Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
статья по алгебре на тему
Применение технологии полного усвоения знаний
на уроках математики при использовании
УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_polnogo_usvoeniya_znaniy.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии полного усвоения знаний
на уроках математики при использовании
УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский призывал « Всех учить всему». Эти слова на протяжении трех столетий являются идеалом для любого образовательного процесса. Именно такая задача ставится и решается в технологии, получившей название «Полное усвоение знаний».
В основе технологии полного усвоения лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.С. Блумом. Дж. Кэрролл заметил, что в традиционном учебном процессе зафиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предоставления информации и т.д.). Результаты же обучения характеризуются большим разбросом. Дж. Кэрролл предложил сделать постоянными результаты обучения, а все остальные параметры должны подстраиваться под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.
Данный подход был развит Б.С. Блумом. Он изучал способности учащихся при обучении, когда время на изучение материала не ограничивалось и выделил следующие категории учащихся:
- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;
- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе;
- обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.
Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.
Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании" "...при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе …осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением".
Данная статья Закона РФ позволяет каждому учителю выбрать технологию обучения, дающую наилучшие учебно-воспитательные результаты и использовать оптимальный для данной технологии УМК.
Изучив список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем, я пришла к выводу, что для применения технологии полного усвоения знаний лучше всего подходит УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Данный УМК позволяет воплотить в жизнь основные принципы технологии полного усвоения знаний, а именно:
-возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика;
- реализовать системно - деятельностный подход в обучении;
- использовать современные образовательные технологии;
- реализовать принцип уровневой дифференциации,
- развивать универсальные учебные действия (УУД)
Разумное и сбалансированное сочетание строгости и доступности изучаемого материала в УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир дает возможность обучающимся самостоятельно изучать учебный материал.
Комплект авторского коллектива А.Г. Мерзляка и др. рассчитан на обучение с 5 по 11 класс: 5-6 математика, 7-9 алгебра (базовый и углубленный уровни), 7-9 геометрия, 10-11 алгебра. Все книги изданы ИЦ «Вентана-Граф».
В комплект каждого класса входят: программа, учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, дидактический материал, электронное пособие.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир - авторы учебников, включенных в систему "Алгоритм успеха".
Рассмотрим основные характеристики технологии полного усвоения (по М.В. Кларину) и возможность их реализации в рамках УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Характеристики технологии полного усвоения знаний | Возможности УМК |
Разрабатываются или подбираются проверочные работы для проверки достижения запланированных целей. | В программе к каждой главе указаны личностные, метапредметные и предметные результаты изучения темы, соответствующие требованиям ФГОС, указано, чему должны и могут научиться обучающиеся. В учебнике каждая глава начинается с целеполагания, где перечислены основные понятия и умения, которые будут рассмотрены в ходе изучения главы. Каждая глава завершается тестом для самопроверки с открытыми ключами и кратким содержанием изученного материала для быстрого повторения В дидактических материалах даны 4 варианта самостоятельных работ и 2 варианта контрольных работ, содержащие задания для разных категорий учащихся. |
Основные их особенности состоят в том, что они закончены по смыслу и невелики по объему. Ученик постоянно должен держать в поле своей деятельности конечный результат и все свои действия направлять именно на достижение этого результата, получая в случае удачи всевозможные поощрения, основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели. | Каждый параграф начинается с теоретического материала. В конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые помогают разбить содержание параграфа на отдельные учебные единицы. Каждый параграф в рабочих тетрадях начинается с рубрики «Повторяем теорию» Отдельными блоками выделены задания для организации систематического повторения ранее изученных тем. |
| В учебнике и рабочих тетрадях имеется: - система пропедевтических задач к каждому параграфу; - достаточное количество задач для «слабых» учащихся; - избыточное количество заданий среднего уровня для отработки основных понятий; - два уровня сложности: от повышенного до олимпиадного; - возможности для работы с одаренными детьми; - избыточное количество заданий для классных и домашних занятий, что позволяет выстраивать работу с классами любого уровня подготовленности, не прибегая к дополнительным источникам; - имеются блоки заданий для устной работы; - имеются задания на выявление ошибок; - задачи с подсказками. - каждому упражнению домашней работы предшествует аналогичное задание, решаемое в классе, что позволяет с высокой долей результативности говорить о формировании чувства успешности у ученика и тем самым способствует формированию интереса к предмету. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
1. Ориентация учащихся. Учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения:
- каждый ученик получит отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;
- отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки; каждый ученик; достигший этого эталона, получит отметку «отлично»;
- число отличных отметок не ограничивается. Соответственно взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогают друг другу, все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;
- каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;
- на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;
- в случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки;
- эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.
2. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам.
3. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно. После изучения и проработки учащимися одной учебной единицы проводится проверочная работа («диагностический тест»).
4. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал или помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность.
5. Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.
Чтобы ученику дать возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы учителем составляется таблица с обзорной информацией, которая конкретизирует данные итоговой проверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний
Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...
Рабочая программа по математике 6 класс (УМК А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир) на 204 часа
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего обр...
Рабочая программа по математике 6 класс УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Математика 6 класс УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.6 часов в неделю.2017-2018 гг....
Рабочая программа по математике. 5 класс. УМК - А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря...
Рабочая программа. Математика 5-6. УМК А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа по математике для 5-6 классов по УМК авторского коллектива А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир содержит планируемые результаты освоения программы и календарно-тематическое планирова...
Рабочая программа по математике,5класс. УМК авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,
Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержд...
Применение технологии полного усвоения на уроках математики
Система уроков по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" с применением "технологии полного усвоения"...