Педагогическая поддержка школьников как фактор формирования ценностного отношения к здоровью
статья по физкультуре на тему

Глазова Марина Александровна

Статья посвящена проблеме педагогических поддержек школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskaya_podderzhka_shkolnikov.docx120.47 КБ

Предварительный просмотр:

Глазова Марина Александровна

учитель физической культуры МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА  КАК  ФАКТОР  ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ  К ЗДОРОВЬЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  

                                                         

                                                           «Воспитание, без  желания самого ребенка

                                                            совершенствовать себя невозможно»

                                                                                                              О.С. Газман

   Статья посвящена различным аспектам решения проблем, связанных с формированием мотивации ценностного отношения к здоровому  образу  жизни детей. Автор представляет личный опыт построения работы на основе педагогической поддержки школьников направленной на  формирование здорового и безопасного образа жизни.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, личностные универсальные учебные действия, здоровый образ жизни.

    Актуальность темы обусловлена тем, что наблюдается низкая физическая активность школьников, ухудшение физической подготовленности, что приводит к росту заболеваемости детей.

 В связи с чем федеральный государственный образовательный  стандарт предъявляет серьезные требования к комплексному формированию у обучающихся знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

  Обозначены проблемы ухудшения здоровья школьников, выявленные в ходе  анализа образовательной ситуации: не стабильные социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности; ухудшение здоровья обучающихся в связи с факторами риска и особенностями отношения школьников  к своему здоровью; отсутствие системы знаний о здоровьесбережении,  формируемых у обучающихся в процессе обучения физической культуре; отсутствие у школьников опыта «нездоровья»  (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью; отсутствие механизмов реализации и оценивания данного опыта.

  На основании выше сказанного сформулирована следующая  гипотеза: если на уроках  физической культуры  и во внеурочной деятельности организовать педагогическую  поддержку  обучающимся в формировании навыков сохранения и укрепления  здоровья, то в школьной среде будут созданы более качественные условия для формирования у воспитанников нравственного отношения к своему здоровью, которое выразится в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни .

 Определены следующие задачи:

1. раскрыть содержание и роль педагогической поддержки в вопросах здоровьесбережения школьников;

2. создать на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности среду, направленную на развитие и саморазвитие личности в области здоровьесбережения;

3.организовать помощь ребенку в сохранении и укреплении  здоровья  в процессе физического воспитания в школе и определить полный спектр её составляющих.  

 Для того чтобы реализовать  функцию учителя, автор активно включилась в инновационную деятельность школы в рамках программы  «Формирование комфортной образовательной среды, обеспечивающей устойчивые результаты обучающихся», изучила виды педагогических поддержек (график 1), наполнила их содержанием применительно к урокам физической культуры  и внедрила их в свою педагогическую практику.

                                                                                                                  График 1

                   Модель педагогической поддержки обучающихся

         в условиях здоровьесберегающей образовательной среды

             

                 

 

    Главный акцент в развитии личности автор делает, во-первых,  на овладение обучающихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности универсальными способами деятельности, обеспечивающими формирование опыта школьников по здоровьесбережению, а также ценностными ориентациями, оценочными умениями, социальными нормами поведения,  во- вторых, организацию просветительской  работы с обучающимися, направленную на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

            Автор ставит в приоритет показатели эффективности в развитии личностных универсальных учебных действий  школьников,  посредствам формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни  через реализацию приемов самоанализа и самоконтроля в соответствии с ФГОС.  Автором определены   основные критерии  личностных качеств,  которые позволяют говорить об эффективности данного опыта. Результаты  представлены графически :

а) мотивация на здравоохранительное поведение (график 2);

б) самооценка своего  здоровья (график 3);

в) уровень сформированности личного опыта здоровьесберегающей деятельности  (график 4). Кроме того, повысилось  число желающих  детей участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в частности  в фестивале ГТО, что также свидетельствует о положительной динамике в развитии личностных качеств (график 5).

                                                                                                                  График 2

                                                     

                                                   

                                                                                                                                         График 3

                                     

                                                                                                                         График 4

                                                                                                     

                                                                                                 

                                                                                                                                       График 5

  Таким образом, можно  утверждать, что организация целенаправленной  педагогической поддержки  обучающимся на уроках  физической культуры  и во внеурочной деятельности,  способствует  формированию мотивации   ценностного отношения  к собственному здоровью, и, тем самым, предпосылок формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Список использованной литературы:

1.  Баханов К. Организация  личностно-ориентированного обучения. – Х.: Изд.гр. «Образование», 2008. – 159 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. – М.: Наука, 2007. – 160 с.

3. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. – К.: Изд-во «А.С.К.», 2003. – 192 с.

4. Советова Е.В. Оздоровительные технологи в школе / Е.В.Советова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

5.  Педагогика в схемах  и таблицах /Руденко А.М.-Ростов-н/Д: Феникс 2016.-172с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания

Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

ПРОЕКТ Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой  формирование ценностного отношения к здоров...

Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся в рамках ФГОС через внеурочную деятельность

В данной работе кратко излагается практический материал по важному направлению - внеурочной деятельности обучающихся 1-5 классов (из опыта работы)....

Формирование ценностного отношения к здоровью ребенка

Презентация на тему: "Формирование ценностного отношения к здоровью ребёнка". Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей, обо здоровье нации и прогресивная динамика всего общества связано со ...

ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...

Родительское собрание в 7 классе «Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»

Родительское собрание в 7 классе«Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»...