Работа с терминами на уроках географии
статья
работа с терминами на уроках геогфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_terminami_po_geografii.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с терминами на уроках географии
В начальном курсе географии большое разнообразие терминов. При изучении науки часто можно встретиться с проблемой восприятия и эффективного использования текстовой информации в устной и письменной речи. Эта проблема тесно связана с пониманием совокупности географических терминов. Термин (от лат. «предел, граница») – слово или сочетание слов, являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д.
Для достижения терминологической грамотности учащихся, необходимо решить следующие проблемы:
- В процессе изучения географии увидеть терминологические проблемы
- Выяснить причины терминологической неграмотности
- Разработать методики эффективной работы с терминологическим аппаратом.
Учащимся необходимо постоянно работать над географическими терминами. Это обусловлено рядом причин:
- Незнание сущности большинства терминов науки и текст учебной статьи не понятен
- Знания, полученные в начальном курсе географии утрачиваются
- Представление о некоторых понятиях с начального курса географии имеет искаженный, ненаучный характер.
Ошибки, которые допускают учащиеся можно объединить в две группы:
- Смешение близких по звучанию, но далёких по смыслу терминов. Например, Арктика – Антарктика, криволесье-редколесье, Австрия-Австралия и др.
- Формально правильное озвучивание термина, но недопонимание его сущности. Например, знание термина «конденсация» не приводит к пониманию причин образования росы.
Решить проблему терминологической неграмотности нельзя даже с помощь словаря, в котором не выделяются основополагающие признаки.
Например, план топографический –крупномасштабный план ограниченного участка местности, в пределах
которого кривизна земной поверхности не учитывается (Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР).
Неудивительно, если пятиклассник запутается в этом понятии. Чтобы учащийся мог включить изучаемое понятие в существующую систему терминов, ввести его в научный оборот, требуется осмысленное усвоение терминов. Например, термин «топографический план» можно считать усвоенным, если учащийся назовет отличие плана от рисунка, фотографии.
Методика работы с терминами
Методика основана на подборе фактов, позволяющих осмыслить вводимый термин. Алгоритм:
- фиксирование и анализ сущности термина, вычленение его ведущих признаков;
- подбор фактов, позволяющих осмыслить изучаемый термин;
- осмысление термина (см. таблица 1).
Рассмотрим алгоритм работы на примере понятия «природно-территориальный комплекс».
1 этап. Определение термина: «природно-территориальный комплекс – это устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории». Существенные признаки: набор природных компонентов и определенная территория.
2 этап. Осмыслить термин «природно-территориальный комплекс» поможет работа с такими географическими объектами, как лес, болото, река.
Таблица 1
Алгоритм работы по изучению термина
Объекты | Проявление признаков |
Природно-территориальный комплекс - это устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории | |
Существенные признаки:
| |
Лес – часть природы, где главной жизненной формой являются деревья. |
|
Болото – избыточно увлажненные участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью. |
|
Река – это постоянный поток воды в выработанном им углублении. |
|
3 этап. Анализ содержания таблицы способствует осмыслению сущности термина «природно-территориальный комплекс». Некоторые признаки, характеризующие лес, болото, реку, помогают конкретизировать изучаемое понятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Работа с терминами на уроках биологии"
Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы,...
География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии
В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....
Работа с терминами на уроках истории
Работа с терминологией на уроках истории...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Работа с терминами на уроках биологии
обобщение опыта работы по теме самообразования...
Методическая разработка: Работа с терминами на уроках русского языка и литературы
Данный материал разработан для детей с нарушение слуха и речи....
Работа с терминами на уроках биологии.
Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания....