Рабочая программа по проектной деятельности. 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proektnoy_deyatelnosti.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Место учебного предмета в учебном плане
- Результат освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- Приложения
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проектная деятельность представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и другой).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения проектной деятельности.
Содержание программы по проектной деятельности направлено на достижение следующих целей:
- обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- развитие умения анализировать и критически мыслить;
- развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию);
- формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);
Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
На современном этапе развития образования акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная деятельность представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и другой).
Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Учебный проект должен удовлетворять следующим требованиям:
• Наличие в рамках проекта значимой задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов проекта;
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся в рамках проекта;
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
• Использование исследовательских методов при выполнении проекта.
Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам:
- По характеру доминирующей в проекте деятельности:
— Исследовательский проект – лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;
— Информационный проект – сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; итогом такого проекта может являться публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет;
— Творческий проект – предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманах, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
— Ролевой (игровой) проект – участвуя в котором участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.;
— Практико-ориентированный проект – нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона и т.д.
- По предметно-содержательной области:
– монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;
– межпредметный проект, реализуемый на стыке различных областей.
- По характеру контактов – среди участников одной группы, курса, образовательной организации и т.д.
- По количеству участников проекта – индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.
- По продолжительности проекта – мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).
- МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Проектная деятельность» не входит ни в одну предметную область, является рекомендуемым для изучения при освоении программы среднего общего образования.
«Проектная деятельность» проводится 1 раз в неделю. Всего в год 35 часов.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После изучения предмета «Проектная деятельность» обучающиеся должны достичь следующих результатов.
Личностные результаты должны отражать:
— российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
— гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
— готовность к служению Отечеству, его защите;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и других видах деятельности;
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
— принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
— бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
— осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
— сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
— сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задачи учебного проекта.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Организация деятельности предлагает
– спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);
– при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и (или) новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);
– возможные формы представления результатов проекта осуществляют:
– планирование работы;
– разбивку на группы и распределение ролей в группе;
– выбор формы и способа представления информации
Осуществление деятельности
Не участвует, но:
– консультирует по необходимости обучающихся;
– ненавязчиво контролирует;
– ориентирует в поле необходимой информации;
– консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
– по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
– консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов
Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
– обобщает и резюмирует полученные результаты;
– подводит итоги обучения. Оценивает проект по критериям:
– глубина проникновения в проблему;
– привлечение знаний из других областей;
– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
– характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
– эстетика оформления результатов проведенного проекта;
– умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
– понимание проблемы, цели и задачи;
– умение планировать и осуществлять работу;
– найденный способ решения проблемы.
Осуществляют:
– рефлексию деятельности и результатов;
– взаимооценку деятельности и ее результативности
Последовательность хода проектно-исследовательской работы
1. Обоснование актуальности выбранной темы:
2 Постановка цели и конкретных задач исследования;
3 Определение его объекта и предмета;
4 Выбор методов проведения исследования;
5 Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
6 Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
7. Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
8. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.
9. Поиск информации:
- виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
- методы поиска информации.
Требования к оформлению проектной работы
Проектная работа состоит из следующих разделов:
— Титульный лист
— Оглавление
— Введение
— Литературный обзор
— Экспериментальная часть (материалы и методы)
— Обсуждение результатов
— Выводы
— Словарь специальных терминов
— Список литературы
— Приложение (если предусмотрено)
• Текст проектной работы печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал между строчками, поля справа и слева, а также сверху и снизу – 2 см, печать ведется без абзацного отступа, выравнивание по ширине (именно в соответствии с данными требованиями напечатан этот документ).
• Каждый раздел работы начинается с новой страницы.
• Название каждого раздела работы печатается по центру заглавными буквами жирным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14.
• Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью литературного обзора, печатаются в разделе «Литературный обзор».
• Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью раздела «Экспериментальная часть», могут быть напечатаны как собственно в указанном разделе, так и вынесены в дополнительный раздел «Приложение», что должно быть отражено в разделе «оглавление» проектной работы.
Защита индивидуального проекта
Автору работы предоставляется 10 мин., за которые должны быть освещены:
• Цель работы
• Методы изучения
• Актуальность темы
• Новизна, научная ценность
• Личный вклад
• Выводы, сделанные в ходе работы
• Ораторское мастерство
• Наглядность
• Оформление работы
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ПО «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Подготовка к проведению исследования | ||||
1 | Проект. Виды проектов. Планирование работы. | 1 | 03.09 | |
2 | Цели и задачи проектной работы. | 1 | 10.09 | |
3 | Этапы проектной работы. | 1 | 17.09 | |
4 | Оценка готовности к исследовательской работе. | 1 | 24.09 | |
5 | Выбор направления и проблемы исследования. | 1 | 01.10 | |
6 | Выбор темы исследования. | 1 | 08.10 | |
7 | Формулировка темы. | 1 | 15.10 | |
8 | Постановка целей. | 1 | 22.10 | |
9 | Задачи исследований. | 1 | 05.11 | |
10 | Формулирование гипотезы проекта. | 1 | 12.11 | |
11 | Актуальность выбранной темы. | 1 | 19.11 | |
Проведение исследования | ||||
12 | Поиск и отбор научной литературы. | 1 | 26.11 | |
13 | Сбор материалов, проведение практической части исследовательской работы. | 1 | 03.12 | |
14 | Обработка материалов исследования и структуризация выводов. | 1 | 10.12 | |
Оформление исследовательской работы | ||||
15 | Научный стиль речи. | 1 | 17.12 | |
16 | Композиция текста. | 1 | 24.12 | |
17 | Анализ лексических особенностей текстов: точность, обобщенность, отвлеченность. | 1 | 14.01 | |
18 | Принципы построения словарных статей. | 1 | 21.01 | |
19 | Наиболее известные энциклопедии и справочники. | 1 | 28.01 | |
20 | Конспектирование. | 1 | 04.02 | |
21 | Оформление ссылок. | 1 | 11.02 | |
22 | Оформление списка литературы. | 1 | 18.02 | |
23 | Методы исследования. | 1 | 25.02 | |
24 | Методы сбора анализа материала. | 1 | 04.03 | |
25 | Экспериментальные методы. | 1 | 11.03 | |
26 | Работа с Интернет-сайтами. | 1 | 18.03 | |
27 | Формирование поискового запроса. | 1 | 01.04 | |
28 | Оценка информации с точки зрения ее достоверности, точности, обоснованности. | 1 | 08.04 | |
29 | Оценка источников информации. | 1 | 15.04 | |
30 | Оформление и содержание работ. Общие требования. | 1 | 22.04 | |
Защита результатов исследования | ||||
31 | Формы представления работ. | 1 | 29.04 | |
32 | Оценивание работ. Критерии оценки. | 1 | 06.05 | |
33 | Индивидуальные консультации. | 1 | 13.05 | |
34 | Представление работ. Анализ проектов. | 1 | 20.05 | |
35 | Анкета «Мои успехи в проектной деятельности. | 1 | 27.05 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Освоение программы по предмету «Проектная деятельность» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав программы по предмету входят:
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы по предмету «Проектная деятельность» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в Интернете.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Навигатор исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности. – 2-е изд. – Шестернинов Е.Е. и др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. – 89 с.
2. Спутник исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности. – 2-е изд. – Шестернинов Е.Е. и др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. – 53 с.
3. www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
4. www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей.
5. www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.
6. www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
7. www.irsh.redu.ru – сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
8. www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Паспорт учебного проекта
1.Тема проекта __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
2.Авторы проекта________________________________________
________________________________________________________
3.Класс_________________________________________________
4.Научный руководитель_________________________________
________________________________________________________
5.Тип проекта (интегративный, предметный)______________
________________________________________________________________________________________________________________
6.Форма проекта_________________________________________
7.Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.)__
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
уч. год
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценочный лист (балльный):
цель работы
актуальность темы
новизна материала
научная ценность
личный вклад
оформление работы
ораторское мастерство
наглядность и качество демонстрируемого материала
Критерии
Оценка выступления
0-1-2
максимальный балл - 40
2- рассказывает
2-логика построения доклада
2- владение иллюстративным материалом
2- соблюдение регламента
2- владеет теорией вопроса
2- краткость и аргументированность
2- наличие демонстрационного материала
2- хорошо ориентируется в демонстрационном материале
2- соответствует выступлению
2- оригинальность демонстрационного материала
2- владение специальными терминами
2- вступительная часть
2- четкость выводов, обобщающих доклад
2- адекватность громкости и темпа
2- уверенность и убедительная манера изложения
2- использование знаний вне школьной программы
2- использованы разнообразные источники
2- цитаты, ссылки на авторов
2- доступность для восприятия
2- заключение, обобщение доклада.
ИТОГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...
Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс
Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самос...
Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год
Рабочая программа " Основы проектной деятельности" 5 класс 17-18 год...
Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.
Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов....
Рабочая программа по проектной деятельности для 10 класса
Рабочая программа по проектной деятельности для 10 класса составлена в сответсвии с требованиями ФГОС и дополнена КТП занятий....
Рабочая программа "Основы проектной деятельности" 5 - 7 классы
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных ...