План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
план-конспект урока по мхк (5 класс) на тему

Дробязко Татьяна Николаевна

 

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».

Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudo_v_zhizni_hristianina.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».

Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

Общая информация

Учитель

Дробязко Татьяна Николаевна

ОУ

МКОУ Новокиевская СШ

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» (авторы учебника – А. В. Кураев)

Класс

4

Тема урока

Чудо в жизни христианина

Используемая

образовательная

технология

Технология проблемного обучения

Технология учебного сотрудничества

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Цель урока

 Сформировать первичные представления о Святой Троице и чёткие представления о соотношении чуда и добродетелях в понимании православных христиан.

Задачи урока

Обучающие

Познакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо в жизни христианина не бывает без веры.

Познакомить со Святой Троицей.

Углубить понятия  главных христианских добродетелей: веры, надежды, любви.

Развивающие

Способствовать развитию умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в парах.

Продолжить    формирование  умения анализировать и обобщать изученный материал, пользоваться  полученными  знания, применять полученные теоретические знания на практике.

Способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитывающие

содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развитию духовной  основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.

Формы и виды

деятельности

Беседа, поисковое чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа со словарем, работа в парах,

Ключевые

понятия

Чудо, Святая Троица, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь

Оборудование

Мультимедиа проектор, презентация, учебник  А.В. Кураева «Основы православной культуры»,  

толковый словарь С. И. Ожегова, цветные карандаши, карточки с изображением Святой Троицы, набор лепестков.

                                                                                                       ХОД  УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся                                      

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Подготовка к активной  деятельности уч-ся.

Цель этапа:

 Мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке

Задачи:

- Создание доброжелательного психологического настроя на уроке

-Стимуляция деятельности учащихся

-Организация внимания учащихся

 - Кратковременность этапа

Методы  и приемы : беседа, игра

Предполагаемый итог этапа: Готовность класса к уроку. Положительные эмоции.

2.Проверка домашнего задания. Защита проекта.

Цель этапа:

1.Выяснить степень усвоения  и выполнения  заданного на  дом  задания  по теме: «Зачем творить добро?»

Задачи: 

1. Организация проверки усвоения материала всеми учащимися при помощи беседы и индивидуальной защиты проектов

2.  Организация взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания

Методы  и приемы: Беседа, проектная технология,

Взаимопроверка

Предподагаемый итог этапа: Установление  за короткий промежуток времени (5-7 минут)  уровня знаний у всех учащихся по предыдущей теме, формирование умения учащихся быстро осуществлять взаимопроверку  

 

3.Формулирование  темы, цели  постановка учебно- познавательных задач урока.

Цель: Определить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

Задачи:

-Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

  - Постановка перед учащимися учебной проблемы (какими знаниями, умениями и  

 навыками должны они овладеть)

Методы и приемы: Постановка проблемной ситуации

.

Преполагаемый итог этапа: Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний 

4. Этап усвоения и закрепления новых знаний

Цель: 

Дать уч-ся конкретное представление христианском пониманием чуда.

Познакомить, что такое добродетель , что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний по  данной теме

Задачи:

- обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме: «Чудо в жизни христианина»  Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке в процессе изучения и закрепления нового материала.

Методы и приемы:

 рассказ с опорой на наглядность, сообщения уч-ся, проблемные ситуации, эвристические вопросов; прием восстановления недостающих элементов по описанию, работа со справочной литературой, работа с учебником.

Предполагаемый итог этапа:

 Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

5.Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень знаний уч-ся,  полученных на уроке

Задачи: 

- Проверка глубины понимания уч-ся учебного материала

- Выявление пробелов  в знаниях и обеспечение коррекции

Методы  и приемы: беседа

Предполагаемый итог этапа: 

Получение достоверной информации о достижении всеми уч-ся планируемого результата обучения.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, дать анализ и оценку успешности достижения урока и наметить перспективу дальнейшей  работы.

Задачи: 

- Проведение инструктажа по выполнению домашнего задания

 -  Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

- Оценка работы класса и отдельных учащихся.  

 - Аргументация выставленных     отметок, замечания по уроку

 -   Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

         

7. Рефлексия.

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята.

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Я вижу, что вы улыбаетесь. Это хорошо.

Посмотрите, что у меня  в руках?

2. Выявление настроения учащихся

Чего не хватает у этого цветка?

Правильно, листочков. У вас на партах лежат лепестки разного цвета. Я прошу вас выбрать тот цвет лепестка, который определит ваше настроение и настрой на урок.

Желтый лепесток- это цвет радости; Оранжевый –жизнерадостный, желание получать новые знания;

Голубой – спокойствие, добрые намерения;

Красный- цвет опасности, боязни;

Черный- плохое настроение, нет интереса к уроку.

Задание понятно? Можете его выполнять.

Вижу, что наши цветы получились очень красивые. А это значит, что вы пришли на урок с хорошим настроением и стремлением получить новые знания. Молодцы! Поставлю наши цветы в вазочку.

-  Ребята  вспомните, о  чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

Добро и зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор.

Кто наяву, а кто во сне

Сильней и крепче на земле?

Расскажу вам не сказку, а притчу, т.е. небольшой поучительный рассказ.

«Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик  улыбнулся и ответил:

 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

 

- О чём заставила задуматься вас притча?

- А давайте посмотрим, какого волка кормили вы в течение недели.

- Вы всю прошедшую неделю работали  над своим  проектом « Добрые дела», старались, как можно больше сделать добрых дел. Давайте устроим выставку продукта вашего проекта.

- А Рита защитит свой проект. Оценивать  работу мы будем вместе. Если вам  работа понравилась, я попрошу вас похлопать, а если нет,  тихонечко потопать.

...

Молодцы! Каждый старался, создавая свой проект! Сколько добрых дел сделал каждый  за эту неделю! Сложно было вам? Устали?

Понравилось ли вам ребята делать добрые дела?

Скажите, будете ли вы и дальше делать добрые дела?

Не забывайте, ребята, золотое правило « Делай добро оно к тебе добром и вернется!».

- Ребята, вспомните на том   уроке мы с вами ходили на экскурсию в школьный двор.  Принесли мы от туда  веточки и поставили их в воду.

- Посмотрите, что с ними произошло.

- Разве это не чудо? Ведь еще неделю назад они были голые, как не живые. А сегодня… Произошло чудо.

 ( Чтение стихотворения под музыку Ф.Шопена. Симфония №5 «Нежность» на фоне презентации)

Давай поговорим о чудесах Ты

веришь в них? Я верю. Правда, верю.

Когда я вижу звезды в небесах

И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,

Расписанный Божественной рукой,

Ив плачущих, волнительный наряд

Над безупречной красоты рекой...

Я каждый раз о чуде говорю,

Осознавая, как прекрасна сущность

Тех мест, где я бываю и творю

Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить

В том мире, что Господь для нас придумал.

Он дал нам - жить, любить, и говорить

Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте жизни

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.

Я не хочу болтать о суете.

О чудесах - твержу, твердил и буду

- О чем речь в этом стихотворении?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

- Тема урока: Чудо в жизни христианина ( выносится на доску)

- Какая основная  цель  нашего урока ? Что желаете узнать о чуде?

-Познакомиться с христианским пониманием чуда

( выносится на доску)

-Для решения основной цели урока поставим перед собой ряд задач: ( выносится на доску)

1. Узнать, что такое чудо?

2. Кто творит чудеса?

3.Узнать,  какие бывают чудеса?

4. Что такое христианское  чудо?

- Для этого давайте приступим к  решению наших задач.

- Как нам узнать, что такое чудо?

- Найдите определение слова в толковом словаре С.И. Ожегова  и  прочтите его вслух

1.Работа со словарем

_______________________________________________

ЧУДО ср. всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами.

 В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.

_________________________________________________

- Из словаря мы узнали, что чудо – это что-то невероятное, необъяснимое. Мы решили первую задачу. Поставим рядом с ней галочку.

- Скажите, а кто делает, творит на земле чудо?

- Сегодня я хотела бы вам рассказать о самом большом чуде,  какое создал бог.  Это наш мир и все что в нем есть.

 А как это произошло, давайте внимательно посмотрим и послушаем.

2.Просмотр видеоролика « Сотворение мира»

- Считаете ли вы сотворение мира чудом?

- Сколько дней трудился Господь Бог над этим чудом?

3.Работа в парах

- С какими чудесами на земле вы сталкивались?

- Сейчас я хочу, чтобы вы поработали в парах. На каждую парту я даю текст с информацией. Внимательно прочитайте и дайте ответ.  О каком чуде идет речь?

1 пара – Чудо техники ( Приложение 1)

2 пара- Чудо медицины ( Приложение2)

3 пара – Чудо природы ( Приложение 3)

- Кто творит эти чудеса?

- Узнав о различных чудесах мы выполнили еще одну задачу, поставим галочку о выполнении

4. Физминутка

- Сейчас настало время  физминутки. Давайте вместе с вами отдохнем, исполняя песенку « Что такое чудо».

5.  Работа над усвоением нового материала, используя прием мнемотехники

- Наш мир создал Господь Бог. Скажите, может он поменять законы природы, законы математики?

- Понятно, что единица не может равняться  трем. Но христиане  убеждены, что для Самого Творца это не так.

-Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который есть Святая Троица.

- Святую Троицу изобразил иконописец Андрей Рублёв.  

-  У вас на парте есть рисунок, где показана Святая Троица.  Это просто рисунок , это не икона, это не иллюстрация в книге и поэтому я вам разрешаю делать  небольшие пометки на этом рисунке. Это поможет вам запомнить.

-Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его – дом. Таким приёмом подчёркивается Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного  -

поистине царского цвета.

-Центральный Ангел  - Бог-Сын. Над головой Его  - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал

бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым кланом  - земное одеяние Иисуса Христа.

-Правый Ангел  - Бог-Святой Дух. Над головой Его  - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам.

Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды  - символ обновления, объединения человека и Бога.

-СВЯТАЯ ТРОИЦА: Отец, Сын ( воплотившейся во Христе) и Дух Святой.

- На этой иконе мы видим одного бога. Объяснить это невозможно, но Бог свободен от законов школьной арифметики.

6.Работа с  текстом учебника

- Ребята,  согласитесь, что каждый из нас не только верит, но и ждет чудо.

- Вы ждете чудо? Хотели ли бы вы помощи Бога?

-Что нужно для этого сделать,  давайте прочитаем об этом в книге. Откройте учебник на странице 71 третий абзац сверху.

( Чтение текста)

- Так каким же должен быть человек, верующий в чудеса?

- Как он должен относиться к другим людям?

- Что такое добродетель?

- Какие три главные христианские добродетели вы можете назвать?

- Посмотрите на доску и оставьте  среди карточек христианские добродетели, лишнее уберите:

справедливость, рассудительность, любовь, мужество, великодушие, терпение, благотворительность, помощь странникам и переселенцам, вера, зависть, щедрость,

равнодушие, надежда, сострадание, готовность помочь в любую минуту, трудолюбие,

милосердие.

 – Почему убрали  карточки зависть,  равнодушие?

- Подведем итог. 

-В начале урока мы поставили перед собой цель и ряд задач. Проверим, смогли ли мы их достичь.

- Что такое чудо?

- Какие бывают  чудеса? Приведите примеры.

-Кто творит чудеса?

- Что является чудом для христианина?

- Мы с уверенностью можем сказать, что наша цель урока достигнута. Мы все большие молодцы!

 Домашнее задание.

-Прочитать статью в учебнике с. 70-71 и обсудить её содержание с членам семьи.

-Продолжить пополнять копилку добрых дел

-Закончите предложения:

Самым неожиданным для меня было …

Мне больше всего …

Я понял(а),

Ответ уч-ся: цветок, стебель от цветка

Листочков

Ответ уч-ся: да

Дети приклеивают лепестки к стебельку цветка.

Ответ уч-ся: На прошлом уроке мы говорили о добре.

Слушают рассказ учителя

Ответ уч-ся: В каждом человеке живёт добро и зло, и что побеждает, зависит от самого человека и его духовной пищи.  Люди должны совершать добрые поступки, чтобы не превратиться в стаю волков.

Уч-ся выставляют свои мини- проекты, виде рисунков.

Уч-ца защищает свой проект, называя цель, задачи, итог . Одноклассники оценивают ее работу.

Ответ уч-ся: нет

Ответ уч-ся: да

 «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 

Ответ уч-ся: Почки набухли и на них появились зеленые листочки.

Слушают чтение

Учителя

Ответ уч-ся: о чуде

Проговаривание темы урока

Ответы детей

Предположение детей

Ответы детей

Ответ уч-ся: надо обратится к толковому словарю

Работа со словарем.

Чтение вслух определения

Уч-ся отмечает на доске выполнение задачи

Ответ уч-ся: Чудо творит Господь Бог, может и человек

Просмотр видеоролика « Сотворение мира»

Ответ уч-ся: да

Ответ уч-ся: шесть дней, а на седьмой отдыхал

Ответ уч-ся: вероятнее да

Высказывания детей

Работают в паре, один докладывает о результате работы

Чудеса творит Бог сам и через людей

Уч-ся поют и выполняют физические упражнения

Ответ уч-ся : вероятно, да

Уч-ся рассматривают икону А.Рублева  Святая Троица

Уч-ся слушают и делают зарисовки в рабочей тетради

Хорошо читающий ученик читает текст

Рассуждение детей

Добродетель- это видимое проявление внутренних добрых свойств человека

Ответ уч-ся: вера, надежда, любовь

Обсуждение по пунктам плана

Нечто необъяснимое

Уч-ся приводят примеры чудес

Бог сам и через человека

Чудо связано с Богом.

Личностные: выражать

положительное отношение к

процессу познания

Коммуникативные: развитие

коммуникативных навыков,

умение слушать и

высказываться.

Коммуникативные умения:  готовность слушать учителя и одноклассников и

вести с ними диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку событий.

Регулятивные умения: формирование умения планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации

Личностные: выражать

положительное отношение к

процессу познания

Коммуникативные: развитие

коммуникативных навыков,

умение слушать и

высказываться.

Регулятивные: фиксирование

индивидуального затруднения в

пробном учебном действии

Познавательные: поиски способов решения проблемы

Регулятивные: самостоятельное

формулирование

познавательной цели и задачи

Регулятивные: оценивать

правильность выполнения

задания;

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных

способов решения задания,

умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание;

Коммуникативные: управление

поведением партнёра –

контроль, коррекция, оценка

действий партнёра

Познавательные:

обобщение, построение  

логической цепи рассуждений,

доказательство

Личностные: Осознание учащимися

своей учебной

деятельности, следование в поведении

моральным и этическим

требованиям; самооценка на

основе критерия успешности;

самоопределение

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока

Приложение 1

ПЛАНШЕТНЫЙ КОМПЬЮТЕР - ОЧЕРЕДНОЕ ЧУДО ТЕХНИКИ

Планшетный персональный компьютер – очередной феномен, не так давно всколыхнувший наше общество потребителей. Это всего-навсего сенсорный экран небольшого размера, который очень удобно использовать в личных целях.

Текст на планшете можно набирать с помощью виртуальных клавишных инструментов. Также можно пользоваться стилусом, — написанное подобным предметом сообщение компьютер легко может распознать и конвертировать в печатный текст. Большинство таких персональных компьютеров работают через беспроводной адаптер, который связан с Интернетом и местными сетями. Также в планшете присутствуют всяческие полезные приложения, игры. Планшеты в основной своей массе функционируют с помощью программного обеспечения (например, на основе всем нам хорошо знакомых Windows 7 и Windows Vista). Все это, безусловно, делает планшетный компьютер очень удобным для удовлетворения наших современных потребностей в получении и обрабатывании информации.

 Приложение 3

Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь взгляд человеческий, поэтому многих с давних времен интересовало, откуда же берется столь прекрасное зрелище.

Человек связывал радугу со многими поверья и легендами, так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

Но именно с дождем и связанно это великолепное явление природы. Ведь радуга обычно появляется либо перед дождем, либо во время его, либо после него, все зависит от облака, которое перемещается и дает ливневые осадки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пересадка (трансплантация) сердца — хирургическая операция по замене сердца пациента  на сердце донора. Показана при тяжелых заболеваниях сердца, при которых другие операции невозможны или крайне рискованы, а ожидаемая продолжительность жизни без пересадки сердца невелика. Собственное сердце при этом может быть удалено или оставлено .

Первую пересадку сердца животного человеку произвел в 1964 году Джеймс Харди[; это было сердце шимпанзе; пациент жил полтора часа. Первую удачную пересадку человеческого сердца произвел 3 декабря 1967 года Кристиан Барнард (ЮАР). Операция была проведена в госпитале Гроот Шур в КейптаунеЮжно-Африканская Республика. Сердце 25-летней Денизы Дарваль, погибшей в автокатастрофе, было пересажено 55-летнему Луису Вашканскому, который страдал неизлечимым сердечным заболеванием. Несмотря на то что операция была проведена безукоризненно, Вашканский прожил лишь 18 дней и умер от двусторонней пневмонии.

В современной трансплантологии пересадка сердца — рутинная операция, пациенты живут более 10 лет. Мировой рекорд по продолжительности жизни с пересаженным сердцем держит Тони Хьюзман — он прожил с пересаженным сердцем более 30 лет и умер от рака кожи[2]. Основная проблема для этих пациентов — отторжение пересаженного органа иммунной системой. Пересадка искусственного сердца или сердца животных не столь удачна, как пересадка человеческого сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры»

Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры»Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры» Цели собрания:1. Ознакомление родителей обуч...

План-конспект урока психологии в 11 классе на тему "Психологическая культура"

Урок составлен в рамках программы преподавания курса психологии в 11 классе. Включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части рассматривается понятие психологической культуры,...

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...

Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

тема: «Честь и достоинство»   Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества

В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...

План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с  многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...