Статья. Организация международного школьного обмена (из опыта работы).
статья

Исаева Светлана Отарьевна

Если Вы опытный учитель и уже не раз вывозили своих учеников заграницу, то Вы можете спокойно отложить чтение этой статьи. Моя целевая аудитория — это коллеги, только начинающие свою педагогическую деятельность, мечтающие организовать международный школьный обмен, но по разным причинам пока не решившиеся на это.  В статье описан алгоритм организации международного школьного обмена от идеи до ее воплощения, определены шесть основных этапов подготовки и реализации, описаны типовые проблемы и возможные пути их решения, предложены методические рекомендации по организации международного школьного обмена. Статья подготовлена с опорой на практическое пособие по российско-германским молодежным обменам "Мы+WIR" (Издатель: Российское национальное координационное бюро по молодежным обменам с Германией. Редакция: Арина Немкова, Йоханна Бонтцаль и др. Перевод Кристина Мюллер).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

От идеи до воплощения. Организация международного школьного обмена. Методические рекомендации (из опыта работы)

Если Вы опытный учитель и уже не раз вывозили своих учеников заграницу, то Вы можете спокойно отложить чтение этой статьи. Моя целевая аудитория — это коллеги, только начинающие свою педагогическую деятельность, мечтающие организовать международный  школьный обмен,  но по разным причинам пока не решившиеся на это.

Что касается меня, то я вынашивала эту идею более 30 лет, еще работая в сельской школе. Почему так долго? Причины разные: не хватало опыта, смелости, а главное — коллег, которые бы меня поддержали,  поскольку я — командный человек. И, наконец, в 2016 году, как говорят, «карты сошлись»:  у нас в гимназии появился учитель-праздник, влюбленный в немецкий язык и главное — любящий детей. Хорошо владеющая немецким языком, она заразила и своих учеников желанием его изучать. Чем отличались ее уроки? Прежде всего, они были творческими. Если тема «Одежда», то это показ мод, тема «Еда»,то дети готовят сами и сервируют столы в столовой, тема «Праздник» - дети посещают Кельнский фестиваль в русско-немецком центре. Учителю удавалось создавать ситуации, требующие естественное порождение речи, и дети говорили на немецком языке в гимназии больше (хоть он в гимназии и второй), чем на английском.  Сам учитель повышала свой языковой уровень, посещая разговорные курсы в Институте им.Гете, и раз в два года выезжала в Германию, Любек, с этой же целью. Там и произошло ее знакомство с нашим будущим руководителем немецкой группы.

Итак, наша идея начала реально воплощаться:  первый этап - определено контактное лицо с немецкой стороны.

На втором этапе была создана группа единомышленников. Учитель немецкого языка, учитель МХК и методист.

Немецкие друзья пригласили нас в город Науэн, Земля Брандербург. Согласно условиям, мы принимали 12 немецких старшеклассников первыми -   в сентябре 2016г, а нас пригласили с ответным визитом в декабре 2016г.  

Предстоял третий этап: формирование нашей группы. Найти 12 мотивированных учеников и их платежеспособных родителей не представляло труда. Началась организационная работа, которую мы грамотно поделили между тремя коллегами. Учитель немецкого языка занималась оформлением виз, учитель МХК готовила с ребятами творческую программу, а я как методист анкетировала ребят и родителей, обеспечивая тех и других своевременной информацией (см.приложенную анкету). Ученики создали группу в социальной сети Вконтакте (https://vk.com/spbsep2016 ), где мы обменивались необходимой информацией. Было проведено два собрания с родителями, принимающими немецких старшеклассников (Gastgeberfamilien), где обсуждались режим дня, особенности немецкой еды, возрастные особенности старшеклассников.

Итак, наши дети с нетерпением ждут немецких друзей: готовы продемонстрировать свои спортивные таланты (соревнования по плаванию — свой бассейн, по футболу — свое поле), музыкальные таланты, научить их создавать мультфильмы (своя мультстудия), родители продумали меню на неделю.

Наступает четвертый этап, самый ответственный — прием гостей и распределение их по семьям. Если распределение учеников по семьям прошло удачно, то с расселением немецких коллег возникла проблема, связанная с отсутствием приемлемых жилищных условий со стороны наших учителей для их приема. И когда немецкие коллеги приняли решение поселиться в гостинице рядом с нашей гимназией, мы были этому очень рады.

Вторая проблема — это обеды для всей немецкой группы: пришлось договариваться с работниками в столовой и самостоятельно оплачивать эти расходы.

На пятом этапе  - этапе реализации нашего плана работы - не возникло никаких проблем, так как все мероприятия были тщательно продуманы, обозначены сроки  и назначены ответственные. Особую благодарность хочется выразить нашим коллегам, которые дали открытые уроки по математике, русскому и немецкому языкам.

Насколько немецкие друзья были довольны нашим приемом, можно судить по из положительным отзывам и фотографиям.

Шестой этап — рефлексия: прощальный вечер, обмен впечатлениями, создание и презентация проектных работ по теме «Диалог культур».

С ответным визитом мы прилетели в предрождественскую Германию 11 декабря 2016г. Этому предшествовала не менее кропотливая работа по уточнению списка наших учеников (один заболел — произошла замена), оформлению документов. А главная наша задача состояла в том, чтобы психологически правильно настроить ребят. С этой целью было проведено занятие в форме дискуссии. В рамках подготовки нашей поездки была проведена видеоконференция всех участников с обеих сторон, где уточнялись условия нашего пребывания в Германии в немецких семьях.

В Науэене нас ждала разнообразная программа: посещение предрождественского Берлина, Потсдама, экскурсия по школе, посещение уроков. С большим энтузиазмом наши школьники разыграли сказку «Репка» на немецком языке и собирали материалы для проектной работы по теме «Немцы в России, русские в Германии».

Прощались со слезами на глазах и надеждой на долгосрочные контакты. Мечта осуществилась: ребята продолжают общаться. Цель достигнута: произошло взаимообогащение в области культур двух стран, повысилась учебная и познавательная мотивация к изучению иностранных языков, все участники получили новый опыт общения.

Итак, я поделилась нашим опытом организации международного школьного обмена: как мы шли от идеи к ее воплощению. Большую помощь оказало  мне практическое пособие по российско-германским молодежным обменам «Мы+WIR», откуда я получила полезную информацию о правовой ответственности руководителя молодежным обменом, о страноведческих советах по Германии, о десяти правилах надежного партнерства, о финансовой составляющей и т. д.

Руководствуясь проделанной работой, в заключении хотелось бы дать несколько методических рекомендаций по организации международного школьного обмена, чтобы предотвратить кризисные ситуации, а они, к сожалению,  возможны:

  1. Cогласовать с администрацией школы досрочное прохождение программы учениками, выезжающими за границу и принимающими зарубежных друзей, так как они выпадают из программы на две недели.
  2. Учитывать трудности и проблемы, которые могут возникнуть на этапах поиска единомышленников, поиска контактов, формирования групп, приема гостей, реализации плана и рефлексии. Профилактика этих проблем — лучший способ.
  3. Необходимо продумать систему мер поощрения самых активных участников международного школьного обмена (грамоты, благодарности итд)
  4. Взять на себя ответственность за здоровье и безопасность детей.
  5. Методично грамотно продумать информационную составляющую: снабдить каждого ученика визиткой с номером телефона, адресом проживания.
  6. Наладить и поддерживать связь с родителями.
  7. Продумать финансовую составляющую (кто понесет расходы на жилье и питание). Обеспечить финансовую поддержку учителей-энтузиастов, организующих международный школьный обмен.
  8. Заручиться согласием коллег, дающих открытые уроки.
  9. Согласовать с администрацией и классными руководителями отсутствие учеников.
  10. Подводить итоги на каждом этапе мероприятия

____________
Источник: "Мы+WIR". Практическое пособие по российско-германским молодежным обменам. Издатель: Российское национальное координационное бюро по молодежным обменам с Германией. Редакция: Арина Немкова, Йоханна Бонтцаль и др. Перевод Кристина Мюллер 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Урок-деловая игра "Международные школьные обмены"

Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей английского языка и информатики и спланирован с позиций системно-деятельностного подхода. Тип урока комбинированный с элементами...

Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)

Статья "Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)" опубликована в сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управл...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Статья Опыт организации международного школьного обмена в ГБОУ СОШ 303 им.Фридриха Шиллера

Статья об опыте организации международного школьного обмена...

Роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей

В статье рассмотрена роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей. Даётся краткая информация об оргацизации школьного обмена с партнёрской гимназией г. Бад Брамштедта....

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...