Определение уровня развития словесно-логического мышления
тест (5, 6 класс)
Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_urovnya_razvitiya_slovesno-logicheskogo_myshleniya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение уровня развития словесно-логического мышления
Любовь Переслени, Татьяна Фотекова
(Познавательные УУД)
Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
1 субтест
Инструкция: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?
- Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.
- Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм,
- сентиментальность, равнодушие.
- Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.
- Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.
- Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.
- Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.
- Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.
- Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.
- Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.
- Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.
2 субтест
Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.
- Лист, почка, кора, чешуя, сук.
- После, раньше, иногда, сверху, позже.
- Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
- Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
- Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
- Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.
- Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.
- Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
- Секунда, час, год, неделя, вечер.
- Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
3 субтест
Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.
- Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.
- Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.
- Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.
- Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.
- Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.
- Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.
- Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.
- Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.
- Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
- Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.
4 субтест
Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.
- Любовь, ненависть
- Герб, флаг.
- Барометр, термометр.
- Крокодил, черепаха.
- Землетрясение, смерч.
- Рим, Вашингтон.
- Умножение, вычитание.
- Повесть, рассказ.
- Африка, Антарктида.
- День, ночь.
Обработка
1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.
2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.
3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».
4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.
В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).
ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.
Интерпретация:
Предполагается 4 уровня успешности:
Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)
Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)
Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)
Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)
Варианты ответов для 4 субтеста
балл (первая попытка) | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Чувства | Символы, геральдика | Измерительные приборы (измерители) | Пресмыкающиеся (рептилии) | Природные явления, стихия | Столицы | математические действия | Проза, прозаические произведения | Материки (континенты) – части света | Время суток, сутки | ||
0,5 балла (вторая попытка) | |||||||||||
– | Знаки | Приборы | Земноводные, водоплавающие | Природа, бедствие | Города | Математика, действия | Литература, литературный жанр, произведения | – | – |
ПРОТОКОЛ
Дата____________________Ф.И.__________________________________________________________________
Дата рождения (год, месяц, число)________________ Место жительства______________________Семья: полная, неполная (нужное подчеркнуть).
Занятия родителей: мать___________________________________________ отец___________________________________________
Успеваемость (обобщенная оценка)__________________________________
Результаты обследования:
Общий балл за весь тест_______________ балл за 2-ю попытку_______________% успешности__________ продолжительность обследования______________
Дополнительные сведения о ребенке__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Сводная таблица данных
№ п/п | Ф.И. | возраст | Оценки за: | Балл 1 попытка | Балл 2 попытка | Общий балл за тест | % успешности | Уровень успешности | |||
1 субтест | 2 субтест | 3 субтест | 4 суьтест | ||||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6. | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида
При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова (Познавательные УУД)
Цель: изучение словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД....
Сводная таблица определения уровня развития словесно – логического мышления Л. Переслени, Т.Фотековой (познавательные УУД)
Способность к определению логических операций сравнения, обобщения, анализа, классификации, установлению аналогий, отнесение к известным понятиям...
Сводная таблица определения уровня развития словесно- логического мышления
Сводная таблица определения уровня развития словесно-логического мышления...
Методика "Определение уровня развития словесно-логического мышления"
Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.Регистрация данных: групповая форма проведения.Необходимые материалы: регистрационный бланк, ...
Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова
Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.Регистрация данных: групповая форма проведения.Необходимые материалы: регистрационн...