Урок ОРКСЭ в 4 классе «Россия - наша Родина». Модуль «Основы православной культуры»
план-конспект урока
Цель урока - Формирование у учащихся мотивации к изучению нового курса ОРКСЭ. Воспитание личности гражданина России через базовые национальные ценности: Родина, отечество, семья, культурная традиция.
Осознать смысл понятий «духовный мир человека», «культурные традиции».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского муниципального района Костромской области «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«Россия - наша Родина»
Модуль «Основы православной культуры»
(учебное пособие А.В.Кураева,
рабочая тетрадь Г.А.Обернихиной)
Автор:
учитель русского языка и литературы,
предметов духовно-нравственного цикла
высшей квалификационной категории
Баринова Вера Леонидовна
2018 год
Урок 1. Россия - наша Родина
Формы и виды деятельности:
беседа, комментирование чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия:
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Средства наглядности:
выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
Презентация к уроку.
Цели:
Формирование у учащихся мотивации к изучению нового курса ОРКСЭ. Воспитание личности гражданина России через базовые национальные ценности: Родина, отечество, семья, культурная традиция.
Осознать смысл понятий «духовный мир человека», «культурные традиции».
Эпиграф урока:
Одна у человека мать, одна у него и Родина
(Пословица)
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Знакомство с содержанием курса ОРКСЭ, учебником и рабочей печатной тетрадью
Слово учителя:
Сегодня мы с вами начинаем изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль, выбранный вашими родителями вмести с вами, называется основы православной культуры. Он поможет вам стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.
Знакомство с основами религиозных культур и светских традиций, культурой народов России расширит ваш кругозор, поможет вырасти порядочными, честными гражданами, готовыми к уважительному отношению ко всем гражданам страны. Ваши родители выбрали модуль «Основы православной культуры».
1-ый раздел учебника «Россия - наша Родина»: - всего 1 урок.
Мы узнаем о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиции, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, обществе.
Задание 1 в рабочей тетради с.4
Как ты думаешь, что ты узнаешь и чему ты научишься, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры?» Запиши свои предположения.
Я узнаю_____________________________________________________________
Я научусь____________________________________________________________
III. Изучение нового материала.
1. Беседа с уч-ся.
-Мои юные друзья! Приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие по нашему Отечеству. Прочитайте пословицу «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Как вы ее понимаете? Как же каждый из нас должен относиться к Родине? В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говоря на разных языках, но хорошо понимают друг друга и вместе составляют одну дружную семью народов России.
- А что обозначает слово Россия? (Так называется наша страна Российская Федерация)
Звучит 1 куплет песни «Широка страна моя родная» (слова Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского)
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- О чем эти строки? Какую картину вы представили? (Ответы детей)
- Посмотрите на географическую карту. Что вы видите? (На ней крупно написано слово Россия).
- Давайте сделаем небольшую остановку в главном городе России. Он называется? (Москва - столица нашей Родины). А кто из вас, ребята,был в Москве?
- Перед нами Красная Площадь, дом, где работает наше Правительство, Президент, развевается государственный флаг- символ нашего государства.
Задание 3 в рабочей тетради с.4
Как называется столица нашей Родины? Запиши.
Придумай два-три предложения о столице России, чтобы получился небольшой рассказ.
(Учащиеся записывают предложения, а затем читают.)
-А какие еще символы государства вы знаете? (Герб Российской Федерации.) Что вы видите на Гербе? (Ответы учеников).
Чтение рассказа «Из истории гербов» в печатной тетради с.5-6
-О каком символе государства мы еще не сказали? (О гимне). А что такое гимн? Вспомните и расскажите, когда он исполняется. (Это торжественная песня, которая исполняется в особо торжественных случаях.)
Звучит запись гимна Российской Федерации, 1-ый куплет и припев. Дети исполняют гимн вместе с фонограммой.
Задание 9 в печатной тетради с.7
Запиши автора слов и композитора, написавшего музыку к этому тексту.
Автор слов_________________________
Автор музыки (композитор)___________________________
-А кто является главой нашего государства? (Президент Российской Федерации В.В.Путин)
-Россия - это многонациональная страна, здесь рядом живут русские, татары, удмурты, буряты…
Чтобы перечислить все национальности, нам потребуется много времени. Наше Отечество-это «братских народов союз вековой».
-Почему хорошеет наша Родина? (Люди трудятся, работают творчески, вносят вклад в разные сферы деятельности для процветания России.)
В нашей стране много людей, которыми мы гордимся. Назовите известных вам людей. (Ответы учащихся).
Комментарии учащихся к слайдам:
1). А.С. Пушкин. Стихи, сказки, литературные произведения А.С. Пушкина изучают люди всех национальностей. Его творчество оказывает влияние на развитие духовного мира каждого гражданина России.
2). Александр Невский - величайший полководец, защитник Отечества, патриот земли русской. Не зря его имя было названо личностью нации, ее гордостью. За свои подвиги ратные и духовные его имя причислено к лику святых земли русской.
3). В.М. Васнецов - выдающийся живописец. Тема Родины проходит через все его полотна, над которыми он работал на протяжении всей своей жизни и оказывает воздействие на духовный мир человека.
Жизнь и творчество этих выдающихся людей оказывали и сейчас оказывают огромное влияние на культуру нашей страны, ее становление, на внутренний духовный мир человека.
-Духовный мир - это что? (Духовный мир - это знание и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства, кино, отношения между людьми. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранные языки, математику, информатику, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку и другие предметы. Этот мир еще называется миром культуры.
Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.
-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не разрушить свой внутренний мир? Чтобы получить ответ на этот вопрос мы и начали изучать курс ОРКСЭ.
-В духовном мире есть свои дороги. Они называются - традициями, по ним шли наши предки.
Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Особое место занимают религиозные культуры разных народов России и морально-этические нормы.
Итог: Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие, сострадание, любовь.
2.Малая Родина.
В душе каждого человека есть место для своей малой Родины - частичке России.
(Заочная экскурсия по родному поселку Александровское. Рассказ ученицы с использованием презентации.)
Кудрявцева Валентина Ивановна исполняет песню «Александровское»
(Слова Ирины Кудрявцевой, музыка Валентины Кудрявцевой).
3 Ресурсный круг. (Дети встают в круг и отвечают на вопрос.)
-Каким, как вы считаете, надо сделать свой внутренний мир?
(Чистым, светлым, добрым, радостным и т.д.)
4.Святейший Патриарх Московский и Вся Руси Кирилл сказал: «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней, точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».
IV.Рефлексия
Задания тренажера к уроку «Россия - наша Родина
(см. диск ОРКСЭ по православию. Урок №1 «Россия-наша Родина».)
V.Д/З: материал учебника с 4-5. Задания в печатной тетради: 2,4,6.
Задание№7 (придумай и нарисуй герб класса или школы.) Найди герб Островского района и опиши его. (Задание 8) Подготовить рассказ о традициях своей семьи, посоветовавшись со взрослыми. (вопрос стр. 5 учебника)
Использованные материалы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011 г.
2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. -4 класс. - М. Просвещение, 2017 г.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. ЗАО «Образование-Медиа, ОАО «Издательство «Просвещение»,2010г.
4. Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (Основы православной культуры) 4 класс ,3-е издание, Москва «Просвещение» 2017.
5. Сайт православных презентаций «Светочъ».
6. Образовательные ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...
План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс
Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме «РОССИЯ – НАША РОДИНА» Модуль «Основы православной культуры»
Учащиеся сформируют понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;уточнят и закрепят знания о защитниках Отечества, обобщат и систематизируют знания понятий: Отечество, Отчизна, Родина...
Урок по ОРКСЭ в 4 классе «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ» Модуль «Основы православной культуры»
Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье....
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества
В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...