Педагогическая поддержка школьников как фактор формирования ценностного отношения к здоровью
статья по физкультуре на тему
Статья посвящена проблеме педагогических поддержек школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagogicheskaya_podderzhka_shkolnikov.docx | 120.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Глазова Марина Александровна
учитель физической культуры МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Воспитание, без желания самого ребенка
совершенствовать себя невозможно»
О.С. Газман
Статья посвящена различным аспектам решения проблем, связанных с формированием мотивации ценностного отношения к здоровому образу жизни детей. Автор представляет личный опыт построения работы на основе педагогической поддержки школьников направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, личностные универсальные учебные действия, здоровый образ жизни.
Актуальность темы обусловлена тем, что наблюдается низкая физическая активность школьников, ухудшение физической подготовленности, что приводит к росту заболеваемости детей.
В связи с чем федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет серьезные требования к комплексному формированию у обучающихся знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Обозначены проблемы ухудшения здоровья школьников, выявленные в ходе анализа образовательной ситуации: не стабильные социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности; ухудшение здоровья обучающихся в связи с факторами риска и особенностями отношения школьников к своему здоровью; отсутствие системы знаний о здоровьесбережении, формируемых у обучающихся в процессе обучения физической культуре; отсутствие у школьников опыта «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью; отсутствие механизмов реализации и оценивания данного опыта.
На основании выше сказанного сформулирована следующая гипотеза: если на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности организовать педагогическую поддержку обучающимся в формировании навыков сохранения и укрепления здоровья, то в школьной среде будут созданы более качественные условия для формирования у воспитанников нравственного отношения к своему здоровью, которое выразится в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни .
Определены следующие задачи:
1. раскрыть содержание и роль педагогической поддержки в вопросах здоровьесбережения школьников;
2. создать на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности среду, направленную на развитие и саморазвитие личности в области здоровьесбережения;
3.организовать помощь ребенку в сохранении и укреплении здоровья в процессе физического воспитания в школе и определить полный спектр её составляющих.
Для того чтобы реализовать функцию учителя, автор активно включилась в инновационную деятельность школы в рамках программы «Формирование комфортной образовательной среды, обеспечивающей устойчивые результаты обучающихся», изучила виды педагогических поддержек (график 1), наполнила их содержанием применительно к урокам физической культуры и внедрила их в свою педагогическую практику.
График 1
Модель педагогической поддержки обучающихся
в условиях здоровьесберегающей образовательной среды
Главный акцент в развитии личности автор делает, во-первых, на овладение обучающихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности универсальными способами деятельности, обеспечивающими формирование опыта школьников по здоровьесбережению, а также ценностными ориентациями, оценочными умениями, социальными нормами поведения, во- вторых, организацию просветительской работы с обучающимися, направленную на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Автор ставит в приоритет показатели эффективности в развитии личностных универсальных учебных действий школьников, посредствам формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни через реализацию приемов самоанализа и самоконтроля в соответствии с ФГОС. Автором определены основные критерии личностных качеств, которые позволяют говорить об эффективности данного опыта. Результаты представлены графически :
а) мотивация на здравоохранительное поведение (график 2);
б) самооценка своего здоровья (график 3);
в) уровень сформированности личного опыта здоровьесберегающей деятельности (график 4). Кроме того, повысилось число желающих детей участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в частности в фестивале ГТО, что также свидетельствует о положительной динамике в развитии личностных качеств (график 5).
График 2
График 3
График 4
График 5
Таким образом, можно утверждать, что организация целенаправленной педагогической поддержки обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, способствует формированию мотивации ценностного отношения к собственному здоровью, и, тем самым, предпосылок формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Список использованной литературы:
1. Баханов К. Организация личностно-ориентированного обучения. – Х.: Изд.гр. «Образование», 2008. – 159 с.
2. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. – М.: Наука, 2007. – 160 с.
3. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. – К.: Изд-во «А.С.К.», 2003. – 192 с.
4. Советова Е.В. Оздоровительные технологи в школе / Е.В.Советова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
5. Педагогика в схемах и таблицах /Руденко А.М.-Ростов-н/Д: Феникс 2016.-172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания
Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
ПРОЕКТ Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой формирование ценностного отношения к здоров...
Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся в рамках ФГОС через внеурочную деятельность
В данной работе кратко излагается практический материал по важному направлению - внеурочной деятельности обучающихся 1-5 классов (из опыта работы)....
Формирование ценностного отношения к здоровью ребенка
Презентация на тему: "Формирование ценностного отношения к здоровью ребёнка". Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей, обо здоровье нации и прогресивная динамика всего общества связано со ...
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...
Родительское собрание в 7 классе «Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»
Родительское собрание в 7 классе«Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»...