« РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗУН НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.»
материал
Выступление на ШМО учителей естественных наук и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на ШМО | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глуховская школа интернат г. Ногинск Московской области
Доклад
« РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗУН НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Выступление на ШМО
учителей естественных наук и истории
11 ноября 2018 год
Учитель географии Наумова В.А.
« РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗУН НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.»
Контроль знаний и умений учащихся основанный на разноуровневом, дифференцированном подходе к обучению, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, усилению мотивации учащихся.
Разноуровневые задания преследуют цель проверки уровня знания учащихся разного по возможности.
Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы географических знаний, и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по-разному и воспроизводят ее. Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Различают три уровня обученности учащихся:
- Репродуктивный уровень подразумевает проверку знаний учащихся на самом низком уровне, когда школьник в состоянии только дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, применять ее по алгоритму, но он не может провести анализ и дать объяснения;
- Аналитико-синтетический уровень подразумевает проверку знаний уже на более высоком уровне. Задания такого уровня направлены на способности учащихся анализировать, и обобщать знания, уметь давать характеристику процессов и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно – следственных связей;
- Творческий уровень или продуктивного мышления, иначе называют этот уровень логического мышления, когда ученик способен не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление с какими иными явлениями или процессами это связано. Умение прогнозировать или проектировать новые знания и способы решения проблемы и ситуации.
При работе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Выделяют следующие группы детей школьного возраста:
- малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
- педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);
- дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);
- способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой; (5% - 10%)
- одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; (1% - 3%).
Разделение на уровни происходит к концу 5 класса. Так как, это первый год изучения географии и происходит знакомство с детьми. В течение первого года обучения учитель определяет уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основании наблюдения и срезовых работ дети делятся на три группы: высоко мотивированные ученики, среднемотивированные ученики и слабые учащиеся. Такие группы вполне подвижны и динамичны. У каждого ребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из одной подгруппы в другую.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся мною разработана и апробирована система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.
Цели дифференцированного обучения:
для 1-й группы учащихся:
- пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;
для 2-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
- сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
для 3-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
- развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
Примеры уроков с использованием разноуровневой дефференциации.
Тема: «Литосфера и ее строение»
Репродуктивный уровень. 1 группа учащихся
Вспомните и дайте определение:
а) Что такое материки? Сколько их? Постарайтесь перечислить их по мере возрастания площади?
б) Какие бывают острова? Чем они отличаются? Приведите пример: вулканических островов…………..
в) Что такое атоллы? Где они больше всего располагаются? Почему их нет в Северном Ледовитом океане?
2. Что такое остров? Назовите крупные острова мира?
3. Что такое архипелаг? Чем остров отличается от материка?
4. На земле есть насколько стран, территория которых расположена на двух материках? Найдите их по карте и назовите? Отметьте эти страны на контурной карте .
5. Назовите страну, которая занимает большую часть архипелага?
6. Почему в северном Ледовитом океане все острова имеют материковое происхождение?
Аналитико - синтетический уровень. 2 группа учащихся
О чем свидетельствуют внешние очертания Африки с западной стороны и Южной Америки с восточной. Ответ обоснуйте.
Есть ли какая — то закономерность в происхождении Евразии и Северной Америки? Если да то объясните.
Какие последствия для земной коры в этом районе будет иметь расположение островов над срединно — океаническими хребтами? Ответ обоснуйте, приведите примеры таких островов.
Логический уровень3 группа учащихся
Пограничные области между литосферными плитами называются сейсмические пояса, в которых происходят …………………., так как здесь продолжаются …………….процессы, которые и указывают на то, что здесь проходит ………………. (по смыслу вставьте соответствующие слова)
При столкновении двух материковых плит происходят процессы ( опишите и нарисуйте).
На основе карты литосферных плит дайте прогноз изменения облика материков и океанов в далеком будущем.
Объясните причинно - следственные связи между: дождем, известняком, оврагом, пещерой и карстовыми формами рельефа
Путем сопоставления физической карты мира и карты строения земной коры найдите доказательства утверждения:«….в рельефе платформам соответствуют равнины, а геосинклинальным зонам – горы».
Считается, что через 100 лет запасы месторождений металлов закончатся. Предложите свои варианты развития событий.
Тема: «Африка. Географическое положения. История исследования материка»
Репродуктивный уровень:
Откуда происходит название материка – Африка?
Дайте описание географического положения Африки и покажите по карте природные объекты на границах материка.
Назовите крайние точки материка и нанесите их на карту и определите их координаты.
4.Африка отделяется от о. Мадагаскар______________________
5. Африканский Рог – это_____________________________
6. Назовите путешественников – исследователей______________
___________________________________________________________
Назовите: а) самый большой полуостров Африки; б) самый большой залив;
Какие природные объекты отделяют Африку от:
а) Евразии___________________________________
б) Антарктиды_____________________________
в) Австралии_____________________________
9. Из приведенного списка вычеркните острова, находящиеся у берегов Африки: (Коморские острова, острова Зеленого Мыса, остров Исландия, Шри-Ланка, Ява, Сокотра, Ирландия, Туамоту, Мартиника).
10. Истоки реки Нил и центральные района Африки были отрыты исследователями:
а) Дж. Спиком, Джеймсом Грантом;
б) Давидом Левингстоном, Васко да Гамой;
в) Раулем Амундсеном, Миклухо Маклаем;
г) Николаем Лазаревым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...