Программа по развитию творческих способностей."Цвети Земля" для учашихся 8-9 классов
материал (8 класс)
Программа по развитию творческих способностей."Цвети Земля" для учашихся 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx | 672.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск
Программа факультатива по развитию творческих способностей по природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!»
Подготовила и составила
Учитель биологии,
Курчавая Г.В.
Актуальность
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе в коррекционной школе. Однако нельзя забывать, что обучающиеся с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии , я считаю внеурочную деятельность, которая призвана обогатить и расширить конкретно-чувственный опыт воспитанников специальной (коррекционной) школы, развивает творческую активность, систематизирует и расширяет понятия у обучающихся о предметах и явлениях природы, формирует бережное отношение к богатствам природы и навыки правильного поведения в природе.
Программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!» для воспитанников 5-6 классов рассчитана на 2 учебных года . Программа по развитию способностей обучающихся «Цвети, Земля!»» построена так, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя их и углубляя
Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, КВН, проекты, презентации, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается воспитанниками и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Основные направления и содержание деятельности.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности обучающихся , выявляют их интересы.
Если на 1 году обучения воспитанники изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:
1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.
2. Дурные пристрастия.
3. Все для гурманов есть в природе.
4. Жизнь лесных дебрей;
5. Растения - гениальные инженеры природы.
6. Все о национальных парках.
Программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля» большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а на втором году обучения - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого обучающие получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.
Учебная программа
Тематический план первого года обучения
№ | Тема | Дата |
1. | Природа - наш общий дом | |
2. | Основные составляющие природы | |
3. | Мир полон хищников | |
4. | И на хищника управа есть | |
5. | Дружба в природе | |
6. | Тайны живой природы | |
7. | Воздух, значение его чистоты для живых организмов | |
8. | Царство почвы - уникальный мир природы | |
9. | Вода - чудо природы | |
10 | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" | |
11. | Экология в нашем доме | |
12. | Экология человека | |
13. | Растения лечат людей |
Тематический план второго года обучения
№ | Тема | Дата |
1. | "Бомба замедленного действия" - вода. Еѐ гибель - наша гибель. | |
2. | "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использо | |
3. | "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. | |
4. | Бомба замедленного действия" - химикаты "Яд - "приданое" цивилизации". | |
5. | Животные - наркотики - человек. Растения-убийцы. | |
6. | Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона | |
7. | Кофе сердцу не помеха | |
8. | По великому чайному пути | |
9. | Лес - зеленое море | |
10. | Растения-путешественники. | |
11. | Как растение передают информацию | |
12. | Растения-биологические часы. |
Содержание программы
Первый год обучения
1. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".
2. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
3. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
4. И на хищника управа есть
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
5. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и еѐ результаты.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
6. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.
7. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
8. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
9. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
10. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
11. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
12. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).
13. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
Второй год обучения 1. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель. Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море? 2. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна". 3. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации. 4. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации" Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней. 5. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков. 6. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм. Урок феи Экологии. Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы 7. Кофе сердцу не помеха Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах. 8. По великому чайному пути Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты. Урок феи Экологии. "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае. 9. Растения - наш доктор Айболит Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит? 10. Лес - зеленое море Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост". 11. Растения-путешественники. Через реки, озѐра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты. 12. Как растения передают информацию Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры. 13. Paстения - биологические часы Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.
Прогнозируемые результаты. Результатом работы программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!» являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение туристскими навыками. Программа факультатива по развитию способностей к природоохранной деятельности: «Цвети, Земля!» придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, проведение биологических праздников, викторин, КВН, конкурсов, экскурсий. Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся являются: 1 год обучения: - умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; - умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера; - активное участие в коллективной познавательной деятельности. 2 год обучения: - умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека; - умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты; - знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды. Формы оценки результативности Для оценки результативности программы «Цвети, Земля» применяются стартовые, текущий и итоговый контроль Стартовый контроль – проверка у обучающихся имеющихся знаний и умений в области биологии; Формы стартовой оценки: тестирование, беседа с обучающими в устной и письменной форме. Текущий контроль –оценивается качество усвоения материала и для того, чтобы понять какие трудности встают перед обучающимися при изучении материала; Формы текущей оценки: текущее тестовые задания, собеседование, творческие задания. Итоговый контроль – может быть в различных формах: итоговые тестовые задания, выставки творческих работ, участие в конкурсах. Олимпиадах, праздниках и т. д Информационные ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год
В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИЦЫ 8 КЛАССА
В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный шко...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА
Цель программы: Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...
Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.
Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....
Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.
Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:· Создать ребёнку с ограниченн...
Индивидуальная программа психологического развития ребенка с ОВЗ 1 класс
Индивидуальная программа развития познавательных процессов разработана с учетом особенностей ребенка с задержкой психического развития. Программа составленас опорой на резервные возможности ребенка: а...