Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа
Роспись по стеклу.Витраж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-kruzhka-po-napravleniyu-vitrazh.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»
Программа кружка
«Умелые ручки»
Роспись по стеклу.Витраж.
Воспитатель:Саратова И.П.
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений современного образования является эстетическое воспитание школьников, как важное звено целостной системы воспитательно-образовательной работы школы. Оно неразрывно связано со всеми другими – интеллектуальным, трудовым, нравственным, физическим. В течение всей жизни человека и во всех сферах его деятельности формируется его эстетическое сознание и эстетические чувства. Эстетическое воспитание не приносит желаемых результатов, если оно не воспитывает человека с неординарным творческим мышлением, если оно не развивает личностных потенциалов обучающихся. Для эстетического воспитания личности имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство как главный компонент художественной культуры. Искусство пробуждает и развивает понимание эстетических ценностей в человеческой жизни. Оно является существенным фактором эстетического вкуса как факта эстетического сознания. Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Вкусом же должен обладать, прежде всего, и сам создатель того или иного произведения, так как это он в известной степени «программирует» характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некоторой степени является законодателем эстетических вкусов.
Таким образом, эстетическое воспитание - это процесс, связанный с пробуждением эстетических чувств личности, с формированием эстетического сознания, с развитием эстетических способностей, включенностью личности в эстетическую деятельность. Необходимыми предпосылками эстетического воспитания старших школьников являются - широта и разносторонность контактов с искусством; учет индивидуальных интересов школьников видам художественного творчества; последовательное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам, составленным на основе единых принципов; совершенствование общей культуры и квалификации учителей,воспитателей школы и родителей учащихся.
В старшем школьном возрасте происходит усиление чувственной сферы и познавательной деятельности. Преобладание абстрактного мышление (от латинского слова abstraction - мысленная отвлечённость) усиливает желание глубже вникнуть в сущность изучаемого предмета или явления. Поэтому в этом возрасте как нельзя лучше происходит формирование эстетического восприятия и художественного познания мира.
Вся программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на учащихся 5-8 классов . Программа состоит из нескольких курсов, которые следуют один за другим, дополняя и расширяя знания и виды творческой деятельности учащихся. Таким образом, достигается преемственность и непрерывность обучения.
В данной методической разработке представлен второй год обучения учащихся – «Роспись по стеклу.Витраж.
Цель программы:
- Формирование у воспитанников художественного способа познания мира, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к миру прекрасного путем изучения витражного искусства и создания собственных работ в этой технике.
Задачи программы:
- Развитие способности эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
- Развитие художественного вкуса воспитанников, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- Развитие художественно – творческих способностей учащихся, навыков наблюдательности, образного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
- Создание условий для приобретения учащимися умений и навыков творческой деятельности;
- Углубленное изучение основ изобразительного искусства;
- Содействие развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности и творческой реализации своих возможностей;
- Освоение знаний об искусстве витража, рисунках на стекле, его представителях и произведениях, истории развития, видах, типах, роли и значении в мировой культуре;
- Овладение практическими умениями, навыками и способами художественной деятельности в целом и такой художественно - творческой деятельности как рисунок на стекле – витраж;
- Объединение наиболее способных и увлеченных ребят;
- Формирование устойчивого интереса к искусству в целом.
Программа занятий кружка «Умелые ручки» по теме: Роспись по стеклу.Витраж. предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выбранные мною педагогические технологии призваны обеспечить выполнение цели и каждой из поставленных в данной программе задач, и способствуют успешному ее решению.
Планирование кружка «Умелые ручки» по теме: Роспись по стеклу.Витраж. составлено из расчета 1 учебный час в неделю, всего – 34 часа за учебный год. В планировании предусматривается теоретические и практические занятия. На теорию отведено – 10,5 часов на практику - 23,5 учебных часов.
Применяемые мною виды деятельности и формы работы с учениками должны стимулировать интерес к витражному искусству, его изучению и созданию собственных работ, а также является необходимым условием формирования личности ребенка.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие, осмысление, усвоение, применение усвоенного в практической деятельности - создание собственных работ в технике «витраж».
Особенностью разработки данной программы работы кружка заключаются в соединении эстетического воспитания и образования, интеграции различных видов искусств, систематизации и преемственности содержания форм и методов, индивидуализации обучения, творческой деятельности и самодеятельности, сочетании различных форм эстетического воспитания.
Основным методом эстетического воспитания в программе является организация творческой деятельности учащихся, основанная на создании собственных творческих работ.
Критериями эффективности реализации программы выступают:
- познавательный компонент - совпадение учебного интереса с эстетическим, потребностью в новых знаниях, умениях и навыках;
- эмоциональный компонент - состояние, характеризующее положительное устойчивое отношение к эстетически воспитанным людям;
- деятельностный компонент - активная позиция в овладении знаниями о витражном искусстве, развитие потребности в самостоятельной творческой деятельности;
- волевой компонент - наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой творческой деятельности.
Содержание программы кружка направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования – приобщение к миру искусства как к духовному опыту поколений, овладение знаниями об искусстве витража, способами такой художественной деятельности как рисунок на стекле, развитие индивидуальности, дарования и творческой способности ребенка. А также оно основывается на следующих современных педагогических подходах:
- Содержательно – деятельностный, где деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную и художественно – творческую деятельность;
- Системно – комплексный – освоение многообразия выразительных средств и способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися;
- Личностно ориентированный, при котором изобразительное искусство является культурным пространством для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
В программу занятий кружка «Умелые ручки» включены следующие основные виды художественно – творческой деятельности:
- Ценностно – ориентированная и коммуникативная деятельность, способствующие обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, являющиеся основой изобразительной творческой деятельности.
- Изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся по освоению им знаний о витражном искусстве, данной технике и творческого характера, то есть создания собственных витражных работ. Она предполагает закрепление уже освоенных и развитие новых художественно – графических умений и навыков учащихся, а также сознательное использование средств художественной выразительности в процессе создания собственных творческих работ.
- Декоративно – прикладная деятельность – практическая деятельность учащихся учебного и творческого характера.
- Художественно – творческая деятельность.
Определенной новизной предлагаемой программы является обращение к одному из древнейших и популярных видов творческой деятельности – витражному искусству.
Планируемые результаты обучения
Дети должны знать:
- Основные виды и жанры изобразительного искусства;
- Основы изобразительной грамоты – цвет, тон, колорит, пропорция, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
- Основные этапы развития и историю витражного искусства, его виды, стили, типы;
- Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства, работающих в технике витраж и их произведения;
- Технику создания витража и работы витражными красками;
- Особенности образного языка искусства витража;
- Значение и роль витражного искусства в мировой культуре.
Дети должны уметь:
- Различать виды и жанры изобразительного искусства;
- Определять средства выразительности – линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция;
- Анализировать содержание, образный язык произведений витражного искусства;
- Ориентироваться в основных явлениях витражного искусства и узнавать произведения этого искусства;
- Применять художественные материалы – витражные краски и изобразительные средства выразительности в своей творческой деятельности;
- Выполнять работу в технике «витраж» по собственному замыслу, воображению и эскизу;
- Владеть навыками витражной техники и показывать их в своей работе;
- Строить тематическую композицию;
- Оформлять выставки своих работ.
Дети должны использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Восприятия и оценки произведений витражного искусства;
- Самостоятельной творческой деятельности и создания собственных художественных работ.
По данной программе ведутся занятия кружка «Умелые ручки» уже 2 года.
Тематическое планирование занятий
«Роспись по стеклу .Витраж.»
№ п/п | Разделы и темы | На изучение раздела | На изучение темы | На теорию | На практику |
Введение. | 4 | ||||
1. | Витражное искусство. | 2 | 2 | ||
2. | Современный витраж. | 2 | 2 | ||
Графические материалы и средства витражного искусства. | 4 | ||||
3. | Графические материалы в искусстве витража. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Графические средства в искусстве витража. | 2 | 1 | 1 | |
Основные методы изображения предметов в витражном искусстве. | 6 | ||||
5. | Перспектива предметов. Передача перспективы в витражном искусстве. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Композиция. Пропорция, форма, конструкция и объем предметов в витражном искусстве. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Понятие цвета. Цвет в витражном искусстве. | 2 | 1 | 1 | |
Создание собственных работ в технике витраж. | 20 | ||||
8. | Подбор и выполнение эскиза. | 5 | 0,5 | 4,5 | |
9. | Оформление работы. | 13 | 0,5 | 12,5 | |
10. | Оформление выставки собственных работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 34 | 34 | 10,5 | 23,5 |
Поурочное планирование занятий
«Роспись по стеклу.Витраж»
№ п/п | Тема занятия | Основное содержание | Количество часов |
1. | Введение. Витражное искусство. | Что такое витраж. Из истории развития витражного искусства. Техника создания витража. Развитие витражного искусства. | 2 |
2. | Современный витраж. | Современный витраж. Виды и стили: классика. Модерн, абстракция, готика, флора. Витраж Тиффани. Технология Фьюзинг, Фьюзинг стекла. Пескоструйка - художественный витраж. Роспись по стеклу -витражное стекло. Гравировка по стеклу - лазерная гравировка на стекле. | 2 |
3. | Графические материалы и их применение в витражном искусстве. | Графические материалы. Виды графических материалов. Краски по стеклу, контур, акриловые краски. Техника безопасности при работе с витражными красками. | 2 |
4. | Графические средства и их применение в витражном искусстве. | Графические средства. Их виды. Требования к графическим средствам. Линия, ее виды, использование. Штрих, штриховая линия, контур, виды штриха, использование. Тональное пятно. Создание тонального пятна. Условия использования. Применение графических средств в витраже. | 2 |
5. | Перспектива предметов. Передача перспективы в витражном искусстве. | Понятие перспективы. Основные законы перспективы. Перспектива в витраже. | 2 |
6. | Композиция. Пропорция, форма, конструкция и объем предметов в витражном искусстве. | Понятие о композиции и конструкции. Размещение изображения. Передача объема, пропорции и формы при помощи графических средств и материалов в рисунке и витраже. | 2 |
7. | Понятие цвета. Цвет в витражном искусстве. | Цвет. Общие сведения. Цветовой спектр. Хроматические и ахроматические цвета. Взаимозависимость цветов. Цветовой круг. Сочетание цветов. Влияние соседних цветов. Техника работы витражными красками. | 2 |
8. | Подбор и выполнение эскиза. | Выполнение эскиза будущей работы. | 5 |
9. | Оформление работы. | Перенесение эскиза на стекло и дальнейшее оформление работы. | 13 |
10. | Оформление выставки собственных работ. | Правила оформления выставки. Размещение картин. | 2 |
Итого | 34 |
Список источников информации
- Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., «Искусство», 1970.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., «Просвещение». 1696.
- Филиппов В. Основы техники рисунка. М., Профиздат, 1966.
- М.ди Спирито. Витражное искусство и техника по стеклу.пер.итал.Е.Лысовой.М.: «Альбом»2006.
- Галицкий И. История витража/Галицкий Игорь;И.Галицкий//ДЕКО.2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...