рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (7 класс)

Байбородова Галина Владимировна

Пресс-центр. Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obedineniya.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа объединения

«Пресс-центр»

для обучающихся 7 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработчики:

Гридунова Е.А.,

Байбородова Г.В.

учителя русского языка

 и литературы

п. Искра

2018

Пояснительная записка

Направленность программы.  Данная программа направлена на привитие основополагающих принципов нравственности и развитие гармоничной  духовной личности обучающихся. Эта деятельность в полной мере способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

В настоящее время разработано достаточно большое количество различных образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся первичных журналистских навыков. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества обучающихся 7 класса.

Воспитательный потенциал информационного пространства образовательного учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своеобразным «фильтром» многочисленных информационных потоков, с которыми неизбежно сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.

В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости,  критериях оценки.

Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное детское объединение. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Кроме этого создание газеты  позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие обучающихся в деятельности школьного пресс-центра поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма и нравственных устоев, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Конечно, школьная печать не может конкурировать с центральными изданиями, но это и не является ее задачей.  Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы детского пресс-центра.

Цель курса: расширение информационного пространства школы.

Основными задачами обучения и воспитания являются:

  1. Организация детского объединения (пресс-центра) в образовательном учреждении как необходимого условия для формирования социальной позиции, положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способностей обучающихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства.
  2. Создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интересам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печати.
  3. Систематическая подготовка и издание информационно- познавательной газеты.

Духовно-нравственный уровень освоения программы предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

Творческий уровень усвоения содержания образования направлен на поиск учащимися действий и применение знаний, которые способны привести к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу, самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с информационным материалом.

Форма реализации программы – очная.

Срок реализации программы – 1 год.


                                      Ценностные ориентиры курса

Ценностные ориентиры программы объединения «Пресс-центр» базируются на требованиях ФГОС ООО и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Школьный пресс-центр» включает в себя:

  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Формирование умения оценивать ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
  • Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Пресс-центр» включает в себя:

  • Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения задания.
  • Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
  • Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Пресс-центр» включает в себя:

  • Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
  • Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
  • Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построении речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Формирование умения осуществлять сбор информации для журнала, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
  • Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах журнала.
  • Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение приёмам компьютерной верстки).
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
  • Формировать умения обучающихся представлять свои достижения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Пресс-центр» включает в себя:

  • Создание атмосферы сотрудничества при решении общих задач.
  • Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Формирование уважения к собеседнику.
  • Формирование у обучающихся толерантного сознания.

В объединение принимаются обучающиеся 7 класса (12 -13 лет). Обучение происходит по нескольким направлениям. Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы объединения является выпуск информационно-познавательной газеты о школьной жизни. С помощью внеурочных занятий ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему. Газета не только освещает события школьной жизни, но и выполняет воспитательно-просветительскую функцию, рассказывая о малой родине, людях, прославивших Курский край.

                                Принципы деятельности пресс-центра:

-демократичного общения в объединении;

-объективного и корректного освещения имеющейся информации;

-творческого подхода к оформлению номеров газеты;

- ценз на шутки, высказывания, цитаты, изображения;

-писать о том, что волнует, интересует не только самих журналистов, но и большинство ребят в школе;

-оперативно и честно, максимально объективно освещать события школы;

-быть независимыми в изложении своего мнения, но и не навязать его читателям.

Тематические блоки  занятий предполагают обучение членов пресс-центра по направлениям

  • журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);
  • искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна;
  • отбор и редактирование материалов;
  • фотокорреспонденция;
  • изучение общественного мнения (социология).

Ожидаемый результат:  обучающиеся должны

  • уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью, репортажи, заметки);
  • освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим

оснащением;

  • познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
  • планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
  • быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
  • знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
  • знать виды информации, методы сбора информации (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж; составлять фоторепортаж.


                                                 Содержание курса

1.Введение в программу.

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности объединения «Пресс-центр», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

2.История журналистики в России.

Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания.

3. Газета  в моих руках.

Современная пресса

Практическая работа: рассматривание разных видов газет и журналов, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании.

Презентация «Пресса в моей семье».

Практическая работа: презентация выбранного издания (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

  1. Журналистика как профессия.

Работа редакции.

Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции.

Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого члена объединения в редакции газеты.

Юнкор газеты.

Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.

Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью»

(положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом

ситуации).

Презентация газеты.

Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация газеты  для всех обучающихся среднего  звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации издания (выступление агитбригады членов объединения).

Функции журналистики.

Теория: Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.

Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьёй, заметкой.

Способы сбора информации.

Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьюирование, опрос, анкетирование.

Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Мастерская информационных газетных жанров.

Заметка.

Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в

кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как её написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью.

Теория: Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практическая работа: упражнение в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчёт.

Теория: Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.

Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный

 отчет о каком–либо  мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде).

Самостоятельная работа с документами.

Культура речи.

Теория: Требования к языку СМИ.  Штампы. Выразительные средства  языка.

Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Знакомство с оформительским делом.

Структура газеты. Макет.

Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».

Практическая работа: создание макета номера журнала (на бумажном носителе).

Заголовок.

Теория: Понятие и основные функции заголовка.

Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа членов объединения).

Иллюстрация в газете.

Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».

Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты.

Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные

технические термины. Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).

Подготовка статей для школьной газеты.

Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в

издании, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

Теория: «компьютерная вёрстка».

Практическая работа: Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты.

Подведение итогов работы кружка

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель моих творческих успехов». Награждение самых активных юнкоров.


Учебно-тематический план работы объединения                                 «Пресс-центр»

Тема занятия

кол-во часов

1

Введение в программу объединения «Пресс-центр»

1

2

История журналистики в России

1

3

Современные СМИ

1

4

Пресса в моей семье (презентация)

2

5

Работа в редакции

1

6

Юнкор газеты

2

7

Функции журналистики

1

8

Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией)

2

9

Заметка

1

10

Интервью

1

11

Репортаж

1

12

Отчёт

2

13

Речевые ошибки в тексте сообщения

2

14

Подготовка статей для журнала

5

15

Компьютерное редактирование

4

16

Вёрстка газеты

5

17

Подведение итогов работы

2

Итого

34

Программно-методическое обеспечение:

 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

 Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

 Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

 Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

 Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М.,

 1996.

 Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.

 Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.

Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте http://www.1september.ru, на сайтах https://nsportal.ru, https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...