Методическая разработка: Работа с терминами на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Данный материал разработан для детей с нарушение слуха и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 118.95 КБ |
Предварительный просмотр:
2016-2017 учебный год
Тема по самообразованию
Терминология и термины
Учитель Павлова Л.И.
Изучение терминологии значительно расширяет словарный запас человека и его кругозор. Что такое термины в русском языке? Это слово или словосочетание, которое называет специальное понятие из определённой сферы. Все они относятся к одной категории лексики.
Можно считать, что терминология – это система всех терминов, существующих в русском языке. Эта лексика развивается достаточно быстро и указывает на интернационализацию фонда, а также на специфику национально-языкового пользования.
Характерные черты терминов – это их однозначность. В отличие от слов из общей лексики, они не экспрессивны. Это означает, что подобные слова лишены эмоционального окраса, не связаны с контекстом. Бывает также, что понятие входит сразу в несколько терминологических систем и становится омонимом.
Можно лишь определить некоторые виды терминов в русском языке: узкоспециальные и общепринятые. Первые употребляют люди, работающие в определённой сфере. Вторые же давно вошли в литературный язык и понятны всем.
Медицинские термины на русском языке – это зачастую заимствованные понятия, которые имеют свои аналоги на латинском. Лексика медиков ведёт своё начало с общеиндоевропейского языка, который стал основой для общеславянского. Считается, что медицинские знания хранили и собирали жрецы-волхвы. Даже само слово «врач» имеет общие корни с глаголами «ворчать» и «говорить». Это связано с тем, что тогда лечить могли только колдуны, чародеи, ведьмаки и т. д. Медицинских терминов на русском языке дошло до нас значительное количество. Несмотря на популярность латинских понятий, многие общеславянские слова знакомы нам и сейчас: бедро, селезёнка, гортань, болезнь, гной, язва, судорога.
Научные термины в русском языке занимают достаточно большое место. Это связано с тем, что наука может быть биологической, математической, физической и т. д. Для каждой группы нужна своя система понятий и обозначения. Чем больше трактовок получает слово, тем всё более непонятным становится его значение. Есть некоторые термины, которые имеют более 100 понятий. А это уже вводит в заблуждение всех.
Случается, что термин приобретает бытовое значение, а своё первоначальное определение теряет. Из-за так называемой бытовой загруженности такое слово, как «предложение», становится неоднозначным. В этом случае, исследователи предпочитают использовать заимствованные термины. Выбрав иностранное слово, при его переводе все бытовые определения сразу отпадают.
Научные слова-термины в русском языке, как и медицинские, в своём большинстве базируются на греческих и латинских словах. Английские термины в русском языке достаточно быстро и широко вошли в обиход. Это связано с расширением и популяризацией компьютерного мира, технологий и т. п. Одним из ярких примеров можно считать футбольные понятия. Когда вы знаете, что такое термины в русском языке, примеры дадут наглядное описание. Множество слов пришли к нам с английского языка. Они уже давно выучены на память и знакомы всем русскоязычным людям. Например, даже школьник знает, что удар с расстояния в одиннадцать метров называется penalty – пенальти. «Голкипер» также имеет идентичный аналог в английском языке, хотя в русском есть синоним – «вратарь». Положение вне игры – это всеми нами знакомый «офсайд», а «рефери» – наш русский «судья». Нечто подобное случилось и с терминами английского языка в области технологий. «Компьютер» – это давным-давно привычное для всех слово. То же самое и в последние годы случилось со смартфоном. Сенсорный экран для многих уже давно стал «тачпадом» или «тачскрином».
Те люди, которые хорошо разбираются в компьютерах, знают такие понятия, как «аутентификация», «аккаунт», «никнейм», «ньюз», «ноутбук» и многие др. группы терминов в русском языке.
Похожее явление происходит и с терминами в экономике. Известны всем такие слова: «экспорт», «импорт», «дивиденд», «дисконт», «маркет», «инфляция» и т. д. В бизнесе каждый знает понятия: «бюджет», «депозит», «директор», «президент», «конференция», «дэдлайн», «консенсус». Вообще, в сфере финансов и бизнеса английских терминов, которые вошли в словарь русского языка, очень много.
Как и английские, иностранные термины в русском языке укоренились уже очень давно. Группа английских терминов, пожалуй, самая большая. Тем не менее на формирование лексикологии русского языка повлияли и французский, у которого мы позаимствовали такие слова, как «батальон», «департамент». Аналогично с немецкого множество терминов попали в нашу военную группу: «солдат», «штаб», «офицер». Как уже говорилось ранее, часть определений пришло с латыни. Помимо медицинских, многие из них попали в группу к научным: «формула», «радиус», «эволюция». Греческий также повлиял на русский язык. И подарил нам слова, относящиеся к науке и искусству: «геометрия», «философия», «комедия», «поэзия» и т. д. Стоит обратить внимание и на такое понятие, как профессионализмы. Это специальные слова, которые употребляют люди определённой профессии. Это понятие отличается от терминов тем, что являются специально утверждёнными словами, которые официально узаконены в некой науке или профессии.
Профессионализмы – это полуофициальные слова, они не имеют строгого определения. Большинство подобных понятий можно отнести к разговорной речи, а также услышать их в жаргоне или просторечии. Примерами таких слов могут служить профессионализмы полиграфистов: вёрстка, макет, висящая строка и т. д.
Работа с терминами на уроках русского языка и литературы
Цель: овладение разными типами языкового выражения для более чёткого и ясного понимания научной терминологии, как общенаучной, так и специальной.
Задачи:
- Узнать значение термина. Разобраться в его форме и содержании.
- Уточнить произношение и правописание термина.
- Научиться переосмысливать термины в текстах разных стилей и учебных предметов.
Знание учащимися лингвистической терминологии – одно из важных условий формирования их орфографической грамотности, овладения умениями чтения и анализа произведений различных стилей, а значит, залог успешной сдачи единого государственного экзамена. Работа с терминами должна носить систематический, а не эпизодический характер. Именно поэтому практически в каждый урок я включаю задания по терминологии. При этом стараюсь использовать такие методы и приемы, которые позволяют развивать универсальные учебные действия, что, несомненно, является актуальным в связи с введением ФГОС.
Введение нового для учащихся термина осуществляю различными способами:
- через создание проблемной ситуации («Верно ли, что бегемот и гиппопотам – это одно и то же?» - при знакомстве с синонимами в 5 классе);
- через выявление характерных черт какого-либо явления и последующей формулировке его значения (на основе статьи учебника выявляются особенности жанра баллады, а затем следует совместная работа по оформлению определения);
- сложные термины записываются сразу в тетрадь, затем следует их детальный анализ.
Примеры работы с терминами
- Мотив.
- Этап 1: запись определения.
Мотив – это второстепенная, дополнительная тема произведения, призванная оттенить или дополнить главную, основную.
(Словарь литературоведческих терминов)
- Этап 2: нахождение грамматической основы предложения
а) Подчеркните в этом определении подлежащее (мотив).
б) Найдите сказуемое (тема).
в) Сделайте вывод о том, что такое мотив.
г) Найдите определения, позволяющие увидеть разницу между темой и мотивом (второстепенная, дополнительная).
д) Какова функция дополнительной темы в произведении? (призвана оттенить, дополнить основную тему).
- Этап 3: внимательно прочитайте определение и повторите его вслух.
Такой детальный анализ определения поможет пятиклассникам осознанно запомнить сложный для них термин.
- В рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, предусматривающему не только знание лексического значения того или иного термина, но и его правописания важным считаю проведение работы, формирующей орфографическую компетентность.
Так, уже в 5 классе предлагаю ученикам терминологические диктанты.
Задание: грамотно запишите данные ниже термины, сгруппировав их в соответствии с названиями граф таблицы.
Пр…мая реч(?), (в, вв)одные слова, пр…дл…жение, обст…ятел(?)ство, обр…щение, подл..жащее, пунктуац…я, диало…, ск…зуемое, синт…ксис, д…п…лнение, сл…вос…четание, одн…родные члены, опр…д…ление.
Разделы русского языка | Единицы синтаксиса | Главные члены предложения | Второстепенные члены предложения | Единицы осложнения предложения | Способы передачи речи |
- Осуществляя межпредметные связи на уроках русского языка, предлагаю учащимся составление словарных диктантов на определенную орфограмму с использованием литературоведческих понятий.
- Словарный диктант «Удвоенная согласная»:
баллада, идиллия, рассказ, аллегория, беллетристика, новелла, класссицизм, оттенок.
- Словарный диктант «Правописание ы-и после ц»:
композиция, интонация, дикция, декламация, кульминация и др.
Аналогичные задачи позволяют решать задания на установление соответствий между термином и его значением.
- Тема: «Особенности поэтической речи»
Задание: соотнесите термин и его определение.
№ | Термин | № | Определение |
1 | Мелодика | 1 | Скорость или замедленность протекания речи. |
2 | Ритм | 2 | Выделение голосом речевых отрезков или отдельных слов. |
3 | Интенсивность | 3 | Чередование ударных и безударных слогов. |
4 | Темп | 4 | Повышение и понижение голоса во фразе. |
5 | Тембр | 5 | Сила или слабость произнесения. |
6 | Логическое (фразовое) ударение | 6 | Звуковая окраска, придающая речи различные эмоциональные оттенки. |
Как известно, на ЕГЭ по литературе мало только знать литературоведческие термины, нужно уметь грамотно их записать. Отработка этого умения может быть осуществлена на уроках русского языка.
- Одна из любимых учащимися форм организации контроля за усвоением терминологии как на уроках русского языка, так и литературы является «Терминологическое лото».
Как правило, все вопросы, на которые ученикам необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ, начинаются одинаково: «Верно ли, что?» Вопросы для проведения проверки может составить сам педагог или такое задание заранее можно предложить нескольким учащимся. Учителю же к уроку следует подготовить «игровые» карточки для ответов обучающихся и презентацию на основе составленных вопросов.
Примеры вопросов по морфологии и словообразованию (5 класс)
1. Верно ли, что морфемика и морфология – это одно и то же?
2. Верно ли, что приставка служит для образования форм слов?
3. Верно ли, что окончание и флексия – это одно и то же?
4. Верно ли, что -ся – это постфикс?
5. Верно ли, что слово КВН образовано сложением начальных звуков?
6. Верно ли, что слова лес и в лесу являются однокоренными?
Количество таких вопросов варьируется от 5 до 10-15 в зависимости от класса и уровня его подготовки.
- Повторение лингвистических терминов, а также уровень сформированности грамотности в их написании позволяют проверить кроссворды.
Кроссворд по теме: «Лексика»
1 | п | р | о | ф | е | с | с | и | о | н | а | л | и | з | м | ы | |||
2 | о | ж | е | г | о | в | |||||||||||||
3 | л | е | к | с | и | к | а | ||||||||||||
4 | и | с | т | о | р | и | з | м | ы | ||||||||||
5 | а | н | т | о | н | и | м | ы | |||||||||||
6 | д | и | а | л | е | к | т | и | з | м | ы | ||||||||
7 | о | м | о | ф | о | н | ы | ||||||||||||
1 | 8 | н | е | о | л | о | г | и | з | м | ы | ||||||||
а | 9 | м | н | о | г | о | з | н | а | ч | н | ы | е | ||||||
10 | ф | р | а | з | е | о | л | о | г | и | з | м | ы | ||||||
х | 11 | с | и | н | о | н | и | м | ы | ||||||||||
а | 12 | п | р | я | м | о | е | ||||||||||||
и | |||||||||||||||||||
13 | з | а | и | м | с | т | в | о | в | а | н | н | ы | е | |||||
м | |||||||||||||||||||
ы |
Задания к кроссворду
По горизонтали:
- Слова, которые употребляются преимущественно людьми одной профессии.
- Автор «Толкового словаря русского языка».
- Словарный состав языка.
- Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни.
- Слова, противоположные по лексическому значению.
- Слова, употребляемые преимущественно жителями одной местности.
- Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
- Слова, появившиеся сравнительно недавно.
- Слова, имеющие несколько лексических значений.
- Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
- Основное лексическое значение слова.
- Слова, пришедшие в русский язык из других языков мира.
По вертикали:
- Устаревшие слова.
Еще пример - кроссворд по теме «Грамматика». Если ответы правильные, то мы узнаем ключевое слово по вертикали.
- Я - часть речи.
- Я - главная морфема в слове.
- Я - часть речи
- Меня ты должен знать, чтобы правильно писать слова.
- Я - часть речи, обозначаю лицо.
- Я изучаю знаки препинания.
- Я - часть речи.
- Я - морфема, образую новые слова.
- Я нужен для общения.
- Я обозначаю звуки на письме.
- Создание проблемных ситуаций типа: «Верно ли, что родственные слова и однокоренные – это одно и то же?» - способствует развитию у учащихся интереса к языковым явлениям, пробуждает желание заняться исследованием семантики, этимологии изучаемых терминов.
- На это же направлены и творческие работы «Что знаю о слове? В ходе выполнения которых ученикам необходимо при помощи словарей выяснить лексическое значение термина, его происхождение, выявить синонимы и антонимы, особенности употребления в различных сферах человеческой деятельности, найти примеры, иллюстрирующие то или иное понятие. Такие работы, несомненно, способствуют совершенствованию речевой грамотности школьников.
Итогом такой работы может стать не только сочинение, но и презентация, представляющая результаты исследования «Этот удивительный термин».
Более глубокому постижению художественного текста способствует работа над устаревшими словами. Важной составляющей здесь является наглядность.
- Тема: «Устаревшие слова»
Задание 1: соотнесите слово и его значение (соедините линиями)
Слово | Значение |
Малахай | Короткая мужская одежда, куртка с хвостами, полами. |
Фрак | Карманный вор. |
Пансион | Военный доспех, кроющий голову. |
Фижмы | Юбка на китовых усах. |
Мантия | Большая ушастая (или с лопастями) шапка на меху. |
Мазурик | Сосуд, в котором толкут, мельчат что-либо, ударяя пестом. |
Шелом | Учебное и воспитательное учреждение. |
Ендова | Нарядный плащ, широкий или безрукавный. |
Ступа | Широкий сосуд с отливом или носиком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем. |
Задание 2: подпишите названия предметов:
___________________ _______________________
___________________ _________________ ________________
Облегчить понимание текстов научного и публицистического стилей помогает работа с неологизмами, трудными не только с точки зрения запоминания их семантики, но правописания
- Тема: «Неологизмы»
Задание 3: Восстановите слова, являющиеся неологизмами
- Церемония вступления в должность президента страны.
и | н | а | у | г | у | р | а | ц | и | я |
- Оценка
д | а | й | д | ж | е | с | т |
- Местоположения, местонахождение
с | а | й | т |
- Охрана
с | е | к | ь | ю | р | и | т | е |
- Второй завтрак
л | а | н | ч |
- Небольшой плакат с изображением артиста
б | а | н | н | е | р |
- Катание на доске с роликами
с | к | е | й | т | б | о | р | д |
- . Катание на доске по снегу
с | н | о | у | б | о | р | д |
Буквы, уже вписанные в клеточки, должны помочь более слабым ученикам справиться с заданием успешно. При выполнении этого задания сильными учениками буквы вписывать необязательно. Составить подобного рода задания можно предложить ребятам в качестве домашнего задания.
- Развитию критического мышления, лучшему запоминанию семантики терминов способствует сочинение синквейнов.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Например:
Эпитет.
Постоянный, авторский.
Определяет, украшает, обращает внимание.
Имеет греческое происхождение.
Средство художественной выразительности.
12.Как показывает практика достаточно сложным представляется различение понятий «тема» и «проблема. Увидеть специфику данных терминов, потренироваться в определении разновидностей тем и проблем призвана помочь таблица:
Сравни | ||
Тема | Проблема | |
события и явления, которые лежат в основе произведения | точка напряжения между реальным и желаемым | |
Васютка отправился в лес за орехами. | Например: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». | Трудности, с которыми встретился мальчик в тайге. |
13.С целью лучшего запоминания терминов и понятий на уроках русского языка предлагаю детям проекты по созданию таблиц для изучения частей речи. Это помогает «погрузиться» в тему и представить её целиком, а далее пойдёт работа по уточнению деталей.
Например: «Имя существительное».
Имя существительное – это: | |||||||||
| |||||||||
кто? одушевленные кот енот | что? неодушевленные природа книга | ||||||||
| орёл автомобиль газета имя | город Орёл автомобиль «Волга» газета «Правда» Данила | |||||||
| |||||||||
Именительный падеж:
| Косвенные падежи:
| Например: Пришла весна. Весна – время года. Птицы рады весне. Весной цветут сады. Варенье из вишни. | |||||||
| женский род (она, моя) | мужской род (он, мой) | средний род (оно, моё) | ||||||
| единственное число | множественное число | |||||||
Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж | Например: | ||||||||
стол молодежь фарфор | столы очки ножницы | ||||||||
| |||||||||
Склонение | Род | Окончание в им.п. ед.ч. | Например: | ||||||
1-ое | женский, мужской | - а, -я | машина, армия, дядя, Дима | ||||||
2 -ое | средний мужской | -о, -е с нулевым окончанием - на ь | озеро, поле, расписание стол, санаторий конь | ||||||
3-ье | женский | - на ь | печь, тень, площадь | ||||||
| |||||||||
Окончание | Склонение | Падеж | Например: | ||||||
-и (-ы) | 1-ое | родительный | у дороги, сила воли | ||||||
3-ье | родительный, дательный, предложный | достать из печи вернуться к ночи стоять в тени | |||||||
-е | 1-ое | предложный | о школе, о дяде | ||||||
2-ое | предложный | об озере, о коне, об инее | |||||||
| |||||||||
Окончание пишут: | Род существительного | Падеж | Например: | ||||||
- ии | женский на -ия (арм-ия, лекц-ия) | родительный ед.ч. дательный ед.ч. предложный ед.ч. | от армии, от лекции к армии, к лекции об армии, о лекции | ||||||
- ии | мужской на -ий | предложный ед.ч. | в санатории в планетарии | ||||||
- ие | средний на -ие | предложный ед.ч. | в расписании в решении в уравнении в предложении в окончании | ||||||
| |||||||||
Падеж | Род | Окончание | Например: | ||||||
именительный | женский | -и, -ы | книги, буквы, мысли | ||||||
именительный | мужской | -и, -ы -а, -я | словари, кони, столы учителя, адреса | ||||||
именительный | средний род | -а, -я | слова, предложения | ||||||
| |||||||||
После шипящих (ш, ж, ч, щ) и ц в окончаниях существительных пишут: | |||||||||
| врачом, грачом, бойцов, кольцо, певцов | ||||||||
| маршем, товарищем, полотенцем, задачей |
Дети (подчас и взрослые) часто путают понятия, не зная значения слов-терминов. Путают этику с эстетикой, базу с базисом, психику с психологией, канон с кануном. Чтобы восстановить в памяти учащихся языковую картину мира, приходится снова и снова расшифровывать такие ключевые понятия, как «язык» и «речь», «фонема» и «фонетика», «слово» и «словосочетание», «морф», «морфема» и «морфемика», «лексика» и «фразеология», «синтаксис» и «пунктуация», «предложение» «фраза» «высказывание», «текст». Знать терминологию изучаемого предмета, уметь пользоваться ею, нуждаться в ней при объяснении простых и сложных вопросов – вот чему мы должны научить детей.
Конечно, времени на отработку терминологии у нас всегда не хватает. Можно обучать терминологии надо пошагово.
Шаг № 1. Прежде всего внимательно отнестись к терминам, которые понадобятся при изучении (или повторении) темы. У каждого термина, как и у каждого слова, есть форма и содержание, то есть оболочка и суть. Конечно, содержание важнее. Но что мы воспринимаем сначала? Форму. Например, слово длинное или короткое: «троп» (средство выразительности в художественном тексте) – «метафоризация» (способность художественного текста воздействовать на наше образное мышление при помощи переноса признака). «Число» - «дифференциальное исчисление» (математика). «Квант» - «квантовый генератор» (физика). «Ген» - «генетическая модификация» (биология) и т.д. Иногда привлекает внимание состав слова-термина : аббревиация, адъективация, сублимация, генотип, матанализ, эссе, синекдоха, парцелляция и т.д.
Шаг № 2. Переварив форму, пускаемся в глубины содержания термина. Чаще всего термины - это заимствованные слова, что объясняется их общемировым и общеязыковым значением. Простой пример. «Орфография». Греческие корни ortho’s – правильный и gra’pho – пишу обычно известны учащимся, поэтому они, легко складывая их, образуют слово-термин «правописание». По аналогии можно определить и значение терминов «Орфограмма» (где gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, «Орфоэпия» (где e’pos-речь) - правильная речь, отсюда - «нормы произношения». Если обратиться к словарю В.И. Даля, то можно узнать, что, например, термин причастие – «это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». А деепричастие, имея сильную глагольность, обозначает добавочное действие, оно чрезвычайно «дееспособно». С этой «вивисекции» слова-термина часто просто необходимо начинать (или заканчивать) тему.
Шаг № 3. Уточнив значение и происхождение слова-термина, необходимо, на мой взгляд, усвоить его произношение и правописание. Так, надо предлагать учащимся только литературную норму. Например, не только выяснить смысл слова-термина, но и попросить произнести и записать (термин идентичность, то есть тождественность. Или: трудный для произношения и написания термин аббревиатура (от итальянского abbreviatura – cокращение). Произносить и записывать полезно математические термины: асимметрия, дифференциальное исчисление, даже такое распространённое слово, как уравнение и единица. То же относится и к физике, химии, биологии, информатике. Записывая термины на занятиях по русскому языку и литературе, я не раз убеждалась в том, что такие слова, как суффикс, фразеология, парцелляция, аллитерация, ученики стараются или сокращать до неузнаваемости, или избегать в письменной речи.
Шаг № 4. Есть ещё один способ добиться точного понимания терминологии. Это переосмысление научных терминов в текстах разных стилей. Чаще всего помогает сочетание научного стиля и слов так называемой нейтральной лексики.
Пример: Филология – «любовь к слову», адъективация – «переход слов других частей речи в прилагательные» (от причастий- «рубленый», «крашеный»), субстантивация – «переход других частей речи в разряд существительных» («столовая», «учащиеся», «пленный» «первое» и т.д.). Кроме того, очень часто термин иноязычного происхождения может быть заменён исконно русскими словами. метафора – уподобление («вся соль анекдота»), метонимия – перенос («читаю Пушкина»), аллегория – иносказание (« и волки сыты, и овцы целы»), ирония – переименование по прямой противоположности сказанному («Отколе, умная, бредёшь ты голова?»), гипербола – преувеличение («тысячу раз тебе говорил»), литота – преуменьшение (« мужичок с ноготок»), перифраза (или перифраз) – замена названия описанием («рыжая плутовка», автор «Героя нашего времени») и т.д. К счастью, в русском языке сохранились чисто «русские» термины: приставка, окончание, глагол, личные и безличные предложения, согласование, управление, примыкание, олицетворение, сравнение и т.д. Математики переосмысливают русское слово прямая, используют русский суффикс «дцать» = «десять» (одиннадцать, двенадцать и т.д.,) слова дюжина, ось и т.д. биологи, химики и физики переосмыслили слово клетка; как русское переосмыслено слово природа, словосочетание всё живое и неживое на земле, понятен ученикам термин наследственность, изменчивость видов, кровообращение и т.д.
На уроках по литературе изучение терминологии имеет специфику, хотя общий подход сохраняется. Надо ли углубляться в литературоведческую терминологию? Надо. Конечно, в том объёме, который не перекрывает сам процесс изучения литературного произведения, не заслоняет наслаждение художественным словом. Овладение литературными (литературоведческими) терминами способствует не только изучению произведения, но и осознанию его как произведения искусства, умению интерпретировать, проникать в глубину сознания читателя. Более того, знание литературных терминов развивает и обогащает устную и письменную речь учащихся, воспитывает эстетический вкус, избавляет от поверхностного чтения.
В 5-6 классе дети уже более осознанно изучают литературное произведение. Они знакомятся с такими терминами, как фольклор, сказка народная и сказка литературная, сказ, летопись, роды и виды литературы, они узнают, что есть удивительные средства художественной выразительности (эпитет, метафора, гипербола, сравнение, и др.). они знакомятся с различными жанрами литературы (рассказ, повесть, пьеса), с такими понятиями, как ритм, рифма, способы рифмовки, они выделяют картины пейзажа, начинают знакомиться с сюжетом, композицией, идеей произведения, с системой героев.
В программе по русской литературе появляются термины художественный тип, прототип, углубляются понятия сюжет, фабула, социально-философская драма, роман-эпопея, новелла, получают более широкое освещение все средства художественной выразительности текста.
Поэтому уместны вопросы детям:
- Как называются художественные образные определения, используемые в произведениях русского фольклора, например, в сказках? Например, «добр молодец» «красна девица», «тёмна ноченька»? (Постоянные эпитеты).
- Как называют стихотворение исторического содержания с острым, напряжённым сюжетом? (Баллада).
- Цепь событий, о которых повествуется в сюжете, называется… (Фабула).
- Способ развёртывания фабулы, последовательность в изображении событий, ряд картин в произведении – это… (Сюжет).
- Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма).
- Если в произведении главным является изображение чувств человека, то это… (Лирика).
- А если действия героев? Конфликт? (Драма).
- А события? (Эпос).
Вопросы можно усложнить:
- Как называется род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе, а его специфику составляет сюжетность, конфликтность и членение на эпизоды? Это… (Драма).
Можно пойти обратным путём и предложить учащимся оттолкнуться от термина, продолжив высказывание:
Рассказ – это…
Повесть – это…
Роман – это…
Лирический герой – это… и т.д.
Можно воспользоваться методом цитирования. Изучая лирическое произведение и средства художественной выразительности, зачитываем поэтические строчки и просим учащихся назвать этот троп или фигуру речи. Вот строки поэта А. Майкова: «Уходи, зима седая…» (Эпитет). «Золото, золото падает с неба…» (Метафора). «Мы стояли, точно в клетке золотой…» (Сравнение).
А вот пример из стихов К. Симонова:
Жди, меня, и я вернусь, только очень жди.
Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут, жди, когда жара…
Начало формы
Конец формы
Роль словарной работы на уроке русского языка в 5-6 классах
Цели:
1. Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.
2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.
3. Воспитывать интерес к образности русского слова.
Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.
Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем, определяя "трудное" место, произносят правило и записывают его в тетрадь. Такой подход к словарной работе позволяет учащимся закреплять изученные ранее правила.
Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово.
Данная работа способствует активному усвоению и непроверяемых и трудно проверяемых слов, а также закреплению определенных правил.
Словарная работа на уроках русского языка играет значительную роль. От словарной работы зависит, как дальше учащиеся будут понимать, произносить и употреблять то, или иное слово.
Словарная работа постепенно расширяется. Она заключается в том, что на каждом уроке русского языка словарный запас пополняется и расширяется новыми словами, терминами, новыми оборотами речи.
Однако опыт работы в школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство.
Главное на уроке русского языка – это постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Когда ученики научатся чувствовать язык, понимать, почему так, а не по-другому пишут, тогда и придёт желание «погрузиться» в язык. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Поэтому на уроках русского языка основные направления в работе по обогащению словарного запаса.
- Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л. Щербы «твёрдый зрительный образ» слова.
- В методике различают словарно-семантическое, словарно-орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию навыков правописания. Слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах:
- орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);
- лексическом (выяснение значения слова);
- орфографическом (учимся писать это слово);
- в контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения).
- Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Например, можно провести такой вид работы, как «Объясни разницу». Даются слова: прогресс и регресс. Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование лексического значения. Несомненно, они обратятся к этимологическому словарю и выяснят, что прогресс – от латинского pro- вперёд gressus- движение. Антоним к слову прогресс- регресс (от латинского re-назад- движение назад).
- Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее) или игры «Выбери словечко» (учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово и проставляют ударение. Например: дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).
- Для выяснения лексического значения слова полезны творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово).
Например:
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг);
Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен);
Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей);
Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. (Афиша).
- Приём «Одно из двух». Даются предложения, где пропущено слово. Предлагается два варианта слов. Учащимся необходимо выбрать нужное.) Например:
Долго плутали мы в (тёмном, мрачном) лесу. Наконец набрели на (старую, ветхую) избушку. (Оглушительный, громкий) выстрел разорвал тишину.
- При изучении фразеологизмов интересный, увлекающий детей приём «Составь пару» (учащимся предлагается два вида карточек. На одних записаны фразеологизмы, на других- толкование значений, нужно создать пару. Если учащиеся допустят ошибки, то обратятся к фразеологическому словарю). Например: воду мутить – извлекать выгоду, как с гуся вода- всё нипочём, кот наплакал- мало.
- Для предупреждения ошибок в употреблении слов провожу игровой приём «Объясни разницу». Даются пары слов: представить- предоставить, пребывать-прибывать, одеть- надеть, экономный- экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, при затруднении обратиться к толковому словарю.
Подбирая различные типы заданий, не забываем, что учащиеся должны усвоить слово и в орфографическом плане. Часто провожу зрительный диктант. Такой вид диктанта особенно полезен при работе с непроверяемыми написаниями, способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка грамотной письменной речи:
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись: дятел.
Текст должен быть небольшим: 3-7 предложений (в зависимости от класса).
- Творческий диктант помогает учащимся не только вспомнить правописание той или иной орфограммы, но и активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Например, творческий диктант «Ящик находок» (ребятам даётся тема «Весна». Они должны собрать слова, относящиеся к данной теме: оттепель, лёгкий ветерок, ручейки, начал таять и т.д.) Или составить предложения на тему «Голоса птиц». На доске написаны глаголы для выбора: барабанить, бормотать, курлыкать, стрекотать, щебетать.
- Творческий диктант, где необходимо заменить существительные с предлогами, близкими по смыслу прилагательными (ночь без сна – бессонная ночь, человек без страха – бесстрашный человек, даль без предела - …, жидкость без цвета - …).
Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.
Умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи. Формированию этого умения во многом способствует систематическая словарно-стилистическая работа, т.е. работа со стилистически окрашенной лексикой, и прежде всего с различными группами лексических синонимов.
Так после знакомства с официально-деловым стилем полученные сведения закрепляются при выполнении упражнений:
- Среди данных слов-синонимов назовите книжные слова, употребляющиеся в официально-деловом стиле: советовать – рекомендовать, приезжать – прибывать, не разрешается – воспрещается, терять – утрачивать. «Укажите, чем отличаются синонимы друг от друга (оттенками значения, употреблением в речи, тем и другим одновременно).
- К данным книжным словам подберите и запишите нейтральные синонимы: безотлагательно, оповещать, близлежащий.
- Игра «Редкая буква».
В русском языке редкой считается буква э. Ведущий (учитель) зачитывает краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Всякий раз называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ - одно очко (или одну карточку с написанной фломастером буквой, или просто цветную карточку).
1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
2) Вид соревнования в беге.
3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
4) Широко распространившаяся заразная болезнь.
5) Команда корабля, самолета, танка.
6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.
7) Себялюбивый человек.
8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.
9) Очень срочный, спешный, неотложный.
10) Упругий, гибкий.
11) Изысканный, изящный.
12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир).
13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.
14) Сокращенное название эскадренного миноносца.
15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.
16) Помост для казни.
17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны.
18) Отражение звука от предметов.
19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы.
20) Вывоз товаров за границу.
21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).
22) Научный опыт.
23) Проверочное испытание по учебному предмету.
24) Предварительный набросок рисунка, картины.
25) Короткое сатирическое стихотворение.
26) Мороженое, глазированное шоколадом.
Ответы:
1) этикетка 2) эстафета 3) эскадра 4) эпидемия 5) экипаж 6) эвакуация 7) эгоист 8) экскурсия 9) экстренный | 10) эластичный 11) элегантный 12) эмблема 13) энциклопедия 14) эсминец 15) эшелон 16) эшафот 17) эфир 18) эхо | 19) экран 20) экспорт 21) экспонат 22) эксперимент 23) экзамен 24) эскиз 25) эпиграмма 26) эскимо |
- Кто больше?
Напишите, как можно больше слов с повторяемым гласным. Например, слова с гласным [о]. Можно пользоваться словарем.
Ученики пишут слова (водоросль, долото, золото, корова, борода, ворота, молоко и др.). Через определенное время каждый читает свой список. Выигрывает тот, у кого слов окажется больше, чем у других.
- Кто больше?
На каждую букву предложенного слова напишите, как можно больше существительных (время на работу с одним словом - 10 минут). Например:
П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.
О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.
Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…
А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.
Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.
5. «Забавные превращения»
К. Г. Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса». Составляя цепочку слов и изменяя в каждом последующем слове только одну букву, превратите «волка» в «козу», «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».
волк - полк - пола - поза - коза
река - рука - мука - муза - луза - лоза - коза - пора - гора - горе - море
ночь - ноль - соль - соло - село - сено - сень - день
тесто - место - месть - масть - пасть - паста - каста - каска - качка - пачка - палка - балка - булка
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи. Это следующие задания:
1. Различные виды работы с орфографическим словарем.
2. Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3. Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
4. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями.
5. Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы (сочинение-миниатюра).
6. Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова).
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.
Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".
Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.
Приложение
Виды упражнений
- Ед..ничный, обм..кнуть, отр..слевой, в..трина, собач..нка, учас..твовать, круглолиц..ый, с..мпровизировать, пр..творить дверь, фальш.., умнож..те, горюч.., наотмаш.., пол..царства, ни..чего не..желал, научно..популярный, какой..нибудь, собрались ото..всюду, ругать за..глаза, безветрен..ый день, серебрян..ый ручей, замеш..н..ое тесто, дорога длин..а, ранен..ый в бою, гружен..ая машина, заплетен..ая коса, слова брошен..ы вслед, по..осен..ему слякотно, не..просохшая после дождя земля, не..ряшливый человек, не..кошен..ая трава, кормить до..сыта.
- Настр..ение, бл..стательный, б..йкот, ч..ткость, здра..ствовать, газифиц..ровать, под..грать, относит..ся с пр..зрением, молодеж.., напишеш.., колюч.., вскач.., пол..килограмма, лимонно..ж..лтый, ни..в..чем, ..делать и..подтишка, коноплян..ое масло, отлажен..ый механизм, кусты посажен..ы жильцами, обществен..ость взволнован..а, варен..ый картофель, посеян..ый овес, светит по..весен..ему, не..прояснившийся небосклон, книга ни..сколько не..интересна, не..легкий диктант, пол..учебника, отнюдь не..единствен..ое решение, все по..старому, кое..в..чем.
- Распределить слова в две колонки О или Ё:
Прош..л, девч..нка, сверч..к, обж..ра, реш..тка, крыж..вник, трущ..ба, уч..ный, проч..л, приш..птывать, беч..вка, ож..г руки, кирпич..м, прич..ска, перч..ое мясо, дворц..вый, ш..рох, ш..рстка, ч..ткость.
- С мягким знаком или без мягкого знака:
Береч.., обеспеч..те, не тревож., много училищ.., решение задач.., дым пожарищ…, утеш..ся, замуж.., испеч.., малыш.., могуч.., много тысяч.., чертиш.., роскош.., полноч.., меч.., рубеж.., навеваеш.., гореч.., помощ.., наотмаш.., навзнич.., невтерпеж.., тягуч.., хорош.. .
- Безударная гласная в корне слова с чередованием:
Выр..щивать, об..яние, пос..дел за столом, подр..внять кусты, водор..сли. исп..рение, друзья ув..дали, р..внина, изл..гать, посв..тил стихи, ув..дать от жары, ед..ничный, тв..рчество, выж..гать. зам..р, перем..стить, накл..нение. разл..жить, нав..вать сон, изм..рять площадь, пок..яние, подм..чить репутацию, ут..хающий шум, обгл..дать, заб..рать, бл..стать.
- И или Е:
Ут..хающий шум, пос..деть на скамейке, прил..пать к подошве, нат..рать до блеска, бл..стит, подж..гатель, бл..стательный, соч..тание, расст..лать платок, прим..рить противников, посв..тить фонарем, поч..тание, выж..гать, ст..реть пыль, проб..раться, скр..пить документы, скоро соб..рут, выд..рнуть гвоздь, пост..лю, зам..реть, пос..дел от горя, бл..стящий исполнитель.
- Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
- О..блеск, пиш..м, кристал.., платоч..к, эф..ект. выск..чка, старин..ый.
- Бе..ценный, дыш..щий, грамм..атика, пор..сль, ил..юзия, туш..нка, лес..ница.
- Суф..икс, гон..шь, сма..ка, обман..щик. доверч..вый, ге..заметр, к..нонада.
- Не..гораемый шкаф, замеш..нное тесто, сер..це, науч..ный, расст..лать, заветрен..ый, выкач..нный воздух.
- Лю..ская. прик..сновение. ломан..ый, кочеры..ка. сва..ьба, кружиш..ся.
- Придумайте и напишите предложения с данными синонимами:
Нечистый, грязный, испачканный, вымазанный, загаженный.
Написать, начертать, выписать, набросать, настрочить, нацарапать.
- К данным словам придумайте антонимы и синонимы. Составьте с ними предложения.
Ненавидим, жара, воля, спокойный, лето, смех, золото, холод, чистый, говорить.
- Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) бессердечный, бездушный, черствый, безответный.
б) интересный, занимательный, достойный внимания, истинный.
в) вежливый, благополучный, предупредительный, учтивый.
- Укажите предложение с фразеологизмом:
а ) Сегодня такое чистое небо!
б) Я попал в мишень только с первого раза.
в) У тебя длинные музыкальные пальцы.
г) Ты в этот раз попал пальцем в небо.
- Написать сочинение-миниатюру по данному началу:
Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело, чисто и опрятно… (По С. Аксакову)
Была грустная августовская ночь – грустная потому, что пахло осенью. Покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам ее темные озимые поля. Часто падали звезды… (А. П. Чехов
- Сочинение по опорным словам на тему: «Мой путь в школу».
Недавно, недалеко, нередко, тогда, немного, раньше, наспех, заранее; не торопливо, а медленно, зачастую, мало-помалу, дальше, вместе, вовремя, поэтому, никогда. (Не обязательно использовать все).
- Сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям на тему: «Осень».
Солнце, (не)греющее землю; лес, еще (не)потерявший осенний наряд; деревья (не)обнажены; (не)улетающие на зиму синицы; (не)скончаемые дожди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения внеклассного занятия по русскому языку и литературе "Юный филолог"
Проведение подобных занятий требует предварительной подготовки и учителя, и учащихся. Это способствует расширению знаний детей, через занимательный материал активизируется инт...
Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...
Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....
Методическая разработка "Литературная викторина в рамках декады русского языка и литературы". 6 класс.
Литературная викторина в рамках декады русского языка и литературы. 6 класс. 2017\2018 учебный год1.Презентация2.Почетные грамоты участникам3.Сертификаты победителям....
Методическая разработка "Задания формата PISA на уроках русского языка и литературы. «Бородинский хлеб»"
Методическая разработка будет интересна не только учителям русского языка и литературы, но и всем, чья работа связана с процессом формирования навыков смыслового чтения, поскольку задания охватывают в...
Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...
Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»
Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...