Доклад Проблемы обучения грамматике английского языка в образовательной организации среднего профессионального образования
статья

Карьялайнен (Лимаренко) Алена Александровна

Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образовательной школы в техникум, имеют крайне низкие базовые знания по английскому языку. Это касается как словарного запаса, так и грамматических умений и навыков, находящихся у них на довольно низком уровне сформированности. Речевая активность многих студентов практически равняется нулю. Это объясняется тем, что при обучении во многих школах предпочтение отдается в письменным формам работы или чтению, редко используется практика диалогов и работа в паре. В результате студенты, не могут связывать английские слова в предложения, даже если владеют хоть какими-то грамматическими правилами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лимаренко А.А.

ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных

технологий и сферы услуг»

На современном этапе обучения основное внимание уделяется коммуникативной направленности в овладении иностранным языком, формированию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция, наряду с другими компетенциями, включает лингвистическую компетенцию, одной из составляющих которой является грамматическая компетенция. Таким образом, обучение иностранному языку предполагает формирование и совершенствование соответствующих грамматических навыков, дальнейшее развитие когнитивных грамматических умений, расширение объема знаний, систематизацию изученного грамматического материала [1, с. 8].

Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образовательной школы в техникум, имеют крайне низкие базовые знания по английскому языку. Это касается как словарного запаса, так и грамматических умений и навыков, находящихся у них на довольно низком уровне сформированности. Речевая активность многих студентов практически равняется нулю. Это объясняется тем, что при обучении во многих школах предпочтение отдается в письменным формам работы или чтению, редко используется практика диалогов и работа в паре. В результате студенты, не могут связывать английские слова в предложения, даже если владеют хоть какими-то грамматическими правилами. На 1-2 курсах СПО закладывается тот грамматический базис, который в дальнейшем будет способствовать лучшему усвоению студентами профессионально-ориентированного учебного материала и, тем самым, более успешному их обучению.

Принципами функционального подход к обучению грамматике английского языка являются: речевая направленность, функциональность, ситуативность, новизна, личностная ориентация общения и коллективное взаимодействие [2].

Теоретическое представление грамматики английского языка осуществляется посредством наглядных средств и пособий. С учетом доминирующей зрительной модальности восприятия обучающихся в ходе объяснения грамматического материала применяются схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, то есть все, что позволяет визуально показать смысл данного правила. Этой цели служат электронные образовательные ресурсы englishtenseswithcartoons.com, www.abc-english-grammar.com, www.mystudy.ru и другие. Обучающиеся также могут самостоятельно овладеть теоретическими постулатами грамматики английского языка используя электронные образовательные ресурсы puzzle-english.com, разработанный авторский курс на платформе Moodle «Грамматика английского языка», различные видеоуроки на образовательных порталах «Фоксфорд», «Экстерн», видеоуроки, транслируемые на You Tube.

Практическое содержание обучения направлено на овладение действиями с грамматическим материалом. Главным при овладении практическими навыками является изучение грамматики английского языка в контексте реальной разговорной речи.

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интерессным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают языковой барьер у обучающихся.

При изучении времен английского языка можно приводить такие визуальные примеры, как «Торт английских глаголов», «В купе с английскими временами» (на примере видеоурока «Торт английской реальности» «В купе с английскими временами» от Надежды Счастливой). Такая форма подачи грамматического материала позволяет за 45 минут систематизировать знания и использовать в первую очередь при устной коммуникации. Изучая тему построения английского предложения, используется игра профессиональной направленности «Рецепт» или «Автомастерская», где обучающиеся, зная технологию приготовления блюда или сборки/разборки агрегата последовательно выстраивают свои предложения по различным темам. Используется игра «Chain», которая заключается в том, что раскладываются в цепочку предметы говорения, где обучающимся необходимо последовательно говорить о действиях с предметом, о взаимодействии предметов и т.д. Шагая вдоль этой цепочки, студент говорит простые предложения, в дальнейшем с легкостью выстраивает развернутое грамматически правильное предложение.

Практика показывает, что процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок.

Можно проводить обучение грамматике английского языка на основе песен, как предлагает Mark Hancock в своей книге «Teaching Grammar through songs, Peter Watcyn-Jones под названием «Grammar Games and Activities» и «More Grammar Games and Activities».

В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий студенты овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывание идей.

Литература:

1. Дидиченко Р.Н. К вопросу об обучении студентов СПО неязыковых вузов грамматическому аспекту английского языка с использованием коммуникативной методики // Территория науки. 2013. №3 С.8-20.

2. Овчинникова М.В. Интеграция очного и дистанционного обучения грамматике английского языка в старших классах общеобразовательной школы: Автореферат на соискание ученой степени, Москва, 2007 [URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/201829/a?#?page=1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения и экстерната неязыковых специальностей образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методические указания предназначены для студентов заочного отделения  неязыковых специальностей.            Весь материал подобран с учетом ...

Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку на этапе получения среднего общего образования «Изучение английского языка для классов естественно-математического, технологического профилей»

Программа элективного курса «Изучение английского языка для классов естественно-математического профиля» предназначена разработанный для обучающихся на ступени получения среднего (полного) общег...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Английский язык образовательной программы среднего профессионального образования для профессии 43.02.13 Технология парикмахерского искусства на базе основного общего образования

В результате освоения учебной дисциплины «Английский язык» обучающийся должен обладать, предусмотренными  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образо...

Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Аннотация     В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ...

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе"

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе. Коммуникативный подход"...