Работа с терминами на уроках биологии
презентация к уроку (9 класс) по теме
обобщение опыта работы по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы по теме самообразования | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Зачем работать на уроке с терминами? Взаимосвязь слова, понятия и термина. Роль рефлекса в усвоении термина. Память, возраст и терминологическая работа. Организация работы по запоминанию терминов. Приемы терминологической работы на уроке. Результативность использования терминологической работы.
Задачи современного школьного образования Школьный курс биологии сегодня позволяет использовать: Интенсификация обучения Повышение качества знаний Воспитание школьников -Авторские программы -Элективные курсы -Новые УМК Система взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов Мысль об организации терминологической работы и ее роли в обучении не нова, но не теряет своей актуальности Планомерная и методически выверенная работа над терминами – один из путей повышения качества знания
Какие перспективы открывает перед учеником терминологическая работа: Расширяет и качественно обновляет словарный запас ученика Формирует прочные, осмысленные знания основ наук Умение логично изложить свою точку зрения и обосновать ее с высокой степенью научности
Знания человека Состоят из понятий Человек мыслит понятиями Понятие выражается через термины
Взаимосвязь слова, понятия и термина Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия Понятие – слово или словосочетание, несущее определенную смысловую нагрузку Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия специальной области науки Отличительный признак термина – термин и понятие несут единую смысловую нагрузку, тогда как не каждое слово является понятием! Термин выполняет две основные функции: Дает название понятию Отражает его содержание
При работе и овладении термином следует опираться на: Семантику – уметь давать смысловое значение термина; Орфографию – уметь орфографически правильно писать термин; Орфоэпию – уметь правильно произносить, расставлять ударение при произношении Любой термин формируется по схеме: Восприятие представление понятие термин
Роль рефлекса в усвоении термина Процесс обучения опирается на память Тренировка памяти – основное условие активизации мысли и умственного развития Каждый новый термин – это рефлекторно возникшая временная связь, поддержание которой основано на повторении Многократное повторение термина – условие успешного овладения им
В психологии различают два пути запоминания: Осмысленное Механическое Опирается на смысловую группировку или разбивку материала на части, с последующим выделением главного Например: Многократное бездумное повторение без выяснения причин Сочные – разросшаяся мякоть околоплодника Плоды по количеству семян Плоды по строению околоплодника Сухие – отсутствие сочной мякоти многосемянные односемянные
Пути поступления информации к ученику могут осуществляться через группу анализаторов: Чем больше анализаторов вовлечено в процесс формирования понятия → тем эффективнее и выше будет результат ЦНС зрительный слуховой осязание мышечное чувство
Например: При изучении строения цветка Учитель сам объясняет строение цветка, называя его части Во время рассказа используются учебные таблицы, учебный рисунок на доске, разборная модель цветка Учитель на доске, а ученики в тетради зарисовывают цветок, подписывают его части Использование лаб. работы с наглядным материалом Дома склеить из бумаги свою модель цветка В словарь записывают значение новых терминов слух Зрительный Зрительный, мышечное чувство Зрительный, осязание Зрительный, осязание зрительный
Память, возраст и терминологическая работа на уроке Руководствуясь возрастными особенностями учащихся разных возрастных групп психологи выделяют: l группу младшего школьного возраста(1-4классы) ll группу среднего школьного возраста(5-8классы) lll группу старшего школьного возраста(9-11классы) Для l группы: свойственно «накапливание» терминов, но отсутствие их глубокого осмысления Для ll группы: свойственно наполнение каждого термина определенным содержанием Для lll группы: осуществляется переход от житейских представлений к научному мышлению
Опираясь на вышеперечисленные характеристики возрастных особенностей памяти целесообразно: Организовывать работу так, чтобы при изучении нового термина был задействован не один, а несколько анализаторов Материал преподносить дозировано, учитывая возраст и индивидуальные особенности учеников, количество отбираемых терминов, степень их новизны Сочетать теоретическую работу с практическими, лабораторными работами и самостоятельной работой с текстом учебника или словаря Не опираться слепо на распределение учебного материала, руководствуясь учебником, а планировать объем материала еще при составлении тематического планирования
Организация работы по запоминанию терминов Школьный курс биологии построен с учетом системы основных ведущих понятий Понятия каждого школьного курса биологии можно классифицировать на взаимосвязанные между собой группы: ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ
Группы биологических понятий Группы понятий Определение группы Примеры понятий 1.Простые Первичные понятия, соответствующие отдельным элементам основных наук. Внешнее строение листа; внутреннее строение листа; фотосинтез; испарение; дыхание и др. 2.Сложные Более обобщенные понятия, включающие в себя ряд простых. Лист – вегетативный орган цветкового растения. 3.Специальные Понятия, развивающиеся в пределах одного школьного биологического курса. Понятия о растительном организме (ксилема, флоэма, паренхима); понятия о животном организме (зооспора, финна, гермафродитизм); понятия об организме человека. 4.Общебиологические Сквозные понятия, включающие знания о биологических закономерностях строения, жизнедеятельности и развития живой природы. Живой организм, клетка как единица жизни, единство строения и функций организмов, взаимосвязи организма и среды, организм как саморегулирующаяся система, обмен веществ.
Категории специальных понятий Категории растения Бактерии, грибы, лишайники животные человек Анатомо- морфологические понятия Внешнее и внутреннее строение семян Внешнее,внутреннеестроение лишай ников, бактерий Внешнее и внутеннее строение жука-плавунца Внешнее,внутреннее строение пищеварительной системы физиологические Дыхание семян, питание, рост проростка Питание бактерий, лишайников, грибов Размножение жука-плавунца Пищеварение в желудке, кишечнике экологические Условия прорастания семян, распространение плодов и семян Условия произрастания грибов, лишайников Птицы леса, болот, прибрежных водоемов Распространение инфекционных заболеваний воздушно-капельным путем систематические Вид, род, семейство, класс Тип, класс, семейство Положение человека в системе органического мира эволюционные Развитие растительного мира, происхождение культурных растений Происхождение основных групп животных, развитие животного мира на Земле Сходство человека с млекопитающими животными
Группы общебиологических понятий: Группы понятий Примеры Организменные Понятия о клеточном строении организмов, обмене веществ и превращении энергии в клетке, индивидуальном развитии организмов, возникновении эволюции клеточного уровня организации, понятия о размножении, наследственности и изменчивости организмов, о саморегуляции. Популяционно-видовые Понятие о виде, его критериях и структуре. Понятия о видообразовании. Биосферно-биоценотические Понятия о биогеоценозе, обмене веществ и потоке энергии в биогеоценозе, о саморегуляции в биосфере. Эволюционные Понятия о мутациях и комбинациях, об эволюционных факторах (борьба за существование, волны жизни, генный поток, изоляция, естественный отбор); понятие о результатах эволюции – многообразии видов и их приспособленности к среде обитания; понятие о направлениях эволюции и ее регуляции.
Условия развития понятий Средства, обеспечивающие правильность восприятий. Наглядность учет источников предварительных представлений упражнения, уточняющие восприятие точное и образное слово учителя Средства, обеспечивающие правильность представлений. вопросы учителя зарисовка по памяти упражнения по узнаванию и выявлению различий Средства, обеспечивающие образование понятий. постановка проблемы логика изложения учебного материала учителем вопросы, требующие обобщении упражнения в сравнении, классификации, система повторения, связывающая старые знания с новыми обобщение знаний и их применение на практике
Все вышесказанное объединим в группу приемов организации терминологической работы на уроке: Проговаривание термина Запись на доске Контроль за правильным орфографическим написанием термина Выявление этимологического значения термина Проведение упражнений по соотнесению термина с понятием Организация работы с учебником на уроке и для выполнения дом. задания
Приемы терминологической работы на комбинированном уроке. Постановка цели урока: «Сами с усами» Актуализация знаний: «Ты – мне, я – тебе» Введение новых знаний: « Я рисую сам», «Словарь», «Я говорю правильно», «Разбиваю на части», «Дело в шляпе» Первичное обобщение и введений новых знаний: «Рассыпанные буквы», «Дешифровщик», «4-й лишний» Закрепление: «Доска объявлений», «12 записок», «Логические схемы», «Потерянное слово» Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению: «Верю – не верю», «Зри в корень», «Посмотри, обдумай, расскажи»
Качество знаний за последние три года в динамике
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Работа в группах на уроках биологии"
Современное общество ставит перед школой новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Учителю, работающему в школе XXI века постоянно приходится задумываться о...
статья "Работа с терминами на уроках биологии"
Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы,...
Работа с терминами на уроках истории
Работа с терминологией на уроках истории...
Биологические термины к уроку "Биология - наука о жизни"
Приложение к уроку № 1...
Методическая разработка: Работа с терминами на уроках русского языка и литературы
Данный материал разработан для детей с нарушение слуха и речи....
Работа с терминами на уроках биологии.
Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания....
Работа с терминами на уроках географии
работа с терминами на уроках геогфии...