Предпосылки формирования творческой активности у обучающихся с ОВЗ в школе-интернате во внеурочной деятельности накануне введения ФГОС.
статья на тему
Статья опубликована в сбонике материалов межрегиональной научно-практической конференции 29 апреля 2016 года "Проблемы психолого-педагогического обеспечения современного образовательного процесса и пути их решения" (г.Воронеж)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.В. Анпилогова, учитель музыки
КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Верхнемамонского района с.Верхний Мамон
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАКАНУНЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
С 1 сентября 2016 года вступят в силу стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г.)
Данное событие выступало мобилизатором педагогических идей, побуждало к поиску новых путей решения поставленных задач образовательного процесса, что являлось некими шагами к работе над адаптированными программами.
Адаптированная основная общеобразовательная программа состоит из нескольких разделов. Один из них – программа внеурочной деятельности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организации их свободного времени. Один из ориентиров внеурочной деятельности - создание условий для творческой самореализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в комфортной развивающей среде.
Изучая во время уроков эстетического цикла способности, интересы и потребности школьников КОУ ВО «Верхнемамоской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», было отдано предпочтение общекультурному направлению внеурочной деятельности, один из компонентов которой – культура творчества.
Первоначальным способом изучения возможностей и желаний ребёнка на уроках музыки является наблюдение. Наблюдения фиксируются в дневнике «Эвентуальность учащихся 1 класса на уроках музыки и пения». Результаты заносятся в такую таблицу:
Ф.И. учащегося | Могу | Хочу | |||||||
Слышать муз. особенности | Задавать ритм | Менять интонацию голоса | Петь тихо, но быстро, громко, но медленно | Играть роль, фантазировать | Предлагать свои идеи | Общаться | Узнавать новое | Играть | |
Исаченко Роман | + - | - | + | - | + | + | + | + - | + |
Коляденко Никита | - | - | - | - | - | - | + | - | + |
Комиссаров Андрей | + | + | - | + | + | - | + | + | + |
Муконина Мария | + | + | + | - | + | - | + | + | + |
Носуров Виктор | + | + | + | + | + | - | + - | + - | + |
Возможности и желания ребёнка – благодатная почва для развития творческой личности. И чем больше желаний и возможностей, тем благодатней почва. Но, как известно, чтобы почва могла демонстрировать своё плодородие, необходимы условия – организация интересной содержательной жизни ребёнка.
1.Новизна, неожиданность.
Пример. Учащиеся готовятся к общешкольному празднику. Репетиции три раза в неделю. Но никто не жалуется, что устал, что ему надоело повторять одно и то же. Всё дело в новизне. Следующая репетиция не похожа на предыдущую. В каждой из них есть свой сюрприз: шутка, научение новому, новые условия для репетиции, неожиданная оценка работы, новая информация для планов на будущее и, конечно, ожидание друг от друга новых идей.
2.Нестандартность познания.
Иммануил Кант (немец. философ) изрёк: «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание и заканчивается причиной». Следуя этой схеме, вспомним о разнообразии восприятия, о разных путях к пониманию и поиску умозаключений. У каждого внеклассного занятия, мероприятия есть стержень-структура, но полнится каждый этап может всякий раз неповторимо, нестандартно.
Например, по традиции ежегодно в школе проходит мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества. Но всякий раз оно имеет не заученную наизусть тему, ориентируется на разнообразные интересы и способности школьников, имеет отличные от поставленных ранее задачи, ежегодно меняет форму проведения, а, следовательно, всякий раз притягательно и ожидаемо для детской и взрослой публики.
3.Поощрение, принятие, развитие любой конструктивной идеи.
Конструктивная идея – важная, актуальная идея для применения в заданной деятельности; идея, способствующая решению поставленной задачи.
Особенно много таких идей в школе-интернате в канун новогоднего праздника, потому что всегда хочется удивить своими умениями, способностями приехавших в школу на праздник родных, по которым дети очень скучают. Идеи часто спонтанны: «Наталия Васильевна, послушайте эту песню, она мне так нравится! А не могли бы мы под неё станцевать или спеть?», «…а я хочу быть на празднике Бабой Ягой. Но я не хочу быть одна - хочу с подружкой…», «…а мне бы что-то волшебное!», «А те, кто не участвуют в сценарии, танцевать будут?» и т.д.
И вот из этих идей строится сценарий праздника: под понравившуюся песню выезжают на лошади черти, а с ними в компании – две Бабы Яги; нечисть устраивает для всех детей необычную, сказочную дискотеку, на которой танцуют все; за пропавшей девочкой после такой дискотеки отправляется в путь один из персонажей новогодней истории – дедушка – при помощи волшебства фея превращает его в Деда Мороза, способного противостоять нечистой силе…
Федеральный институт развития образования (ФИРО), имея 11 экспериментальных площадок, а это – 17 образовательных учреждений, в том числе несколько коррекционных общеобразовательных школ-интернатов разного вида, исследовал взаимодействия взрослых и детей во время проявления детской творческой активности. В результате исследования был сделан вывод: «Основной механизм творческого потенциала – не обучение какому-либо ремеслу ( хотя это тоже важно), а реакция взрослого на спонтанную активность ребёнка, поддержка его инициатив и адекватная обратная связь за счёт чего происходит осознание ребёнком с помощью взрослого себя творцом, автором, что побуждает его искать новые возможности для проявления себя как субъекта творческой деятельности». Оказалось, учащиеся с творческой нереализованностью агрессивны, социально дезадаптированы.
4.Общение с произведениями искусства.
Произведение искусства – это продукт, результат творческой деятельности человека.
Согласно закону отражения: «Подобное порождает подобное,» - общение с авторами произведений искусства через воспринимаемые творения обогащает эмоциями и чувствами «собеседника», что и является необходимым условием для перехода к творческой деятельности.
5.Общение в искусстве.
Искусство – вид деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.
Другими словами, учащийся выступает как увлечённый деятельностью созидатель общественно значимого продукта с помощью любви к прекрасному. Это не только познание и отражение действительности, а пестование эстетических, духовных ценностей.
Общение в искусстве – это не эпизод школьной жизни, а та площадка в школьной жизни, где учащийся получает возможность становится личностью, вкладывающей собственные, уникальные возможности, личностью, способной к самовыражению, к адекватной самооценке, а значит, личностью, готовой к творчеству, т.е деятельности, создающей что-то новое, важное не только для самого себя, но и для других.
Примером такой площадки могут выступать кружки, творческие объединения: «Маленький театр», «Музыкальная акварель», «Рифмоплёт», «Танцемания» и др.
Опыт педагогической работы с детьми с ОВЗ позволяет утверждать, что ориентиры во внеурочной деятельности, определённые ФГОС: развитие личностного интереса к окружающей действительности и к различным аспектам жизнедеятельности, формирование позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами – могут быть реализованы именно в творческой деятельности обучающихся и их сотворчестве с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...
Статья "Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования"
В статье отражены: направления, виды, формы, система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....
Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...
«Внеурочная деятельность при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения».
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ....
«Развитие творческих способностей, обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».
Творческая активность...
Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.
В работе представлен материал по обмену опытом о развитии творческой активности у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта. В силу психофизических проблем у наших воспитанников имеется мн...