Урок по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Кошеленко Юлия Александровна

урок по произведению К Г Паустовского "Теплый хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proizvedeniyu_k.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по произведению К. Паустовского «Теплый хлеб»

Тема «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»

Цели и задачи:

  1. Нравственное формирование личности на примере литературного произведения
  2. Умение самостоятельно формулировать свою точку зрения и аргументировать ее
  3. Пробуждать в детях чувство доброты, милосердия, сострадания по отношению к животным
  4. Вырабатывать умение соотносить свой жизненный опыт и поступки героев
  5. Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа произведения

Ход урока

Постановка проблемы:

 Нужны ли в жизни доброта и сострадание?

Первая учебная ситуация

Ребята, давайте вспомним сказку   Андерсена «Снежная королева».

-  Кто главные герои сказки?

-  Каким был Кай до встречи со Снежной Королевой?

-  Каким стал, когда Снежная Королева заморозила его сердечко?

-  Кому удалось растопить льдинку в его сердце, чтобы он по-прежнему стал тем добрым мальчиком?

-  Как? (Да, любовью, добротой, горячими слезами)

Доброта способна спасти человеческое сердце, возродить его. Доброта способна совершить чудо.

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. Поможет нам в этом сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». А называется наш урок -

«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».

Какие слова вы считаете главными в названии урока?

Эпиграф к нашему уроку я не подобрала, вы мне поможете это сделать.

У вас на партах лежит раздаточный материал, там несколько высказываний. К концу урока я попрошу вас выбрать одно высказывание, которое могло бы стать эпиграфом к уроку, по вашему мнению.

Вторая учебная ситуация

Кто главный герой сказки? Какой он?

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

У него не было родителей, воспитывался он бабушкой.

Делаем вывод о герое: на доске написаны слова

Молчаливость

Грубость

Недоверчивость

 Неласковость

Несговорчивость

(Даже жестокость)

Это все о Фильке.

Третья учебная ситуация

Что произошло с Филькой?

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

Как вы оцениваете этот поступок?

Вывод: Филька плохо поступил. Этот поступок можно назвать жестоким. Нельзя обижать животных, никого нельзя обижать.

Каждый плохой поступок имеет свои последствия.

Четвертая учебная ситуация

 И что случилось дальше?

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. 

Случайно ли все это произошло?

Как ведет себя Филька?

Что еще больше испугало его?

Что рассказала бабушка Фильке?

Похожи ли эти поступки?

 Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. - Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни.

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

Как вы понимаете, ребята, слова «охлаждение сердца»?

Значит, сердце злое. Замерзло сердце от жестокости, от злых поступков.

Можно ли помочь человеку со злым сердцем? Каким образом?

Вывод: «Нужно надеяться, что поправит дурной человек свое, злодейство», исправит плохой поступок, раскается в нем, попросит прощения, постарается загладить свою вину.

Пятая учебная ситуация

Кто помог Фильке исправить свой поступок, измениться?

Панкрат. Он сказал:

Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

 Фильке помогла вся деревня.

Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Шестая учебная ситуация

 А кто еще помог Фильке?

Сорока, она принесла теплый ветер. Лиса. Что это за персонажи? В каких произведениях встречаются?

Правильно, в сказках. Что еще сказочного в этом произведении?

Природа (пейзаж). Как меняется состояние природы на протяжении всего произведения?

Сначала было тепло, потом наступила стужа и лютый мороз.

Вывод: сама природа всеми силами восстает против злого поступка.

Седьмая учебная ситуация

Почему спасали именно мельницу?

Все люди взялись за дело. Кололи лед, и не заметили, как потеплело на улице. Запахло весной. Мельница, наконец, заработала. По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

Почему от всех невзгод человека может спасти коллективный труд?

Труд облагораживает человека, сплачивает людей. Работая вместе, люди поддерживают друг друга, помогают друг другу ради общего дела, нужного всем.

Восьмая учебная ситуация

Чем заканчивается произведение? Примирением Фильки и коня.

Не только человеку извинение требуется.

Прочитаем последние строки.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.


Филька плачет. А в начале произведения кто плакал?


Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Что мог шепнуть Фильке конь?

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

Изменился ли Филька? Каким он стал?                           Доброта

Добрым стал.                                              Милосердие

Друзья появились.                                      Дружба                    На доске

Перестал говорить «Да ну тебя!»              Сострадание

Научился сострадать, сочувствовать.       Сочувствие

Научился жалость проявлять.                    Жалость

Филька был такой….., а стал…….

Что это за слова, ребята? Антонимы.

Девятая учебная ситуация

А теперь обратимся к главному вопросу -

Нужны ли в жизни доброта и сострадание?

Вывод: совершая добрые дела, человек становится чище. Доброта всегда побеждает. Если тебя окружают добрые люди, тебе тоже хочется стать добрее.

Прочитайте слова, которые лежат у вас на парте. Какие слова, по вашему мнению, можно взять эпиграфом к уроку? Почему?

Десятая учебная ситуация

Я надеюсь, что в вашей жизни найдется место доброму делу.

Представьте, что Филька – это мальчик, которого вы знаете. Что бы вы захотели сказать ему или, может, посоветовать? Напишите об этом. Это и будет вашим домашним заданием.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почувствуйте вкус слова "доброта" (по произведению К.Паустовского "Тёплый хлеб")

Через восприятие произведения расширить представления детей о доброте с точки зрения нравственного смысла....

Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"

На первом этапе урока повторяются  начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы.  Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Урок по произведению К. Паустовского «Теплый хлеб»

урок содержит конспект, презентацию...

Урок по теме "Черты народной сказки в произведении" К. Паустовский "Теплый хлеб"

Разработка открытого урока по литературе в 5 классе. Направлена на развитие навыков комментированного чтения....

Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...

Урок литературы в 5 классе Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Урок  побуждает обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки, нацелен на поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого ...