Применение компетентностно - ориентированных заданий на различных этапах занятий
картотека по изобразительному искусству (изо) на тему
Компетентностно - ориентированные задания на различных этапах занятия по изобразительной деятельности. Рекомендовано для учителей начальных классов, учителей ИЗО 5 - 7 классов, педагогов дополнительного образования. Материал может быть использован как КИМ по Изо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_kompetentnostno-orientirovannyh_zadaniy_na_razlichnyh_etapah_zanyatiya.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Юность» г. Белгорода
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ
Подготовила: Стуликова Н. А. педагог дополнительного образования МБУДО «Юность» г. Белгорода |
Белгород - 2017
Компетенция (в переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Наша система образования стремительно меняется, стремится приблизиться к мировым стандартам. Усиленное внимание к понятию «Компетенции» обусловлено рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы», который прошел в Берне в 1996 году, был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:
Изучать
Уметь извлекать пользу из опыта. Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Организовывать свои собственные приёмы изучения. Уметь решать проблемы. Самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать
Запрашивать различные базы данных. Опрашивать окружение. Консультироваться у эксперта. Получать информацию. Уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать
Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий. Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ. Уметь противостоять неуверенности и сложности. Занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение. Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа. Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой. Уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать
Уметь сотрудничать и работать в группе. Принимать решения – улаживать конфликты и разногласия. Уметь договариваться. Уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело
Включаться в проект. Нести ответственность. Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад. Доказывать солидарность. Уметь организовывать свою работу. Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться
Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации. Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений. Показывать стойкость перед трудностями. Уметь находить новые решения.
Эти компетенции должны быть у полноправного члена современного общества и из них вытекает понятие «Компетенция» с образовательной точки зрения: «Компетенция – это готовность обучаещегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также обобщенные способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
Психолого - социологические исследования показали, что дети обладающие хорошим уровнем знаний, затрудняются в применении их в жизненных ситуациях. Поэтому сегодня считается актуальным умения детей практически применять получаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно. Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании.
Таким образом, задачей дополнительного образования в частности, заключается в формировании у учащихся компетенций – готовности использовать знания, умения, обобщенные способы деятельности в реальной действительности.
Эта задача реализуется через:
-современные образовательные технологии;
-компетентностно ориентированные задания.
«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял»
Эти слова великого Конфуция очень точно выражают саму суть компетентностно-ориентированных заданий.
Всем нам хорошо знакома таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенна Бенджамином Блумом , которая легла в основу КОЗ. На основе этой таксономии сформированы ключевые компетентности, включающие в себя аспекты и уровни, которые должен достигнуть ученик.
Хочу предложить вашему вниманию примеры таких заданий, которые я применяю на различных этапах своих уроков.
1.Актуализация знаний.
Характеристика задания | Раздел: Декоративно – прикладное искусство Тема: «Народные промыслы России – Хохломская роспись» |
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: разрешения проблем Аспект: идентификация проблемы Компетентность: информационная Аспект: извлечение первичной информации; первичная обработка информации Компетентность: коммуникативная Аспект: письменная коммуникация. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | Ты работник музея. В музей привезли предметы народного быта. Необходимо провести инвентаризацию и отобрать для выставки «Золотая хохлома» предметы, относящиеся к данному народному промыслу. |
Задачная формулировка |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
№_____________________________________________________________________
__ _______________________________________________________________________ __ _______________________________________________________________________
|
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | Не требуется |
Инструмент проверки | № 1, 4, 6, 7, 11, 14 Цвета: красный, золотой (жёлтый), чёрный, иногда зелёный и белый Элементы: травки, ягодки – клубника, малина, красная смородина, рябина, цветы, птицы Высокий уровень - все ответы верны. Средний уровень - 1 -2 ошибки Низкий уровень – 3 ошибки и более |
2 . Изучение нового материала, формирование знаний.
Характеристика задания | Раздел: Азбука русской живописи Тема: Творчество И. Айвазовского | ||||||||||||
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: решение проблемы Аспект: целеполагание и планирование деятельности; оценка результата и продукта деятельности. Компетентность: информационная Аспект: планирование информационного поиска; извлечение вторичной информации, первичная обработка информации, использование логических операций при обработке информации Компетентность: коммуникативная Аспект: публичное выступление | ||||||||||||
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | Ты журналист, телеканала Мир Белогорья. У тебя рубрика «Обозреватель художественной жизни Белгородчины». В Белгород привезли выставку самых известных картин И. Айвазовского. Необходимо сделать репортаж о жизни великого живописца и обзор главных шедевров выставки. | ||||||||||||
Задачная формулировка | Изучи информацию приложения № 1, 2, сайтов, и, заполнив таблицу, составь репортаж
| ||||||||||||
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | 1. Приложение № 1, 2 2. Айвазовский, Иван Константинович https://ru.wikipedia.org/wiki/Айвазовский,_Иван_Константинович 3. Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи http://www.culture.ru/materials/127251/neuznavaemiy-ayvazovskiy-ne-tolko-morskie-peyzazhi 4. Описание картины Ивана Айвазовского http://opisanie-kartin.com/ajvazovskij-ivan/ 5. Мультфильм «Сказки картинной галереи - Иван Айвазовский» https://www.youtube.com/watch?v=fnSZQqIDuWA | ||||||||||||
Инструмент проверки | Высокий уровень – правильно заполненная таблица, выражено собственное мнение, составлен логический подробный рассказ по жизни и творчеству И. Айвазовского, раскрывающий автобиографические данные, все жанры творчества, описание 2-3 картин Средний уровень – при заполнении таблицы есть неточности (не полная информация), рассказ имеет не достаточно полный объём информации, носит обобщённый характер, имеет описание 1-2 картин Низкий уровень – таблица заполнена не полностью, рассказ имеет скудные данные о И. Айвазовском, присутствует название 1-2 картин без описания. |
3. Практическая деятельность, применение знаний умений и навыков
Характеристика задания | Раздел: Проектная деятельность Тема: Креативная детская площадка |
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: разрешение проблемы Аспект: идентификация проблемы; целеполагание и планирование деятельности, применение технологий, оценка результата и продукта деятельности. Компетентность: коммуникативная. Аспект: продуктивная групповая коммуникация |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | Вы работники ландшафтного бюро. Управляющая компания по благоустройству территории города обратилась к нам с заявкой на проектирование креативной детской дворовой площадки. Вам необходимо изготовить и презентовать макет проекта. |
Задачная формулировка | 1. Разработать ландшафтный дизайн дворовой площадки. 2. Изготовить исходя из выбранной тематики: космическая, морская, сказочная, индейская, «фэнтези», образцы
используя бросовый материал, пластилин, картон, клей и разнообразные конструкторы для детского творчества… 3. Объединить свои разработки в единый макет и презентовать. |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | Зрительный ряд отдельных элементов ландшафтного дизайна, креативных детских площадок. Схемы, чертежи отдельных элементов конструкций |
Инструмент проверки | Высокий уровень – творческий подход к решению проблемной задачи, умелое использование знакомых технологий работы с бросовым материалом, применение технологии бумагопластики, соблюдение пропорций, как в самом изделии, так и в общёй композиции, аккуратность. При коллективной работе присутствует: умение договариваться, работать слажено, умение подчинить свою работу реализации единой цели, доводить начатое дело до конца. Средний уровень – использование идей предложенных педагогом, использование знакомых технологий работы с бросовым материалом, применение технологии бумагопластики, допущены ошибки в пропорциях общей композиции, нет должной аккуратности. При коллективной работе присутствует: умение договариваться, но каждая группа детей работает в духе соперничества, не задумываясь об общем результате. Есть недостатки в качестве выполнения изделия. Низкий уровень – изготовление примитивных конструкций с применением самых лёгких способов деятельности, нет единого плана действий, каждый работает сам по себе, не задумываясь о выполнении общего задания, или выполняются изделия на отвлечённую тему. Работа не аккуратная и не имеет эстетического вида. |
Задание для слушателей: разбейтесь на группы и составьте компетентностно - ориентированные задание по направленности вашей программы, используя предложенный этап занятия и проблемную ситуацию по предложенному образцу, а так же придумайте своё собственное задание.
Характеристика задания | Раздел: Тема: |
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: Аспект: |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | |
Задачная формулировка | |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | |
Инструмент проверки | Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень - |
- Проверка знаний.
Вы работник таможни. Вам необходимо проверить ценный груз, предназначенный для художественной галереи, и пропустить через границу только задекларированные художественные ценности, но бирки к ним отсутствуют. Воспользуйтесь списком декларации и отберите законно перевозимые художественные ценности (из изучаемого материала, например – картины, предметы декоративно - прикладного искусства, скульптуры)
- Знакомство с новым материалом.
Вы продавец художественного салона. В салон поступили новые товары (изделия по новой теме). Вам необходимо ознакомится с историей и художественными характеристиками товара, и постараться привлечь покупателя для реализации нового товара.
- Практическая деятельность.
Вы главный технолог художественных мастерских. Ваша мастерская выиграла тендер на изготовление сувенирной продукции для иностранных туристов, но специалистов для выполнения заказа не хватает. Вам необходимо привлечь дополнительных помощников и обучить их технологии изготовления сувенира.
Вывод: использование КОЗ потребует от педагога творческого, неформального подхода к подготовке занятия, дополнительные затраты времени, особенно на начальном этапе работы. Но, данная технология открывает перед нами большие возможности в улучшении качества преподавания, повышение заинтересованности и активности детей на занятиях. Занятие становится интересным, плодотворным, соответствующим требованиям новых стандартов образования.
Мы учим не для реализации программы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно - ориентированные задания.
Литература:
1. Концепция 12-летнего образования РК.
2. Материалы симпозиума по теме «Ключевые компетенции для Европы» Берн 1996г.
3. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Москва, издательство МГУ, 2003 г.
4. Материалы сайта «Открытый класс».
5. А.И. Шепель Применение компетентностно – ориентированных заданий на различных этапах урока. https://infourok.ru/doklad_primenenie_kompetentnostno_orientirovannyh_zadaniy_na_raznyh_etapah_uroka.-282678.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Исследовательская работа: Мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения в ГБОУ СПО ПО ПМПК ОКХ и УЗР
В данной исследовательской работе был проведен мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий педагогами в процессе внедрения ФГОС третьего поколения....
Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...
Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий
Обобщение опыта на тему "Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий"...
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках географии
Компетенстный подход подчеркивает практическуюзначимость результатов обучения....