Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»
план-конспект урока по теме
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.
Это праздник глазам моим».
Иоанн Дамаскин
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,
- познакомить с историей развития древнерусской иконописи;
- познакомить с особым «языком » иконы;
-воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_v_4_kl.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ
Модуль « Основы православной культуры »
Тема урока: « Икона»
Учитель ОРКСЭ
Синещечкина Лариса Владимировна
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в селе Каменка
Каменка 2014г
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.
Это праздник глазам моим».
Иоанн Дамаскин
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,
- познакомить с историей развития древнерусской иконописи;
- познакомить с особым «языком » иконы;
-воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I.Организация класса. | - Здравствуйте, дорогие ребята! - Вы готовы к уроку? | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема). 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Обобщать и классифицировать. 6. Устанавливать аналогии. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4. Прогнозировать предсто-ящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
II. Актуализация знаний. (Приложение 1) | 1 2 3 4 5 1 1 3 - Отгадайте кроссворд. (Слайд 3)
(Крест)
-Какое слово получилось по вертикали? (Икона) (Слайд 4) - Вы догадались, какая тема будет сегодня на уроке? -У кого из вас дома есть иконы? Самое видное место в доме называется красный угол. (Слайд 5) В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. -А кто изображается на иконах?(боженька, святые, Иисус Христос) -Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас. | |
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | 1 3 4 2 1 -А как создавались иконы, почему они так ценятся в наше время? (затрудняются ответить) - Хотите узнать об этом более подробно? -Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю. - А что именно вы хотели бы узнать об иконах? (как появились первые иконы, чем отличаются от обыкновенных картинок, какие бывают иконы) - Значит, наше путешествие будет проходить по маршрутам: (Слайд 6) 1. История русской иконописи. 2. Отличие иконы от картины. 3. Какие бываю иконы. 4. Иконы нашего села (мини-презентации) 5. Икона в жизни моей семьи (сообщение с мини-проекта) - Какова цель нашего путешествия? (Узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону.) - Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных изображениях? (Слайд 7) (икона, портрет, фотография) - Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью? - Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной? (ответы детей) Попробуем разобраться подробнее. | |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. | 1 2 3 4 5 6 3 1 3 1 2 1). История русской иконописи. - Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы. - А что такое икона? В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано: « Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 8) Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 9) Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие. Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов. (Слайд 10) 2). Отличия иконы от картины. - Что же такое икона? Чем отличается икона от картины? (Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых.Изображение христианских праздников.) - Что такое картина?(Изображение предметов, людей, событий.) -Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 11).И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого?(Обычную молодую маму с ребёнком на руках). Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. -Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? (мнение детей) Может, а значит картина – это художественный образ. - Можно ли сказать, что икона это образ? (мнение детей) Икона - это не картина, икона - это святой образ. - Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). (Слайд 12) Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступатьот этих подлинников. 3). Какие бывают иконы. - Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон. Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии.Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 13) Праздничные иконы Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие. Образы святых Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. 4). Иконы нашего села (мини-презентации) (Приложение 2) - Жители нашего села почитают традиции наших предков и бережно хранят иконы своих бабушек. Ребята подготовили мини- презентацию по данной теме. 5). Икона в жизни моей семьи.( сообщения с мини -проекта) - А сейчас мы послушаем сообщение с мини-проекта «Икона в жизни моей семьи». Сулейманов Артем рассказал об иконе Казанской Божьей Матери. - Эта икона перешла от прабабушки моей мамы Кзязевой Александры Максимовны. Как она появилась у нее в семье - никто не помнит. Мой дедушка рассказал, что Казанская икона Божией Матери – чудотворная. Она есть практически в каждом доме. За помощью к ней обращались не только простые люди, но и князья, цари. Народная заступница, она помогала победить врагов, освободить страну от захватчиков. Любой человек, который попал в беду или испытывает какие-либо затруднения в работе или личной жизни, может получить помощь по молитве перед чудотворным образом. В нашем селе в 1894 году была построена однопрестольная деревянная церковь во имя святой мученицы царицы Александры, которую открыли в день празднования казанской Божией Матери 4 ноября и теперь этот праздник считается престольным в нашем селе и празднуется 3 дня. | |
V. Выполнение продуктивных заданий по теме. | 3 1 41 2 Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах.) | |
VI. Итог урока. Рефлексия. | 2 3 1 - Как называли человека, который писал иконы? - Где вы можете встретить иконы? - С какой же целью пишется икона? Я прочту вам притчу, но в ней нет самого последнего слова. Какое же это слово. ( Слад 14) Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: - А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы перед нею – ……(молились!) | |
VII. Домашнее задание. | -Ребята, вместе с родителями, разгадайте дома кроссворд по теме «Икона». (Слайд 15) - Спасибо, за работу на уроке. (Слад 16) |
Литература.
- Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.
- Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.
- Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа. – 2010. - № 8.
- Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6
- Кураев А. Основы православной культуры. М., 2010
- Русская икона. Специальный выпуск.// ИД «Первое сентября». Искусство.- 2009.- №5.
- Священник Михаил Малеев.Юным о русской иконописи.М., Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие к курсу "Основы религии". Ранние критские иконы Эль Греко 60-х годов XVI века.
В последнее время много пишут и говорят о введении в средней школе курса, посвященного основам религиозных учений. При этом единой точки зрения на сам этот курс нет. Некоторые понима...
урок "Икона"
урок проводился в 4 классе по теме "Икона!...
урок "Икона"
урок проводился в 4 классе по теме "Икона!...
Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси»
Цель нашего мероприятия - воспитание интереса к православной культуре.Учащиеся познакомятся со святынями – иконами и храмами православного мира.Основной задачей является воспитание у ребят ценностного...
Презентация по ИЗО на тему " Православная икона"
По церковному преданию самой первой иконой является "Нерукотворный образ Христа" (Спас Нерукотворный). В нем (предании) говорится о том, что страдавший страшной болезнью - проказой, правитель города Э...
План – конспект урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС. Тема урока: "Разметка и строгание заготовок из древесины".
Цель: 1.Ознакомить учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины. 2. Способство...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...