План урока по робототехнике «Зубчатые колёса»
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zubchatye_kolesa.zanyatie_2.docx | 812.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по робототехнике «Зубчатые колёса»
Цель урока: научить конструировать простые механизмы из Lego с использованием зубчатых колёс.
Задачи:
- обучающие – формирование и развитие у учащихся предметной и метапредметных компетентностей,
-развивающие - развитие пространственного воображения, логического мышления, мелкой моторики;
-воспитательные –. организация сотрудничества в группе, воспитание культуры общения
Тип урока: комбинированный (закрепление новых знаний и формирование практических умений и навыков).
Формы работы учащихся: коллективная и групповая.
Програмно-техническое и дидактическое обеспечение:
• Проектор;
• Конструктор LEGO «Простые механизмы»,
• Персональный компьютер
• Экран
• Инструкционные карты
I. Проектирование урока
Предметная (ые) компетенция (и), формируемая на уроке (на материале урока, представляемого в итоговом проекте)
№ | Предметная | Знания и умения, | Методические приемы | Способ оценки уровня |
компетентность, | составляющие данную | (учебные задания) | сформированности предметной | |
формируемая у учеников на | компетентность | компетентности у учеников (подробное | ||
уроке | описание одного инструмента оценки в | |||
приложении к таблице) | ||||
1 | Учебно-познавательная компетентность -знакомство с понятием «Зубчатые колеса» -овладение основами конструирования из Lego | Знания: Сформировать знания о зубчатых колесах Умения: научиться определять и классифицировать зубчатые колеса Знания: Знать правила сборки деталей из Lego Умения: Научиться самостоятельно собирать конструкции из Lego | Демонстрация на экране Упражнения по сборке, используя наборы Lego | Наблюдение за учеником во время учебной деятельностью Заполнение рабочих листов по теме «Зубчатые колеса» (приложение 1) |
2 | Информационная компетентность | Знания: Знать обозначения деталей Lego в инструкциях и схемах Умения: Научиться самостоятельно разбираться с инструкциями по сборке зубчатых колес | Работа с инструкциями и схемами | Контроль за выполнением инструкций |
Ценностно-смысловая компетентность | Знания: ученик должен четко для себя представлять, для чего нужны и где используются «Зубчатые колеса» Умения: уметь использовать знания о зубчатых передачах в жизни | Дискуссия | Наблюдение педагога Наблюдение педагога | |
3 | Коммуникативная | Умения: Уметь работать в парах | Работа в парах | |
Учебные задачи, которые решают ученики (метапредметные компетентности)
№ | Метапредметная | Знания и умения, составляющие | Методические приемы | Критерии наблюдения за |
компетентность, | данную компетентность | (учебные задания) | деятельностью учеников с целью | |
формируемая у учеников на | оценки уровня сформированности | |||
уроке | метапредметной компетентности | |||
у учеников | ||||
1 | Регулятивная | Знания: Четко знать поставленную задачу Умения: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Адекватно воспринимать оценку учителя. | Постановка проблемных вопросов | 1.Активно участвует в объяснении учителем нового материала 2.Активно участвует в обсуждении проблемных вопросов 3. Задает вопросы
|
2 | Познавательная | Знания: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Умения: Проводить сравнение по заданным критериям. Рассуждать об объекте, его свойствах и связях с другими объектами Устанавливать аналогии с другими объектами.
| Дискуссия |
|
3 | Информационная | Знания: Знать, как использовать информационные устройства: компьютер, интернет для получения необходимой информации Умения: уметь применять знаково-символические средства: схемы и инструкции для решения поставленной задачи. | Демонстрация изображений на экране проектора Работа с инструкциями |
|
4 | Коммуникативная | Знания: знать правила поведения на уроке, знать этические нормы в общении со сверстниками и взрослыми Умения: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь вести диалог с педагогом | Работа в парах |
|
План-конспект занятия по робототехнике «Зубчатые колёса»
Этап урока | Проектирование содержания деятельности учителя | Время ( мин) | Возникшие в ходе урока изменения плана урока и обоснование – почему это произошло: 1) ссылка на видеофрагмент урока или указание времени начала и окончания этапа в видеозаписи, 2) обоснование | Рекомендации – как можно было бы сделать по- другому для повышения продуктивности урока для учеников | Комментарии: на развитие какой предметной, метапредметной и личностной компетенции направлен методический прием |
Организационный момент | Приветствие учеников. -Здравствуйте, ребята Объявление темы занятия - Тема сегодняшнего занятия «Зубчатые колёса» | 2 | Можно было загадать загадку на тему «Зубчатые колёса», чтобы ребята сами определили тему занятия | Учебно-познавательная компетентность | |
Актуализации имеющихся знаний | Проверка имеющихся знаний, представлений о зубчатых колёсах -Ребята, а кто слышал из вас о зубчатых колёсах? -Ребята, а что вы знаете о зубчатых колёсах? | 10 | Можно было бы попросить ребят самим предложить примеры, где используются зубчатые колеса | Ценностно-смысловая компетентность Учебно-познавательная компетентность Информационная компетентность коммуникативная компетентность | |
Теоретическая часть | Объяснение новой темы -Ребята, найдите в наборах зубчатые колёса. -Какие они? Сколько их видов? -Чем они отличаются друг от друга? (дети перечисляют варианты) Акцент на понятия «Ведущее и ведомое» колёса -Ведущее зубчатое колесо-это колесо, поворачиваемое внешним усилием, -Любое зубчатое колесо, поворачиваемое другим зубчатым колесом, называется ведомым колесом | 20 | Не все учащиеся поняли отличия ведущего и ведомого колеса 3.41-4.42 мин Причина: педагог не смогла доходчиво сформулировать определения ведущего и ведомого колес | Наряду с показываемыми примерами ведущего и ведомого колеса на экране можно было спросить, какие примеры могут привести сами учащиеся | Учебно-познавательная Регулятивная Информационная коммуникативная |
Практическая работа | Вводный инструктаж -Приступаем к работе. Работаем по схемам в инструкциях. -Работать будем в парах Текущий инструктаж На протяжении всей практической работы обход и помощь при трудностях в работе. | 40 | Ошибка: Принцип работы зубчатой передачи педагог объясняла каждой группе по отдельности 7.05-7.26 мин 7.28-7.30 мин | Было бы эффективней, если бы разбор ошибок и принцип работы зубчатой передачи обсуждали всем классом, а не в отдельной группой | Ценностно-смысловая компетентность Учебно-познавательная компетентность Информационная Коммуникативная |
Рефлексия | Подведение итогов урока. -Чему вы сегодня научились на занятии, что узнали нового? -Чем отличается ведущее колесо от ведомого? -На этом наше занятие окончено | 5-8 | Рефлексия не удалась. Не были разобраны трудности с которыми столкнулись учащиеся на занятии. Для этого помогли бы такие вопросы педагога: -Всё ли у вас получилось сегодня на занятии? -Что не получилось? - Какие были трудности? | Регулятивная Ценностно-смысловая компетентность Учебно-познавательная компетентность Коммуникативная |
II. Оценка педагогической компетентности педагога
Ссылка на монтаж видеозаписи занятия https://yadi.sk/i/MC4swoxs3KiVCj
№ | Критерий анализа | Уровни (включая описание признаков, на основании которых определен уровень) – дается собственная оценка | Обоснование:
времени на видео урока
ситуаций, проявления умения | |||
низкий | средний | высокий | ||||
1 | Умение организовать продуктивную групповую учебную деятельность учеников | + | 5.01-5.37 мин Ребята продуктивно работают в группах из 2-х человек | |||
2 | Умение создать условия для становления самостоятельной учебной деятельности учеников | + | 5.40-6.40 мин Абсолютно все дети самостоятельно собирают конструкции зубчатых колёс | |||
3 | Умение выстраивать понимающую коммуникацию, диалог и полилог в учебном процессе | + | 4.36-4.55 мин При объяснении новой темы благодаря диалогу и полилогу педагога с учениками удалось совместно с детьми сформулировать определения «ведущего» и «ведомого» колеса | |||
4 | Умение вовлекать учеников в процесс решения учебных задач, организовывать | + | 1.27-2.40 мин Благодаря использованию для наглядности наборов Lego в каждой паре удалось грамотно организовать учебный процесс - | |||
5 | Умение управлять эмоциональным состоянием детей в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие) | + | 8.45-9.36 мин В конце занятия внимание ребят в виду их возраста (9лет) начало рассеиваться. Для мобилизации внимания используется принцип персонализации, т.е. педагог обращается персонально к учащемуся, тем самым побуждая его сосредоточиться и сделать правильный вывод. | |||
6 | Способность к педагогической гибкости – менять план урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке (как ученики повлияли на ход урока, живой урок или нет) | + | 6,56-7,10 мин, 7.32-8.04 мин В виду того, что занятие проходило в летнем лагере, где дети не все знали друг друга и не знали педагога, пришлось менять план урока по ходу занятия. Больше внимание уделялось работе в парах. И в парах же делались выводы по занятию. | |||
7 | Умение организовывать взаимодействие с «трудными» учениками (учениками, имеющими особые образовательные потребности) | + | 9.34-9.37 мин Организовать взаимодействие с «трудными» учениками оказалось сложно, потому что дети пришли на занятие впервые, не зная педагога, педагог еще не изучил их психологический портрет и соответственно не подобрал для них подходящую форму занятия. | |||
8 | Умение взаимодействовать в зоне ближайшего развития ученика (учебной группы) | + | 6.48-8.05 Помощь ученикам в определении повышающей зубчатой передачи. |
- Педагогическая рефлексия опыта
При подготовке данного урока мне хотелось, чтобы он прошел интересно и неформально. Для проведения продуктивного занятия необходимо придерживаться определенных педагогических принципов обучения. Думаю, в основном это мне удалось, хотя были и недочеты.
Вот, основные принципы, раскрытые на представленном занятии:
- принцип научности
На уроке ребятам объяснялись принцип действия и область применения зубчатых колес и зубчатой передачи, которые являются одними из важнейших в технике. Мною говорилось о том, где используются зубчатые колеса. Также сами ребята приводили примеры использования зубчатых колес в повседневной жизни. Знания, сформированные на этом занятии, пригодятся учащимся в понимании основ робототехники и физики.
- принцип доступности
Ребята, пришедшие на занятие, младшего школьного возраста. Необходимо было доходчиво объяснить принцип работы зубчатой передачи. В основном учащиеся усвоили новую для них тему.
Однако были дети, которые не совсем поняли материал. Это объясняется тем, что индивидуальные особенности ребенка у каждого разные. Кто-то быстро усваивает материал, кому-то надо больше времени для понимания новой темы.
Рекомендации.
Для будущего занятия по этой теме мне необходимо более в доступной форме объяснить незнакомые для ребят понятия, а учебный материал излагать в порядке возрастания сложности. Также необходимо этой теме отвести больше часов, чтобы дети смогли уяснить и запомнить принцип работы зубчатой передачи
- принцип наглядности
Это один из старейших и важнейших принципов в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Ребенок во много раз лучше усваивает материал, если он не только слышит о незнакомом объекте, но и видит его перед собой.
Думаю, мне в полной мере удалось реализовать данный принцип на своём занятии. В начале занятия учащимся демонстрировались примеры зубчатых колес на экране. Кроме того, у каждого из них были наглядные инструкции и схемы сборки модели, с пошаговыми рисунками. На практической части занятия во время обхода класса мною показывался на примере собранной модели принцип работы зубчатой передачи для каждой группы в отдельности, тем самым закреплялись полученные знания.
- принцип связи теории с практикой
Любое теоретическое знание только тогда будет значимым, если оно используется на практике. Думаю, что робототехника такая область, где полученные теоретические знания всегда находят применение в практических навыках. На представленном занятии этот принцип хорошо заметен. Сначала учащиеся получили теоретические знания о зубчатых колёсах, а затем использовали их при сборке моделей из Lego.
- принцип активности
Любое занятие только тогда будет эффективным, когда сами учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе. Думаю, мне удалось применить данный принцип на представленном занятии. Все дети на занятии активно обсуждали поставленную педагогом задачу - сформулировать определение зубчатого колеса. И пусть некоторые формулировки были ошибочные, главное, что мне удалось вовлечь каждого в обсуждение поставленной задачи. В ходе совместной дискуссии мы определили значение зубчатого колеса в повседневной жизни. Хочется отметить активность учащихся в практической части занятия. Ребята самостоятельно работали в парах, а затем объясняли другим принципы работы зубчатой передачи.
- принцип сотрудничества
Сотрудничество в педагогическом процессе – это совместная развивающая деятельность учащихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе.
На представленном занятии четко прослеживается принцип сотрудничества педагога с учениками. Мы вместе (педагог и ученики) сформулировали в ходе дискуссии принцип работы зубчатой передачи. В ходе сотрудничества с учениками были определены понятия ведомого и ведущего колёс.
Помимо сотрудничества педагога с учениками на занятии четко прослеживается сотрудничество учеников друг с другом. Практическую работу учащиеся выполняли в парах. Такая работа сплачивает ребят, объединяет их в решении поставленной педагогом задачи. При этом учащиеся помогают друг другу в возникших трудностях. Благодаря сотрудничеству в группе, ребята учатся договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению других, делать выводы в конце урока, тем самым развивается их коммуникативная компетентность.
В основе педагогической деятельности любого педагога согласно Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
При проектировании данного урока я старалась использовать системно-деятельностный подход.
Что удалось.
Системный подход подразумевает познавательную активность обучающихся. Думаю, что работа учащихся в парах на представленном занятии в полной мере раскрыла их познавательную активность. Ребята самостоятельно собирали конструкции из Lego, наглядно наблюдали принципы работы зубчатой передачи.
Что не удалось
- Необходимо было преподнести учебную информацию согласно возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся. Мне не удалось донести до всех новый материал.
- Необходимо было больше времени уделить рефлексии, чтобы учащиеся осмыслили тему и цель занятия.
Для этого необходимо было добавить в конце занятия такие вопросы:
-Какие знания я получил?
- Как их применил?
- В чем были затруднения?
- Как их удалось преодолеть?
- Как можно улучшить работу зубчатой передачи?
Для дальнейшего профессионального саморазвития, как педагога, я ставлю перед собой следующие задачи:
- тщательно планировать урок, уделяя большее внимание рефлексии
- пройти курсы преподавания робототехники (июль «Универсариум»)
- участие в конкурсах профмастерства
- публикации работ в СМИ, на сайтах
Используемые источники
http://www.uischool8.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=229&Itemid=0 –компетенции
https://infourok.ru/konceptualnie-osnovi-i-metodicheskie-priemi-v-formirovanii-predmetnih-metapredmetnih-i-lichnostnih-kompetenciy-shkolnikov-v-kont-1898950.html
https://infourok.ru/kovenko-dd-opisanie-metodicheskoy-temi-formirovanie-predmetnih-kompetenciy-uchaschihsya-na-osnove-aktivnih-form-obucheniya-v-ram-1567924.html
https://infourok.ru/obrazovatelnaya-robototehnika-kak-sredstvo-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-k-obucheniyu-1093663.html
http://fb.ru/article/264519/chto-takoe-metodicheskiy-priem-vidyi-i-klassifikatsiya-metodicheskih-priemov-metodicheskie-priemyi-na-uroke
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/05/25/metodika-monitoringa-otslezhivaniya
http://prof-teacher.ru/gpd/kriterii-pedagogicheskogo-nablyudeniya-za-uchashhimisya-1-4-klassov-poseshhayushhix-gpd/
http://iknigi.net/avtor-evgeniya-grigoreva/43048-metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-uchebnoe-posobie-evgeniya-grigoreva/read/page-13.html
https://infourok.ru/metodi-i-priemi-v-obuchenii-587495.html
https://sites.google.com/a/labore.ru/naucno-metodiceskij-sovet/metodiceskij-sunduk/metapredmetnye-kompetentnosti
http://u-rok.blogspot.ru/p/blog-page.html
http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/23/07c6-0000696d-7478a8e7.doc
http://diplomba.ru/work/100119
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html
http://diplomba.ru/work/101764
Приложение №1
Имя (имена): Дата и тема:
Принципиальные модели: Зубчатые колеса
Рабочий лист
Вопросы для обсуждения
- Что вы знаете об этом простом механизме?
- Где мы используем этот простой механизм?
- Зачем мы используем этот простой механизм?
Ведомое | Ведущее |
зубчатое | зубчатое |
колесо | колесо |
Найдите показанные зубчатые колеса и подсчитайте количество зубьев на них. Отсчет начинайте от точки.
Запишите свои ответы в клетках.
1 | 2 | 3 | |
4 | |||
? | |||
8 |
1. Постройте A1 (Направление вращения). | ||||
Используйте Инструкции по сборке А, | A1 | |||
2. Отметьте зубчатые колеса.
Проведите линии от слов к изображению модели.
Ведомое зубчатое колесо
Ведущее зубчатое колесо
- Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений. Поверните рукоятку на один полный оборот и посчитайте, сколько раз повернется маркер положения. Ответ запишите здесь:
Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.
1 | 2 | 3 | |
4 | |||
? | |||
8 |
Рабочий лист | Принципиальные модели: Зубчатые колеса | ||||||
1. Постройте A2 (Промежуточное зубчатое | |||||||
A2 | |||||||
колесо).
Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 10 по 14, шаги с 1 по 8.
2. Отметьте зубчатые колеса.
Проведите линии от слов к изображению модели.
Ведомое зубчатое колесо
Промежуточное зубчатое колесо
Ведущее зубчатое колесо
- Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений. Поверните рукоятку на один полный оборот и посчитайте, сколько раз повернется маркер положения. Ответ запишите здесь:
Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.
1 | 2 | 3 | |
4 | |||
? | |||
8 |
1. Постройте A3 (Увеличение скорости | ||||||
A3 | ||||||
вращения). | ||||||
Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 16 по 20, шаги с 1 по 7.
2. Отметьте зубчатые колеса.
Проведите линии от слов к изображению модели.
Ведомое зубчатое колесо
Ведущее зубчатое колесо
- Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений. Поверните рукоятку на один полный поворот и посчитайте, сколько раз повернется маркер положения. Ответ запишите здесь:
Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.
1 | 2 | 3 | |
4 | |||
? | |||
8 |
Рабочий лист | Принципиальные модели: Зубчатые колеса | ||||||
1. Постройте A4 (Уменьшение скорости | |||||||
A4 | |||||||
вращения).
Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 22 по 26, шаги с 1 по 7.
2. Отметьте зубчатые колеса.
Проведите линии от слов к изображению модели.
Ведомое зубчатое колесо
Ведущее зубчатое колесо
- Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений.
Посчитайте, сколько раз нужно повернуть рукоятку для того, чтобы маркер положения повернулся один раз.
Ответ запишите здесь:
Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.
1 | 2 | 3 | |
4 | |||
? | |||
8 |
1. Постройте A5 (Под углом). | ||||
Используйте Инструкции по сборке А, | A5 | |||
страницы с 28 по 32, шаги с 1 по 8. | ||||
2. Отметьте зубчатые колеса.
Проведите линии от слов к изображению модели.
Коронное зубчатое колесо
Прямозубое зубчатое колесо
- Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений.
Посчитайте, сколько раз нужно повернуть рукоятку для того, чтобы маркер положения повернулся один раз.
Ответ запишите здесь:
Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.
1 | 2 | 3 | |
4 | |||
? | |||
8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....
План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс
На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой и А.Г. Мордковича)...
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.
В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...
Поурочная разработка урока по робототехнике на тему: «Подключение потенциометра к Ардуино»
Конспект занятия по программе «Основы робототехники». Занятие посвящено изучению резистора как одного из основных компонентов электрических схем. Конспект рассчитан на учащихся первог...
Урок по робототехнике в 3 классе.
Цель урока: формирование умений конструировать и программировать робота – исследователя, который будет путешествовать и находить новый вид растений.Задачи1.Прививать навыки работы с ЛЕГО констру...