Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий
материал

Мартыновских Галина Вячеславовна

Обобщение опыта на тему "Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1doklad_martynovskih_g.v.docx24.08 КБ
Файл doklad_martynovskih_2019.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

«Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий».

Современная модель образования, бесспорно, является личностно – ориентированной. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью.

Уроки русского языка и литературы являются важным звеном в современном личностно-ориентированном образовании, в формировании компетенций обучающихся.

        Работая в  профессиональном образовательном учреждении с мало мотивированными на получение общего образования подростками,  мы часто задаём себе  вопрос: как еще заинтересовать обучающихся уроками общеобразовательных дисциплин? Нужно не просто дать необходимые знания и навыки, но и привить интерес к предмету, а также наделить их необходимыми компетенциями.

        Для достижения поставленных целей и создания нового образовательного пространства в своей работе я начала использовать  различные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектная деятельность, использование ситуационных задач. Как преподаватель русского языка я стремлюсь к формированию общих компетенций, используя  компетентностно-ориентированные задания.

        Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению предмета, во-первых, потому, что, работая над ними, обучающийся меняет подход к выполнению задания; во-вторых,  компетентностно - ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого  материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету. Позволю себе отметить, что назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

На бинарных уроках можно соединить казалось бы несовместимые предметы. В нашем случае это были русский язык и английский язык.  (В 2017 году в рамках года Экологии мы вместе с преподавателем английского языка провели бинарный урок-игру «Иностранцы в России», посвященный заимствованным словам.)

В прошлом году — русский язык и спецпредметы: «Теоретическая подготовка водителей автомобиля категории «С»» и «Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию с\х машин и оборудования». (Урок-игра «Профессионалы»).

Предлагаемая форма проведения занятий усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой дисциплины, предоставляет им возможность повышать профессиональное мастерство. В ходе проведения урока-игры активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс. Данная форма проведения занятий позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, у студентов возникает необходимость осмысления теоретического материала, межпредметных связей, поиска возможностей практического применения знаний и навыков, анализа фактов и явлений действительности. Они получают практику работы в команде, что дает возможность проявить себя тем студентам, у которых изучение теории по той или иной причине вызывало затруднения.

В ходе урока-игры участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в проведении качественного исследования, решении практических ситуаций по изучаемой теме, в аналитических выводах, графическом изображении информации. При  этом происходит понимание  значения многих слов и применение теоретических знаний в практической жизни, а также  развитие мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения.

Используя технологию личностно-ориентированного обучения и КОЗ, можно заметить, что обучающиеся с интересом выполняют задания, стремятся выполнить задания более сложные. Все это вызывает у них интерес к урокам. 78% (44  из 56) опрошенным обучающимся нравится учиться, когда на уроках они с  работают в парах, группах, по индивидуальным планам. 83% ребят (47 обуч-ся) любят, когда на уроках проводятся игры, создаются нестандартные ситуации.

        Я считаю, что использование компетентностно - ориентированных заданий  и бинарных уроков позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность обучающегося, изменив характер его работы,  позицию и характер деятельности преподавателя. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и  даёт возможность расширить рамки учебной программы.

Также, я считаю, что данный вид заданий достаточно универсален и может использоваться при подготовке любого другого предмета.

        Надеюсь, мой педагогический опыт пригодится моим коллегам.

        Требования к КОЗ.  Самое главное требование – это чтобы задание было понято однозначно! Если Вы сформулировали задание, и не возникло ни одного вопроса на уточнение – значит, задание сформулировано очень грамотно!!!

        Структура  компетентностно – ориентированного задания четко определена:

  • стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения)
  • заданная формулировка (точное указание на деятельность учащегося  при выполнении задания),
  • источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания),  
  • бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления  обучающимся результата деятельности),
  • инструмент проверки  (аналитическая шкала,  модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий. Мартыновских Г.В.. преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ СПЦ № 2 пгт . Тымовское

Слайд 2

Компетентностн-ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение КОЗ – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи, а значит, КОЗ являются средством повышения мотивации к изучению предметов.

Слайд 3

Структура КОЗ: Стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения); заданная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания); источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания); бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления обучающимся результата деятельности); инструмент проверки (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).

Слайд 5

TENNIS TROJKA GENERAL POSTER DACHA PILOT MATCH SPUTNIK SMETANA KALASHNIKOV BLINI SLOGAN DOCTOR KVASS KASHA PRINTER SAMOVAR BABUSHKA PRESIDENT MANAGER 15.3.17 5

Слайд 6

Задание: оправдано ли заимствование? Мама получила замечательный презент на день рождения! Мой бой-френд такой клевый ! Мне подарили миксер. В моей комнате много постеров с фотографиями суперстар. Подъезд нашего дома охраняет секьюрити баба Маша. 15.3.17

Слайд 8

1. ___________ гайку на болт 2. ___________ поршень в гильзу 3. ______________ шпильку в головку блока 4. ________ пружину для извлечения сухариков 5. ____________ поршневое кольцо на поршень 6. ___________ полуось в корпус моста 7. __________ синхронизатор на вал КПП 8. ______ зазор между клапаном и коромыслом 9. ______ педаль сцепления, чтобы его выключить ЗАДАНИЕ: вставить глаголы

Слайд 10

Как узнать компетентностно – ориентированное задание? Во-первых, это деятельностное задание; Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию ; В третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале ; В-четвёртых, такое задание имеет свою структуру.

Слайд 15

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки Интернет – ресурсы: источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: Мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения в ГБОУ СПО ПО ПМПК ОКХ и УЗР

В данной исследовательской работе был проведен мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий педагогами в процессе внедрения ФГОС третьего поколения....

Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования

Мастер-класс посвящен организации обучения химии в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели. Дан сравнительный анализ традиционного подхода в обучении и компетентностно-ориентированного. На...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.

   Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...

Применение компетентностно - ориентированных заданий на различных этапах занятий

Компетентностно - ориентированные задания на различных этапах занятия по изобразительной деятельности. Рекомендовано для учителей начальных классов, учителей ИЗО 5 - 7 классов, педагогов дополнительно...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках географии

Компетенстный подход подчеркивает практическуюзначимость результатов обучения....