Современный шахматный урок.
материал
Современный шахматный урок. Использование современного учебно-методического комплекса Глек И. В., Викерчук М. И., Виноградов А. С., Чернышев П. А. «Шахматы. Начальный курс» 5-6 класс, «Шахматы. Тактика» 7-9 класс, «Шахматы. Стратегия» 10-11 класс.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный шахматный урок. | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный шахматный урок. Использование современного учебно-методического комплекса Глек И. В., Викерчук М. И., Виноградов А. С., Чернышев П. А. «Шахматы. Начальный курс» 5-6 класс, «Шахматы. Тактика» 7-9 класс, «Шахматы. Стратегия» 10-11 класс.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Типы уроков по ФГОС
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- Обобщение выявленных затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- Включение в систему знаний и умений.
- Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- Самоопределение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Постановка учебной задачи, целей урока.
- Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Реализация выбранного проекта.
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- Фиксирование локальных затруднений.
- Создание плана по решению проблемы.
- Реализация на практике выбранного плана.
- Обобщение видов затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия деятельности.
Для проведения урока на современном уровне необходимы современные учебные пособия. В 2017 году выпущен новый школьный УМК корпорации «Российский учебник» издательство «Дрофа» «Шахматы» для 5-6, 7-9 и 10-11 классов. Авторский коллектив:
Глек Игорь Владимирович - международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ, теоретик, арбитр, международный организатор.
Викерчук Максим Игоревич - кандидат в мастера спорта, руководитель сети шахматных школ в Москве.
Виноградов Александр Сергеевич - разработчик интерактивного УМК
Чернышев Петр Александрович - кандидат в мастера спорта по шахматам, разработчик интерактивного УМК по шахматам.
УМК включает учебники для средней и старшей школы, а также их интерактивные версии.
Эта работа не является продолжением учебников для начальной школы. И обучение игре в шахматы также начинается с азов.
О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал на презентации учебников автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.
Почему именно шахматы?
Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.
Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).
В-третьих, для самой педагогики далеко не нова идея использовать потенциал шахмат для развития детей. Еще Сухомлинский советовал школьникам шахматы как занятие, «тонизирующее нервную систему и дисциплинирующее мысль».
В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.
Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?
Петр Чернышев напомнил собравшимся, какие требования к человеку предъявляет современный мир и общество: критическое системное мышление, творческий подход, быстрый анализ и решение новых проблем. Вам ничего не напоминает? Именно в шахматах ты постоянно анализируешь вводные и ищешь выходы, мыслишь не одним ходом, а системно, пытаешься создать новую, «красивую» комбинацию.
К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.
Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?
Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.
Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.
Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.
Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.
Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.
Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.
Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?
Учебник УМК «Шахматы. Начальный курс для 5–6-х классов» составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.
Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.
Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.
Вторая книга «Шахматы. Тактика для 7-9 классов» знакомит детей с понятиями угроза, темп, промежуточный ход, форсированная игра. Разбирается большое количество тактических приёмов. Школьники знакомятся с основами эндшпиля.
В третьей книге «Шахматы. Стратегия для 10-11 классов» учащиеся знакомятся со стратегическими сложностями шахматной игры. На примере многочисленных партий разбираются различные факторы оценки позиции, дети учатся строить последовательные планы игры.
Школьники узнают много нового:
когда выгодно проводить разменные операции, какими бывают пешечные цепи и как стремительны пешечные атаки, в каких позициях конь сильнее слона, а в каких слон предпочтительнее коня. Научатся выстраивать стратегию атаки и защиты, анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске, вести расчет вариантов и выбирать наилучшие продолжения!
Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?
Во-первых, не спешите получить сразу высокий результат. Задача школьного курса шахмат не воспитать гроссмейстеров, а «разогреть» мышление учеников. Обучение шахматам приносит плоды не сразу, и это нормально. Во-вторых, не забывайте применять интерактивную версию: она не даст детям заскучать. В-третьих, рекомендуется использовать игровые формы обучения и поощрять детей введением рейтинговой системы. Наконец, корпорация «Российский учебник» никогда не оставляет педагога на произвол судьбы с новым УМК на руках. Авторский коллектив планирует проводить обучающие вебинары, публиковать инструкции и советы, чтобы игра королей и рыцарей как можно скорее стала вашей игрой и игрой ваших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.
Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...
современный конспект урока
Современный конспект урока необходимый в период аттестации училеля физической культуры....
Теория разделения властей в государстве: история, опыт, современность. на уроках обществознания в 8-11 классах.
Теория разделения властей – одна из самых актуальных и дискуссионных тем в обществоведческих науках. Эта тема волновала умы человечества с древних времён. Акту...
Русский язык в современном мире. Урок в 10 классе.
Данная презентация подготовлена для вводного урока русского языка в 10 классе. Подходит тем, кто работает по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой....
Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»
Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»...
Современный комбинированный урок по логопедии с межпредметной связью с уроком по производственно-трудовому обучению (швейное дело)
Тема: «Сезонная одежда»...
“Формирование умений письменной речи в основной школе. Представить фрагменты уроков с использованием дидактического материала, в формате ОГЭ и в соответствии с требованиями к современному коммуникативному уроку. ”
ldquo;Формирование умений письменной речи в основной школе. Представить фрагменты уроков с испо...