Работа с терминами на уроках географии
статья

Луференко Светлана Владимировна

работа с терминами на уроках геогфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_terminami_po_geografii.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с терминами на уроках географии

            В начальном курсе географии большое разнообразие терминов. При изучении науки часто можно встретиться с проблемой восприятия и эффективного использования текстовой информации в устной и письменной речи.  Эта проблема тесно связана с пониманием совокупности географических терминов. Термин (от лат. «предел, граница») – слово или сочетание слов, являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д.

          Для достижения терминологической грамотности учащихся, необходимо решить следующие проблемы:

  • В процессе изучения географии увидеть терминологические проблемы
  • Выяснить причины терминологической неграмотности
  • Разработать методики эффективной работы с терминологическим аппаратом.

Учащимся необходимо постоянно работать над географическими терминами. Это  обусловлено рядом причин:

  • Незнание сущности большинства терминов науки и текст учебной статьи не понятен
  • Знания, полученные в начальном курсе географии утрачиваются
  • Представление о некоторых понятиях с начального курса географии имеет искаженный, ненаучный характер.

Ошибки, которые допускают учащиеся можно объединить в две группы:

  • Смешение близких по звучанию, но далёких по смыслу терминов. Например, Арктика – Антарктика, криволесье-редколесье, Австрия-Австралия и др.
  • Формально правильное озвучивание термина, но недопонимание его сущности. Например, знание термина «конденсация» не приводит к пониманию причин образования росы.

Решить проблему терминологической неграмотности нельзя даже с помощь словаря, в котором не выделяются основополагающие признаки.

Например, план топографический –крупномасштабный план ограниченного участка местности, в пределах 

которого кривизна земной поверхности не учитывается (Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР).

Неудивительно, если пятиклассник запутается в этом понятии. Чтобы учащийся мог включить изучаемое понятие  в существующую систему терминов, ввести его в научный оборот, требуется осмысленное усвоение терминов. Например, термин «топографический план» можно считать усвоенным, если учащийся назовет отличие плана от рисунка, фотографии.

Методика работы с терминами

          Методика основана на подборе фактов, позволяющих осмыслить вводимый термин. Алгоритм:

  • фиксирование и анализ сущности термина, вычленение его ведущих признаков;
  • подбор фактов, позволяющих осмыслить изучаемый термин;
  • осмысление термина (см. таблица 1).

Рассмотрим алгоритм работы на примере понятия «природно-территориальный комплекс».

1 этап. Определение термина: «природно-территориальный комплекс – это устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории». Существенные признаки: набор природных компонентов и определенная территория.

2 этап. Осмыслить термин «природно-территориальный комплекс» поможет работа с такими географическими объектами, как лес, болото, река.

Таблица 1

Алгоритм работы по изучению термина

Объекты

Проявление признаков

Природно-территориальный комплекс - это устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории

Существенные признаки:

  1. Набор природных компонентов
  2. Территория

Лес – часть природы, где главной жизненной формой являются деревья.

  1. Природа – это все, что не создано руками человека
  2. Деревья - жизненная форма деревянистых растений.

Болото – избыточно увлажненные участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью.

  1. Формируются в понижениях рельефа.
  2. Выпадает большое количество осадков и мало влаги испаряется.
  3. Произрастает ива, ольха, пушица, камыш.

Река – это постоянный поток воды в выработанном  им углублении.

  1. Поток – это текучая вода.
  2. Поток может быть быстрый и медленный, в горах и на равнинах.
  3. Углубление  создается текучей водой.

3 этап. Анализ содержания таблицы способствует осмыслению сущности термина «природно-территориальный комплекс». Некоторые признаки, характеризующие  лес, болото, реку, помогают конкретизировать изучаемое понятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Работа с терминами на уроках биологии"

Биология как наука изобилует  разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы,...

География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии

В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....

Работа с терминами на уроках истории

Работа с терминологией на уроках истории...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Работа с терминами на уроках биологии

обобщение опыта работы по теме самообразования...

Методическая разработка: Работа с терминами на уроках русского языка и литературы

Данный материал разработан для детей с нарушение слуха и речи....

Работа с терминами на уроках биологии.

Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания....