Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gogol_zhivaya_rus_10kl.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ.
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитическое и выразительное чтение, устную монологическую речь, воспитывать неравнодушие к судьбе народа и страны, ответственность за ее будущее.
Оборудование: книги, портрет писателя, рисунки к поэме Лаптева, Агина, Боклевского, В.С.Коровина.
Предварительные групповые задания на дом к уроку:
1. Выборочные аналитические пересказы дядя Миняй и дядя Митяй (гл.5), крепостная девчонка Коробочки Пелагея (гл.3, стр.287-289),
2. Подробный художественный пересказ о прогулке Петрушки и Селифана в питейное заведение (гл.7 в последнем абзаце со слов «Прогулку сделали они недалеко» до конца главы).
3.Выборочный аналитический пересказ (гл.3 беседа Коробочки с Чичиковым, с.280,281: преискусный кузнец, славные работницы; гл.5, Чичиков-Собакевич, с.326: каретник Михеев, плотник Пробка Степан, печник, сапожник).
ВСЕМ: Выразительное чтение. гл.7,с.355-359 «Чичиков проснулся…» с предложения «Когда взглянул он потом на эти листики» до «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».
Гоголь чувствовал, и многие другие
чувствовали с ним – позади мертвых
душ – души живые.
А.И.Герцен
1. Актуализация внимания учащихся.
- Прочитаны главы о помещиках, прослежена история взлетов и падений Павла Ивановича Чичикова, который сейчас, как свидетельствуют страницы поэмы, ездит по разбитым колеям России и скупает у помещиков мертвые души.
Прекраснодушный Манилов, расчетливая дубинноголовая Коробочка, лгун, буян, «исторический» человек Ноздрев, медведь-кулак Собакевич, «прореха на человечестве» Плюшкин – вот настоящие мертвые души, вот нравственные уроды. А история взросления и предпринимательства Чичикова – история процветания подлеца и мошенника. Но не они станут героями нашей встречи.
ЗАПИШЕМ тему урока. Не парадокс ли: мертвые души – живая Русь? О ком пойдет речь на уроке? …о народе
2. Работа с эпиграфом (чтение, запись).
3. Работа над образом народной России.
- И у того же Герцена, революционера-демократа, писателя-философа, друга Н.П.Огарева, читаем: «…Мертвые души» Гоголя – удивительная книга. Горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность».
- Да, не просто в навозных испарениях, грязи и коросте увидеть птицу-тройку. Но попытка не пытка. Нашу беседу построим именно так, как преподносит ее автор: (План на доске)
- Русь бесталанная. «Ты и убогая,.. ты и забитая, матушка Русь»
- Талантливая, разгульная и вольная Русь. «Ты и обильная,.. ты и всесильная, матушка Русь!».
- «Русь! Какая сверкающая, чудная даль!» Раздумья о будущем.
А) - Люди из народа занимают значительное место в поэме. Одни из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами. Юмористически обрисованы Петрушка и Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка и девчонка Пелагея. Присмотримся к ним. СЛУШАЕМ, ЗАПИСЫВАЕМ ГЛАВНОЕ. Выборочные аналитические пересказы дядя Миняй и дядя Митяй (гл.5), крепостная девчонка Коробочки Пелагея (гл.3, стр.287-289), Селифан разговаривает с лошадью пространно на философские темы, Петрушка, читая, удивляется, как из букв слова складываются.
Подробный художественный пересказ о прогулке Петрушки и Селифана в питейное заведение (гл.7 в последнем абзаце со слов «Прогулку сделали они недалеко» до конца главы).
ВЫВОД (ЗАПИСЬ). Узок духовный мир этих забитых, бестолковых людей. Их поступки вызывают горький смех
Б) - Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жизни. Талантливость, трудолюбие, жизнеспособность мужика признают те же помещики, чиновники. Вот из разговора губернских чиновников, которые обсуждают новоявленного херсонского помещика Чичикова и его крестьян: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа спорится в их руках.
СЛУШАЕМ, ЗАПИСЫВАЕМ ГЛАВНОЕ. Выборочные аналитические пересказы, запись ключевых понятий (гл.3 беседа Коробочки с Чичиковым, с.280,281: преискусный кузнец, славные работницы, Гл.5, Чичиков-Собакевич, с.326: каретник Михеев, плотник Пробка Степан, печник, сапожник).
- Эпическое повествование в «Мертвых душах» часто прерывается взволнованными монологами автора – лирическими отступлениями. Вот и сейчас вы услышите лирическое отступление о метком русском слове. Подумайте, что вносит это лирическое отступление в создание образа живой Руси (такое слово мог создать только талантливый, остроумный народ). гл.5,с.332, предпоследний абзац ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ.
? Едет Чичиков от Собакевича, читает неспешно списки мертвых душ с подробнейшими разъяснениями и размышляет о своем приобретении, о народе. Почитаем и мы: найдите подтверждение оборотистости, смекалки, вольного духа людей из народа, их широты души. Выборочное чтение (гл.7, с.355-359 абзац «Чичиков проснулся…» с предложения «Когда взглянул он потом на эти листики» до «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».
ВЫВОД (ЗАПИСЬ). Оборотистый, смекалистый, мастеровой народ. Разгульная и вольная Русь Гоголь рисует не только забитых рабством, не только талантливых мастеровых, но и могучих духом, свободолюбивых людей.
В) - Рядом с конкретными образами русских людей-тружеников в поэме возникает обобщенный, символический образ народа-богатыря. Поэт-патриот верил в великие силы народа и с ним связывал будущее России.
Образ народа-творца сливается с образом Родины. Ее горячо любит автор, ей посвящает он свою жизнь и свое творчество.
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ выборочно из лирических отступлений «Русь», «Дорога», «Тройка»? Куда ж несешься ты, птица-тройка? Дай ответ!
4. Заключительное слово учителя.
- Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым поколением: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
5. Домащнее задание: на выбор по материалу урока 1.творческая работа-рефлексия «Мысли по прочитанному», 2. Синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтобы душа жива была..."
Урок -мастерская по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ?..
Данная программа была представлена на конкурс "ВУЗ-Флаэртиана" в рамках Международного фестиваля документального кино "Флаэртиана" в 2010 г....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Изложение с творческим заданием по теме "Церковь Покрова на Нерли" (0по отрывку из книги Е. Осетрова "Живая Древняя Русь" и картинам художников)
Сжатое изложение по отрывкуиз книги Е Осетрова "Живая древняя Русь", посвященному церкви Покрова на Нерли как подготовка к ГИА . Работа предполагает также творческое задание в форме сочинения публицис...
Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс
Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...
Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...