"Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения в современной школе".
материал

Латышева Наталья Ильинична

Материал для выступления на тему: "Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения в современной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrozhdenie_patrioticheskih_tsennostey.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Тема: «Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения в современной школе»

        

        

Подготовила: преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ № 2 г.Щигры Курской обл.»

Латышева Наталья Ильинична, учитель 1 категории

        

        г. Щигры – 2015 год

     Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной Российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

     Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К.Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

      Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

      Долг, совесть, чувство ответственности перед Родиной — эти слова для сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как нечто неопределенное, аморфное. И виноваты в этом не они, а мы, взрослые, которые очень часто допускают грубые ошибки, приводящие к ужасающим результатам, таким, как безразличие ко всему, эгоизм, черствость, а самое страшное - чувство безответственности перед Родиной.

      Очень часто термин «Родина» вообще не может четко в сознании школьников найти правильные ассоциации, верные определения. При вопросе: «Что такое Родина? », дети приводят примеры — дом, страна. Дальнейшие ассоциации с Родиной необходимо подсказывать с помощью наводящих вопросов, потому что тяжелы для понимания слова «Родина» такие понятия, как собственная улица, клумба с цветами, дерево в сквере, город, где ты родился, Москва - как столица нашей страны.

      Чувство долга перед Родиной вызывает целую дискуссию на уроке. Для многих школьников эти два понятия несопоставимы, они не могут их принять, так как за свою короткую жизнь слышали от нас, из СМИ, а также встречают в обыденной жизни лишь негатив, связанный с их Родиной. Но взрослому, обладающему аналитическим мышлением, понятно, что негатив - это обратная сторона всякой действительности, что положительных, хороших явлений больше, только надо об этом почаще детям говорить.

      Так, краеугольным камнем вопроса «долга перед Родиной» встает дилемма о том, что долг может быть только перед тем, кто что-то давал. И вот ученики спорят о том, что они ничего не получили и поэтому отдавать ничего никому не надо. Оказывается, они и не догадываются, что государство платит за их учебу в школе, пребывание в садике, лечение в поликлинике. За постоянными разговорами «на кухне» между родственниками о насущных проблемах (маленькое детское пособие, платные кабинеты врачей, большие затраты на обучение) мимо сознания наших детей мимолетно и незаметно проходят проблемы в масштабе страны.
    Заполнить этот пробел, возникший в последние годы, должна школа, конечно, с помощью и государства, и общественности. Но ведь проблема стоит очень остро и касается всех граждан нашей страны, независимо от возраста.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

     Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и мирному человеку.

     Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил

-Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

-Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:

-Шефство над  могилами павших;

-Участие в Митингах Памяти на Сныткинском кладбище и других патриотических мероприятиях.

-Проведение экскурсий в Музей Боевой Славы, уроков Мужества, уроков Памяти, уроков Патриотизма, уроков России, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда «Героями не рождаются – Героями становятся».

-Празднование памятных дат, проведение выставок в школьном музее «Земля родная», викторин, конкурсов рисунков «Дети рисуют Победу», просмотров видеофильмов.

-Проведение конкурсов военно-патриотической песни;

-Организация бесед, лекций на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, организация поисковой работы.

II направление. Военно-спортивные соревнования

     Основным средством для реализации данного направления является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков, опыта патриотического поведения. Прежде всего, это участие в соревнованиях «Зарница», Многоборье , посвященное памяти воинов, павших в локальных войнах, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость соревнований четко прослеживается с помощью обратной связи «Школа – Армия». Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива школы, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

      Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, Дни здоровья, «Зарницы», военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

III направление. Социальная реабилитация подростков группы риска посредством школьного музея Боевой Славы и музея им.А.П.Гайдара.

      Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Работа по осуществлению данных направлений стала возможным благодаря взаимосвязи школы с субъектами гражданско-патриотического воспитания, которыми являются Военный комиссариат г.Щигры, Краеведческий музей, Совет ветеранов.

           Надо планировать такие мероприятия, которые некоторые учителя могут воспринять как слишком уж идеологические (хотя идеология в меру просто необходима), - это совместный просмотр фильмов о Великой Отечественной войне. Почему совместный? Сами ученики дома наверняка не станут их смотреть. Причина — не отрицательное отношение к событиям или героям, а так как фильм черно-белый, без спецэффектов. Надо сказать огромное спасибо режиссерам, снявшим современные фильмы о войне 1941-1945 годов, с их помощью те давние события должны сохраниться в памяти у молодого поколения. Ведь не зря в пословице говорится: «Как только народ забывает предыдущую войну, сразу же начинается новая». Не просматривается ли данная закономерность в нашей истории?
     Многие педагоги и психологи всегда отмечали высокую эффективность в преподнесении материала вместе с музыкальными произведениями. Обладая высокой технической оснащенностью, многие школы могли бы позволить себе трансляцию на переменах песен времен войны, послевоенных лет, можно взять и 1960-80-е годы. Может вначале это бы вызвало у школьников протест, смех («ведь старье»), но впоследствии уже эта музыка не будет казаться им такой чужой.
     Хочу привести пример из собственного опыта, заканчивая по истории тему «Великая Отечественная война», вместо пресловутого контрольно-проверочного урока мы вместе с ребятами слушали музыку времен войны. Обидно и горько мне было услышать, что из всех песен им известна только «Катюша». На следующем уроке школьники с оживлением обсуждали музыкальные композиции и сами предложили мне в конце каждой крупной темы устраивать такой урок с музыкой, относящейся к определенной эпохе.

      Одна из наиболее злободневных тем - это служба в армии, ведь некоторые уклоняются от нее. Опять повторюсь, если скажу, что вижу здесь вину и нашу, педагогов. В наших руках - огромная сила, которая поможет сдвинуть эту проблему с места. Это и классные часы по темам «Великие полководцы», «Герои России - наши земляки», и встречи с ветеранами, и с молодыми людьми, отслужившими в армии, и экскурсии в воинские части (думаю, командиры частей и, в частности, военкомы будут в этом заинтересованы).

       А самое главное - необходимо готовить наших детей к защите Родины. Научить их уважению к себе и людям, находящимся рядом, достойному поведению. Недаром говорят: «Армия - это лицо общества». И я с этим полностью согласна. Присмотритесь к детям на перемене, к стилю их общения между собой, а на уроке займите пять минут и расскажите, что вы увидели. Деление на группы, унижение слабых, младших, применение физических мер друг к другу, притом жестоких.
    Пересказав ученикам всё, что я увидела, прошу ответить на вопрос: «А чем сейчас ваше поведение отличается от дедовщины, которой вы так боитесь?»
В ответах на него дети пытаются всячески оправдать себя, но я всегда привожу один и тот же аргумент: «Отличие есть лишь в одном - сейчас обиженный вами мальчик пойдет домой, где его уже ждет вкусно приготовленная мамой еда, телевизор, своя постель, а вечером придут родственники, и он даже не станет им рассказывать, что произошло в школе. А завтра всё забудется. Но в армии, вот так же смехом, как вам кажется, обидев человека, вы можете его довести до самоубийства, потому что рядом не окажется даже вещи, близкой ему, вокруг всё чужое».
     По поводу армии в середине 1990-х годах, будучи еще студенткой, я услышала, как депутат (к сожалению, не помню фамилию) с экрана телевизора сказал, что «армия нам больше не нужна, так как нам не с кем воевать». Неужели мы никогда не будем учиться на ошибках, неужели не вспомним уроки войн в России и СССР? Необходимо понять, что так относиться к собственной армии нельзя. Читатели простят мне, если я приведу еще одну пословицу: «Народ, который не хочет кормить свою армию, - будет кормить чужую».

       Несомненно, такие понятия, как долг, совесть, чувство ответственности необходимо объяснять и на уроках. Чтобы ученики не воспринимали эти слова, как чужие их слуху, следует включать аспект переживания, который может соединить чувства личные, присущие для ребенка в его повседневной, сегодняшней жизни, казалось бы, такой далекой от многих давних исторических эпох. Сделать это можно с помощью «создания условий для переживания тождества жизни ребенка сегодня и исторического события», которое подробно рассмотрено у В.В.Шогана в методике модульной технологии в личностно-ориентированном образовании .

        Так, начиная тему «Тыл в годы Великой Отечественной войны», учитель может спросить у школьников: «Сколько часов в день они находятся в школе, сколько времени готовят уроки, а сколько общаются с друзьями и просто отдыхают?» Отвечая на эти вопросы, ученики и не задумываются - зачем они заданы. Но учитель начинает рассказывать новую тему с вклада подростков в Победу, рассказывает об их тяжелой нагрузке, и только здесь дети осознают все тяготы, которые пережили их ровесники, работая в тылу. И так личностно подойти можно к каждой теме урока и по любому предмету.

        В решении данных проблем в сегодняшнем воспитании все зависит от наших не только возможностей, а самое главное - от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, с развитым чувством ответственности перед Родиной. А методы, технологии учитель, чувствующий на себе ответственность за молодое поколение и за будущее нашей страны, найдет и подберет для своих питомцев

      Таким образом, система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.

Работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

       Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.

Выступление

Тема: «Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения в современной школе»

        

        

Подготовила: преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ № 2 г.Щигры Курской обл.»

Латышева Наталья Ильинична, учитель 1 категории

        

        г. Щигры – 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: " Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"

Презентация обобщения опыта работы по теме: "Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"...

конспект открытого урока "Весенние праздники в России и Англии" на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностранным языкам"

Конспекты двух открытых уроков: один из них я давала при защите первой квалификационной категории, второй - на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностран...

"Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения в современной школе".

Материал для выступления на тему: "Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения в современной школе"....

Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"

Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияни...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...

Дистанционное обучение – один из важных этапов обучения в современной школе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...