Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"
статья

Цадова Ирина Александровна

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Рославльский многопрофильный колледж»

международная научно-практическая студенческая конференция «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего»

Секция 2. «Инновационный путь развития  как ответ на вызовы современности»

Направление:

Прогресс и цифровые технологии.

Тема: Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования  

Выполнил студент 4 курса

по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация

зданий и сооружений

Бабанов Александр Александрович

Руководитель: заведующий отделением

Цадова Ирина Александровна

2019 г.

Содержание

  1. Введение

2. Специфика дистанционного обучения

3. Педагогические технологии и идеи дистанционного обучения

4.Задачи дистанционного обучения в России

5.Особенности дистанционного обучения в Рославльском многопрофильном колледже

6.Заключение

7. Список литературы

Введение

Актуальность проблемы:

Актуальность данной  проблемы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует развитию творчества педагогов, позволяет проводить дистанционное обучение, развивает систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.
Цели работы: 

Исследовать специфику, педагогические технологии и идеи дистанционного обучения.  Рассмотреть особенности дистанционного обучения в Рославльском многопрофильном колледже. Выявить плюсы, минусы дистанционного обучения.

Задачи работы:        

Раскрыть понятие дистанционного обучения.

Изучить  особенности и педагогические технологии дистанционного обучения.

Изучить задачи дистанционного обучения в России.

Рассмотреть процесс дистанционного обучения в Рославльском многопрофильном колледже.

Сделать обзор плюсов и минусов дистанционного обучения.

Предметом исследования является дистанционное обучение.

Объектами исследования являются образовательная среда для дистанционного обучения.

Методы исследования: 

изучение педагогической и методической литературы по теме, анкетирование студентов, круглый стол с преподавателями и студентами по обсуждению проблемы, консультирование.

Ожидаемые результаты:

выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения.

Современный этап реформирования в России не оставил без внимания такое направление в социальной политике как образование. Изменения коснулись не только структуры образовательных учреждений, но и самого подхода к образованию. В свете этих изменений появились новые возможности получения образования, вошли в обиход такие понятия как «электронное образование», «дистанционное образование» и др.

 Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Основная часть

Специфика дистанционного обучения

Рассмотрим суть и специфику дистанционного обучения.  В качестве характерных черт дистанционного обучения  выделяют следующее.

1. Гибкость. Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

2. Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип.

3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

6. Охват. Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.

7.Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.

8. Преподаватель. Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.

На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

9. Обучающийся. Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

10. НИТ (Новые информационные технологии). В системе дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

11. Специализированный контроль качества образования. В качестве форм контроля в дистанционном обучении; используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Центральным звеном системы дистанционного обучения являются средства телекоммуникации и их трансляционная основа. Они пользуются для обеспечения образовательных процессов:

- необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

- обратной связью между преподавателем и обучаемым:

- обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного обучения;

- выходом в международные информационные сети, а также подключением в дистанционное обучение  зарубежных пользователей.

Важно отметить, что представление студентам информации осуществляется в виде:

- печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий),

- электронных материалов (компьютерные, образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),

- аудио-и видео-продукции,

- телевизионных передач.

Педагогические технологии и идеи дистанционного обучения

При дистанционном обучении используют в основном следующие педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения.

Технология программированного обучения.

Технология блочного обучения.

Модульное обучение.

Информационные технологии

Задачи дистанционного обучения в России

В качестве важнейших задач в концепции развития системы дистанционного обучения в России  обозначены:

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной школой;

- развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.

Система дистанционного обучения действительна актуальна, так как обеспечивает реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Именно поэтому в концепции ставится задача полного развертывания системы дистанционного обучения.

По замыслу российская система дистанционного обучения должна быть ориентировано на такие социальные группы, как:

- молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от образовательных организаций и других аналогичных факторов;

- офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;

- лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах России;

- офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

- высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;

- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;

- руководители региональных органов власти и управления;

- лица всех возрастов, проживающие в удаленных малоосвоенных регионах страны;

- работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;

- студенты, намеренные получить второе параллельное образование;

- лица, желающие получить второе дополнительное образование;

- лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;

- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

- преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы.

Реализация поставленных задач и приоритетов  вполне возможна. Ее необходимость объективно диктуется рядом таких процессов, идущих в обществе, как:

- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

- формирование новых потребностей населения в современном содержании и технологиях образования;

- политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;

- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Вместе с тем, реализация выделенных задач и приоритетов должна осуществляться и с учетом таких принципиальных требований, как:

- безусловное обеспечение высоких стандартов  качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ.

- организация образования на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства.

- конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых.

В плане нашей работы очень важно обратить внимание на первое из перечисленных требований - требование обеспечения высоких стандартов и качества дистанционного обучения за счет использования передовых научно-обоснованных психолого-педагогических и других технологий.

Особенности дистанционного обучения в Рославльском многопрофильном колледже

Широкое применение технологии индивидуального обучения  Рославльском многопрофильном колледже дает  студентам возможность оптимального планирования времени, составления личного графика занятий. Плюс комбинированная форма получения образования – сочетание классической заочной с Интернет – технологиями, что обеспечивает качество и  удобство обучения.

  1. Полный или частичный  курс обучения проходят дистанционно через Интернет. Все уроки можно посещать с помощью специально созданных сервисов для самообразования, которые пользуются популярностью среди различных институтов, предоставляющих среднее специальное образование.
  1. Учеба происходит в наиболее удобное время и в самом комфортном месте для студента, что позволяет намного проще и без напряжения пройти учебный курс. Единственное условие — наличие у студента  доступа в Интернет .
  1. Отсутствие ограничений по времени позволяет студенту обучаться в наиболее удобном темпе работы, что создает достаточно комфортные условия для учебы. Ведь каждый студент имеет свои предпочтения по скорости выполнения работы.
  1. Сам процесс заочно дистанционного обучения позволяет расширять свои познания о современных компьютерных технологиях путем взаимодействия с интересными ресурсами, наполненными полезной информацией.
  2. Рациональное использование времени.  студенты могут одновременно с получением специализированного образования дистанционно в колледже получить дополнительное образование в нашем или другом учебном заведении используя Интернет - ресурсы.

У нашего  колледжа опыт в применении полноценного дистанционного обучения пока небольшой, большинство преподавателей использует дистанционные технологии в дополнение к традиционным. Дистанционное обучение проводится как говорится "без отрыва от производства”. Зачастую студенты практически лично с преподавателями не общаются, за исключением удаленного общения. Каждому студенту присваивается свои пара: логин и пароль и он получает доступ к своему личному кабинету, где может следить за своим графиком учебного процесса, успеваемостью и там же получить задания к сессии и все методические рекомендации и материалы. На данный момент более распространены 2-х или 3-х уровневая система получения зачета или оценок по экзамену: ответ на предлагаемы преподавателями вопрос или несколько вопросов по конкретному предмету, выполнение ПКЗ (практическое контрольное задание) и уж если всё выполнено верно, студент получает доступ к тестированию. Исходя из оценки, по каждой позиции выставляется итоговая оценка. С курсовыми работами проще, здесь только одно задание -  написать её. Что на счет государственных итоговых экзаменов и диплома, здесь образовательное учреждение приглашает студентов в непосредственно в учебное заведение и вся эта "сдача" происходит при реальных преподавателях и членах комиссии. Таким образом дистанционное образование на сегодняшний день становится всё более популярным способом получения знаний.

Заключение

Дистанционное обучение за и против

 В работах многих современных авторов рассматриваются проблемы развития дистанционного обучения в России, но, наверное, каждый из них, прежде чем приступить к изучению проблем, исследовал вопрос целесообразности и эффективности такой формы обучения. Сделаем небольшой обзор, а также приведём свои соображения по данному вопросу.

Итак, аргументы «за»:

1. большинство исследователей первым «плюсом» дистанционного обучения называет возможность для студентов получать образование без отрыва от трудовой деятельности.  

2. нет необходимости выезжать в учебное заведение, по крайней мере, делать это часто. Особенно актуально это для студентов с периферии: ведёт к сокращению финансовых затрат, даёт возможность получить диплом столичных или зарубежных  вузов и колледжей.

3. у тех, кто физически не может находиться в учебной аудитории по причине инвалидности, также есть возможность получить образование.

4. Дистанционная форма обучения позволяет в некоторой степени уменьшить зависимость человека, желающего и умеющего добывать знания самостоятельно, от образовательных учреждений и наравне с другими иметь возможность получить диплом вуза или колледжа;

5. возможность для обучающихся участвовать в организации своего учебного процесса: выбирать время и место для работы с учебным материалом, определять скорость изучения материала, соответствующую особенностям своего мышления;

6. Для  образовательного учреждения дистанционное обучение позволяет охватить большее число студентов, т.е. увеличить целевую аудиторию.

Безусловно, у дистанционного обучения есть и свои «минусы»:

1. у студента нет возможности для консультации обратиться лично к преподавателю;

2. нет возможности учиться «вживую» строить отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией), выступать перед аудиторией;

3. не любую профессию можно освоить дистанционно (врач, ветеринар);

4. не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе. К тому же сказывается отсутствие такого эффективного мотиватора учебной деятельности как постоянный контроль со стороны преподавателя;

5. у студента нет возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения и других студентов, причём сравнивать «вживую»: при работе у доски, выступлениях на конференциях и т.д.

6. для преподавателя при аудиторном ведении занятия важно чувствовать, насколько студенты понимают материал (по их взглядам, по задаваемым вопросам, по ответам на свои вопросы) и оперативно скорректировать учебный процесс.  При дистанционном обучении такая связь теряется;

7. для  образовательного учреждения введение дистанционного обучения связано с большими материальными затратами: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д.

Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным, ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. У студентов, обучающихся дистанционно,  велика мотивация к обучению, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке труда.

Список литературы:

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
  2. Андрюшин В. Не выходя из дома : информационные технологии в современных системах обучения // Бухгалтер и компьютер. – 2005. - N 7. - С. 16-20.
  3. Балашова Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении // Среднее профессиональное образование. - 2009. - N 6. - С. 74-75.
  4. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.
  5. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. - N 3. - С. 36-39.
  6. Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. – 2000. - N 2. - С. 89-90.
  7. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
  8. Парахина О. В. Новые технологии и классические идеи в ИТ-образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - N 11. - С. 37-39.
  9. Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека // Среднее образование : управление, методика, инновации. - 2012. - № 1. - С. 71-77.
  10.  Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 84-88.
  11. Шевчук В. П. Методика дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2007. - N 12. - С. 118-119.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

Рабочая программа ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ специальность 050720 “Физическая культура” повышенный уровень среднего профессионального образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины национально-регионального компонента «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» предназначена для реализации государственн...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Математика» для студентов заочной формы обучения, обучающимся по направлению среднего профессионального образования.

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении контрольной работы по дисциплине «Математика». Настоящие методические указания содержат контрольные задания по математике...

Доклад Проблемы обучения грамматике английского языка в образовательной организации среднего профессионального образования

Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образова...

Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса

В статье представлены результаты использования авторского  дистанционного курса по биологии для 6 класса и электронных ресурсов, необходимых  для работы в период дистанционного обучения. Ана...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основным  фактором востребованности  дистанционного обучения  являются результаты общественного прогресса. Мы находимся на том этапе  развития общества, когда  необходимо скво...

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...