Современный комбинированный урок по логопедии с межпредметной связью с уроком по производственно-трудовому обучению (швейное дело)
учебно-методический материал (5 класс)

Чондаева Татьяна

Тема: «Сезонная одежда»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат поселка Эгвекинот»

Современный комбинированный урок по логопедии с межпредметной связью с уроком по производственно-трудовому обучению (швейное дело)

с детьми с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

5 класс

Тема: «Сезонная одежда»

авторы:

учитель-логопед

Чондаева Татьяна Степановна

учитель производственно-трудового обучения

Мучкинова Кермен Семеновна

п.Эгвекинот, 2017 г.

Тема: «Сезонная одежда»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Дать основные сведения о сезонной одежде;
  • Обогатить словарный запас по сезонной одежде;
  • Расширить и активизировать словарный запас по теме;
  • Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные;
  •  Учить составлять предложения, описательные рассказы, учить подбирать антонимы;
  • Закреплять навык деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, фонетического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать бережное отношение к одежде;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

  • Картинки с изображением одежды, образцы тканей, силуэт куклы схемы для составления описательных рассказов.

Ход урока

- Какое сейчас время года? (осень)

- Осенью с деревьев листочки падают очень тихо, плавно и мы сейчас сдуем их. (Дети кладут вырезанный из бумаги листочки на ладони и плавно дуют на него. Плавный вдох и плавный выдох)

- Что следует за осенью? (зима)

- Зимой холодно. Когда у нас замерзают ручки мы их греем. (Дышим на ладони с придыханием. Короткий выдох)

- Что следует за зимой (весна)?

- Весной появляется первый цветок подснежник. Нам хочется понюхать подснежник.  (Глубокий плавный вдох и плавный выдох)

- Что следует за весной? (лето)

- Летом много одуванчиков. Нам нравится дуть на них.  (Глубокий вдох и короткий выдох), (логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки)

- Как назвать все времена года? (сезоны)

Основная часть

1.Знакомство с темой.

На столе разрезные картинки с изображением одежды надо их собрать.

Дети собирают одежду.  (плащ, шуба, куртка, платье)

Когда носят плащ? – осенью

Когда носят шубу? - зимой

Когда носят куртку? -весной

Когда носят платье? – летом.

Осень, зима, весна, лето – (Что это?) -  времена года или сезоны

Плащ, шуба, куртка, платье - (Что это?) -  одежда

Соедините два слова   СЕЗОН + ОДЕЖДА = СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА

2.Сформулировать тему занятия и записать на доске.

Тема занятия: СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА

1. Работа по классификации предметов. Работа на доске.

Картинки времена года: зима, весна, лето, осень.

Слова на карточках: шуба, платье, плащ, куртка, брюки, сапоги, шорты, футболка, сарафан, юбка, свитер, пальто, ветровка.

- Какое слово лишнее? Почему? (сапоги – предмет обуви.)

- Какие вещи можно носить осенью и весной? плащ, куртка, свитер, пальто, ветровка.

-Такую одежду называют -  Демисезонной.

2. Работа со слогами. Развитие слухового внимания и восприятия.

- Сейчас будем делить слова на слоги с помощью хлопков.

- Вспомним правило. Сколько в слове гласных – столько и слогов.

- Я называю слова, а вы отхлопываете.

Слова: шуба, платье, плащ, куртка, брюки, шорты, футболка, сарафан, юбка, свитер, пальто, ветровка.

3. Развитие умений в составление словообразования.

Вся одежда, которую мы с вами носим сшита руками мастеров. Ее шьют на фабрике или в ателье. Шьют одежду из драпа, замши, льна, ситца, шелка, хлопка, меха.

- На столе лежат образцы тканей и слова с названием ткани. Правильно расположите их.

- На столе лежат силуэты одежды и образцы тканей. Правильно расположите их.

Мех + шуба = меховая шуба

Драп + пальто = драповое пальто

ситец + платье = ситцевое платье

замша + куртка = замшевая куртка

шелк + блуза = шелковая блуза

хлопок + майка = хлопковая майка (ударение)

лен + рубашка = льняная рубашка (обратить внимание на правописание слов)

4. Работа над притяжательными прилагательными.

- Всю одежду, которую мы носим, покупаем в магазине.  В магазине есть отделы: «Одежда для детей», «Одежда для женщин», «Одежда для мужчин», «Одежда для спорта», «Специальная одежда».

- Как назвать одежду, которую носят дети? - Детская одежда

- Как назвать одежду, которую носят женщины? - Женская одежда

- Как назвать одежду, которую носят мужчины? - Мужская одежда

- Как назвать одежду, которую носят спортсмены? - Спортивная одежда

- Как назвать одежду, которую специально носят на работе? – Специальная одежда

- Как назвать одежду, которую носят дома? – Домашняя одежда

- Как назвать одежду, которую надеваем на праздник? – Праздничная одежда

- В магазине покупаем кому-нибудь одежду, она становится чьей-то.

- Мама купила шубу.   Чья шуба?     Мамина шуба.                

- Дядя купил плащ?     Чей плащ?     Дядин плащ.

- Папа купил пальто.    Чье пальто?    Папино пальто.               

- Дедушка купил шарф.  Чей шарф?     Дедушкин шарф            

- Тетя купила платье.   Чье платье?    Тетино   платье.

- Бабушка купила куртку.  Чья куртка?   Бабушкина куртка         

5. Физминутка

Две подружки, две портняжки (показать ладошки)

Взяли в руки по катушке. (сжать пальцы в кулачки)

Даже сшили сарафан, деду вышили кафтан,

Бабушке зашит жакет, больше дырочек в нем нет,

Дядюшке из юбки новой перешит жилет лиловый,

А девчонкам и мальчишкам перешито по штанишкам

(разжимать по одному пальцу)

6. Работа со словами- антонимами.

Пальто старое – пальто новое               куртка теплая – куртка холодная

Платье белое- платье черное                 рубашка грязная – рубашка чистая

Плащ короткий –плащ длинный           юбка мятая – юбка утюженная

7. Работа по составлению предложений. Как ухаживать за одеждой.

- Сюжетные картинки, на которых изображены действия по уходу за одеждой.

- Какую одежду из тканей можно чистить? – (замша, мех, драп, шерсть, бархат)

- Какую одежду из тканей можно стирать? - (хлопок, шелк, ситец, лен)

- Какую одежду из тканей нельзя утюжить – (замша, мех, драп, шерсть, бархат)

- Как хранить изделия из шерсти? – (свитера, вязаные шапочки, шарфы, кофты) – (в сложенном виде на полках в шкафу, кофрах или коробках)

- Как хранить пальто, плащи, шубы, куртки? – (в хлопчатобумажных мешках со средствами от моли)

8. Работа с текстом (описательные рассказы)

На столе четыре вырезные куклы и вырезная одежда по сезонам. Вы берете одну куклу и одеваете её по сезону. Затем составляете рассказ о том, как одевали куклу.

Осень - Начало рассказа:

Наступила осень. Девочка решила пойти погулять. Сначала она надела…………….

Зима - Начало рассказа:

Наступила зима. Девочка решила пойти погулять. Сначала она надела…………….

Весна - Начало рассказа:

Наступила весна. Девочка решила пойти погулять. Сначала она надела…………….

Лето - Начало рассказа:

Наступило лето. Девочка решила пойти погулять. Сначала она надела…………….

Рефлексия

Показать мультфильм «Как черепаха одевалась на прогулку» Самостоятельно составить рассказ про черепаху, как она надевала сезонную одежду.

9.Подведение итогов.

Как называют одежду, которую одевают: Зимой? Весной? Летом? Осенью?

 (зимняя, летняя, весенняя, осенняя)

-Как одним словом мы называем весеннюю и осеннюю одежду? (демисезонная, потому что её можно носить осенью и весной.)

- Чем отличается летняя одежда от демисезонной? (летняя одежда из легких тканей с короткими рукавами или без них, а демисезонная из теплых тканей и длинными рукавами)

Спасибо за урок.

Список литературы

  1. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн.для учителя.-М.:Просвещение,1991. – 235с.
  2. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981. – 350с.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.» Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи» Издательство «Речь», 2005.
  4. Картушина Г. Б., Мозговая Г.Г.  Рабочая тетрадь по швейному делу 5 класс. – М., Просвещение, 2009. – 35с.
  5. Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии М.:Издательство ГНОМ и Д,2006г.
  6. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» .-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006г.
  7. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии.» М.:Издательство ГНОМ и Д,2006г.
  8. Мазанова Е.В.  «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»  М.:Издательство ГНОМ и Д,2006г.
  9. Матвеева Е.М. Развитие речи. Для образовательных учреждений VII-VIII видов. - Коррекционная педагогика, 2015. – 169 с
  10. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988. – 423с
  11. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990. – 285с.
  12. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 198конспекты уроков6, №1.
  13. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – М., «Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 64 с
  14. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида для  5-9 класса  под редакцией В.В. Воронковой. М., «ВЛАДОС».2011. -231с.
  15. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»  «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС»,1997.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
  17. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно». Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001г.
  18. Языканова Е.В. Развивающие задания. – М., «Издательство: Экзамен», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

Социограмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В.

Диаграмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В. Диа...

Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.

Тема урока:  Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока:  Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза  пододеяльни...

«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»

В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...