Современный шахматный урок.
материал

Надыршин Артур Мухаррамович

Современный шахматный урок. Использование современного учебно-методического комплекса Глек И. В., Викерчук М. И., Виноградов А. С., Чернышев П. А. «Шахматы. Начальный курс» 5-6 класс, «Шахматы. Тактика» 7-9 класс, «Шахматы. Стратегия» 10-11 класс.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Современный шахматный урок.22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Современный шахматный урок. Использование современного учебно-методического комплекса Глек И. В., Викерчук М. И., Виноградов А. С., Чернышев П. А. «Шахматы. Начальный курс» 5-6 класс, «Шахматы. Тактика» 7-9 класс, «Шахматы. Стратегия» 10-11 класс.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Для проведения урока на современном уровне необходимы современные учебные пособия. В 2017 году выпущен новый школьный УМК корпорации «Российский учебник» издательство «Дрофа» «Шахматы» для 5-6, 7-9 и 10-11 классов. Авторский коллектив:

Глек Игорь Владимирович - международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ, теоретик, арбитр, международный организатор.

Викерчук Максим Игоревич - кандидат в мастера спорта, руководитель сети шахматных школ в Москве.

Виноградов Александр Сергеевич - разработчик интерактивного УМК

Чернышев Петр Александрович - кандидат в мастера спорта по шахматам, разработчик интерактивного УМК по шахматам.

УМК включает учебники для средней и старшей школы, а также их интерактивные версии.

Эта работа не является продолжением учебников для начальной школы. И обучение игре в шахматы также начинается с азов.

О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал на презентации учебников автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.

Почему именно шахматы?

Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.

Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).

В-третьих, для самой педагогики далеко не нова идея использовать потенциал шахмат для развития детей. Еще Сухомлинский советовал школьникам шахматы как занятие, «тонизирующее нервную систему и дисциплинирующее мысль».

В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.

Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?

Петр Чернышев напомнил собравшимся, какие требования к человеку предъявляет современный мир и общество: критическое системное мышление, творческий подход, быстрый анализ и решение новых проблем. Вам ничего не напоминает? Именно в шахматах ты постоянно анализируешь вводные и ищешь выходы, мыслишь не одним ходом, а системно, пытаешься создать новую, «красивую» комбинацию.

К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.

Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?

Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.

Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.

Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.

Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.

Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.

Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.

Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?

Учебник УМК «Шахматы. Начальный курс для 5–6-х классов» составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.

Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.

Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.

Вторая книга «Шахматы. Тактика для 7-9 классов» знакомит детей с понятиями угроза, темп, промежуточный ход, форсированная игра. Разбирается большое количество тактических приёмов. Школьники знакомятся с основами эндшпиля.  

В третьей книге «Шахматы. Стратегия для 10-11 классов» учащиеся знакомятся со стратегическими сложностями шахматной игры. На примере многочисленных партий разбираются различные факторы оценки позиции, дети учатся строить последовательные планы игры.

Школьники узнают много нового:

когда выгодно проводить разменные операции, какими бывают пешечные цепи и как стремительны пешечные атаки, в каких позициях конь сильнее слона, а в каких слон предпочтительнее коня. Научатся выстраивать стратегию атаки и защиты, анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске, вести расчет вариантов и выбирать наилучшие продолжения!

Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?

Во-первых, не спешите получить сразу высокий результат. Задача школьного курса шахмат не воспитать гроссмейстеров, а «разогреть» мышление учеников. Обучение шахматам приносит плоды не сразу, и это нормально. Во-вторых, не забывайте применять интерактивную версию: она не даст детям заскучать. В-третьих, рекомендуется использовать игровые формы обучения и поощрять детей введением рейтинговой системы. Наконец, корпорация «Российский учебник» никогда не оставляет педагога на произвол судьбы с новым УМК на руках. Авторский коллектив планирует проводить обучающие вебинары, публиковать инструкции и советы, чтобы игра королей и рыцарей как можно скорее стала вашей игрой и игрой ваших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

современный конспект урока

Современный конспект урока необходимый в период аттестации училеля физической культуры....

Теория разделения властей в государстве: история, опыт, современность. на уроках обществознания в 8-11 классах.

Теория разделения властей – одна из самых актуальных и дискуссионных тем в обществоведческих науках. Эта тема волновала умы человечества с древних времён.       Акту...

Русский язык в современном мире. Урок в 10 классе.

Данная презентация подготовлена для вводного урока русского языка в 10 классе. Подходит тем, кто работает по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой....

Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»

Урок «Проблемы  современной семьи.  Уроки великого Л.Н. Толстого»...