Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса
статья по биологии (6 класс)
В статье представлены результаты использования авторского дистанционного курса по биологии для 6 класса и электронных ресурсов, необходимых для работы в период дистанционного обучения. Анализ педагогической деятельности с использованием данных ресурсов показал, что в период вынужденного ограничения живого общения с педагогом эффективно сочетание разных методов при проведении урока. При всём многообразии электронных ресурсов наиболее востребованными остаются те, в которых возможно создание учебных заданий на базе представленных готовых материалов. Это позволяет педагогу сочетать разные формы работы на уроке и при проверке домешнего задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса
Конечно, за годы многолетней педагогической деятельности большинство из нас в той или иной степени использовали дистанционные методы обучения при проведении учебных и дополнительных обучающих занятий. Но в этом году всем нам пришлось переосмыслить возможности использования дистанционного обучения, так как нашей задачей было - в кратчайшие сроки создать электронную базу ресурсов, соответствующих не только особенностям подачи учебного материала (в соответствии с программой и количеством учебных часов, индивидуальных особенностей учащихся).
Важно было учесть и технические сложности, возникающие у некоторых учащихся (да и педагогов), и особенный хронометраж урока, и изменение параметров учебных заданий.
В этой ситуации быстрее скорректировать свою работу мне помогло то, что несколько лет назад после обучения на курсах в НИРО я смогла разместить на платформе MOODL вводный курс дистанционного обучения биологии «Общие сведения о растениях» для учащихся 6-го класса, который использую в том числе и в классах с углублённым изучением. Курс сертифицирован.
На момент создания я даже предположить не могла, насколько актуальной будет такая форма работы с учащимися. При создании учебно-методической базы для проведения дистанционных уроков я смогла использовать многие из этих материалов, так как курс активен, нужны только индивидуальные пароли для учащихся, мы получали их в Центре цифрового образования НИРО при оформлении заявки от школы.
Файловый контент курса мы с учениками также используем для повторения материала в старших классах и подготовки к предметным олимпиадам и научным конференциям по биологии и экологии.
Дистанционный курс «Общие сведения о растениях» создавался в дополнение к традиционным урокам и рассчитан на 10 учебных часов, он включает темы учебных занятий в самом НАЧАЛЕ учебного года, адаптированные для школьников, которые по каким-либо причинам не могут посещать школьные занятия, что способствует индивидуализации обучения и социализации учащихся.
Цель курса – показать ведущую роль растений как представителей царства живой природы и повысить заинтересованность в их изучении, используя современные коммуникационные средства.
Процесс изучения учебного материала сопровождается лекциями в электронном формате (текстовом, мультимедийном). Индивидуальные задания (например, биологические задачи) выполняются учениками самостоятельно в дополнительное время. По желанию ученики выполняли и сдавали печатные варианты заданий или отправляли отсканированные копии для проверки. Для учащихся с ограниченными возможностями были предоставлены упрощенные варианты проведения практических работ.
Календарно-тематическое планирование курса позволяет увидеть, что каждое занятие предусматривает выполнение практических заданий (в рамках лабораторной или практической работы, экскурсии или задания по выбору).
Как же можно оценить эффективность использования дистанционного курса? В процессе апробации и использования данной технологии мы с ребятами познакомились с бумажными микроскопами (фолдскопами), которые удобно использовать на уроке в классе и при проведении практических работ (в том числе и индивидуально).
Для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности на уроках биологии у учащихся 6 «б» и 6 «м» классов, участвующих в апробации, использовалась методика Н. Лускановой.
Сравнение полученных результатов показало, что количество школьников, которые стремятся наиболее успешно выполнять задания по биологии, увеличилось в 6 «б» и в 6 «м» классах на 16%. Этому во многом способствовала вариативность предложенных в рамках дистанционного курса заданий и способов их выполнения. Более высокий уровень мотивации по-прежнему остается в математическом классе.
Для диагностики регулятивных универсальных учебных действий школьникам было предложено составить алгоритм работы над учебно-исследовательским проектом (индивидуально, затем в парах и группах). При сравнении результатов каждый мог комментировать выбранную последовательность этапов выполнения проекта, а группа после обсуждения приходила к общему решению. Далее ребятам предлагалось выбрать тему мини-проекта или биологического исследования. Большинство учащихся умеют планировать пути достижения цели и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. При выборе темы для исследования лишь некоторым потребовалась консультация педагога.
Диагностика регулятивного действия контроля осуществлялась с использованием текста «Письмо Незнайки» о строении вегетативных и генеративных органов растений. Подсчитывалось количество и качество пропущенных ошибок. Уровни сформированности внимания: 0–2 – высший уровень внимания, 3–4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.
Для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий учащимся были предложены группы заданий на извлечение и понимание информации, данной в неявном виде, кодирование и перекодирование информации об особенностях строения и жизнедеятельности, многообразии растений. При выполнении заданий в виде биологического кроссворда все учащиеся показали хорошие результаты, 24% учащихся 6 «б» и 28% учащихся 6 «м» класса не только продемонстрировали хороший результат, но и показали умение создавать собственные варианты подобных заданий.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий использовались занимательные задачи по ботанике, групповая работа со справочной литературой, выполнение творческих заданий, результаты которых ребята представляли в классе. Коллективные проекты «Составление коллекции семян растений» выполнили 12 учащихся 6 «б» класса, в 6 «м» классе – 14 человек. Исследовательские проекты для любознательных по проращиванию семян и изучению влияния различных экологических факторов на рост проростков выполнили 15 учащихся 6 «б» класса, а также несколько групп из 6 «м» класса. Полученные результаты ребята используют для своих учебно-исследовательских работ в школьной секции НОУ по биологии.
Контроль знаний осуществлялся через онлайн – тестирование, отчеты о проведении практических и лабораторных работ, выполнение творческих заданий. Для повышения учебной мотивации использовались видеофайлы, мультимедийные презентации, лекции в текстовом формате, глоссарий. Методические материалы для учащихся по проведению практических, лабораторных и экскурсионных занятий и оформлению результатов работы размещены во вводном занятии. Задания в виде файлов и таблиц созданы с учетом особенностей зрительного восприятия шрифта и цвета текста. К некоторым темам прилагаются возможные варианты оформления заданий. Для повышения учебной мотивации учащихся с недостаточными знаниями по данной теме сложные задания имеют подсказки, размещенные в отдельных файлах. Индивидуальные задания (например, биологические задачи) выполнялись учениками самостоятельно в дополнительное время.
По мнению учащихся, принимавших участие в апробации курса, дистанционные технологии в качестве дополнения к очной форме проведения уроков дают возможность лучше изучить учебный материал (95% респондентов). Более половины школьников (60%) высказали пожелание дополнить курс большим количеством занимательных заданий, требующих применения новых знаний по изученным темам. Также ребята отметили, что использование различных средств коммуникации при работе в курсе дистанционного обучения дает возможность выбора наиболее оптимального способа общения с педагогом и одноклассниками. Их мнение во многом определяется психофизиологическими особенностями учащихся данного возраста.
Применение инновационного образовательного ресурса «Якласс», разработанного и поддерживаемого Фондом развития интернет - инициатив при Президенте Российской Федерации и инновационным центром СКОЛКОВО на уроках биологии и экологии (с 2016 года) существенно повысило эффективность изучения предмета, так как учащиеся нашей школы давно умеют и с удовольствием работают на этом портале при изучении тем по многим предметам
Это дает возможность и педагогу, и самостоятельно ученику оценить освоение предметного материала за конкретный период. А также портал «Якласс» позволяет вести учет достижений класса по разделам предмета. Учет индивидуальных достижений учащегося и возможность корректировки изучения темы позволяют создать индивидуальную образовательную траекторию.
Диссеминация опыта работы
по созданию и использованию в учебном процессе дистанционного курса осуществлялась на многочисленных конференциях, а также при участии в профессиональных конкурсах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса
Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики. Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед с...
Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"
Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...
«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»
Сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...
Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....
Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....