Гражданско-патриотическое воспитание детей через киноуроки в современной школе
методическая разработка по истории

Варанкина Екатерина Николаевна

Киноуроки - инновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinouroki.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа д. Илюши

Афанасьевского муниципального округа Кировской области

Материалы на муниципальный образовательный Форум – 2024

«Муниципальная система образования «Думай. Действуй. Меняйся»

Конкурс «Инновационные образовательные практики»

Номинация

 «Воспитание как стратегический ориентир развития отечественного образования»

Тема

 «Гражданско-патриотическое воспитание детей через киноуроки в современной школе»

(на материале фильма «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова)

Автор: Варанкина Екатерина Николаевна,

учитель истории и обществознания                                                           МБОУ ООШ д. Илюши

Илюши, 2024

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы, а тема исторической памяти – одна из важнейших тем в современном обществе. Мероприятия, посвященные памяти о мужестве и героизме советских граждан в годы войны, жителей блокадного Ленинграда, занимают особое место в воспитательной системе педагога, а киноуроки – это благодатная почва для воспитания и социализации подрастающего поколения. Киноуроки – уникальный проект, который совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с фильмами.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве не только наших солдат, но и мирных жителей. Об этом говорит и наш Президент В. В. Путин: «Память о Великой Отечественной войне, о ее правде — это наша совесть и наша ответственность. Сегодня мы видим, как в ряде государств осознанно искажают события войны, как возводят в кумиры тех, кто, забыв про честь и человеческое достоинство, прислуживал нацистам, бесстыдно врут своим детям, предают своих предков. Наш святой долг - защитить подлинных героев. Мы преклоняемся перед всеми ветеранами поколения победителей. Мы всегда будем чтить всех вас, прославлять Победу, которая была и остается одной на всех».

Киноурок — это всегда урок проблемного обучения, который можно проводить в формате интегрированного урока. Данный урок помогает на историческом и литературном материале расширить знания обучающихся о блокаде Ленинграда; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, уважительное отношение к тем, кто в годы войны отстаивал независимость нашей Родины, высокую гражданскую позицию и нравственные качества личности.  Данный урок способствует решению личностно – значимой проблемы: что значит быть патриотом и гражданином, и в чём состоит долг человека перед Родиной? Работа в группах развивает у обучающихся, наряду с учебно-познавательной и мировоззренческой компетентностями, ещё и коммуникативные качества.

Обучающиеся задают вопросы о героях, сюжете, ценностях, раскрывающихся в кино, об эстетических аспектах кинокартины.

В ходе урока дети выясняют, в чем был замысел режиссера, размышляют над сюжетом фильма, анализируют и приходят к собственной оценке увиденного.

 На киноуроке обучающиеся вырабатывают свои собственные критерии аналитического и творческого взаимодействия с кино, учатся формулировать свое мнение о произведении, опираясь на его фрагменты и место в кинематографической культуре, и передавать свое личное эмоциональное впечатление.

Кинопедагогика развивает чувствительность к кино во всех его формах. Она может способствовать развитию жизненно важных навыков, тяготеющих к непрерывному познанию и обучению в других направлениях культуры, таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Формирующиеся благодаря кинообразованию черты характера как любопытность, эмпатия, устремленность, толерантность являются ключевыми для личного развития, гражданской ответственности. 

Ощущать себя частью кинокультуры и киносообщества, как и обсуждать особые социальные ценности, представленные в фильме, ведет к развитию гражданской ответственности. Всё это развивает индивидуальные, творческие способности и инициативность у обучающихся, создаёт условия для формирования интеллектуальных и практических умений, даёт возможность ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал. В ходе этой работы формируется мировоззрение учащихся, патриотические чувства, гражданская идентичность.

На основании этого мы можем сделать вывод: восприятие экранного образа является определяющим фактором восприятия современной информационной среды. Экран – главный помощник в визуальном восприятии информации, распространенном среди современных детей. Именно поэтому кинообразование и воспитание при помощи киноискусства продолжают быть актуальными для сегодняшней школы.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: дети среднего школьного возраста (11-15 лет/ 5-9 кл.);

Цель: формирование у учащихся представлений о чувстве долга, героизме, самоотверженности, патриотизме, духовности, любви и чувства гордости за свою страну, а также формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Задачи:  

  • формировать представление учащихся о мужестве и героизме, проявленных советскими людьми в дни блокады Ленинграда;
  • формировать гражданскую позицию, патриотизм и чувство гордость за Родину;
  • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления, делать выводы;
  • воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки, чувство сострадания к жителям блокадного Ленинграда;
  •  формировать убеждение: война – это зло;
  • воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера, о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, к просмотру кинофильмов о ВОВ.

Результаты:

личностные:

  • знакомство детей с понятиями «героизм», «патриотизм», «чувство долга», умение сочувствовать и сострадать на примере сюжета фильма;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания и сострадания чувствам других людей;
  • представления о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • усвоение и понимание правил и законов морали и нравственности

метапредметные:

  • развитие умения работать с информацией, критически мыслить, ориентироваться в разных источниках информации, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения

предметные:

  • расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса;
  • приобщение подростков к историческому, культурному и духовному наследию нашей Родины;
  •  формирование целостной, единой картины мира;
  • реализация художественно-творческого потенциала подростков, приобщение к киноискусству

Методы: словесный; частично-поисковый; проблемно-диалоговый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая.

Виды деятельности: беседа, просмотр, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Предварительный просмотр художественного фильма «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова (1час 37 минут) и прочтение повести (по возможности) Т. Цинберг «Седьмая симфония». При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор или телевизор, ноутбук, колонки, раздаточный дидактический материал.

Данную методическую разработку можно использовать на уроках литературы, истории, в качестве методического пособия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на Уроках мужества:

- 27 января – день снятия блокады Ленинграда,

- 9 мая - День Победы

- 22 июня – День памяти и скорби и т.д.

Также использую на уроках подборку короткометражных фильмов детского киножурнала «Белый журавлик», где достаточно одного урока, чтобы посмотреть и поработать над ним. Детям очень нравятся киноуроки, они просят посмотреть фильмы ещё раз, дома просматривают вместе с родными, обсуждают даже на переменах между собой.

Фрагменты киноурока «Крик тишины»

(Просмотр фильма накануне, в течение двух уроков)

Ход киноурока

«Выживут не те, кто выносливей физически,

а те, кто не станет на четвереньки»

Т.Цинберг

1-й чтец:

Страшней того, что было в Ленинграде,

Сегодня в мире больше не найти!

Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!

(Л.Деулина)

2-й чтец:

Сегодня с вами нам представить сложно,

Что испытали ленинградцы в той войне.

Понять и осознать нам невозможно,

Что миллионы погибали на Неве!  

(Л.Деулина)

- Сегодня, как вы уже поняли, ребята, мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Мы с вами посмотрели фильм «Крик тишины», снятый по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Книга впервые была издана в 1964 году, переиздана в 1966, а последний раз переиздавалась в 2017 небольшим количеством в 4000 экземпляров.  В 1966 году на «Ленфильме» по этой повести был снят фильм «Зимнее утро». Афиша к этому фильму была нарисована самой Т.Цинберг.

Премьера картины «Крик тишины» прошла 27 января 2019 года – в день 75-летия снятия блокады Ленинграда. Военная кинодрама «Крик тишины» Владимира Потапова о событиях блокады Ленинграда удостоена Гран-при всероссийского фестиваля «Виват кино России!» Эта картина, по мнению жюри, оказалась абсолютным фаворитом киносмотра, завоевав еще три главных приза. За лучшую режиссуру награжден Владимир Потапов. За лучшие мужскую и женскую роли призы жюри получили Артем Быстров и самая юная из лауреатов - школьница Алина Саргина, исполнившая роль своей ровесницы военных лет - девочки-блокадницы Кати.

«Этот фильм пробуждает очень добрые чувства. Я сопереживал и главному герою, и особенно этой маленькой чудо-актрисе», - сказал, вручая приз, председатель жюри, актер и режиссер, народный артист России Сергей Никоненко.

- Предлагаю вам вспомнить просмотренный фильм и выполнить задание: подумайте, какие проблемы поднимаются в этом кинофильме, напишите на листке (одним словом).

- Я полностью согласна с вами, ребята. (Озвучиваем написанное и прикрепляем листы на доску)

Учитель ставит проблемный вопрос по содержанию фильма: 

 В бомбоубежище мужчина говорит, что цветущий город Ленинград разрушен и превратился в гору камней, как и не было периода созидания. Его как бы отбросили в каменный век.

Можно ли таким образом, превратить людей в троглодитов? Все ли останутся людьми? Как остаться Человеком и не потерять свой облик в мире, где все ценности свелись к 125 граммам хлеба в день.

Словарное слово – троглодит (работа со словарём)

 Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока 

(Троглодит –«живущий в пещере». Обучающиеся формулируют тему и цели урока)

 – Почему фильм назван «Крик тишины?» (Название фильму было дано не случайно. Это крик в виде стона брошенного, беззащитного ребенка, преданного самым близким человеком, матерью.  Этот крик о помощи был услышан неравнодушной женщиной, и мальчик Митя был спасен… Но еще надо было выжить в эту суровую зиму в блокадном Ленинграде… Фильм каждой минутой буквально кричит: «Вот какая бывает жизнь! Жуткая, голодная, бессильная!» Но она есть – жизнь есть! И надо быть борцом, надо собрать все свои силы, чтобы её сохранить. Это крик замученных, но не сломленных, они кричат, что нельзя забывать тех, кто прошел через эти страшные испытания.)

 Работа в группах

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы не растеряться, не раствориться в сложности бытия, чтобы «быть самим собой»?

 На доске карточки с качествами положительными и отрицательными.

 Первая группа выбирает качества характерные для Кати и Алексея, вторая группа выбирает качества для Зины и Светы.

- смелость

- доброта

- терпимость

- страх

- сила

- леность

- воля

- эгоизм

- равнодушие

- любовь

- трусость

- алчность

- решительность

- трудолюбие

- отважность

- бескорыстие

- зависть

- отзывчивость

- Аргументируйте ваш выбор, где проявились эти качества?

Обучающиеся от каждой группы аргументируют свой выбор, доказывают выбранные качества опираясь на фрагменты просмотренного фильма.

(обучающиеся вспоминают, что соседка Светлана у голодных детей просила кусочек сахара и не поверила, что Катя пустила Алексея к себе домой из добрых побуждений, а не потому, что военным давался дополнительный паек)

Посмотрев фильм, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к ближнему, небывалой стойкостью. Детям приходилось рано взрослеть и становиться выносливыми, чтобы выжить. 

Задание: разделимся на 3 группы. Учащиеся каждой группы раскрывают и комментируют одну из проблем, обозначенных в начале киноурока.

Выбор и поступки

«Спастись самому или спасти другого…»

«... и вот вопрос: можно таким образом превратить людей опять в троглодитов - на что и надеется Гитлер, между прочим, - или нет? Или все же они останутся людьми? Во всем! А ответить на этот вопрос должен каждый из нас своей жизнью и смертью!»

Блокадный Ленинград. Февраль 1942 года. Заканчивается самая страшная блокадная зима. Зина Воронова совсем отчаялась. Ее трёхлетний сын Митя ослабел, а карточки на хлеб уже отоварены на два дня вперед. Последняя надежда — эвакуация. Но с маленькими детьми не берут (маленький ребенок может не выжить в дороге, замерзнуть). Тогда женщина идет на чудовищный шаг — эвакуируется, оставив сына одного в промерзшей квартире, говорит, что он умер. Её поступок не имеет оправдания. Во время налета мальчика спасает девочка-подросток Катя.

Её великодушие искренне, а поступки достойны уважения.

Страшный поступок слабой духом матери, бросающей ребёнка умирать, меркнет перед силой духа маленькой девочки

                         Каждый из них сделал свой выбор.

Долг и ответственность

Очень многое у нас ассоциируется с долгом, а что же такое долг?

Это история про войну и детей на войне, которым там не место. Вместо того, чтобы наслаждаться детством, они становятся взрослыми, ответственными людьми.

Катя, отважная девочка, выдает Митю за своего брата и обещает себе сделать все, чтобы Митя выжил. Она посчитала своим долгом спасти Митю-Сережу от смерти.

Помощь

«Люди смогли остаться людьми»

«Ленинград - город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью, - писал Даниил Гранин, рассказывая о создании «Блокадной книги». - Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять».

Многие историки отмечают, что люди во время блокады относились друг к другу гораздо более сердечно, гуманно и милосердно. «Блокада в этом смысле - пример того, как в тех страшных условиях люди не позволяли себе эгоизма», - отмечал известный писатель Даниил Гранин.

Антон Иванович (Владимир Меньшов)

Его роль мимолетна, всего лишь пару раз появляется в кадре. Антон Иванович помогает обрести детям временный дом, подсказывает, где можно взять дрова, дает валенки, направляет к знакомому   за «печуркой». Пристраивает Катю в госпиталь.  

Трифонов отдал печурку Кате бесплатно, когда узнал, что её отец погиб на фронте. Ведь на его сына тоже пришла похоронка.

Навряд ли дети смогли бы выжить в этом кошмаре войны без помощи всех этих людей.

Что побудило девочку Катю не оставить этого мальчика? 

       Обучающиеся пересказывают отдельные фрагменты фильма, обсуждают поступок Кати по отношению к маленькому Мите. Делают вывод: одному в беде не выстоять; выжить легче, если от твоей жизни зависит еще чья-то жизнь. Юная Катя берет под свою опеку трехлетнего мальчика, спасая его от смерти, и сама обретает смысл жить дальше. 

Маленькая девочка, потерявшая всех близких, одна в замёрзшем городе не сдаётся, борется, и борется за двоих! Она очень голодная, очень уставшая, но не даёт себе ни секундочки на жалость к себе, на хандру, она просто делает всё, чтобы выжить вместе с Митей. И не просто выжить – она живёт! Она пытается работать, она пытается научить Митю говорить, она обустраивает их быт – жизнь идёт, хоть и такая страшная.

Однозначно мы можем восхищаться этой девочкой. Какая огромная спасительная сила может жить в маленькой девочке. Именно её любовь и самоотверженность к совершенно незнакомому маленькому мальчику дала возможность им выжить.

В течение урока дети работают со словарями и историческими справками:

  • Затемнение Ленинграда
  • Метрика
  • Воздушная тревога
  • Бомбоубежище
  • Карточка на хлеб
  • Метроном
  • Блокада
  • Буржуйка

В заключение урока отвечаем на проблемный вопрос, поставленный в начале киноурока.

Можно ли таким образом, превратить людей в троглодитов? Все ли останутся людьми?

Вспомните сюжет в бомбоубежище, что сказал пожилой мужчина?

(Душа человека раскрывается в трудных жизненных ситуациях – кто ты. Катя просто пример для подражания, сколько в ней сил, веры и любви.

Режиссёр сделал правильную грань, «кто опустится на четвереньки, а кто нет»

-  Что важного вынесли вы для себя после просмотра фильма и его обсуждения? (Художественный фильм «Крик тишины» заставил задуматься о том, что нужно всегда оставаться Человеком. И не важно, сколько тебе лет, в какое время ты живешь, как непросто складываются твои жизненные обстоятельства, надо помнить, что рядом есть кто-то, кому твои участие и помощь жизненно необходимы)

- Как вы считаете, ребята, а нужно ли снимать фильмы о войне?

На всероссийском фестивале «Виват кино России!» при обсуждении конкурсных картин, половина из которых была посвящена военной тематике, разгорелся спор о том, нужно ли снимать картины о войне. Сергей Никоненко убежден: «Хорошие картины о войне надо снимать».

«Такие фильмы, как «Крик тишины» пробуждают очень добрые чувства».

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Ю. Воронова

А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда:
"Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде полистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.

- Эти строки и будут ответом на вопрос

- Всем большое спасибо за участие и до новых встреч!                                                           Звучит музыка Бетховена.

Приложение

Биография автора книги «Седьмая симфония».

Тамара Цинберг – ленинградка, художница. Родилась в 1908 году в обеспеченной и образованной еврейской семье.

В грозные дни Ленинградской блокады Тамара Цинберг была бойцом местной противовоздушной обороны и занималась художественным оформлением книг.

Эта маленькая хрупкая женщина обладала волевым характером и удивительной стойкостью духа.

В 1942 году в блокадном городе умирает от голода Хаим Левин, муж Тамары. Остаться в осаждённом Ленинграде Цинбергов побуждает забота о спасении архива отца, известного литературоведа Израиля Сергея Лазаревича Цинберга. «Ленинградскую блокаду Роза Вульфовна (мать), Тамара Сергеевна и Эрнест (сын) пережили в самом городе. Эрнест Цинберг помнит, как, собираясь в бомбоубежище во время воздушной тревоги, единственное, что брали с собой из ценного, — зашитый в холстину том рукописи „Истории“, который он, тогда ребёнок, нёс в своем рюкзаке».

Тамара всю Блокаду боялась больше всего не смерти – своей или даже сына – а окончательной утраты великого труда ее отца, и его книгу, зашитую в холстину, носила с собой всюду, как главную ценность (а вдруг дом разбомбят). 
В бомбоубежищах она рассказывала сыну сказки, чудесные истории о крошечном мальчике Скирли-Мирли, которые таки не успела записать полностью. Зато после войны написала сценарий «Седьмой симфонии». Первым слушателем был сын Эрнест. Эрнест как никто другой понимал, как много подробностей, деталей недавних событий, описанных в киносценарии, отражало их собственную блокадную жизнь. Один из ведущих мотивов сюжета — сохранение человеческого достоинства, несмотря на все лишения и испытания. В доме Цинбергов это чувство воспитывалось ежедневно. В начале 1960-х годов Тамара Сергеевна отнесла рукопись Ю.П. Герману на отзыв. Сценарий ему понравился. Однако, понимая, что добиться постановки кинофильма будет трудно, Герман посоветовал написать на основе сценария повесть и опубликовать её в Детгизе. Тамара Сергеевна так и поступила.

 В 1964 году «Седьмую симфонию» издали. Два года спустя по мотивам сняли фильм «Зимнее утро». Его афишу создала Тамара Сергеевна Цинберг.

Анкетирование

Какие чувства ты испытал при просмотре фильма.

1. Оптимизм.

2. Спокойствие.

3. Надежду.

4. Неопределенность.

5. Тревогу.

Что больше всего впечатлило тебя при просмотре фильма?

1. Смелость девочки Кати

2. Стойкость мальчика Мити

3. Разрушение, холод и голод

4. Военная техника

5. Ничего

Посоветуешь ли ты к просмотру своим друзьям и знакомым этот фильм?

1. Да

2. Нет

3. Особо не задумывался

4. Не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.

В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...

Воспитание гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена воспитанию гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках коррекционной школы-интернат VIII вида....

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...