проект "Ранняя профориентация"
проект
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад №272 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.Казани
Проект
«Ранняя профориентация детей
дошкольного возраста»
разработали педагоги : учитель – логопед Волкова Д.С.
учитель – логопед Русинова С.П.
Казань 2019
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………….3
1.1. Актуальность проекта………………………………………...……….3
1.2. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. …….…4
2. Цель и задачи проекта………………………………………………..…5
3. Теоритическое и методологическое обоснование проекта….….……6
4. Механизм реализации инновационного проекта………………..……8
4.1. Основная идея инновационного проект……………………….…….8
4.2. Новизна инновационного проекта………………….………….….…9
5. Участники проекта……………………………….…………..………..10
6. Длительность проекта…………………………………….….………..10
7. Ожидаемые результаты…………………………………….…………10
8. Формы реализации проекта………………………….….…………….11
9. Проектируемые этапы инновационного проект………….…….……12
10. Перспективы использования проекта……………………………….15
11. Продукты проекта…………………………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………….16
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_butafor.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад №272 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.Казани
Проект
«Ранняя профориентация детей
дошкольного возраста»
разработали педагоги : учитель – логопед Волкова Д.С.
учитель – логопед Русинова С.П.
Казань 2019
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………….3
1.1. Актуальность проекта………………………………………...……….3
1.2. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. …….…4
2. Цель и задачи проекта………………………………………………..…5
3. Теоритическое и методологическое обоснование проекта….….……6
4. Механизм реализации инновационного проекта………………..……8
4.1. Основная идея инновационного проект……………………….…….8
4.2. Новизна инновационного проекта………………….………….….…9
5. Участники проекта……………………………….…………..………..10
6. Длительность проекта…………………………………….….………..10
7. Ожидаемые результаты…………………………………….…………10
8. Формы реализации проекта………………………….….…………….11
9. Проектируемые этапы инновационного проект………….…….……12
10. Перспективы использования проекта……………………………….15
11. Продукты проекта…………………………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………….16
1.Введение
1.1.Актуальность
В современном мире компьютерных технологий особое внимание государственной политики направлено на образование. Большое значение в этой связи отводится дошкольному образованию. Перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ. Дошкольное учреждение – первая ступень единой непрерывной системы образования. Именно в ДОУ формируются базовые знания о профессиях; дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Система знаний о профессиях формируется у детей в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка.
В детском саду необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности является основой ранней профориентации.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. С переходом нашей страны к рыночной экономики начали появляться новые профессии. Появилась реклама и специалисты, создающие эту рекламу: пиарщики, бренд-менеджеры, маркетологи. Появлению новых профессий: финансовые аналитики, ипотечные брокеры и биржевые маклеры поспособствовало развитие сферы банковских услуг и кредитования населения. Появились новые профессии, связанные с обслуживанием ПК и созданием локальных сетей: системные администраторы, специалисты по информационной безопасности, программисты.
Как же ребенку, доступно для его понимания объяснить кто такой эколог, менеджер, визажист, программист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии ведь даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же научить ребенка выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? Ведь правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Для взрослых профессия – дело всей жизни. Для ребёнка дело его жизни на этом этапе – игра. Поэтому наши дети играют в профессии. Наша задача представить детям как можно больше материала для игры и познакомить их с новыми неизвестными профессиями.
Наблюдая за детьми, мы убедились, что они не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях. Хотя в настоящее время стали появляться отдельные публикации по ознакомлению детей с профессиями экологов, дизайнеров, программистов и др, но все эти материалы разрознены и бессистемны.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
1.2. Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, в т.ч. редких.
2.Цель и задачи проекта
Цель: Формирование у детей интереса к различным профессиям, в частности к редким профессиям, на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
- разработать и реализовать проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
- Создать и апробировать виртуальные дидактические игры, видеоролики, презентации, экскурсии для изучения в интерактивных мастерских;
- создать в ДОУ необходимую РППС для реализации проекта;
- Разработать план совместной работы с родителями по расширению знаний детей о профессиях.
Задачи для детей:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- познакомить детей с редкими профессиями, способствовать проявлению интереса к этим профессиям;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
- обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
- Задачи для родителей:
- побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к совместной деятельности с детьми;
- оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
3 Теоретические и методологические обоснования проекта:
Проблему приобщения дошкольников к труду отмечали в своих работах выдающиеся педагоги прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основной задачей воспитания в труде К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
В современной педагогической науке в вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий- это процесс, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий:
- Технология проектной деятельности). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В данном случае профориентации. (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). самореализации. Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Профессии»
- Технология интегрированного обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей. (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова)
- Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие
человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
- мультимедийные презентации; (наглядность, с использованием видеофрагментов)
- виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
В инновационном проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников..
Изучение особенностей различных профессий, в т.ч. редких, будет проводиться через прием «погружения в профессию», посещение рабочих мест, рассматривание наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Для реализации поставленных задач будут привлечены социальные партнеры.. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
4. Механизм реализации инновационного проекта.
4.1 Основная идея инновационного проекта: Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с редкими профессиями. На это направлена сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельности по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.
Согласно возрастным особенностям детей в группах должны быть оборудованы профессиональные мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какие бывают редкие профессии.
Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.
Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, игровым центром больницы, сюжтно-ролевой игрой «Спасатель» и т.д. игровыми центрами в группах.
Мастерская - «Театр» представлена театральной ширмой, занавесрм, костюмами, куклами для кукольного и пальчикового театра, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя театральные профессии: актер, режиссер, сценарист, оператор, бутафор, звукорежиссер, осветитель и др.
За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.
Так же важна организация психолого- педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость. Предполагаются взаимо-посещения и встречи с представителями редких профессий для формирования знаний и приобретения детьми опыта общения с людьми и возможности расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.
4.2. Новизна инновационного проекта.
Новизна инновационного проекта заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:
- формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных мастерских (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
- социального партнерства детей и взрослых
5. Участники проекта:
- воспитатели;
- дошкольники 5-7 лет;
- родители
- социальные партнеры
6.Длительность проекта:
Создание и оформление развивающей среды группы: 11.01.2019 г. – 31.05.2019 г.
Реализация проекта: 01.06.2019 – 31.10.2019 г.
Обобщение педагогического опыта работы: 01.11.2019 – 30.12.2019 г.
7.Ожидаемый результат:
- сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
- сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии;
- сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности родителей в жизни детей и дошкольного образовательного учреждения;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов, обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
8. Формы реализации проекта | |||
№ | деятельность | срок | исполнители |
1 | Знакомство детей с художественной литературой о труде взрослых | ежедневно | Педагог Ребёнок |
2 | Просмотр видео, мультимедийные ролики, презентации | В течение года | Педагог Ребёнок |
3 | Игры | ежедневно | Педагог Родитель Ребёнок |
4 | Целевые экскурсии | 1 раз в месяц | Педагог Родитель Ребёнок Соц. партнёр |
5 | Встречи | 1 раз в месяц | Педагог Родитель Ребёнок Соц. партнёр |
6 | Коллективный труд | ежедневно | Педагог Ребёнок |
7 | Оформление папок-передвижек | В течение года | Педагог |
8 | Проведение анкетирования среди родителей | В течение года | Педагог Родитель |
9 | Организация совместной деятельности (выставка) | В течение года | Педагог Ребёнок Родитель |
9. Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Этап практической реализации проекта.
- Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: изучить необходимые теоретические и практические материалы по теме;
Создать условия для реализации инновационного проекта по профориентационной подготовке детей;
Выявить заинтересованность родителей в реализации проекта.
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | СРОКИ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. | Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-7 лет | Январь-февраль 2019г. | Повышение уровня профессиональных знаний и умений. Создание методической копилки материалов. |
2. | Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания старших дошкольников | Январь-февраль 2019г. | Повышение уровня профессиональных знаний и умений. Создание мультимедийной копилки |
3. | Разработка плана практической реализации проекта«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» | 1 неделя марта 2019г. | План практической реализации проекта«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста». |
4. | Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте. | 2 неделя марта 2019г. | Протокол родительского собрания |
5. | Создание в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста. | Март – апрель 2019г. | Предметно-развивающие зоны, мастерские по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста. 1.Мастерская «Спасательная служба» 2.Мастерская - «Театр» 3.Мастерская «Строители» |
1 | Организация и проведение мероприятий по профессиональной ориентации детей, согласно плану. Пополнение РППС сюжетно-ролевыми играми по изучаемой профессии, спец оборудованием.
Организация профориентационной работы с родителями; | Апрель – май 2019г. Апрель – июль 2019г. Июль – сентябрь 2019г. | Реализация плана РППС в каждой возрастной группе; Открытые показы, мастер-классы для педагогов и социальных партнеров. Фото отчет: Подбор и оснащение Дидактическими пособиями групп согласно выбранной профессии; Оснащение сюжетно-ролевыми играми по данной профессии спец оборудованием,. С привлечением детей и родителей. Проведение совместных мероприятий с родителями и представителями общественных организаций по ранней профориентации; - Совместные эстафеты, праздники, развлечения; Недели профессий с приглашением родителей, представителей социальных организаций; - Проектная деятельность; «Профессии моих родителей». |
- ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Цель: реализация Проекта
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Цель: систематизировать и обобщить результаты проектной деятельности
1 | Выявить степень эффективности существующей системы профориентационной подготовки детей ДОУ и повышение квалификации педагогов; | Октябрь – ноябрь 2019г. | Контрольная диагностика и анкетирование педагогического коллектива; Анализ эффективности существующей системы профориентационной подготовки детей и определить пути ее повышения |
2 | Проанализировать результаты работы в рамках проекта, | 1-2 недели декабря 2019г. | Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности педагогического коллектива по реализации Проекта |
3 | Предоставление результатов инновационной деятельности | 3-4 недели декабря 2019г. | Отчет. Семинар по итогам деятельности. |
10. Перспективы использования проекта.
Проект может быть использован педагогами ДОУ в работе по ранней профориентации дошкольников.
11. Продукты проекта
Продуктами проекта могут стать фотоальбомы, папки-передвижки, видеоролики, атрибуты, костюмы к сюжетно-ролевым играм и т.д., созданные педагогами, детьми и родителями в ходе реализации проекта.
Список литературы.
1.Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту.- М.: «Омега», 1998.
4.Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
5.Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
6.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
7. Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по профориентации
Примерное методическое пособие для проведения профориентации в школах города...
Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...
Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе
1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
презентация по профориентации "День профориентации"
Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...