Урок по ОРКСЭ в 4 классе «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ» Модуль «Основы православной культуры»
план-конспект урока
Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hristianskaya_semya.docx | 535.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского муниципального района Костромской области «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»
Модуль «Основы православной культуры»
(учебное пособие А.В.Кураева,
рабочая тетрадь Г.А.Обернихиной)
Автор: учитель русского языка и литературы,
предметов духовно-нравственного цикла
высшей квалификационной категории
Баринова Вера Леонидовна
2019 год
Тема: Христианская семья. (Урок №27)
Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи:
1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.
2.Сформировать представление о духовных составляющих христианской семьи.
3. Развивать умения работать с текстом учебника, словарем, строить монологическое высказывание, вести диалог.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные:
*понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.
Метапредметные:
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
*владеть навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
*испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам родных людей;
*осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Подготовка к уроку: подготовить рассказ о Преподобных Петре и Февронии Муромских (индивидуальное сообщение), рассказ о венчании родителей, о венцах и обручальных кольцах.
Оборудование: учебник по ОРКСЭ( автор А.В.Кураев), модуль ОПК, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Г.А. Обернихиной, компьютер, проектор, презентация к уроку, семейные фотографии, выставка детского рисунка «Православные традиции семьи», цветные кубики-кирпичики для постройки дома, где живет дружная православная семья: «любовь», «уважение», «взаимопонимание», «терпение», «взаимопомощь» и другие; фигурки мужа и жены, детей; словарь С.И.Ожегова; мультфильм по рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», икона святых Петра и Февронии Муромских.
План урока.
I. Эмоциональный настрой - 2 мин.
II. Определение темы и задач урока - 2 мин.
III. Активизация знаний предыдущего урока - 5 мин.
IV. Изучение новой темы - 15 мин.
V. Физкультминутка -1 мин.
VI. Закрепление знаний по новой теме-10 мин.
VII. Рефлексия - 3 мин.
VIII. Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом
(2 мин.)
Учитель приветствует учащихся. (Форма общения – круг.)
- За что вы себя любите? (Ответы детей).
Дети встают в круг.
- В кругу проще вести открытый разговор «глаза в глаза». А сейчас подумайте над таким вопросом:
- За что вас любят в семье? (Первым отвечает учитель. При ответе каждый передает светящегося ангелочка другому ученику.)
II. Определение темы и задач урока. (2 мин.)
- Спасибо за ваши ответы. Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?
- Прошу вас сформулировать тему урока. (Ответы детей.)
- Что вы хотите узнать о христианской семье?
- Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
Тема нашего урока: «Христианская семья». (Слайд 1)
- Мы с вами узнаем, что такое «христианская семья», на каких ценностях строится «христианская семья».
(Дети садятся на свои места.)
III. Активизация знаний предыдущего урока (5 минут).
- А сейчас откройте учебное пособие на стр. 86. Прочитайте шепотом первое предложение.
- С чем сравнивает семью автор нашего учебного пособия?
- Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
- На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?
(Слайд 2)
- Почему на корабле ноя не было людей?
- Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?
- Какими бы качествами вы наделили бы Ноя?
- О чем заботился Ной?
(Дети открывают учебник, читают первое предложение.)
Ответы учащихся на вопросы:
- Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.
- Корабль-ковчег стал убежищем для животных.
- Люди не поверили Ною, что потоп может захлестнуть мир.
- Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.
- Ной был смелый, решительный, жил по совести, честный человек, добрый, отзывчивый, у него было щедрое сердце.
Учитель: Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре». О чем заботился Ной?
- Ной заботился о будущем, о продолжении своего рода, о продолжении жизни на Земле.
Эту цель ставит перед собой и христианская семья.
IV. Изучение новой темы. (15 мин.)
1.Понятие семья, христианская семья.
Работа со словарем С. И. Ожегова. СЕМЬЯ – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
- Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац учебника стр. 86.
- В чем главная ценность семьи? (Главная ценность семьи - любовь). Слайд 3.
- В древние времена китайский мудрец Конфуций говорил:
«Семья-это маленькое государство, и держится оно на любви».
Семью создают полюбившие друг друга люди. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.
- Прочитайте 1 предложение 3 абзаца. Вступление в брак называлось венчанием. Запишите ответ в рабочую тетрадь - задание №2.
Слайд 4.
Венчание - это одно из таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, никогда не нарушать священного брачного союза. На голову жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.
- Рассказ ученика «Зачем во время венчания надевают венцы?»
Слайд 5.
Брачные венцы, надеваемые при венчании на головы жениха и невесты, имеют глубоко символическое значение:
- Это царские венцы, потому что создается новое маленькое «царство» — семья, это как бы отсылка к тому времени, когда первая чета Адам и Ева еще жили в первозданной чистоте;
- Символ того, что до вступления в брак, оба будущих супруга вели жизнь целомудренную;
- Это и мученические венцы, потому что супружество своеобразное мученичество, так как каждому приходится жертвовать своими привычками, прежним образом жизни ради любви друг к другу.
- Во время венчания жених и невеста обмениваются обручальными кольцами.
2.Рассказ ученика о венчальных кольцах. Слайд 6
Согласно древней традиции венчальные кольца для жениха и невесты изготавливаются из разных материалов. Для изготовления кольца для жениха используется золото, а для кольца невесты - серебро. В нынешнее время этой традиция не придерживаются, и, как правило, и жениху и невесте покупаются одинаковые кольца, хотя согласно уставу церкви венчальные кольца должны быть разными.
По словам апостола Павла, освящённый церковью брак подобен таинству отношений Христа и Церкви, поэтому, по христианским канонам, в браке мужчина олицетворяет Христа, а женщина - Церковь. Отсюда вытекает и различие материалов, используемых для изготовления венчальных колец. Золото является символом Божественной Славы Христа, а серебро представляет собой символ небесной благодати, чистоты и духовного света.
Венчальные кольца было принято носить на безымянном пальце левой руки. Ранее считалось, что именно через этот палец проходит путь артерии, ведущей к сердцу. Как правило, венчальные кольца должны быть достаточно простыми по дизайну, без лишних вычурных элементов и драгоценных камней. По внутренней стороне колец наносились слова молитвы. В нынешнее время, к сожалению, все чаще вместо молитвы наносят имена венчающихся и дату венчания.
Венчальные кольца имеют большое значение - это не просто украшение, это символ взаимной любви, верности друг другу, готовности жертвовать всем ради своей второй половинки, находиться вместе и в горе, и в радости до самой смерти.
3. Рассказ ученика о венчании родителей. Слайд 7-8.
Вывод: Венчание-это:
-Благословение на долгую и счастливую семейную жизнь;
-Благословение на рождение здоровых детей;
-Благословение на духовное единство;
-Благословение на добропорядочную жизнь христианской семьи
2. Ценности православной семьи.
Ценность - значение определенных предметов, явлений, процессов для человека.
-Какие ценности лежат в основе христианской семьи?
-В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением веры христианской, надежды и любви.
Любовь к детям.
-В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Слайд 9.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Чтобы семья была счастливой, ей нужны дети.)
-Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (Рождение детей наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.)
Любовь детей к родителям. Слайд 10-11.
-В христианской семье дети почитают своих родителей, в детстве их слушаются, а в старости о них заботятся.
-Работа с учебником стр.87. «Учиться надо любить еще в родительском доме….» - 1 абзац.
-Просмотр мультфильма «Старый дед и внучек» по рассказу Л. Н. Толстого.
(Словарная работа. Лоханка - это круглая или продолговатая посудина для стирки белья, мытья посуды и других хозяйственных надобностей.)
Беседа по вопросам:
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
-Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой?
-Что подтолкнуло их к исправлению ошибки?
-Ребята, а что же может стать причиной непонимания и холода в семье?
Вывод: Жить в семье - это великий труд, ведь надо быть внимательным и тактичным по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.
-Понятны ли вам слова «бремя» и «тактичность»? (Найти и прочитать значение этих слов в учебнике.)
Традиции православной семьи. Слайд 12.
Понятие «традиция». Традиция-это сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды и т.п.
- Дисциплина в семье. Как это понимать? (Это означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которые создаются в семье. Вся семья, включая родителей, следует одним и тем же правилам и запретам.)
- Молитва.
-Что такое молитва? (Это беседа с Богом, Божьей Матерью, святыми.)
В православных семьях дети молятся вместе с родителями и ходят в храм, совершают паломнические поездки по святым местам. Молитва становится неотъемлемой частью жизни.
3. Труд
-В православной семье трудятся все, даже маленькие дети. Труд объединяет всех членов семьи.
Слайд 13.
- Христианские праздники являются одной из традиций православной семьи.
-Какие вы знаете христианские праздники? Слайд 14-15.
В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, государственные и православные праздники, именины. Во время праздника вся семья собирается вместе.
-А как называется праздник, посвященный семье? Слайд 16.
День семьи, любви и верности приходится на 8 июля. В этот день Православная церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершались помолвки. Символом праздника стала ромашка. Она символизирует чистоту, любовь, тепло и уют семейного очага.
-Послушайте историю о Петре и Февронии Муромских. (Рассказ ученика.)
-Почему Петр и Феврония Муромские являются покровителями семьи и брака в православной традиции? (Они стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья.)
V. Физкультмунутка «Семейная зарядка». (1 мин.)
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьей.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
(Дети выполняют движения)
VI.Закрепление изученного материала по теме урока. (10 мин.)
1.Практическая работа в парах.
Игра «Собери пословицу». Индивидуальный этап. Запиши пословицы в тетрадь. Взаимопроверка.
Когда семья вместе, /и душа на месте.
Дом красив не углами, / а пирогами.
Каков батюшка,/ таковы у него и детки.
Слайд 17. Проверка.
2.Выполните тесты.
1)Церковное таинство бракосочетания - это:
А) Венчание.
Б)Крещение.
В)Миропомазание.
2)Венцы в таинстве венчания символизируют:
А)Вечность.
Б)Богатство.
В)Долгую жизнь.
Г)Единство любви и испытаний.
3) Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, милосердие, месть, любовь, уважение, вежливость.
Слайд 18. (Проверка на интерактивной доске). Молодцы!
-А какое время у православных людей сейчас наступило? После Масленицы наступил… Великий Пост.
-Как вы считаете, Пост сближает членов православной семьи? (Конечно сближает.)
-А как? (Ответы детей.)
Стихотворение о Великом Посте (читает ученица).
Желаю провести Великий Пост
Со светлыми и добрыми делами.
Путь к очищению не прост-
Пускай Господь пребудет с Вами!
VI. Рефлексия. (3 мин.)
-А где живет наша счастливая семья? (В доме.) Слайд 19.
-Давайте построим все вместе наш счастливый крепкий дом. (Учитель дает «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, и дети строят дом.)
Звучит песня о семье «Это моя семья».
-Ребята, давайте протянем к нашему дому ладошки и пусть всегда над ним светит солнышко.
-А вы хотите узнать, почему мы расположили ладошки по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
Наш класс – это тоже семья! Нас 7! 7я!
-Пусть в вашем доме и в нашем классе всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помнить зла!
Итог урока:
Православная семья строится на любви друг к другу. Супругов объединяет общая любовь к Богу. Долг православных родителей – воспитать детей в вере. Ценности христианской семьи: любовь, дети, традиции, служение друг другу.
Ученица читает стихотворение «Как появилась семья».
Как появилось слово "семья"?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева.
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
Дети дарят гостям урока открытки «Рецепт семейного счастья» и угощают постным овсяным киселем – русским национальным кушаньем в Великий Пост, который приготовила Баринова Вера Леонидовна по рецепту своей бабушки.
VII. Домашнее задание. (2 мин.)
- Прочитать рассказ учебника с. 86-87.
- Рабочая тетрадь к уроку № 27. С.98-99. (задание 1, 3, 5.)
- Подготовь рассказ «Наша семейная традиция».
- Творческое задание (по желанию детей): нарисовать герб своей семьи.
Использованные материалы:
Таинство венчания и христианская семья. Беседа со старшеклассниками
http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/11.htm
Семья - это таинство рая. Протоиерей Алексий Уминский
http://believeinlove.3dn.ru/publ/18-1-0-202
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ. Митрополит Сурожский Антоний
Об истинном и ложном понимании семьи. Мария Соколова
http://hram.pomorsu.ru/main.php?do=body&body_id=istina_semya
Православный взгляд на традиционные семейные отношения.
Священник Александр Усатов.
Литература.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред.А.Г.Асмолова.-3-еизд.-М.:Просвещение, 2011 г.
2.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.-4 класс. - М. Просвещение, 2011 г.
3.Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (ОПК). 4 класс. под ред. Г.А. Обернихиной.
Москва «Просвещение». 2017г.
4.Книга «Пословицы и поговорки русского народа».
5. Словарь С.И. Ожегова.
6.Наталья Скоробогатько. Серия «История России. Русские святые». Издательство «Белый город». Москва. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...
Тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс
Тематическое планирование составлено к учебнику Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова "Основы православной культуры" для 4 класса....
Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве. Это праздник глазам моим».Иоанн ДамаскинЦели урока: - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить с...
План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс
Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Урок ОРКСЭ в 4 классе «Россия - наша Родина». Модуль «Основы православной культуры»
Цель урока - Формирование у учащихся мотивации к изучению нового курса ОРКСЭ. Воспитание личности гражданина России через базовые национальные ценности: Родина, отечество, семья, культурная традиция.О...
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества
В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...