Актуализация знаний на уроках математики
статья

Не секрет, что многие учащиеся считают геометрию наукой сложной, в какой-то мере скучной. Перед учителями всегда стоит вопрос как поддержать интерес и для этого используются как разные методические приемы, так и подборка интересных заданий и форм работы.

Все мы знаем высказывание Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»Не секрет, что многие учащиеся считают геометрию наукой сложной, в какой-то мере скучной. Перед учителями всегда стоит вопрос как поддержать интерес и для этого используются как разные методические приемы, так и подборка интересных заданий и форм работы.

Все мы знаем высказывание Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsiya_znaniy_na_urokah_matematiki.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация знаний учащихся на уроках математики.

     Сегодня я хотела бы немного поговорить об актуализации знаний на уроках геометрии как наглядной, так и в 7-11 классах. Не секрет, что многие учащиеся считают геометрию наукой сложной, в какой-то мере скучной. Перед учителями всегда стоит вопрос как поддержать интерес и для этого используются как разные методические приемы, так и подборка интересных заданий и форм работы.

Все мы знаем высказывание Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»

Конечно, интерес к геометрии нужно поддерживать, начиная с 5 класса. Тем более, что урок наглядной геометрии для этого дает прекрасные возможности. Давайте побудем немного детьми, согласитесь, что он начала урока зависит многое.

Давайте представим начало урока

Перед вами (детьми) лежат 3 карандаша.

-Кто из вас сможет сложить треугольник? (Все), а 2 треугольника  со стороной в 1 карандаш? (нужно больше карандашей, сколько? 5 или 6)

Кто может из 3 карандашей сделать 6? не ломая их и не забирая ничего у соседа? (римская 6) шутка

Итак, поработаем в парах. У вас 6 карандашей.

1)Как из 6 карандашей  сделать 4 треугольника так, чтобы стороны этих треугольников были равны длине целого карандаша. 

(в 1 плоскости нельзя, а в пространстве можно, получается многогранник, изучаются его свойства, развертки тетраэдра, из чего состоит поверхность). Дальше дети сами предлагают развертки тетраэдра. Предлагаю одну из них. На этом этапе можно с детьми уже обсудить вопросы, связанные с равносторонним треугольником (углы по 60 градусов, средняя линия и т.д.)

Давайте возьмем листок с разверткой. представьте, что на середине ребра тетраэдра сидит паук, а на середине противоположного ребра – муха. Они бегают по своим ребрам и не перебегают на другие. Вопрос: если я продлю ребра, в какую сторону  надо бежать мухе, чтобы не встретиться с пауком?

(встреча со скрещивающимися прямыми – причем это работает как в 5 классе, так и 10 классе, если до этого ребята с этой задачей были не знакомы.) А вот если разрешить бегать им по всей поверхности, то какой путь для паука самый короткий? (в этом поможет развертка, поставим буквы на развертке и станет видно)

2) Всем знакома игра «Тетрис», в которой все элементы состоят из квадратов, и от их количества получаются разные фигуры, это известные нам головоломки «Пентамино» и «Гексамино» - развертки куба одновременно.

А каждая развертка-это возможность обсудить вопрос равных по площадям фигурах и равных фигурах.

3) Куб-очень интересная и основная фигура в стереометрии, есть множество задач, которые вызывают интерес у учащихся.

Одна из них: сможет ли оса последовательно обойти все 12 ребер куба, не проходя дважды по 1 ребру?  (это возможность поговорить о графах).

Чтобы ребятам самим подобраться к разгадке, можно предложить порисовать. Кто сможет нарисовать треугольник, не отрывая руки? квадрат? домик? ……….

Конечно, у каждого учителя, подобрано множество интересных задач для каждой темы. Остановлюсь еще на некоторых приемах организации работы на уроке. использование сюжетов из художественных произведений:

Геометрия Гулливера

Автор «Путешествия Гулливера» с большой осмотрительностью избежал опасности запутаться в геометрических отношениях. Читатель помнит, без сомнения, что в стране лилипутов нашему футу соответствовал дюйм, а в стране великанов, наоборот, дюйму -- фут. Другими словами, у лилипутов все люди, все вещи, все произведения природы в 12 раз меньше нормальных, у великанов -- во столько же раз больше. Эти, на первый взгляд, простые отношения, однако, сильно усложнялись, когда приходилось решать вопросы вроде следующего:

во сколько раз Гулливеру требовалось больше сукна на костюм, нежели лилипутам?

В курсе математики (я имею ввиду алгебру и геометрию тоже) достаточно много тем, в процессе изучения которых необходима длительная отработка навыка владения тем или иным приемом, например, сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, десятичных дробей, обыкновенных дробей, рациональных чисел и т.д. Детям, особенно в 5 и 6 классах очень сложно заниматься однообразной работой и, чтобы повысить мотивацию, сделать рутинную работу интересной, захватывающей, целенаправленной, я использую  следующие приемы:

Игра, которую мы с ребятами назвали «Счастливый кубик».

При решении упражнений, предложенных в учебнике, ребята задания выбирают сами. Есть в классе кубик. ребята очерёдность выполнения заданий определяют броском кубика. Кубик бросает тот, кто быстрее решил предыдущее задание. Это тоже активизирует ребят, их познавательную деятельность.

Пассажиры

Учитель объявляет о том, что на сегодняшнем уроке все ученики превращаются в пассажиров и отправляются в путешествие.

Примечание:  Путешествовать можно в любую точку страны и мира. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. Ученики получают список с заданиями, которые необходимо выполнить. В зависимости от сложности задания, за его правильное выполнение начисляется от 100 км до 400км. Ученики сами выбирают траекторию движения. Могут продвигаться к цели, набирая по 100 км, или взяться за выполнение более сложного задания и набрать сразу 400 км.

Примечание: Очень важно правильно рассчитать ценность каждого задания и возможность пройти до конца маршрута за урок.

           Таким образом мы с учениками путешествовали, набирая километры за верно выполненные задания, от нашего города до столицы нашей Родины, до столицы зимней олимпиады – Сочи, до города- героя Волгограда.

Урок проходит для школьников незаметно. Ученики меняются тетрадями и превращаются из пассажиров в контролеров поезда. По таблицам с ответами, выданным учителем, они проставляют в тетрадях километраж набранный соседом по парте и суммируют его. Затем ученики отмечают для себя дошли ли они до пункта назначения или нет. Если не дошли, то дома должны посмотреть, где они остановились.

Составление заданий для товарищей.

В 5-6 класса я с периодичностью 1-2  раза в месяц примерно, обязательно задаю домашние задания по составлению заданий для товарищей по текущим темам. Они заготавливают 2 листа, один с заданиями, другой с ответами и решением для себя. В классе в виде лотереи раздаем листы с заданиями, потом авторы проверяют и ставят оценку товарищу. Но есть правила, по выставлению оценок, если ты проверил неправильно, то тебе снижается оценка за свою работу. Поэтому ребятам нужно не только решить самим, но и проверить правильно.

Как продолжение, мы с ребятами создали сборник заданий на готовых чертежах по дидактичкам мерзляка 7-8 класс, по основным темам. Началось просто с домашнего задания подготовить также задачи для других ребят, но потом часть ребят заинтересовалась и в результате мы теперь используем на уроках задачи на готовых чертежах в 3 вариантах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний на уроках математики

Рассматриваются формы контроля знаний учащихся, целесообразность их применения. Из опыта работы преподавателей СПб СВУ....

Игра как нестандартная форма учета знаний на уроках математики

На протяжении 17 лет я работаю в школе-интернате с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, нуждающимися в особом подходе, пристальном внимании к их деятельности, в полном педагогическ...

Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...

Приемы обучения на этапе актуализации знаний для урока в рамках системно-деятельностного подхода

Приём  “Я беру тебя с собой “ Приём “Да-Нет”. Приём “Шаг за шагом”. Приём  “Жокей и лошадь”.  Приём «Толстый и тонкий вопрос»  Стратегия “Вопросительные сл...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....

актуализация знаний на уроке музыки

Актуализация знаний — один из  этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализироват...

Использование активных методов обучения на этапе актуализации знаний на уроках истории и обществознания

В презентации предсталены практические примеры применения активных методов обучения на этапе акиуализации знаний....