компетентности | Самообразование, методическая копилка, портфолио, круглый стол по обмену опытом, открытые уроки и мероприятия, публикации в областных и Российских изданиях |
Повышение методической компетентности | Работа педагогического и методического советов, школьное методическое объединение учителей-предметников, школьное методическое объединение классных руководителей, воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования, участие в районных методических объединениях |
Диагностика и коррекция | Изучение приоритетов, микроклимата, выявление и разрешение проблем, учет достижений педагогического коллектива |
Информационно-правовое информирование педагогов | Знакомство на совещаниях, заседаниях педагогического совета с Уставом школы, локальными актами, Программой развития Школа-воспитательная система; должностные инструкции |
Единая общность педагогов, учащихся и родителей | Совместная досуговая, творческая, трудовая и социально-ориентированная деятельность |
5.4.4.Ключевые направления работы с родительской общественностью
Направления деятедльности | Формы работы |
Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей | Психолого-педагогический лекторий Участие в конференциях Открытые уроки и внеклассные мероприятия Индивидуальные тематические консультации |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Родительские собрания День открытых дверей Совместные творческие и спортивные дела Участие в развитии предметно-эстетической среды школы Семейные вечера Встречи с родителями-представителями рабочих профессий |
Участие родителей в управлении школой | Совет школы Родительский комитет школы Классные родительские комитеты |
Единая общность учащихся, родителей и педагогов | Совместная досуговая, творческая, трудовая и социально-ориентированная деятельность |
5.4.5. Средства реализации модели воспитательной системы.
Структура воспитательных и развивающих программ в рамках реализации воспитательной системы «Из школы в жизнь»
№ п\п | Вид и направленность воспитательной программы | Название программы\ Сроки реализации | Разработчики | Основные разделы, блоки, направления | Ключевые мероприятия |
1. | Целевая. Профилактика отклонений поведения, обучение бесконфликтному взаимодействию | «Подросток в море проблем» 1 год | Педагог-психолог высш.кв.кат. Сиднева Н.И. | Правовое Толерантность Личностный рост Общение Психологическое здоровье | Это должен знать каждый. Права и обязанности подростков. Умей правильно общаться. Я – Личность. Будь толерантен. Развитие позиции ненасилия. «Нет!» - вредным привычкам. Убежать от стресса. Охрана психологического здоровья. |
2. | Целевая. Профилактика правонарушений и употребления ПАВ. | «Выбираем верные пути» 2010-2012 | Зам.директора по ВР высш.кв.кат. Половинкина Е.Н. Соц.педагог первой кв.кат. Денисова Л.В. | Коррекционная работа с учащимися и семьями «группы риска». Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни. Профориетационная работа с учащимися с целью поиска своего места в жизни и осознания реальных жизненных перспектив. Правовое воспитание учащихся. Просветительская работа среди учащихся и родителей о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека. | Совет профилактики Взаимодействие с представителями КДН и ЗП, ПДН, ГИБДД, прокуратуры, МЧС, наркодиспансера, учреждениями культуры. Экскурсии в ПУ № 16 Традиционные мероприятия в рамках недели правовых знаний, недели профилактики наркомании и алкоголизма Внеклассная деятельность в рамках воспитательных программ классов Занятия психолога и социального педагога. |
3. | Целевая. ЗОЖ | «Здоровье» 2010-2014 | Директор школы первой кв.кат. Дубинина Л.В. Зам.директора по ВР высш.кв.кат. Половинкина Е.Н. Фельдшер школы высш.кв.кат. Хвостова Л.Г. | -укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами; -формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеклассных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей; -осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»; -разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий | Дни здоровья Мониторинг здоровья учащихся Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы Соблюдение охранительного и санитарно-гигиенического режимов Просвещение педагогов и родителей по здоровьесбережению детей Внеклассные мероприятия по данной теме в рамках воспитательных программ классов Традиционный совместный с родителями день здоровья Вакцинация Диспансеризация |
4. | Комплексная. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и профориентация | «Из школы в жизнь» 2010-2015 | Зам.директора по ВР высш.кв.кат. Половинкина Е.Н. | Общечеловеческие ценности Краеведение Патриотизм Гражданственность Этика и культура Профориентация | Общешкольные мероприятия в рамках: -декады матери, -декады семьи, -Дня победы, -Дня защитника Отечества, -Декады инвалидов, -Дня народного единства, -Недели правовых знаний, -Декад профориентации, Кл.часы: -«Моя малая Родина», -«Профессии наших родителей», -«Живи по закону, поступай по совести», -«Я люблю свою семью, школу, город», -«Светские и религиозные праздники», -«Я гражданин России», -«Выборы» и др. |
5. | Комплексная Социализация | «Преображение» 1-4 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Тренкунова А.А. | Трудовое Патриотическое Эстетическое Физическое Духовно-нравственное | Беседа-игра «Об аккуратности» Кл.час «Моя малая Родина» Кл.час «О чем я мечтаю» Дни здоровья Игровая эстафета «День защитника отечества» |
6. | Комплексная Социализация | «Источник добра» 1-4 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Бронникова О.А. | Нравственно-патриотическое Трудовое правовое | Игра «Мы такие разные» Конкурсная программа «Жизнь прекрасна» Игра-путешествие «профессии наших родителей» Кл.час «Живи по закону, поступай по совести» |
7. | Комплексная Социализация | «Я и мир вокруг нас» 1-4 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Веденеева Г.В. | Духовное Патриотическое Трудовое Эстетическое ЗОЖ Экологическое | Кл.час «Светские и религиозные праздники» Игра «Я люблю свою семью, школу, город» Кл.час «Мой главный труд-учеба» Игра-путешествие «По музеям и театрам» Кл.час «Я на страже своего здоровья» Кл.час «Я-часть природы» |
8. | Комплексная Социализация | «Счастливое детство» 1-4 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Немировченко А.А. | Духовное Патриотическое Трудовое Эстетическое ЗОЖ Экологическое Гражданско-правовое | Кл.час «Если добрый ты-это хорошо» Игра-путешествие «Мой родной город Павлово» Концерт День именинника Однодневный поход «Лекарственные травы» |
9. | Комплексная Социализация | «Планета детства» 5-9 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Носова О.А. | 5-7 классы «Я и моя малая Родина»: Я и моя семья Я и моя школа Я и мое здоровье 8-9 классы «Я и отечество»: Я и ЗОЖ Я и профессия Я и закон | Кл.час «Городок наш не у моря» Игра «Моя родословная» Кл.час «Этих дней не смолкнет слава» «Суд над вредными привычками» Диспут «Есть такая профессия-строитель» Деловая игра «Хочу. Могу. Надо. » |
10. | Комплексная Социализация | «Вместе в будущее» 5-9 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Тренкунова Л.М. | Трудовое Патриотическое Эстетическое Физическое Духовно-нравственное | «Путешествие по королевству книг» Игра «Леди и джентльмены» Кл. час «Добрый человек тот, кто зла не делает» Эстафета «Выше, быстрее. Сильнее» |
11. | Комплексная Социализация | «Выбери верный путь» 5-9 классы | Кл.руководитель первой кв.кат. Шеина Т.В. | Физическое, ЗОЖ Половое Правовое Профориентация Интеллектуально-познавательное | Кл.час «Детки в пивной клетке» «Права и обязанности ребенка» «Моя семья-мое богатство» «Никогда не поздно поумнеть» «Мы такие разные: девочки и мальчики» |
12. | Комплексная Социализация | «Мы вместе» 5-9 классы | Кл.руководитель высшей кв.кат. Астафьева Н.А. | Гражданско-патриотическое Трудовое Нравственное Профориентация ЗОЖ | Литературная композиция «Имя героя в сердце храним» Кл.час «Этот День Победы» «Я и мои привычки» Деловая игра «Кем быть» Ролевая игра «Мы-будущие родители» |
13. | Дополнительные образовательные программы Научно-техническая | Модифицированная «Мой компьютер» (6-9 классы) Модифицированная «Мой компьютер» (2-5 классы) | Педагог доп.образования Степанов А.С. Педагог доп.образования Сиднева Н.И. | Элементы компьютерной графики. Основы работы с фотографиями и рисунками. Элементарные навыки работы с текстовыми файлами. | |
14. | Дополнительные образовательные программы Художественная | Модифицированная «Радуга» (3-5 классы) Модифицированная «Веселые нотки» (2-9 классы) | Педагог доп.образования Писцова И.С. Педагог доп.образования Немировченко А.А. | Оригами. Декоративные росписи. Аппликация. Рисунок. Вокальный Изучение и исполнение муз.произведений. | |
15. | Дополнительная образовательная программа Социально-педагогическая | «Умелые руки» (1-6 классы) | Педагог доп.образования Тренкунова А.А. | Плоскостные и объемные мягкие игрушки. Аппликация из ткани. Вышивка. |
5.4.6. Особенность воспитательной системы и традиции школы.
Особенностью воспитательной системы является интеграция учебного, воспитательного, дополнительного образовательного процесса с коррекционными занятиями, с целью успешного решения коррекционно-реабилитационных задач школы.
В школе создается воспитательная система гуманистического типа. Главной ценностью для педагога был и остаётся ребёнок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника, гражданина России.
Воспитательная система | Воспитание | Коррекция и развитие | Модель выпускника. | |||
Обучение | Дополнительное образование | Социальное пространство школы |
Ядром воспитательной системы является детский, педагогический коллективы и родители (законные представители).
Задачей педагогического коллектива является развитие способности учащихся к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способности к саморегуляции, формированию познавательной и социальной активности.
Воспитание личности ребёнка – непрерывный процесс; он занимает как учебное, так и внеучебное время.
В соответствии с задачами интеграции определено многообразие содержания и форм организации воспитательной работы. Развитие и формирование личности ребёнка предполагает включение его в многообразные виды деятельности
Традиционные виды деятельности.
- Познавательно-информационная деятельность:
- предметные недели (предметные КВНы, оформление познавательных стенгазет с заданиями по предметам, тестирование, открытые уроки и внеурочные мероприятия по предметам);
- работа предметных кружков;
- тематические воспитательные и коррекционные недели (открытые классные часы, мероприятия с приглашением специалистов других учреждений, консультирование психологом и логопедом родителей и учащихся, развивающие игры, конкурсы, экскурсии в учреждения и организации и.т.д.);
- месячники по направлениям (ГО и ЧС, вакцинации, «Памяти павших в Великой Отечественной войне», благоустройства и т.д.)
- тематические выставки (рисунков, плакатов, поделок, изделий, изготовленных на уроках труда и в кружках).
- Спортивно-оздоровительная деятельность:
- Дни здоровья –ежемесячно (в том числе совместные с родителями);
- участие в соревнованиях зонального, районного, школьного масштабов;
- акции «Я выбираю ЗОЖ»;
- спортивные игры, турниры, туристические эстафеты;
- работа по Программе «Здоровье».
- Общественно-полезная деятельность:
- оформление клумб пришкольного участка, закреплённых за классами, группами;
- уборка закреплённой за классами, группами территории, месячник по благоустройству школьного двора;
- художественно-эстетическое оформление классов, групп, школы.
- Досуговая деятельность:
- школьные, районные и областные смотры, конкурсы;
- экскурсии;
- торжественные линейки;
- общешкольные праздники и концерты, конкурсы, фестивали, театрализованные представления, встречи с интересными людьми, просмотры и обсуждения тематических фильмов и презентаций, торжественные вечера, классные огоньки.
- Дополнительная образовательная деятельность:
В школе работают объединения дополнительного образования, реализующие модифицированные программы по следующим направлениям:
- Художественное- «Радуга»(ИЗО); «Веселые нотки»
- Социально-педагогическое - «Умелые руки»
- Научно-техническое -«Мой компьютер» (основы компьютерной грамотности) и «Мой компьютер (основы компьютерной графики)
Занятость воспитанников в объединениях 87%. Руководители объединений ориентируются на индивидуальные особенности учащихся. Каждый ребёнок может посещать несколько школьных объединений дополнительного образования.
5.4.7. Условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, как предпосылки успешного функционирования воспитательной системы.
Для функционирования воспитательной системы созданы все условия:
-определение классных руководителей, воспитателей, вожатого, педагогов дополнительного образования;
-осуществление педагогическое, психологическое, логопедическое, социальное и медицинское сопровождение учащихся;
проведение методические объединения классных руководителей, воспитателей, предметные объединения,
-работа системы повышения квалификации и улучшения материальных условия.
– наличие образовательного и воспитательного пространства для воспитания, обучения и развития детей;
– высокий уровень профессиональной подготовки педагогов;
– наличие модифицированных воспитательных и дополнительных образовательных программ;
– наличие исследовательской работы и использование результатов этой работы в личностно ориентированном воспитании;
– обеспечение коррекционно-развивающего пространства и социального партнерства.
– соответствие уровня воспитанности детей существующим критериям;
– овладение воспитанниками старших классов навыками и умениями в соответствии с «моделью выпускника».
Одним из принципов коррекционно-развивающей направленности в воспитании и обучении является осуществление лечебно-коррекционных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на диагностику, преодоление отклонений в развитии, предупреждение возникновения личностных деструктивных наслоений, усложняющих социализацию ребенка. Для достижения воспитанниками оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности необходимо моделирование различных вариантов воспитательно-образовательной среды с учетом психофизических особенностей воспитанников. Другими словами воспитательная система формирует конкретную среду, в которой ребенок формируется, и создаёт социально-педагогические условия как основной фактор развития.
5.4.8. Модель ученического самоуправления
В школе функционирует Ученическое самоуправление.
Рассматривает и обсуждает вопросы:
- активного включения в процесс образования учащихся школы;
- жизнедеятельность учащихся;
- вопросы учёбы;
- коллективные творческие дела;
- санитарное состояние классов;
- дисциплина учащихся;
- дежурство классов;
- трудовые дела.
Педагогический коллектив школы уделяет особое внимание развитию ученического соуправления, созданию условий для расширения сферы его деятельности.
Цель: совершенствовать деятельность детских органов самоуправления в системе школы, активизировать работу активов класса, и создать условия для реализации возможностей учащихся.
Структура:
Высший орган самоуправления: Общее собрание учащихся 5-9 классов (делегатами 1-4 классов выступают учителя начальной школы)
Исполнительный орган: Ученический Совет (в него входят по 3 представителя актива классов), возглавляет Совет председатель.
Ученический Совет: (функции отделений см.приложение № )
Отделение «Физорги»
Отделение «Умельцы»
Отделение «Патруль»
Отделение «СМИ»
Отделение «Затейники»
VI СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Совет школы
Директор
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Управление социаль-
но- психологической и здоровьесбе-регающей работой
Административное совещание
ПМП консилиум
Совет профилактики
Программа
« Здоровье»
ЛФК, ОБЖ, СБО
Дни здоровья
Управление образовательным процессом
Управление кадрами
Дефектологический всеобуч
Метод. совет
Педагогический совет
Работа узких специалистов
с педагогами , родителями, учащимися
ШМО учителей предметников и учителей начальных классов
Индивидуальная работа с кадрами
Обобщение передового педагогическо-
го опыта
Совещания при зам. директора по УВР
Диагностика педагогических кадров
Внутришколь
ный контроль
Повышение профессиональной компетентности педагогов
Социальный заказ на воспитание гармонично развитой, социально успешной личности гражданина и патриота
Управление воспитательным процессом
Управление работой по профориентации
Управление взаимодействием школы и социума
Педсовет,
ШМО кл.рук. и восп. ГПД.
Диагностический блок
( психолог)
Родители
ПДН, КДН и ЗП
ПУ № 16, ЦЗН
Совещания при зам. директора по ВР
Реальные жизненные перспективы
( соц. педагог, психолог)
Организация внеклассной работы
Совещания с мастерами ПУ
Краев. музей
Наркодиспансер
Детская полик-ка
Центр реаб-тации
ДД(ю)Т, ДК
Школы города
УСЗН
Педагогический совет
VII Результативность функционирования воспитательной системы
Главными показателем результативности воспитательной системы считаем:
-построение единого социального пространства школы;
-соответствие реального личностного развития выпускника существующей «Модели выпускника школы».
Ожидаемый результат личностного роста учащихся
- 1-4 класс. Формирование ценностного отношения к природе, здоровью и нормам культурной жизни.
- 5-7 кл. Формирование представлений о человеке, как субъекте и высшей ценности на земле и его социальным ролям (человека, патриота, гражданина).
- 8-9 кл. Формирование жизненной позиции для индивидуального выбора пути
Критерии результативности.
Исходя из цели воспитательной системы, главными критериями результативности считаем показатели личностного роста учащихся, воспитательного потенциала педагогов и родителей, оценку социума:
Учащиеся | - уровень сформированности устойчивой положительной мотивации школьников к учебной и трудовой деятельности; -адекватность самооценки, уровня притязаний и видения реальных жизненых перспектив; -качественный показатель социализации выпускников (поступление в ПУ); -уровень коммуникативной и социальной компетентности учащихся; - состояние интеллектуального базиса социализации (уровень обученности и оценка качества знаний); -уровень воспитанности (сформированности нравственных понятий, моральных норм, поведения); |
Педагоги | -повышение педагогической компетентности и воспитательного потенциала педагогов; -сформированность общности педагогов и детей. |
Родители | Уро -уровень мотивации родителей на специальным образом организованное обучение, воспитание и заинтересованность в личностном росте и социализации детей |
Социум | -оценка социумом деятельности Школы-воспитательной системы; - уровень принятия социумом учащихся и выпускников школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовые аспекты учебно–воспитательного процесса как основа будущей социализации детей с ограниченными возможностями
Доклад на VIII Международной конференции дефектологов 15 ноября 2012 года...
Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями по предмету "Лепка".
В данной статье рассматривается система занятий и примерный учебно- тематический план для занятий по предмету "Лепка" с учеником с ограниченными возможностями (аутизм)....
Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....
Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...
Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Статья по теме «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье анализируются различные реализации педагогических методик по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере дополнительного образования....
Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...