Дистанционное обучение – один из важных этапов обучения в современной школе.
статья

Шелестюк Елена Владимировна

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение – один из важных этапов обучения в современной школе.

(Шелестюк Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №21 им. В Овсянникова – Заярского», г.Нижневартовск)

В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.

Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования позволит широкое использование электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), что весомо дополнит и расширит традиционные формы организации общего образования.

Внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий  в образовательный процесс закреплено в  статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) и отражено в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Согласно п.1 статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Согласно п.2 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п.3 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п.4 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно п.5 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии рассматриваются как неотъемлемая часть целостной системы образования.

Цель организации дистанционного обучения в Республике Крым – повышение качества и доступности обучения за счет использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, предоставление обучающимся общеобразовательных организаций равных образовательных возможностей и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Образовательная организация имеет право использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся.

При этом использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не ограничивается только полным изучением отдельных предметов или курсов в дистанционном режиме. Внедрение дистанционных образовательных технологий возможно не только при организации образовательного процесса, а также в процессе дополнительного образования обучающихся.

Характерной особенностью  электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является то, что их применение возможно как для обеспечения доступа к образовательному процессу на удалении, так и для организации образовательного процесса внутри общеобразовательной организации.

Использование дистанционных образовательных технологий поможет повысить эффективность учебной деятельности учащихся, организации учебного процесса и использования учебных помещений, организовать доступ к качественному образованию с возможностью изучения выбранных учащимися общеобразовательных дисциплин.

Образовательные ресурсы для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

http://resh.edu.ru – Российская электронная школа

«Российская электронная школа» – это интерактивные   уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Видеоуроки собраны для всех школьных предметов.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

http://fcior.edu.ru - Федеральный центр  информационно-образовательных ресурсов

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели данных.

Онлайн-ресурсы для организации дистанционного обучения

  1. https://foxford.ru/    онлайн-школа Фоксфорд,
  2. https://interneturok.ru/  видеопортал InternetUrok,
  3. https://www.yaklass.ru/ - «ЯКласс»
  4.  https://uchi.ru/ -  «Учи.ру»
  5.   https://education.yandex.ru/home/  - Яндекс. Учебник

Интернет-технологии для организации образовательного процесса при реализации дистанционного образования.

Web-сервис  LearningApps.org для создания интерактивных заданий.

На уроке для актуализации опорных знаний, подведения итогов урока, домашнего задания и развития познавательных интересов учитель может использовать интерактивные задания web-сервиса LearningApps.org . Для этого учителю достаточно отправить ученику ссылку на задание или QR-код задания. Дети в игровой форме выполняют упражнения, уроки и домашние задания становятся яркими и интересными. Web-сервис LearningApps.org  поддерживает создание 18 типов интерактивных заданий

Использование онлайновых Google-форм  для проведения опросов участников образовательного процесса и  осуществления  аналитической деятельности.

С помощью web-сервисов Google  можно создавать  онлайновые Google-форм  для проведения опросов участников образовательного процесса и сбора информации. Учитель может использовать  Google-формы  в образовательной деятельности для проведения промежуточного контроля, викторин и анкетирования, создавать интерактивные тесты  для реализации дистанционного обучения и электронного обучения.

Google формы – один из типов документов, доступных на Google Doсs.  Бесплатно можно создавать неограниченное количество опросов, анкет, тестов и приглашать неограниченное количество респондентов. Для создания опросов пользователю обязательно необходим аккаунт Google.

Позволяет создавать форму с различными элементами или типами вопросов (всего представлено одиннадцать  типов вопросов). Любой вопрос можно сделать обязательным для ответа. В процессе создания формы можно легко изменять порядок вопросов. Для каждой созданной формы можно выбрать дизайн для её оформления. Ссылка на форму генерируется автоматически после её создания.

Приглашение к участию в опросе:

  • электронным письмом списку адресатов, включив в него ссылку на опрос или саму форму;
  • разместив форму (ссылку на форму) на сайте или блоге.

Для каждого опроса автоматически создается таблица результатов в формате Excel в Google Docs. Все полученные ответы тут же отображаются в ней. Таблицу можно экспортировать в различные форматы. Пользователю, создавшему опрос или анкету, в любой момент доступна сводка опроса с диаграммами по каждому вопросу.

Сервис Google форма позволяет создавать и хранить формы для опросов. Сервис обеспечивает сбор ответов, формирует статистический анализ ответов, а также создает электронную таблицу, с помощью которой можно провести обработку исходных данных самостоятельно.

Онлайновая  интерактивная  доска  https://awwapp.com/

В условиях дистанционного обучения появляется потребность в различных средствах повышения эффективности обсуждений.  Ставшая уже привычной для нас доска или интерактивная доска – стандартный метод, который применяется для планирования, рисования, объяснения материала, обучения. Обыкновенная доска – это один из самых эффективных способов объяснить что-то наглядно.

Учитель может применять онлайновую интерактивную доску https://awwapp.com/ для своих занятий с возможностью графических пояснений. Учитель и ученики получают общее графическое пространство (доску), на которой можно  выводить формулы, делать рисунки и т.д.

Одно из достоинств онлайн досок – то, что они не требуют установки никаких программ и очень просты в использовании. Вы в браузере выходите на сайт доски, приглашаете для использования доски школьников. Учитель может  писать, рисовать на ней, при желании и ученики могут писать и делать рисунки, а учитель может исправлять  ошибки. Онлайновая доска позволяет организовать полноценный диалог учителя с  учениками.  

Для начала работы с интерактивной доской переходим по ссылке https://awwapp.com/. Кнопка «Collaborate» позволяет  пригласить учителю других участников к виртуальному обсуждению. Вы можете отправить ссылку для доступа к онлайновой доске

Все участники, которых Вы добавляете, могут получить доступ к доске, пользоваться ее инструментами. Есть базовый набор инструментов, как у простого графического редактора. Есть возможность сохранять себе снимок доски. Фон доски белый, есть точечная сетка, что помогает рисовать и красиво располагать текст. Есть кнопка «Отмена» для удаления ошибок, есть кнопка «Удалить» для очистки всей доски, «Ластик» позволяет удалять определённые элементы (как на обычной доске).

Доска проста в использовании на компьютере, планшете и даже на экране мобильного телефона. Можно даже набирать текст с экрана мобильного телефона. Графических искажений не будет.

Онлайновую доску можно использовать на уроке, для проведения консультаций, подготовки школьников к ЕГЭ

Конечно же, у дистанционного обучения можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны.  

Преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность заниматься в удобное время для всех участников образовательного процесса.
  • Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.
  • Возможность изучать учебный материал не выходя из дома.
  • Мобильность в образовательном процессе.
  • Эффективное использование современных технических средств.
  • Высокие результаты обучения.
  • Использование в учебной деятельности новейших достижений информационных технологий.
  • Равные возможности получения образования независимо от места нахождения обучающихся.
  • Инновационный подход к обучению на расстоянии.
  • Методический опыт на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования.
  • Онлайн-платформы для изучения учебного материала
  • Возможность творчества - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Отрицательные стороны дистанционного обучения:

  • Отсутствие очного общения между учителем и обучающимися.
  • Необходимость высокой самодисциплины обучающихся.
  • Необходимость технической оснащенности педагогов и обучающихся.
  • Отсутствие постоянного контроля над обучающимися.
  • Отсутствие качественного соединения связи (загруженность сетей Интернета).

Covid - 19 внёс в нашу жизнь серьёзные изменения. Весной 2020 года  школы в России закрылись из-за угрозы распространения пандемии. Дистанционное обучение стало неизбежным и позволило продолжать учебный процесс в условиях карантина.

Дистанционное обучение в дополнение к традиционным формам обучения в современном образовательном учреждении позволит решить многие вопросы и выполнить пожелания родителей и обучающихся в учебном процессе. Дистанционное обучение в школе, даёт возможность обучающимся для дополнительного стимула расширения и углубления их знаний. Мотивирует обучение с помощью сетевых технологий и становится популярным способом приобретения новых знаний, умений и навыков, так необходимых в современном образовательном процессе.

Пандемия пройдет, а дистанционное обучение останется важным образовательным инструментом. Есть категория учеников, для которых дистанционное обучение порой единственная возможность получить качественное образование. Это дети с особыми возможностями здоровья. Многие из них могут учиться в обычной школе по основной или адаптированной программе. Но есть и те, кому из-за проблем со здоровьем больше подойдет дистанционный формат занятий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

Решение задач как один из важнейших элементов обучения физике

В статье освещается вопрос о важности и необходимости обучения решению физических задач. Практика решения задач, по нашему мнению, способствует формированию УУД, таким образом, приближая учащихся к ст...

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...

Реферат "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в условиях современной школы"

Реферат по  теме  "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в  условиях современной  школы".   Писала, когда  училась  на...