Роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей
статья по немецкому языку (8, 9, 10, 11 класс)

В статье рассмотрена роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей. Даётся краткая информация об оргацизации школьного обмена с партнёрской гимназией г. Бад Брамштедта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей

В нашей школе немецкий язык преподается углубленно со 2 класса. Уже в 1 классе в рамках внеурочной деятельности дети знакомятся с немецким алфавитом, разучивают рифмовки и песни на немецком языке.

В настоящее время на уроках иностранного языка нашими учителями используется большое количество аутентичных аудио-  и видеозаписей. Но очень важно, чтобы ученики имели возможность вживую пообщаться с носителями языка.

Эту возможность дает участие в международном школьном обмене, когда ребёнок попадает в языковую среду, т.е. оказывается в ситуации реальной потребности говорения на немецком языке. Это является одним из мотивов повышения интереса к иностранному языку. Уже в начальной школе многие дети мечтают о том, что они поедут в Германию, когда вырастут и хорошо выучат немецкий язык. Находясь среди немецко-говорящих сверстников, проживая в немецко-говорящей семье, школьники учатся свободно общаться на бытовом уровне. Язык становиться живым и естественным. Повышается интерес к культуре страны путем расширения и углубления знаний по предмету.  В этом заключается образовательная цель школьного обмена.

Участники обмена размещаются в семьях, что помогает им познакомиться с культурой, традициями, праздниками и буднями обычных семей. Родители обеих сторон принимают самое непосредственное участие в школьном обмене. Они не только участвуют в программе, составленной учителями, но и сами организуют различные мероприятия для своих детей и детей, которых они принимают. А это, в свою очередь, способствует улучшению взаимопонимания родителей и подростков, улучшает климат в семье, помогает решить многие, связанные с этим проблемы. Теплые семейные взаимоотношения, которые устанавливаются в семьях, и личная симпатия, возникающая в процессе общения, способствуют разрушению предрассудков и стереотипов и расширяют восприятие мира. Знакомство с культурой страны развивает толерантность, учит с уважением относиться к этническим и культурным различиям. Таким образом, путём развития международного сотрудничества осуществляется воспитательная цель школьного обмена.

Необходимо отметить еще одну важную цель - это развитие социальной компетенции.

Школьники учатся договариваться между собой, совместно принимать решения, учитывать интересы друг друга, правильно, грамотно излагать свои мысли, как на родном, так и на иностранном языках, осваивают культуру общения и поведения. Подростки учатся брать на себя ответственность за порученное дело, за своего зарубежного гостя. Работая над совместными проектами, школьники учатся работать в команде, быть толерантными, слушать и слышать мнение других людей. 

С 1999 года наша школа состоит в партнерских отношениях с гимназией Jürgen-Fuhlendorf-Schule г. Бад Брамштедт (на севере Германии). Обмен группами школьников проводится ежегодно.  За эти годы более 300 школьников из гимназии города Бад Брамштедта и школьников нашей школы приняли участие в программе школьного обмена.

Согласно договору о сотрудничестве учащиеся нашей школы едут в Германию в марте-апреле. В обмене принимают участие школьники 8-10 классов.  Десятидневное пребывание в Германии предусматривает проживание детей в семьях сверстников, знакомство с гимназией, посещение уроков и, разумеется, культурную программу: проводятся совместные поездки в Гамбург, Киль, Любек, Бремен, Берлин, на остров Зюльт. Как правило, семьи организуют ребятам дополнительные экскурсии, устраивают детские праздники – одним словом, делают все, чтобы их гость не скучал.

Всё вышесказанное относится и к пребыванию немецких школьников у нас, которых мы принимаем в сентябре-октябре. Наша школа старается, чтобы знакомство с Россией и Санкт-Петербургом было многосторонним. Кроме традиционных экскурсий по городу, прогулок по паркам и скверам, катания на теплоходе по Неве ребята организуют совместные праздники, устраивают пикники.

Участники обмена также работают над совместными проектами по различным темам и направлениям, например, «Что такое чистая вода?», «Изменение климата в России и Германии», «Что нас объединяет?», «Производство энергии в России и Германии», «Эпический театр Бертольда Брехта», «Видение будущего – научная фантастика или реальность?», «Мода. История и современность».

Результаты работы над совместным проектом представляются в последний день пребывания в школе. Это могут быть:

  1. Фотоколлаж, выставка результатов исследований, наблюдений, социологических опросов по теме проекта.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Демонстрация видеоролика.
  4. Совместный спектакль.

Оценкой результатов школьного обмена можно считать следующее:

  • Учителя немецкого языка видят реальное повышение мотивации к изучению немецкого языка. Дети начинают понимать, что язык нужен не только на уроках в школе, но и для жизни; они открывают для себя, что на нем можно общаться, знакомиться с интересными людьми и находить друзей.  Многие участники проекта начали дополнительно и самостоятельно совершенствовать свои знания языка.  
  • Учащиеся основной школы успешно сдают экзамен на Международный сертификат от уровня А2 до В2/C1, что и требуется по современным стандартам образования.
  • Участие в международном обмене помогает учащимся определиться в профессиональном плане, некоторые предполагают связать свою будущую профессию с немецким языком и поступают в вузы на лингвистические факультеты.
  • После поездок связь не прерывается. Новые друзья продолжают общаться в социальных сетях, общаются семьями. Несколько учеников школы ездили на летних каникулах по частному приглашению семей, в которых они проживали, участвуя в школьном обмене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

"Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков"

Доклад и презентация к районным педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Роль школьного обмена в обучении иностранных языков

В данной статье рассмотрена роль школьного обмена в учебном процессе его цели и задачи. Даётся краткая историческая справка о возникновении данного метода обучения и знакомства с культурой страны изуч...

Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей

Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей...

«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»

Педагог всегда защигает огонь в сердцах своих воспитанниках....

«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»

   Задача развития  личности ребёнка в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании", является одной из социально значимых...