Русский язык в современном мире. Урок в 10 классе.
презентация урока для интерактивной доски (русский язык, 10 класс) по теме
Данная презентация подготовлена для вводного урока русского языка в 10 классе. Подходит тем, кто работает по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_sovremennom_mire.pptx | 84.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте написание. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.»
Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте написание. «Берегите наш язык, наш пр е красный ру сс кий язык, этот кла д , это д о ст о яние, переда нн ое нам нашими предшественниками.»
Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте написание. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.» Почему Тургенев сравнивает язык с кладом? Какое изобразительно-выразительное средство используется в данном тексте? Вспомните, что такое метафора.
Становление русского литературного языка 1. Племенной общеславянский язык, который служил средством общения славянских племен. 2. В 5-6 вв. выделяется восточнославянский язык – язык украинских, белорусских и русских племен. 3. В 9 в. образуется Киевское государство, формируется древнерусский язык. 4. Широкое распространение получил старославянский язык, который использовался в богослужении.
5. Старославянский язык был языком религиозных текстов, а древнерусский – языком летописей, художественной литературы и законов. 6. В 14-15 вв. после распада Киевского государства происходит выделение русского языка из древнерусского. 7. Окончательно русский национальный язык оформился в 18 в. Это связано с трудами М.В.Ломоносова. 8. Творчество А.С.Пушкина – рубеж в истории русского литературного языка.
Самостоятельная работа Прочитайте текст упр.267. Опираясь на полученную информацию, заполните таблицу. Русский язык, история и современность План Тезис 1. 2. 3. 4. 5.
Русский язык, история и современность План Тезис 1.Происхождение языка. 2.Значение русского языка в современном мире. 3.Степень распростр . русского языка: 1)число носителей языка; 2) рус.яз . как государственный язык; 3)сферы использования. 4.История становления русского языка. 5.Лексический состав русского языка.
Прочитайте высказывания о языке. Объясните пунктуацию. «Любой язык – это медаль, которую отчеканила история.» ( А.Ривароль ) «Язык – не абстрактная конструкция учёных или составителей словарей, а нечто возникающее из работы, потребностей, связей, радостей, склонностей, вкусов и прежних поколений человечества, имеющее свои основы, широкие и низкие, близкие к земле.» (У.Уитмен)
«Общество без языка было бы похоже на несобранную машину, все части которой разбросаны и бездействуют, отчего и само бытие тщетно и бесполезно.» (М.В.Ломоносов) Объясните правописание –Н- и –НН-. Произведите синтаксический разбор предложения.
Подготовка к ЕГЭ Работа с текстом упр.268. Прочитайте отрывок из речи академика И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка». Укажите тему данного текста. Выполните следующие задания.
А1. Какое предложение выражает основную мысль текста? Народ и язык, один без другого представлен быть не может. Язык есть собственность нераздельная целого народа. Народ выражает себя в языке своем. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.
А1. Какое предложение выражает основную мысль текста? Народ и язык, один без другого представлен быть не может. Язык есть собственность нераздельная целого народа. Народ выражает себя в языке своем. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.
А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора? Язык сохраняет преемственность между поколениями. Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа. Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны. Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.
А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора? Язык сохраняет преемственность между поколениями. Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа. Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны. Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.
А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте? Значение русского языка. Язык как выразитель мышления народа. Исторические изменения в языке. Общественная природа языка.
А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте? Значение русского языка. Язык как выразитель мышления народа. Исторические изменения в языке. Общественная природа языка.
А4. Определите стиль и тип речи текста. Научный стиль, рассуждение. Публицистический стиль, описание. Художественный стиль, повествование. Публицистический стиль, рассуждение.
А4. Определите стиль и тип речи текста. Научный стиль, рассуждение. Публицистический стиль, описание. Художественный стиль, повествование. Публицистический стиль, рассуждение.
А5. Какие изобразительно-выразительные средства используются во втором абзаце? Градация, Сравнение, Антитеза, Эпитеты, Разговорная лексика, Фразеологизмы, Гипербола, Синтаксический параллелизм.
А5. Какие изобразительно-выразительные средства используются во втором абзаце? Градация, Сравнение, Антитеза, Эпитеты, Разговорная лексика, Фразеологизмы, Гипербола, Синтаксический параллелизм.
А6. В каком (-их) предложении (- ях ) первого абзаца есть приложение? 2 3 4 2 и 3
А6. В каком (-их) предложении (- ях ) первого абзаца есть приложение? 2 3 4 2 и 3
А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца? 4 3 6 5
А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца? 4 3 6 5
Домашнее задание Пересказ по теме «Русский язык, история и современность». Подготовьте сообщение по высказыванию К.Паустовского, оперируя информацией из упр. 267, 268, 269. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.» (К.Паустовский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"
Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Урок русского языка в 8 классе по теме " Русский язык в современном мире"
Данный урок является вводным уроком в 8 классе по русскому языку ( учебник Т.А.Ладыженской). Цель урока - показать роль русского языка в современном мире....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ "Русский язык в современном мире "
Урок русского языка в 8 классе на тему: "Русский язык в современном мире"...
Урок русского языка в 8 классе "Русский язык в современном мире"
Конспект урока...
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...