Игра как нестандартная форма учета знаний на уроках математики
методическая разработка по теме

На протяжении 17 лет я работаю в школе-интернате с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, нуждающимися в особом подходе, пристальном внимании к их деятельности, в полном педагогическом сопровождении. Именно поэтому  я стараюсь разнообразить свою работу, как учителя, игровыми  моментами. Игра способствует созданию у воспитанников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В приложениях я предлагаю практический материал, апробированный за годы работы (олимпиадные задания, кроссворд, синквейн, КВМ, капитал-шоу "Поле математических чудес").

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Содержание

     Введение.                                                                                          с.2

  1. Подбор игр и руководство ими на уроках математики.   с.4
  2. Дидактические игры на уроках математики.                       С.6
  3. Упражнения развивающего характера на уроках              

     математики.                                                                                  С.9

V.Возможности познавательной игры при учёте знаний

    воспитанников коррекционной школы на уроках

    математики.                                                                                  С.12

Приложение №1                                                                                          Неделя математики                                                                     с.14

Приложение №2                                                                                   Олимпиады по математике                                                      с.16

Приложение №3                                                                                        Кроссворд                                                                                          с.19

Приложение №4                                                                                          Синквейн                                                                                           с.20

Приложение №5                                                                                     Капитал-шоу «Поле математических чудес»                     с.21

Приложение №6                                                                                           «КВМ»                                                                                               с.26

Литература                                                                                   с.36

   Игра как нестандартная форма учёта знаний                                              

                           на уроках математики.

                                                      Сотникова Н.В. , учитель математики ,                          

                                                                                          Льговская с(к)о школа-интернат VIII вида

                                «…Игра- это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                                                     В.А.Сухомлинский

                                                           Введение.        

         Игра является одним из важнейших средств в усвоении знаний, разви- тии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов и форм обучения. Игра актуальна как в классно-урочной форме, так и во внеклассной работе.                                                                                           На протяжении 17 лет  я работаю в школе-интернате с детьми с ограни- ченными возможностями здоровья, с детьми, нуждающимися в особом подходе, в пристальном внимании к их деятельности, в полном педагоги- ческом сопровождении. Именно поэтому я стараюсь разнообразить свою работу ,как учителя, игровыми  моментами. Игра способствует созданию у воспитанников эмоционального настроя, вызывает положительное от- ношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособ – ность, даёт возможность многократно повторить один и тот же мате-  риал   без монотонности и скуки.                                                                           Остановимся на некоторых особенностях детей с ограниченными возмож ностями здоровья, влияющих на характер и методику проведения игр на уроках математики. В исследованиях  Л.В.Занкова, Н.Ф.Кузьминой-Сыро – мятниковой, Н.Г.Морозовой отмечается запоздалое по сравнению с нор – мой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность. Вместе с тем психологи и методисты убедитель- но доказывают, что появление интереса к обучению у обучающихся кор – рекционной школы в значительной степени повышает прочность их зна- ний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышле- ния и других психических процессов.  В школе основной формой обучения является урок.Включение в урок дидактических, развивающих, познава –тельных  игр , которые удовлетворяют требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носят обучающий характер, сближают новую деятельность ребёнка с привычной и делают менее заметным переход к серьёзной учебной работе.  Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспита-      ние тех необходимых качеств, которые нужны ребёнку для его обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию постепенно переключается на учебную деятельность. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У воспитанника возникает интерес к учебному предмету. В игре учащие- ся незаметно для себя выполняют большое число математических действий , упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи.  Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математи –ческого характера, переносит  имеющиеся знания в новую для него обста- новку.  Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать знаниями   в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятель –ность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положитель- ные эмоции, которые возникают во время игры, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли игр. Игра позволяет индивидуализировать работу         на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учётом его умст- венных и психофизических возможностей и максимально развивать спо –собности каждого воспитанника. В играх, особенно коллективных, форми- руются и качества личности учеников. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои эмоции и желания.   «…Нет… ни одной способности, - писал А,Н.Граборов, - которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития».                                                                            Руководствуясь  вышеизложенными сведениями, считаю возможным вля- сать свой опыт использования игр на уроках математики , как нестан – дартную форму учёта знаний.  

               I.Подбор игр и руководство ими на уроках математики.

Подбор игр для обучения детей с ограниченными возможностями здоро –вья математике проводится в соответствии с программными требо -  ваниями . Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. С интересом учащиеся восприни- мают игры «Математическое лото», «Занимательные квадраты», иг-  ры на задумывание и угадывание чисел.                                                                        Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает игры. При их выборе необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем воспитанникам и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности. Следует учитывать, что любая игра, включённая в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных вляямм- мой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу. Наиболее ценными играми являют- ся те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоя- тельности. Характерным для воспитанников коррекционной школы вляя- ется неуверенность в своих знаниях, силах.Они нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают. Методика прове- дения игр требует от учителя большого педагогического  мастерства и такта. Знакомство с новой игрой должно быть тщательно продуманно учителем. Чтобы игра заинтересовала учеников и решила ту учебную за- дачу, которую она призвана решать, воспитанники к этой игре должны быть тщательно подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то их надо расположить по возрастающей степени трудности. Если игра предполагает наличие материала (картинки, таблицы, цифры, геомет – рические фигуры), учащихся с ним нужно заранее познакомить. Затем учитель знакомит с правилами игры, её содержанием. Обязательным, чтобы учитель был участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться победи- телем или побеждённым.                                                                                           После объяснения и показа содержания игры можно организовать её с коллективом класса или группой учащихся (если это внеурочное время).

 Уделяя основное внимание решению дидактической задачи, направленной на более глубокое раскрытие темы и цели урока, учитель не должен за- бывать об увлекательности, о сохранении игрового действия и правил в игре. Иначе игра будет носить характер обычного упражнения и ребята станут скептически относиться к таким заданиям. Учитель должен сам жить интересами учащихся, показывать свой живой интерес к игре и этим увлекать воспитанников. Тогда игра будет проходить эмоциональ- но. В некоторых же играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Много зависит от того, как педагог сам настроен на игру. Вялость и без- различие передаётся детям.                                                                                          Большое значение имеет и темп игры. Очень быстрый темп приводит к тому, что, вместо того чтобы решать, считать,  учащиеся будут  да –вать ответы наугад. Замедленный темп может засушить игру и снизить к ней интерес. Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в играх коллективных. Если ученик слабо успевает по математике, т.е. занимается по программе со сниженными требованиями к ЗУН, то чтобы он всё-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посиль-  ное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверен – ность, активизирует обучающегося на выполнение более сложных зада- ний.  Ученикам ,успешно овладевающим знаниями по математике, следу- ет давать усложнённое задание, чтобы у них поддерживался интерес к игре.                                                                                                                                            Учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья недос –таточно критически относятся к своей деятельности, особое внимание необходимо уделять подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале учитель подводит итоги, привлекая при этом и учащихся, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии воспитанники самостоятель- но подводят итоги игры. Это будит их инициативу, вопитывает умение критически относиться к своей деятельности и деятельности своих то- варищей.                                                                                                                                             Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоз- даёт её в своих действиях. Игры чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых.  В них они вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля.

                 II.Дидактические игры на уроках математики.

Дидактическая игра является одним из методов обучения и чаще всего я включаю её в устный счёт или самостоятельную работу.В урок следует включать не больше оной-двух игр и отводить им по 10-12 минут. Если учащиеся утомлены и им необходимо предоставить возможность от –дохнуть, подвигаться, то включённые с этой целью игры могут прово – диться и в середине, и в конце урока.                                                                 Дидактическая игра как средство обучения не является самоцелью. Она преобразовывает творческую деятельность в интеллектуальную, поз- навательную.Этот вид игр специально создаётся педагогом в целях адап- тированного обучения. Задача, поставленная перед ребёнком ,не выступа- ет открыто. Она реализуется косвенным образом через задачу игровую, через игровые правила и действия. Воображаемая игровая ситуация моби- лизует интеллектуальные силы ребёнка,  а игровая  занимательность облегчает выполнение.                                                                                                              Приведу примеры используемых мною дидактических игр и упражнений на уроках математики.

  1. «Назови соседей»                                                                                                              Игра состоит в назывании соседей предложенных учителем чисел. Другой вариант – ученики сами называют числа для работы.
  2. «Круговые примеры или цепочка»                                                                    Особенность этих примеров в том, что ответ первого примера является началом второго, ответ второго – началом третьего            и т.д. Такого рода задания помогают не только научить самостоя- тельно составлять примеры, но и осуществлять самопроверку.
  3. «Лабиринт»                                                                                                                        Нужно пройти все препятствия и выйти  к финишу победителем. Победителем будет тот, кто наберёт 20, 50, 100 очков.
  4. «Узнай, что здесь написано»                                                                                Учащийся решает пример по карточке, на обратной стороне которой буква. Буквы складываются в слова и зачитываются (н.,  Молодцы!  Считай быстро и верно!)
  5. «Игра в школу»                                                                                                                    Очень интересный вид задания, вызывающий бурю эмоций. Назна- чается из класса «учитель». Он проводит  опрос, ведёт  урок.Если «учитель» ошибается, его место занимает другой.
  6. «Сделай так, как я скажу»                                                                                                 У учащихся конверты с набором геометрических фигур и лист бума- ги.Учитель предлагает положить перед собой чистый лист бумаги  и внимательно слушать задание. «..Круг надо положить в середину , слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу- прямоугольник». Выигрывает тот, кто правильно расположил фигу- ры.
  7. «Будь внимателен!»                                                                                                                                Учитель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты видишь на рисунках? Подсчитай, сколько одинаковых геометрических фигур на каждом рисунке».
  8. «Танграм»                                                                                                                Прекрасная игра (очень эффективная и продуктивная) на развитие воображения воспитанников, их конструктивных способностей. Предлагается квадрат, который надо разрезать по намеченным линиям. Каждая часть пронумерована. Учитель прикрепляет к маг- нитной доске расчерченный квадрат и один из многочисленных ри- сунков, который можно из него составить.
  9. «Телеграф»                                                                                                              Учитель раздаёт ученикам, сидящим за первыми партами, карточ- ки, на которых записаны числа 2, 3, 4, и показывает схему для реше- ния. Затем вся цепочка действий прверяется по схеме коллективно.
  10. «Определи маршрут корабля»                                                                                      Учитель  прикрепляет к магнитной доске рисунок корабля и схема –тично изображает кружками пристани, обозначая каждую из них своим номером, а под ними записывает примеры, в которых зашиф- рованы маршруты к другим пристаням.

Учитывая необходимость, трактуемую нам временем, внедрять на уроках инновационные технологии, предлагаю апробированные мною             игры с использованием цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), а именно занимательные упражнения при работе на ноутбуке.

  1. «В  зоопарке»                                                                                                                            На дисках, подготовленных учителем, изображены клетки живот- ных, под ними записаны примеры, а на клетках – номера. Эти номе-ра перепутали работники зоопарка. Надо помочь восстановить их, решив примеры под клетками. Красочные картинки вызывают живой интерес и примеры решаются на «ура».
  2. «Космический  полёт»                                                                                                                    На слайде изображён контур земли и записанные примеры в два действия без ответов (н., 8 х 3 - 5 = ). Ученикам предлагается раз- делиться на тех, кто будет выполнять роль вычислительных ма- шин и на тех, кто будет контролёром. Если пример решён неверно, космический корабль не сможет взлететь . Ученик  «ЭВМ»  решая, печатает ответ,  а «контролёр» проверяя, разрешает взлёт или нет.
  3. «Математический  хоккей»                                                                                    Учитель – судья объясняет правила  игры: «На игровом поле люби- мые  вами герои сказок (изображение на мониторе ноутбука или можно использовать экран с мультимедийным проектором + ком- пьютер). Они играют в математический хоккей, но слабо знают вычислительные приёмы и обращаются к вам за помощью. Первой включается Лисичка-сестричка. Она направляет шайбу третьему номеру (Колобку). Составьте под Лисичкой-сестричкой пример с ответом  3. Аналогично и с другими сказочными героями.

Таким образом, игровые моменты на уроке реализуются:

- через постановку перед воспитанниками дидактической цели в форме игровой  задачи;                                                                                                                                   - через подчинение учебной деятельности школьников правилам игры.

  1. Упражнения развивающего характера на уроках математики.

Уроки математики в коррекционной школе отличаются разнообразием видов работы, специально подобранным иллюстративным материалом, темпом, особым планированием этапов урока. Урок должен не только обогащать математические знания и умения учащихся, но также разви- вать у детей психические процессы. Специально подобранные упражнения и задачи развивающего характера способствуют активизации учебной работы воспитанников и развитию у них общеучебных умений.                                         В практике моей работы используются следующие упражнения развиваю- щего характера.

  1. Упражнения для развития памяти:

а)попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд;                                      

б)повторите за учителем любое правило или определение;                                

в)напишите мини-сочинение «На уроке математики в этом месяце…»;                        

г)прочтите и перескажите текст задачи своими словами;                                              

д)перечислите предметы, расположенные на столе, в течение 20с .

          2. Упражнения для развития внимания, памяти:

а)найдите сходства и различия в этих задачах (н., анализ задач на раз -ностное и кратное сравнение);

б)называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убы – вающем  порядке;

в)рисование глазами различных объектов;

г)концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;

д)определение на взгляд размеров, объёма предметов.

       

         3. Упражнения для развития воображения:

а)составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов ;

б)за 2мин придумайте и запишите как можно больше вариантов исполь- зования карандаша, ластика, книги и т.д. ;

в)минуты фантазии «Если карандаш вдруг ожил…»;

г) составьте рисунки, узоры из геометрических фигур;

д)мысленное путешествие ( с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам.

 

        4. Упражнения для развития ощущений :

а)счёт на ощупь (фигуры, фишки и т.д.) ;

б) определение предмета на ощупь ;

в)укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки или карандаша.

        5. Упражнения для развития устной и письменной речи :

а)обязательное ежедневное чтение на уроке : про себя (текст задачи), хором (правило), цепочкой (компоненты действий) ;

б)знакомство с математическими терминами (их значение и происхож- дение);

в)математический  диктант (Приложение №1) ;

г)комментированное решение;

д)упражнение «Продолжите определение, правило»;

е)формулировка вопросительных и утвердительных предложений ;

ж)составление и распространение предложений.

            6. Упражнения для развития творчества:  

а)составление учащимися задач и примеров;

б)выполнение рисунков и чертежей;

в)уроки фантазии «Путешествие с карандашом» (окружностью, точкой);

г)сочинение математических сказок.

            7. Упражнения для развития мышления:

а)ежедневный устный счёт ;

б)выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;

в)логические задачи;

г)олимпиады по математике ( Приложение №2);

д)разгадывание кроссвордов (Приложение №3);

е)составление синквейнов  (Приложение №4).

Каждодневное применение развивающих игр учит воспитанников подме- чать общее, делать обобщения, переносить известные приёмы рассуж- дений в нестандартные ситуации , обучает приёмам организации мысли- тельной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся и развитию у них познавательных процессов.

       IV. Возможности познавательной игры при учёте знаний

 воспитанников коррекционной школы на уроках математики.

Познавательные игры – переход от любопытства к любознательности               и к познанию. Они способны облегчить усвоение большего объёма инфор- мации. Данные игры являются средством развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Они снижают психофизические  наг – рузки в учебном процессе. Познавательные игры позволяют создавать зону ближайшего развития детей, готовят почву для восприятия слож- ного, нового материала. Использование этих игр должно быть прибли – жено к возрастному цензу и уровню развития воспитанника.

Для повышения познавательного интереса учащихся, для того,чтобы такой сложный предмет , как математика, стал для них интересен , полезно использовать различные формы работы, в том числе и внеклас- сные мероприятия в игровой форме. Воспитанники очень серьёзно и от – ветственно подходят к участию во внеклассных мероприятиях по мате- матике . Во время мероприятий ученики убеждаются, что знания, приоб- ретаемые на уроках, используются и на практике . В итоге повышается интерес к урокам математики , особенно, если предупредить, что на предстоящем  мероприятии эти знания им пригодятся.                                              Игры, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушивать своих товарищей, рабо -тать в коллективе и принимать коллективные решения.                                           Те мероприятия , в которых воспитанники участвуют и играют по от –дельности , воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить. Чтобы ребятам было интересно, чтобы привлечь их внимание, нужно к каждому мероприятию хорошо подготовиться.                                                             Во-первых, мероприятие само по себе должно быть интересным, зани - мательным. Во-вторых, класс или зал, где будет проводиться мероприя- тие, нужно красочно оформить, приготовить все необходимые атрибу- ты.  В начале мероприятия необходимо подробно объяснить правила и условия игры. Особенно учащимся нравятся игры, составленные по анало- гии  с телевизионными играми.  Дети очень серьёзно относятся  к прове-дению таких игр, почти все ребята изъявляют желание поучаствовать.

На протяжении нескольких лет в нашей школе проходит  Неделя мате –матики , в рамках которой организуются такие познавательные игры,     как «КВМ», «Геометрия вокруг нас», капитал-шоу «Поле чудес», «Празд- ник числа». Лучшие воспитанники участвуют в олимпиадах, получая при- зы  и сладости.                                                                                                                                   В Приложениях  №№5,6  представлены некоторые из них.                                                                                                              

                                                                                                                     

                                                                                                                                                     

                                                                                                                       

                                                                                                                       Приложение  №1

Игровые задания развивают у воспитанников СМЕКАЛКУ, НАХОДЧИВОСТЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.                                                                                                         Поговорим об игре, как нестандартной форме учёта знаний, на примере  МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. Эту игру можно провести в три этапа.

1 ЭТАП  ИГРЫ   даёт возможность выявить лучшего математика класса в соревнованиях на смекалку, умение быстро в определённое  время выпол- нить  задание.                                                                                                                                       2 ЭТАП ИГРЫ  соревнование на звание «Лучшая команда математиков».  Класс делится на две команды. Игра включает в себя три момента:  1.РАЗМИНКА:                                                                                                *Математический диктант .                                                                        

Вариант 1.                                                                                                                         1)Найди 1/3  от 24см                                                                                                  2)Сколько минут составляют 2/3 часа?                                                              3)Раздели 160 : 10                                                                                                   4)Найди 1/4 площади, если её длина 8см ,ширина 4см                                      

Вариант 2.        

1)Найди ¼ от 24см                                                                                                         2)Сколько минут составляет 1/4часа ?                                                               3)Раздели 2400 :100                                                                                                       4)Найди ¼ площади , если её длина 9см, ширина 4см

*Музыкальная физкультпауза.                                                                        

2.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ВАРИАНТАМ.                                                                                  

Вариант 1.                                                                                                                

Школьники собрали с одного участка 540кг огурцов, с другого – в 3 раза меньше. Половину всех собранных огурцов засолили в 3-х одинаковых боч-  ках , в каждой поровну. Сколько кг огурцов в каждой бочке?                                  

Вариант 2.                                                                                                                  

Школьники собрали 336кг яблок , а груш в 2 раза меньше. Половину всех груш они разложили в 7 ящиков, поровну в каждый. Сколько кг груш в каж- дом ящике?                                                                                                                   

3.ЭСТАФЕТА. Решение примеров «цепочкой» каждой командой на доске.

Запиши ответ:             120 х 5                            120 х 4                                                            

                                           240 : 4                             360 : 4  

                                          400 : 4 х 3                        800 : 8 х 5

                                          200 : 100 х 50                 300 : 100 х 60

Подведение итогов соревнования.                                                                                             Вся игра планируется на один урок. Учащиеся не испытывают усталости, так как после математического диктанта идёт музыкальная физкульт- пауза, а за решением задач – эстафета, где ребята находятся в постоян- ном движении, выходя к доске для решения примеров эстафеты.                               В ходе этой игры устанавливается не только командное, но и личное пер- венство. Некоторые учащиеся за время, отведённое на решение задач, мо- гут успеть решить три задачи, т. е. получить большее количество бал-  лов и вывести свою команду вперёд. Таким образом, за один урок учитель  имеет возможность оценить знания каждого ученика. Дети остаются довольны, так как сразу видят результаты своего труда. Определяются «Лучшая команда» математиков и как личное первенство «Лучший мате- матик» класса.                                                                                                                            Игра-соревнование является итоговым уроком по пройденной теме или нескольким темам. Кроме того, она способствует развитию познава-  тельной активности и интереса к предмету.  И что не менее важно, исключает проблему дисциплины на уроке.

3 этап игры это соревнование лучших математиков каждой парал -лели классов. Победители их в дальнейшем будут участвовать  в школь – ной олимпиаде по математике.

                                                                                                               Приложение  №2

  1. При помощи четырёх  3 , знаков арифметических действий и скобок запишите пример с ответом  10.
  1.     3      3       3   =  10

2. Выбери верный ответ.

                                    ( 1000 – 326 ) + 18 =

          а) 690                         б) 692                     в) 700 

    3. Какая фигура лишняя? Подчеркни её.                      

         

             

     4. Продолжи ряд так, чтобы в нём было 12 чисел.

                                               1 , 3 , 5 , 7 , ……………

     5. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от него – круг.  

        Где находится квадрат? Расположи фигуры так, как сказано в задаче.

      ______________________________________________________________

     6. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже : 8 яблок или 4 груши ?

      Ответ._______________________________________________________

     7. Расшифруй ребус :

                                                рас 100 яние

      Ответ.__________________________________________________

1.При помощи четырёх  5 и знаков арифметических действий запишите пример с ответом  26.

                                      5     5     5      5    =   2

2.Выбери верный ответ.

                                                   124  х  18  -  58  =

                          а) 2184                       б) 3000                   в) 2174

 3. Разместите числа  4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9  по сторонам треугольника  так , чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника  равнялась  17.                                                                                                                          

                                                                     2  

                                                       

                                                      1                             3                  

 4.Переложите по одной палочке так, чтобы равенства стали верными.

                                                        X    -   IX    =  VI          Ответ.__________________________________________________________

5.Две колхозницы шли в город и встретили по дороге ещё 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?

                                а) 2                        б) 4                       в) 7                                                  6.Брат спросил сестру, сколько баллов она получила по математике. «А вот догадайся сам, - ответила сестра. – Я получила такое число баллов, которое получается и от сложения, и от умножения двух однозначных чисел». Какую оценку получила сестра по математике?

                                а) 2                        б) 4                      в) 5                                       7.Расшифруй ребус:                    7* ена

Ответ.__________________________________________________________

1.Запишите  ответ  10 пятью  9, используя знаки арифметичеких действий.

                                               9    9    9    9    9    =   10

2.Выберите верный ответ.

                                                37520  :  35  х   24  =

                  а)25728                        б) 15008                           в) 16008

3.Как разделить изображённую геометрическую фигуру на  4 равных четырёхугольника?

4.Переложите по одной палочке так, чтобы равенство стало верным.

                                               VI    +   IV    =    XII

Ответ._________________________________________________________

5.Шесть рыбаков съели  6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят                       1 2 рыбаков за 12 дней?

                    а) 12                             б) 24                                в)  36

6.Миша захотел узнать, сколько лет его дедушке. Дедушка сказал : «Догадайся сам. Если из наибольшего двузначного числа вычесть  90, результат увеличишь в  3 раза и прибавишь  73, то получишь число                       моих лет». Сколько лет дедушке?

                   а) 75                              б) 99                                в) 100

7.Расшифруй ребус:                  АИ 100 *

Ответ._________________________________________________________

                                                                                                                   Приложение №3               В тесном сотрудничестве с учителем трудового обучения Полховой С.В., нами был подготовлен и дан открытый интегрированный урок мате- матики и швейного дела в 7 классе с(к)о школы- интерната VIII вида.                     Тема урока: «Изготовление наволочки с клапаном».  С  точки зрения математики требовалось систематизировать ранее изученные ЗУН сложения и преобразования чисел, полученных при измерении мерами длины.Мы использовали в ходе урока такой приём работы развивающе-   го характера, как кроссворд «Наволочка».

ш

и

р

и

Н

а

с

А

н

т

и

м

е

т

р

В

п

О

д

у

ш

к

а

м

и

л

Л

и

м

е

т

р

к

р

О

й

Ч

К

л

а

п

а

н

д

л

и

н

А

-защитный со всех сторон чехол, набитый перьями,пухом, ватой для подкла- дывания под голову (подушка);                                                                                                                - устаревшее название , предмет постельного белья, чехол на подушку (наволочка);                                                                                                                                             - для того, чтобы наволочка держалась на подушке, делаем что (клапан);                         - какие единицы измерения мы должны знать для изготовления кроя наво- лочки (длина, ширина);                                                                                                                   - деталь изделия, раскроенная из ткани (крой);                                                                     - какими единицами измерения мы пользуемся для определения длины и ширины наволочки (сантиметр, миллиметр).

                                                                                                                                      Приложение №4

Синквейн – это один из приёмов развития познавательной активности учащихся на уроке.Слово «синквейн» означает «стихотворение, состоя- щее из пяти строк».  Задача  синквейна - проверить, что находится  у школьников на уровне ассоциаций. Я использую этот приём на этапе зак- репления полученных знаний, умений, навыков.                                                                                            В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок (ключевое слово в форме существительного).                                                                                     2 строка – два прилагательных.                                                                                                    3 строка – три глагола.                                                                                                                   4 строка – фраза, несущая определённый смысл.                                                                                5 строка – вывод, одно слово, существительное.                                                      

 Синквейн.

Автор: Ветров Евгений , 7 «А» класс.                                                                                                                     1.Математика .                                                                                                                     2.Интересная, умная.                                                                                                       3.Решаем, пишем, умножаем.                                                                            4.Математика – Царица всех наук.                                                                             5.Знание.

Синквейн.

Автор: Коростелёва Татьяна, 8»А» класс.                                                                                               1. Задача.                                                                                                                                                            2. Сложная, интересная.                                                                                                                                       3. Думаем, решаем, сочиняем.                                                                                                                         4.Для развития ума.                                                                                         5.Размышление.                                                                                  



Предварительный просмотр:

Ведущий предлагает  каждой  команде  решить  за 1 минуту задачу. Если  команда  отвечает  правильно  и  быстро, она  получает  1  балл.

1.Дарит  бабушка – лисица  трём  внучатам  рукавицы :                                                      «Это вам  на  зиму , внуки,  рукавичек по  две  штуки,  берегите,  не  теряйте «. Сколько  их ? Считайте.  ( 6)

2.Две  весёлые  мартышки  покупать  ходили  книжки. И  купили  книг  по  пять, чтобы  было  что  читать. Только  глупые мартышки  сосчитать  не  могут  книжки.  Вы  мартышкам  помогите. Сколько  книг  у  них?  Скажите.  (10)

3.В  семье  5  сыновей. У  каждого  из  них  одна  сестра. Сколько  всего  детей  в  семье ? ( 6 )

4.Груша  дороже  яблока  в  2   раза. Что  дороже: 8 яблок  или  4  груши ?                  (8 яблок и 4 груши стоят  одинаково).

5.Брату   7лет, а  сестре  5 лет. Сколько  лет  исполнится  сестре,когда  брату  будет  10  лет?  (8  лет)

6.Мальчик  шёл  в  магазин  и  нашёл  на  дороге  5 рублей. Сколько  денег  найдут  два  мальчика ? (5 руб.)

7.В  школу  шли  7  мальчиков.  На  пути  они  встретили ещё  трёх  мальчиков. Сколько  всего  мальчиков  шло  в  школу? (7 мальчиков)

8.Вова  и  Дима  решили  по  задаче  за  10  минут.  Сколько  времени  затратил  на  решение  задачи  каждый  мальчик ?  ( 10 минут).

9.Сын  спросил  у  отца,  сколько  ему  лет.  Отец  ответил: «Если  к  моим  годам  прибавить  полсотни  и  ещё  5  лет,  то  мне  будет  100 лет».  Сколько  лет  отцу? (45 лет)                                                                                                                 10.Отгадайте  ребусы .                                                                                                                           7  я                         с  3  ж                          по  2  л                                                               семья                  стриж                        подвал

                                                              

Кто в школе смог быть капитаном, тому открыты       все пути: владеть он будет океаном,воздушным,водным  и земным.                                                           Звучит песня «Капитаны»                                                                                       Учитель  предлагает  капитанам  выполнить  следующие  задания.

1.»Кто  точнее?»

Определите  на  глаз:  а) длину  карандаша ,б) ширину  тетради, в) рост  учителя  математики. Чей  ответ будет  ближе  к  истине , тот  капитан  заработает  1 балл.

2.»Попробуй  нарисуй!»

С  закрытыми  глазами  капитаны  рисуют  квадрат, затем  делят  его  на  четыре  части  и  штрихуют  2/4 квадрата.

3.»Попрыгай,  посчитай!»

Каждый из  капитанов  прыгает  поочерёдно  на  левой  и  правой  ногах, при  этом  считая. Потом  им  задаётся  вопрос: «На  сколько  больше(меньше)  они  прыгнули…»                                                                                                                                                                                                  

                                       

1.Расставьте  математические  знаки  и  скобки  там,  где  необходимо  так,  чтобы  равенства  были  верными :

9   9   9  =  2

9   9   9  =  10

9   9   9  =  90

2.Какая  фигура  должна быть нарисована в пустой клетке?

 3.Изучи  меню  ресторана.  Затем  прочитай  стихотворение  про  Робина  Бобина  и  сосчитай ,  сколько  стоил  обед  в  ресторане.

                                                     МЕНЮ                                                                            Название                          Количество                        Цена

Уха                                     1  порция                      5 руб.50 коп.        

Борщ                                 1 порция                       5 руб.20 коп.

Суп                                    1 порция                        5руб.90 коп.

Салат                              1 порция                        2руб.10 коп.

Цыплёнок                       1 штука                        22руб.00 коп.

Гусь  жареный              1 штука                        35руб.50 коп.

Заливной поросёнок   1 штука                        120руб.00 коп.          

Пельмени                      1 порция                        9руб.65 коп.

Котлета                      1 штука                         3руб.00 коп.

Томаты                        1 штука                         2руб.00 коп.

Гарнир                          1 порция                         1руб.00коп.

Чебурек                        1 штука                         2руб.10 коп.

Сыр                                1 порция                        6руб.40 коп.

Кофе                             1 порция                        3руб.70 коп.

Чай                                1 порция                                  50 коп.

«Робин  Бобин  Барабек  съел  горячий  чебурек, и  цыплёнка,  и  гуся, залив- ного  порося,  три  гарнира, два  салата,  борщ,  сыр,  кофе,  три  томата, взял с собою пять  котлет  и  открыл  один  секрет : «Он  никогда  не  говорит,    что  у  него  живот   болит!»

                                                                   

   

Конкурс  проводит  учитель  музыки  и  пения.  Участникам  предлагается , прослушав  отрывок  из  песни,  где  встречается  упоминание  о  матема- тических  понятиях,  назвать её. Например: «Миллион  алых  роз»,»Дважды  два –четыре» и другие.

 

1.Учитель  даёт  каждой  команде  7  многоугольников.   Дети  должны  сложить  из  них  квадрат.

2.С  помощью  спичек  изображено  неверное  равенство:  

                                                  V I  -  IV  =  I X                                                                                            

Получи  правильное  равенство,  переложив  всего  лишь  одну  спичку.

Учитель  задаёт  командам  вопросы  по  сюжетам  известных  сказок,  где  встречаются  числовые  выражения,  математические  понятия.

1.Сколько  лет  рыбачил  старик   из «Сказки  о  рыбаке  и  рыбке « до  того,  как  поймал  золотую  рыбку ?( ровно  30  лет и  3  года).

2.Сколько  человек  и  животных  тянули  репку  в  одноименной  сказке?                   ( 3 человека и  3  животных).

3.В  сказке Г.Х.Андерсена  «Стойкий  оловянный солдатик»  говорится ,  как  из  оловянной  ложки  сделали  солдатиков. Чудо  что  за  солдатики  получились !    Сколько    же    их  лежало  рядом  в  картонной  коробке ?                      ( 25 братьев ).

4.В  названиях  каких  сказок  встречается  цифра  3 ? («Три  толстяка», «Три  поросёнка», «Три  брата»).

5.Как  начинается  «Сказка  о  царе  Салтане» А.С.Пушкина? («Три  девицы  под  окном  пряли  поздно  вечерком…»)

6.Продолжите  названия  сказок  : «Сказка  о  мёртвой  царевне  и……(о  семи  богатырях),  «Волк  и ….(семеро  козлят).

Каждая  команда  заранее  подготовила  выступление  на тему: «Для  чего  нужна  математика».  В  него  могут быть  включены  стихи,  песни,  инсценировки, рисунки  и  т.п. Команды  по  очереди  показывают  свои  номера.

Жюри  подводит  итоги  игры «КВМ», конкурсов: «Лучшая  стенгазета», «Самый  аккуратный»( лучшие  тетради), «Цифра  сезона» ( итоги выставки по  изготовлению  цифр  из  природного  материала), «Умники  и  умницы» (итоги  олимпиад  по  математике ).

Тем  временем   каждый  класс  представляет  своё  домашнее  задание, подготовленное  заранее, выливаясь  в  концертную  программу,  посвященную  Математике- Царице  всех  наук.

Торжественное  закрытие   Недели  математики  с  вручением  призов  и  подведением  итогов.

Вот так интересно и занимательно мы подводим итоги кропотливой работы на уроках.

Желаю и Вам новых успехов и побед!

      Команда  каждого  класса  по  очереди  представляет  себя,  объясняя  смысл  своего  математического  названия, девиза,  эмблемы.  Жюри  оце- нивает  выступления  по  пятибальной  системе.

Команда  8  классов – «Меринки». Приветствие :

Капитан: Команда наша всех и всё измерит, «Числинок» вычисления проверит, единицы площади, веса, длины  и объёмамы жители большого математического дома. Грамм : Зря не надо быть упрямым, надо вещи весить граммом, так во всём ведётся мире: отличают в граммах гири.                                                                                               Центнер: Надо говорить центнер, а не центнер, это помнит и пенсионер. В центнере 100 килограммов веса, отличная гиря для равновесия.                                                                Метр: Чтоб метр отмерить вам было можно взять от пальцев до плеча осторожно.                                                                                                                                   Литр: Тоже быть не надо хитрым, чтоб измерить литром  жидкость.                                                                                    

Команда  9  классов – «Числинки». Приветствие:                                              

Капитан:  Цифра девять иль девятка ,- цирковая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет.                                                                                         1 ученик: Девять, как и шесть, вглядись. Только хвост не  вверх, а  вниз.                                                                                      2 ученик : Я важней всех потому, что запутать вас могу.   Если я  перевернусь, то другою окажусь.

3 ученик: Вот какая цифра есть – перевёрнутая шесть.

               Задания  для  игры  со   зрителями:

1.«Узнай  , что здесь написано».

Предлагается  решить  примеры на  слуховое  восприятие, ответы  которых  соответствуют  определённым  буквам, из которых  затем  складывается  слово ( Молодцы ).

2.Математический  фокус.

Задумайте  какое-нибудь  число  от 1  до  4, прибавьте  к  нему  столько  же,  прибавьте  к  полученному  12, разделите  полученную  сумму  пополам, отнимите  от  частного  задуманное  число.  У  всех  получится  6. 

3.Задача  на  сообразительность.

Летела  стая  гусей: один  гусь  впереди,  а  два  позади,  один  позади  , а  два  впереди;  один  гусь  между  двумя  и  три  в  ряд.  Сколько  было  гусей?  (3 гуся; изобразить  их  по-разному ).

4.  «Неделька, постройся!»

Учитель  вызывает  7 учеников и  раздаёт  таблички  с  названиями  дней  недели.По  команде «Неделька, постройся!» ученики  должны  образовать  правильную  последовательность дней  недели.                       

5.Что  изменилось ?

Учитель  расставляет  на  столе  геометрические  тела  или  фигуры  и  предлагает  внимательно  посмотреть  и  запомнить  их  последовательность.  По  команде  «Глазки  спят!» учащиеся  закрывают  глаза ,а учитель переставляет  фигуры  или  убирает  одну-две,  затем  спрашивает :  «Что  изменилось?»

6.Круговые  примеры,  или  цепочка.

Ответ  одного  примера – начало  другого,  ответ  второго-начало  третьего  и  т. д.  :  12+7 = 19,   19-5 = 14,  14:2 = 7,  7х6 = 42,  42 + 58= 100,  100: 4= 25,  25- 13= 12.

7.Игра  с  мячом.

Учитель  выясняет  у  детей,  где  правая  рука , где  левая, где  низ,  где  верх.  По  командам : «Мяч  направо!», «Мяч  налево!», «Мяч  вверх!», «Мяч  вниз!»,  «Стоп!»  происходит  передача  мяча.

8.»Устный счёт – лакомка».

От каждой команды приглашается болельщик из зала  и  получает карточку с заданием. На обратной стороне карточки приколота конфета. Если болельщик отвечает правильно на вопрос, он получает конфету и приносит очко   своей команде.

                                                               

                                                                                                                Приложение №6

А сейчас рассмотрим такой вариант игры, который используется во вне- классной работе. Представляю Вашему вниманию игру  «КВМ» для вос- питанников 8-9 классов, проведённую мною в рамках Недели математики. По итогам данной игры обучающиеся получили не только оценки по пред- мету, но и аплодисменты зрителей , а от жюри – призы.

Вступление                                                                                              Почему торжественность вокруг ?                                                                              Слышите, как быстро смолкла речь ?                                                                                           Явился гость – царица всех наук,                                                                                                         И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва                                                                                                                     Что она в порядок ум приводит,                                                                                               Потому хорошие слова                                                                                                                 Часто говорят о ней в народе.

Ты нам , математика, даёшь                                                                                                         Для победы трудностей закалку.                                                                                                   Учится с тобою молодёжь                                                                                               Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде                                                                                       Выручаешь в трудные моменты,                                                                                                   Мы сегодня искренне тебе                                                                                                             Посылаем гром аплодисментов.

Две команды есть у нас, а вы – болельщики сейчас. Кто болеет за «Числинку» - все сидят за правой спинкой. В зале мест, конечно, много, болельщики слева- «Меринкам подмога!                                                                                       Можно всё пересчитать, сосчитать, измерить, взвесить.                                                  Сколько зёрен в помидоре,сколько лодочек на море,                                                                                                            Сколько в комнате дверей, в переулке фонарей,                                                              Сколько камня на горе, сколько камня во дворе.   

                                                 

Литература:

1.Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1989г.

2.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспо- могательной школе. М.: Просвещение, 1976г.

3.Т.К.Жигалкина Система игр на уроках математики. М.: Новая школа,1996г.

4. В.В.Волина Праздник числа . М.: Знание, 1993г.

5. Ф.Р.Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. М.: Вако, 2007г.

6. С.Е.Степурина Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. В.: Учитель, 2009г.

7. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров  Забавная арифметика .М.: Наука, 1991г.

8. «Начальная школа» , 1994г. №12.

9. «Начальная школа» , 2007г. №2.

                                                                           

       

                                 

                                             

                                             

   

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как форма учета знаний учащихся при обучении иностранным языкам»

Цель работы – обоснование актуальности использования тестирования учащихся в процессе обучения на основе методики коммуникативной компетенции. Работа  адресована учителям и учащимся старших...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

«Тестовая форма контроля знаний на уроках математики»

Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи  (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения учебного ...

Выступление. Тема \'Тематический учет знаний на уроках биологии.\'

Выступление на педсовете МКОУ «Дарьинская ООШ»Учителя биологии Кононовой Г.А. Тема: « Тематический учет знаний на уроках биологии.Или Применение контрольно-измерительных материалов на уроках...

«Формы и способы формирования прочных знаний на уроках математики с применением ИКТ»

Разрабатывая систему уроков по учебной теме, учитель определяет цель и содержание каждого урока. По результатам прошлого урока цель и содержание очередного урока уточняется. Перед учителем возникает в...