Урок-исследование Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Вид: урок усвоения новых знаний.
Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения
(организация групповой работы)
Цели урока:
- Обучающая: обучение работе с текстом; работа с понятием «эпитет».
- Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.
- Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_issledovanie_teplyy_hleb.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского
«Теплый хлеб»
Вид: урок усвоения новых знаний.
Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения
(организация групповой работы)
Цели урока:
- Обучающая: обучение работе с текстом; работа с понятием «эпитет».
- Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.
- Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.
План урока :
- Обмен впечатлениями о сказке «Теплый хлеб».
- Викторина по сказке.
- Беседа по содержанию сказки.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия 2 ч., иллюстрации к сказке, карточки с заданиями.
Словарная работа: эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Обмен впечатлениями о прочитанном.
- Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей сам автор?
2. Проверка знания текста и внимательности.
(Работа проводится в форме викторины.)
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1. Какой масти был раненый конь? Вороной
2. Кто взял себе коня? Мельник
3. Какое прозвище имел Филька? Ну тебя
4. Что сделал Филька с куском хлеба после
того, как ударил коня? Кинул в снег
5. Что случилось в природе после этого? Метель и сильный мороз
6. Сколько лет назад был такой же мороз? Сто
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? От злобы
8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату
9. Что посоветовал Фильке Панкрат? Изобрести спасение от стужи
10. Сколько времени дал Фильке Панкрат? Час с четвертью
11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока
12. Что придумал Филька? Продолбить лед на реке
13. Что сделали люди для своего спасения? Продолбили лед около мельни
цы
14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Позвала теплый ветер
15. Что понес Филька раненому коню? Буханку свежего хлеба
16. Что конь сделал после того, как съел хлеб? Положил голову на плечо Филь-
ке
17. Почему сердилась сорока? Ее никто не слушал
3. Беседа по содержанию сказки.
- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?
- Как характеризует прозвище мальчика Фильку?
- В чем была жестокость Филькиного поступка? Прочитайте и прокомментируйте этот эпизод.
- Как с помощью пейзажа (изображение начавшейся метели) Паустовский выражает свое отношение к произошедшему?
- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Найдите и прочитайте рассказ бабки о том, что произошло 100 лет назад.
- Как понять слова бабки об «охлаждении сердца»?
- Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
- Почему Филька был уверен, что деревенские ребята поддержат его?
- Что, по-вашему, спасло людей?
- Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, чудесным?
- Почему все радовались примирению коня и Фильки?
Перескажите эпизод примирения коня и Фильки.
- Почему сказка так называется?
4. Работа с иллюстрациями.
- Работа в группах.
1. Беседа.
- Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)
- Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).
- Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы читали? На основе чего они были созданы?
- Давайте займемся исследовательской работой и посмотрим, действительно ли произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» сказка.
2. Работа по группам.
Задание для группы № 1 «Исследователи».
Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определите черты народной и авторской сказки.
Задание для группы № 2 «Исследователи».
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?
Задание для группы №3 «Исследователи».
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
(Во время работы делается запись в тетрадь «Черты народной сказки в произведении»)
Задание для группы № 4 «Сказочники».
Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?
IV. Подведение итогов урока. Оценки.
Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.
- А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)
V. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюра «О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"
Урок был дан в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...
Урок по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
урок по произведению К Г Паустовского "Теплый хлеб"...
Урок по теме "Черты народной сказки в произведении" К. Паустовский "Теплый хлеб"
Разработка открытого урока по литературе в 5 классе. Направлена на развитие навыков комментированного чтения....
Технологическая карта библиотечного урока в 5 классе по теме: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).
Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.Планируемые результаты изучения темы:Предметные умения:...
Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""
Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""...
Тема добра и зла в произведении К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственное воспитание при изучении сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" На уроке применены следующие методы и приемы: прием "Яркое пятно", прием "Удивляй", проектно-и...