Программа по этнокультурному воспитанию учащихся «Мой многонациональный край»
проект
1. Актуальность проблемы
В последнее время отмечается бурное возрождение этнонациональных процессов, охватывающих все аспекты общественной деятельности. Решение проблемы этноса относится к числу глобальных мировых проблем.
Этническая культура, построенная на целостности, согласованности мировоззрения, способствует формированию гармоничного и целостного индивида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 594.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №7» с. Старомарьевка
Грачёвского муниципального района Ставропольского края РФ
Программа по этнокультурному воспитанию учащихся
«Мой многонациональный край»
Программа разработана учителем английского языка высшей квалификационной категории
Акобян Асмик Тельмановной
Программа предусмотрена для 5-11 классов
С. Старомарьевка, 2019г
«… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».
Президент Российской Федерации
Владимир Владимирович Путин
Цель программы :
Воспитание у подрастающего поколения доброжелательного отношения, уважения к традициям людей разных национальностей, а также привить гордость и уважение к своим корням.
Задачи :
- формирование уважения и интереса к различным культурам и народам, населяющим Ставропольский край;
- развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления;
- развитие патриотических чувств у подрастающего поколения.
Пояснительная записка
- Актуальность проблемы
В последнее время отмечается бурное возрождение этнонациональных процессов, охватывающих все аспекты общественной деятельности. Решение проблемы этноса относится к числу глобальных мировых проблем. Эта проблема актуальна особенно в нашем многонациональном государстве. Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.
И не случайно, что уже несколько лет как проводиться Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», прирученный ко Дню народного Единства, цель, которого является способствование укреплению общероссийской гражданской идентичности.
Школа не может оставаться в стороне от этих процессов и обязана тщательно и всесторонне изучить проблему этнокультурного развития и организации образования в соответствии с изменениями не только в экономических условиях но и с учетом особых национальных эффектов. Одна из задач формирования этнической культуры - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Конечно, понятие патриотизм выходит за рамки национального, часто приобретает государственный колорит, но изначально географически локализуется по месту рождения и социальной среды на ранних этапах жизни человека. В настоящее время понятие «патриотизм» также отражает гражданскую позицию человека и в то же время защиту национальных интересов. Патриотизм рассматривается как неотъемлемая черта этничности, естественное свойство личности. Он начинается с любви к матери, красоте родных мест и перерастает в чувство гордости за свою Родину, за своих людей, перерастает в настоящее проявление патриотических убеждений и чувств через поступки. Правильно организованный процесс патриотического воспитания устраняет этноцентрические тенденции, развивает представление о том, что такое родина. На основе понимания культурной уникальности своего народа ученик формирует в себе интернационализм, гражданственность и гуманизм.
Построение воспитательного процесса на этнокультурных традициях придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, нравственно-духовной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции, в частности, пробуждают в учениках генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, значительно повышают эффективность образовательного процесса.
Этническая культура, построенная на целостности, согласованности мировоззрения, способствует формированию гармоничного и целостного индивида.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания через посещения музеев, национальных общин, исторических мест и организацию мероприятий посвященных дружбе народов.
Вся история России - это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений этносов. Сила России — в ее народе, в ее многонациональности.
- Знакомство с этническими группами и диаспорами Ставропольского края
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
[Тарабукин Максим, ученик 11 класса МОУ "СОШ" с.Деревянск]
Россия - многонациональная страна, где проживают около 200 народов и этнических групп. Именно поэтому вопросы межнациональных отношений являются главными для нашего общества. Это видно по первым строкам Конституции Российской Федерации. В Преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» (статья 42)
Ставропольский край тоже является многонациональным регионом. Диаспоры Ставрополья и их национально – культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов в крае и во всем северокавказском регионе. В крае действует 20 НКА (национально – культурные автономии) которые представляют народы Дагестана, армян, греков, немцев, корейцев, туркмен. Зарегистрировано 70 национально – культурных организаций, включая славянские (на начало 2003).
Сегодня на фоне глобализации мировой интерес к диаспорам как к социально-политическому и этнокультурному феномену чрезвычайно возрастает. Растущая роль и влияние диаспоры становится чрезвычайно важным явлением на международной арене. Диаспора может способствовать реализации внешнеполитических целей государства. В качестве мобилизованных групп с сильным чувством идентичности диаспоры могут играть свою роль как во внутренней, так и в международной политике. Более того, многие исследователи миграционных процессов говорят, что помимо их финансовой и материальной ценности диаспоры приносят интеллектуальный, политический, социальный и культурный капитал, связывающий родное государство с принимающим государством во всем мире.
Доказано что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, помогает воспитать любовь не только к России, но и к своим корням, к своей нации, что помогает воспитанию толерантного отношения к представителям других наций. Каждая национальность, сохраняя свои традиции и культуру, вносит свою "лепту" в развитие общей культуры той страны, где проживает.
Старомарьевка также является многонациональным населённым пунктом. Она населена армянами, лезгинами, даргинцами, чеченцами, азербайджанцами, табасаранцами... Каждый год социальный педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Хохлова Валентина Федотовна проводит анкетирование среди учащихся нашей школы. Вот как выглядит национальный состав школы за последние 3 года.
Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7
с. Старомарьевка на 01.09.2019г
№п/п | Национальность | % |
Русские | 61,7 | |
Армяне | 23,5 | |
Даргинцы | 4,1 | |
Чеченцы | 1,1 | |
Аварцы | 1,5 | |
Лезгины | 3,9 | |
Азербайджанцы | 1,2 | |
Цыгане | 1,5 | |
Табасаранцы | 0,7 | |
Ассирийцы | 0,1 | |
Туркмены | 0,2 | |
Карачаевцы | 0,3 | |
Сирийцы | 0,1 | |
Итого | 742 учащихся | 100 |
Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7
с. Старомарьевка на 01.09.2018г
№п/п | Национальность | % |
Русские | 61,2 | |
Армяне | 23,6 | |
Даргинцы | 3,8 | |
Чеченцы | 1,0 | |
Аварцы | 1,0 | |
Лезгины | 4,1 | |
Азербайджанцы | 2,1 | |
Цыгане | 0,9 | |
Табасаранцы | 0,7 | |
Сирийцы | 0,1 | |
Туркмены | 0,3 | |
Итого | 734 учащихся | 100 |
Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7
с. Старомарьевка на 01.09.2017г
№п/п | Национальность | % |
Русские | 62,9 | |
Армяне | 23,3 | |
Даргинцы | 4,4 | |
Чеченцы | 0,8 | |
Аварцы | 1,4 | |
Лезгины | 3,8 | |
Азербайджанцы | 1,7 | |
Табасаранцы | 0,07 | |
Другие | 0,98 | |
Итого | 709 учащихся | 100 |
Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод и коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение различных культур, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Одним из любимых ежегодных фестивалей, организованных завучем по организационной части МКОУ СОШ №7 Чвалун Галиной Леонидовной, являются утренники, посвященные дружбе народов Кавказа. Учащиеся школы независимо от национальной принадлежности с огромным удовольствием принимают участия, представляя тот или иной народ Кавказа.
В 2018-2019 учебном году Агаекян Сабрина Аветиковна, ученица 9 класса написала исследовательскую работу «Роль диаспор в политической, экономической и культурной жизни государства». (Научный руководитель Акобян А. Т.) Цель данной работы изучение истории возникновения различных диаспор и их роли в жизни государств. В своей работе она доказала выдвинутую гипотезу: диаспоры играют уникальную роль в международных отношениях, потому что они находятся между двумя странами, разделяют две культуры, имеют эмоциональные инвестиции в двух странах и сохраняют социальные связи в двух обществах.
В том же учебном году Акинин Михаил Дмитриевич, ученик 11 класса провел исследовательскую работу по теме «История и развитие русско- армянских отношений на примере села Старомарьевка». (Научный руководитель Акобян А. Т.) С данной работой он выступил на Международном конкурсе «Лестница наук», проходящем в подмосковном городе Электрогорск, и занял второе призовое место. А также, третье призовое место в краевом конкурсе исследовательских работ, организованных Малой Академией Наук города Ставрополь.
Данные работы опубликованы в сети интернет и в печатных изданиях, в том числе в научном журнале для старшеклассников и учителей «Международный школьный научный вестник».
https://school-herald.ru/ru/article/view?id=933
https://school-herald.ru/ru/article/view?id=937
- Ожидаемые результаты:
- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- понимание взаимосвязи искусства, истории и литературы народов, населяющих наш край.
Таким образом, этнокультурное воспитание школьников, которое приобрело особую актуальность в настоящее время, обеспечивает формирование этнокультурной самоидентификации. Оно является необходимой основой духовно-нравственного формирования личности и условием интеграции в мировую культуру. Процесс формирования этнокультурной личности от восприятия этнической культуры до вовлечения в активную этнокультурную деятельность должен быть придан системообразующий характер.
Программа по этнокультурному воспитанию учащихся 5-11 классов
«Мой многонациональный край»
Сроки | Виды деятельности | Задачи |
1 класс. «Мой дом, моя семья» | ||
Сен-тябрь |
| Знакомство с сельскими достопримечательностями и с народами, населяющими с. Старомарьевка |
Ок-тябрь |
| Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми; рассказ о своих корнях. Воспитывать в детях любовь и уважение к семье, к своей малой Родине и побуждение интереса к своей исторической Родине. |
Но-ябрь |
| Классный час по теме «Мы против фашизма», ознакомление учащихся с событиями 1938г, получившими название «Хрустальная (стеклянная) ночь». Облагораживание еврейской могилы. |
Де-кабрь |
| Ознакомление учащихся с культурой народов, населявших наш край, через посещения мероприятий, организованных диаспорами. Армянская национально - культурная организация «Наири», региональная национально-культурная автономия немцев «Видергебурт», Краевое НКО славян , Ставропольская краевая молодежная общественная организация греков "Эллас", центр культуры народов Дагестана, " Грузинская национально-культурная автономия в г.Ставрополе «Имеди»… |
Ян-варь | 1.Развлекательное мероприятие «Рождество. Традиции и обычаи моего народа». 2.Викторина «Народы, населявшие мой край, мое село». | Сбор информации о проведении Рождества у разных народов. Организация мероприятий с традиционными блюдами народов, подаваемых на рождественский стол. |
Фе-враль |
«Я « Я будущий защитник Родины »
| Выяснить, что знают дети о службе в армии. Как относятся мальчики к тому, что им предстоит служба в Российской армии. |
Март | 1.Семейные посиделки «Три девицы под окном». 2. Поездка в краеведческий музей в город Ставрополь. 3.Фольклорный праздник (обрядовые песни) | Познавательно-развлекательная программа с мамами, бабушками и учащимся. Знакомство с традициями разных народов. Когда и как отмечаются дни женщин и матерей у разных народом. |
Ап-рель | 1. Ежегодный интернациональный фестиваль «Кавказ - наш общий дом» 2. Экскурсия по историческим местам Ставрополя. | Прививать интерес к традициям своего народа, учить замечать необычное в обычном, развивать художественный вкус. |
Май | 1.Исследовательская работа «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». 2. Возложение цветов на Еврейской моглена окраине с. Старомарьевка 3. Посещение памятника неизвестного солдата в с. Старомарьевка | Воспитание патриотических чувств к малой Родине и её жителям. Ознакомление с героями ВОв, представителями разных народов. Привитие любви и гордости к своему народу, к свои корням и к нашей общей Родине, к России. |
Список Информационных источников
Консультанты :
- Чвалун Галина Леонидовна - учитель географии, завуч по организаторской части МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка, создатель школьного музея «Кавказ- наш общий дом».
- Акинина Елена Викторовна – учитель русского языка и литературы
- Хохлова Валентина Федотовна- соц. педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
- Представители разных народов, жители с. Старомарьевка.
Литература и интернет источники:
- Б. Т. Аванесов «Армянская община города Ставрополя (1808- 1918гг). Ставрополь 2001г
- Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы А839 Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов- на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. – 416 с. – ISBN 978-5-4358-0030-2
- Ефим Файнер «"Евреи Ставрополья. История в документах и фактах"
- В. Бентковского, Г.Н. Прозрителева, А.С. Собриевского, А.И. Твалчрелидзе «Памятные книжки Ставропольской губернии»
- Герман Беликов «Старый Ставрополь». Ставрополь 2009
- Герман Беликов «Ставрополь – врата Кавказа».
- Robin Cohen “Global Diasporas” second edition. First published 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы
Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ Рогачевской сош
Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На п...
ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.
Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся МОУ "Средняя школа №36" г.о.Саранск Мордовия
Данная прграмма разработана на 2013-2014 учебный год....
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Мир...
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека. Интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей н...