Применение компетентностно - ориентированных заданий на различных этапах занятий
картотека по изобразительному искусству (изо) на тему

Стуликова Наталья Алексеевна

Компетентностно - ориентированные задания на различных этапах занятия по изобразительной деятельности. Рекомендовано для учителей начальных классов, учителей ИЗО 5 - 7 классов, педагогов дополнительного образования. Материал может быть использован как КИМ по Изо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Юность» г. Белгорода

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ

Подготовила: Стуликова Н. А.

педагог дополнительного образования

МБУДО «Юность» г. Белгорода

Белгород - 2017

Компетенция (в переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Наша система образования стремительно меняется, стремится приблизиться к мировым стандартам. Усиленное внимание к понятию «Компетенции» обусловлено рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы», который прошел в Берне в 1996 году, был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

Изучать

Уметь извлекать пользу из опыта. Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Организовывать свои собственные приёмы изучения. Уметь решать проблемы. Самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать

Запрашивать различные базы данных. Опрашивать окружение. Консультироваться у эксперта. Получать информацию. Уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать

Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий. Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ. Уметь противостоять неуверенности и сложности. Занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение. Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа. Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой. Уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать

Уметь сотрудничать и работать в группе. Принимать решения – улаживать конфликты и разногласия. Уметь договариваться. Уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело

Включаться в проект. Нести ответственность. Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад. Доказывать солидарность. Уметь организовывать свою работу. Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться

Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации. Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений. Показывать стойкость перед трудностями. Уметь находить новые решения.

Эти компетенции должны быть у полноправного члена современного общества и из них вытекает понятие «Компетенция» с образовательной точки зрения: «Компетенция – это готовность обучаещегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также обобщенные способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».

Психолого - социологические  исследования показали, что дети обладающие хорошим уровнем знаний, затрудняются в применении их в жизненных ситуациях. Поэтому сегодня считается актуальным умения детей практически применять получаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно. Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании.

Таким образом, задачей дополнительного образования в частности, заключается в формировании у учащихся компетенций – готовности использовать знания, умения, обобщенные способы деятельности в реальной действительности.

Эта задача реализуется через:

-современные образовательные технологии;

-компетентностно ориентированные задания.

«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял»

Эти слова великого Конфуция очень точно выражают саму суть компетентностно-ориентированных заданий.

Всем нам хорошо знакома таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенна Бенджамином Блумом , которая легла в основу КОЗ. На основе этой таксономии сформированы ключевые компетентности, включающие в себя аспекты и уровни, которые должен достигнуть ученик.

Хочу предложить вашему вниманию примеры таких заданий, которые я применяю на различных этапах своих уроков.


1.Актуализация знаний.

Характеристика задания

Раздел: Декоративно – прикладное искусство

Тема: «Народные промыслы России – Хохломская роспись»

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: разрешения проблем

Аспект: идентификация проблемы

Компетентность: информационная

Аспект: извлечение первичной информации; первичная обработка информации

Компетентность: коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Ты работник музея. В музей привезли предметы народного быта. Необходимо провести инвентаризацию и отобрать для выставки «Золотая хохлома» предметы, относящиеся к данному народному промыслу.

Задачная формулировка

  1. 1.  Определи предметы народного быта относящихся к хохломской росписи.
  2.                

 

        1                      2                    3                4                 5              6             7           8

  1.  
  2.    

         9                 10               11                12                  13                14                 15

 

 

    №_____________________________________________________________________

  1. 2. На какую цветовую гамму ты опирался?
  2.      _______________________________________________________________________                
  3.      _______________________________________________________________________
  4. 3. Какие элементы росписи характерны для данного промысла?

__       _______________________________________________________________________

__       _______________________________________________________________________

   

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Не требуется

Инструмент проверки

№ 1, 4, 6, 7, 11, 14

Цвета: красный, золотой (жёлтый), чёрный, иногда зелёный и белый

Элементы: травки, ягодки – клубника, малина, красная смородина, рябина, цветы, птицы

Высокий уровень - все ответы верны.

Средний уровень - 1 -2 ошибки  

Низкий уровень – 3 ошибки и более 

2 . Изучение нового материала, формирование знаний.

Характеристика задания

Раздел: Азбука русской живописи

Тема: Творчество И. Айвазовского

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: решение проблемы

Аспект: целеполагание и планирование деятельности; оценка результата и продукта деятельности.

Компетентность: информационная

Аспект: планирование информационного поиска; извлечение вторичной информации, первичная обработка информации, использование логических операций при обработке информации

Компетентность: коммуникативная

Аспект: публичное выступление

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Ты журналист, телеканала Мир Белогорья. У тебя рубрика «Обозреватель художественной жизни Белгородчины». В Белгород привезли выставку самых известных картин И. Айвазовского. Необходимо сделать репортаж о жизни великого живописца и обзор главных шедевров выставки.

Задачная формулировка

Изучи информацию приложения № 1, 2, сайтов, и, заполнив таблицу, составь репортаж

Имя художника

Годы жизни

Жанры и направления живописи

Интересные факты жизни и творчества

Знаменитые картины

Почему бы я по
етил выставку?

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

1. Приложение № 1, 2

2. Айвазовский, Иван Константинович https://ru.wikipedia.org/wiki/Айвазовский,_Иван_Константинович

3. Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи http://www.culture.ru/materials/127251/neuznavaemiy-ayvazovskiy-ne-tolko-morskie-peyzazhi

4. Описание картины Ивана Айвазовского http://opisanie-kartin.com/ajvazovskij-ivan/

5. Мультфильм  «Сказки картинной галереи - Иван Айвазовский» https://www.youtube.com/watch?v=fnSZQqIDuWA

Инструмент проверки

Высокий уровень – правильно заполненная таблица, выражено собственное мнение, составлен логический подробный рассказ по жизни и творчеству                      И. Айвазовского, раскрывающий автобиографические данные, все жанры творчества, описание 2-3 картин

Средний уровень – при заполнении таблицы есть неточности (не полная информация), рассказ  имеет не достаточно полный объём информации, носит обобщённый характер, имеет описание 1-2 картин

Низкий уровень – таблица заполнена не полностью, рассказ имеет скудные данные о И. Айвазовском,  присутствует название 1-2 картин без описания.

3. Практическая деятельность, применение знаний умений и навыков

Характеристика задания

Раздел: Проектная деятельность

Тема: Креативная детская площадка

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: разрешение проблемы

Аспект: идентификация проблемы; целеполагание и планирование деятельности, применение технологий, оценка результата и продукта деятельности.

Компетентность: коммуникативная.

Аспект: продуктивная групповая коммуникация

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Вы работники ландшафтного бюро. Управляющая компания по благоустройству территории города обратилась к нам с заявкой на проектирование креативной детской дворовой площадки. Вам необходимо изготовить и презентовать макет проекта.  

Задачная формулировка

1. Разработать  ландшафтный дизайн  дворовой площадки.

2. Изготовить исходя из выбранной тематики: космическая, морская, сказочная, индейская, «фэнтези», образцы

  • спортивных снарядов для физического развития детей,
  •  предметов для зоны отдыха,
  • архитектурные сооружения малых форм,

используя бросовый материал, пластилин, картон, клей и разнообразные конструкторы для детского творчества…

3. Объединить свои разработки в единый макет и презентовать.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Зрительный ряд отдельных элементов ландшафтного дизайна, креативных детских площадок.

Схемы,  чертежи отдельных элементов конструкций

Инструмент проверки

Высокий уровень – творческий подход к решению проблемной задачи, умелое использование знакомых технологий работы с бросовым материалом, применение технологии бумагопластики, соблюдение пропорций, как в самом изделии, так и в общёй композиции, аккуратность. При коллективной работе присутствует:  умение договариваться, работать слажено, умение подчинить свою работу реализации единой цели, доводить начатое дело до конца.

Средний уровень – использование идей предложенных педагогом, использование знакомых технологий работы с бросовым материалом, применение технологии бумагопластики, допущены ошибки в пропорциях общей композиции, нет должной аккуратности. При коллективной работе присутствует:  умение договариваться, но каждая группа детей работает в духе соперничества, не задумываясь об общем результате. Есть недостатки в качестве выполнения изделия.

Низкий уровень – изготовление примитивных конструкций с применением самых лёгких способов деятельности, нет единого плана действий, каждый работает сам по себе, не задумываясь о выполнении общего задания, или выполняются изделия на отвлечённую тему. Работа не аккуратная и не имеет эстетического вида.

Задание для слушателей: разбейтесь на группы и составьте компетентностно - ориентированные задание по направленности  вашей программы, используя предложенный этап занятия и проблемную ситуацию по предложенному образцу, а так же придумайте своё собственное задание.

Характеристика задания

Раздел: 

Тема: 

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: 

Аспект:

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Задачная формулировка

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Инструмент проверки

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

  • Проверка знаний. 

Вы работник таможни. Вам необходимо проверить ценный груз, предназначенный для художественной галереи, и пропустить через границу только задекларированные художественные ценности, но бирки к ним отсутствуют. Воспользуйтесь списком декларации и отберите законно перевозимые художественные ценности (из изучаемого материала, например – картины, предметы декоративно - прикладного искусства, скульптуры)

  • Знакомство с новым материалом. 

Вы продавец художественного салона. В салон поступили новые товары (изделия по новой теме). Вам необходимо ознакомится с историей и художественными характеристиками товара, и постараться привлечь покупателя для реализации нового товара.

  • Практическая деятельность.

Вы  главный технолог художественных мастерских. Ваша мастерская выиграла тендер на изготовление сувенирной продукции для иностранных туристов, но специалистов для выполнения заказа не хватает. Вам необходимо привлечь дополнительных помощников и обучить их технологии изготовления сувенира.


Вывод: использование КОЗ потребует от педагога творческого, неформального подхода к подготовке занятия, дополнительные затраты времени, особенно на начальном этапе работы. Но, данная технология открывает перед нами большие возможности в улучшении качества преподавания, повышение заинтересованности и активности детей на занятиях. Занятие становится интересным, плодотворным, соответствующим требованиям новых стандартов образования.

Мы учим не для реализации программы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно - ориентированные задания.

Литература:

1. Концепция 12-летнего образования РК.

2. Материалы симпозиума по теме «Ключевые компетенции для Европы» Берн 1996г.

3. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Москва, издательство МГУ, 2003 г.

4. Материалы сайта «Открытый класс».

5. А.И. Шепель Применение компетентностно – ориентированных заданий на различных этапах урока. https://infourok.ru/doklad_primenenie_kompetentnostno_orientirovannyh_zadaniy_na_raznyh_etapah_uroka.-282678.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Исследовательская работа: Мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения в ГБОУ СПО ПО ПМПК ОКХ и УЗР

В данной исследовательской работе был проведен мониторинг применения компетентностно-ориентированных технологий педагогами в процессе внедрения ФГОС третьего поколения....

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.

   Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...

Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий

Обобщение опыта на тему "Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий"...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках географии

Компетенстный подход подчеркивает практическуюзначимость результатов обучения....