Материалы для проведения диагностик направленности личности, нравственной самооценки и др.
тест по теме

Материалы для проведения диагностики направленности личности, нравственной самооценки и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение направленности личности (Методика В.Смекала и М.Кучера)

(Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ред. А.А.Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003).


В основе методики  лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б.Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность
 (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность, или направленность на взаимные действия (ВД), имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо ответить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Инструкция испытуемому.

 На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Текст опросника
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
A. Оценка работы.
B. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
C. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
B. Известным игроком.
C. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
A. Имеют индивидуальный подход.
B. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
C. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
В. Вызывают у всех дух соревнования.
С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:
A. Помогают другим, когда для этого представляется случай.
B. Всегда верны и надежны.
C. Интеллигенты и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:
А. С которыми складываются взаимные отношения.
B. Которые могут больше, чем я.
C. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те, кто:
А. Добился жизненного успеха.
Б. Может сильно любить.
С. Отличается дружелюбием и доброжелательством,

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
A. Научным работником.
B. Начальником отдела.
C. Опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:
A. Игры с друзьями.
B. Успехи в делах.
C. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:
A. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
B. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
C. Когда меня критикует взрослый (учитель).

11. Основная роль школы должна заключаться в:
A. Подготовке учеников к работе по специальности.
B. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
C. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
A. Недемократическая система.
B. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
C. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
A. Для общения с друзьями.
B. Для любимых дел и самообразования.
C. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
A. Работаю с симпатичными людьми.
B. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
C. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:
A. Приятно провожу время с друзьями.
B. Другие ценят меня.
C. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
A. Отметили дело, которое я выполнил.
B. Похвалили меня за мою работу.
C. Сообщили о том, что меня выбрали в руководящую группу.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
A. Имел ко мне индивидуальный подход.
B. Стимулировал меня на более интересный труд.
C. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:
A. Оскорбление личного достоинства.
B. Неуспех при выполнении важной задачи.
C. Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:
A. Личный успех.
B. Общую работу.
C. Практические результаты.

20. Очень мало людей:
A. Действительно радуются выполненной работе.
B. С удовольствием работают в коллективе.
C. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:
А. Ссоры и споры.
B. Отметание всего нового.
C. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:
A. Чтобы окружающие считали меня своим другом.
B. Помогать другим в общем деле.
C. Вызывать восхищение других.

23. Я уважаю преподавателя , когда он:
A. Требователен.
B. Пользуется авторитетом.
C. Доступен для общения.

24. В классе я хотел бы:
А. Чтобы решения принимались коллективно.
B. Самостоятельно работать над решением проблемы.
C. Чтобы окружающие признали мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:
A. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
B. О жизни известного человека.
C. Типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
A. Дирижером.
B. Солистом.
C. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
A. Смотря детективные фильмы.
B. В развлечениях с друзьями.
C. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
A. Выдумал интересный конкурс.
B. Выиграл бы в конкурсе.
C. Организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:
A. Что я хочу сделать.
B. Как достичь цели.
C. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:
A. Другие были довольны им.
B. Выполнить прежде всего свою задачу.
C. Не нужно было укорять его за работу.

Бланк ответов к методике «Направленность личности»

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

1

9

17

25

2

10

18

26

3

11

19

27

4

12

20

28

5

13

21

29

6

14

22

30

7

15

23

31

8

16

24

32


Форма 1
Обработка результатов
Ключ к опроснику. Направленность на себя (НС),
взаимодействие (ВД), задачу (НЗ)

1. А
2. В
3. А
4. А
5. В
6. С
7. А
8. С
9. С
10. С

11. В
12. В
13. С
14. С
15. А
16. В
17. А
18. А
19. А
20. С

21. С
22. С
23. В
24. С
25. В
26. В
27. А
28. В
29. А
30. С

1. С
2. С
3. С
4. В
5. А
6. А
7. С
8. В
9. А
10. В

11. С
12. А
13. А
14. А
15. С
16. С
17. С
18. С
19. В
20. В

21. А
22. А
23. С
24. А
25. А
26. А
27. В
28. С
29. С
30. А

1. В
2. А
3. В
4. С
5. С
6. В
7. В
8. А
9. В
10. А

11. А
12. С
13. В
14. В
15. В
16. А
17. В
18. В
19. С
20. А

21. В
22. В
23. А
24. В
25. С
26. С
27. С
28. А
29. В
30. В


Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, или ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Так же подсчитывается количество «-».

Протокол обработки результатов методики «Направленность личности»

НС

ВД

НЗ

Количество "+"

Количество "-"

Сумма

+ 30


Форма 2
Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.


Итоговая таблица (пример)

НС

ВД

НЗ

Количество "+"

+ 8

+

+ 12

Количество "-"

- 11

- 11

- 8

Сумма

- 3

- 1

+ 4

+ 30

+ 27

+ 29

+ 34

 



Предварительный просмотр:

Диагностика нравственной самооценки

Учитель. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы немножко согласны –в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.

Высказывания:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно доставлять людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии  с  баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;

от 24 до 33 единиц – средний уровень;

от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;

от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Память – связь поколений и основа культуры веков, возможность человеческого существования.



Предварительный просмотр:

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

  • 1 балл – согласен в очень незначительной степени;
  • 2 балла – частично согласен;
  • 3 балла – в общем согласен;
  • 4 балла – почти полностью согласен;
  • 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

  • а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
  • б) стыд не дым, глаза не выест;
  • в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
  • г) что за честь, коли нечего есть.
  • а) не хлебом единым жив человек;
  • б) живется, у кого денежка ведется;
  • в) не в деньгах счастье;
  • г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
  • а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
  • б) где счастье плодится, там и зависть родится;
  • в) кто хорошо живет, тот долго живет;
  • г) жизнь прожить – не поле перейти.
  • а) бояться несчастья и счастья не видать;
  • б) людское счастье, что вода в бредне;
  • в) деньги – дело наживное;
  • г) голым родился, гол и умру.
  • а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
  • б) береженого Бог бережет;
  • в) на Бога надейся, а сам не плошай;
  • г) не зная броду, не суйся в воду.
  • а) всяк сам своего счастья кузнец;
  • б) бьется как рыба об лед;
  • в) хочу – половина могу;
  • г) лбом стены не прошибешь.
  • а) добрая слава лучше богатства;
  • б) уши выше лба не растут;
  • в) как проживешь, так и прослывешь;
  • г) выше головы не прыгнешь.
  • а) мир не без добрых людей;
  • б) на наш век дураков хватит;
  • в) люди – всё, а деньги – сор;
  • г) деньгам все повинуются.
  • а) что в людях живет, то и нас не минет;
  • б) живу как живется, а не как люди хотят;
  • в) от народа отстать – жертвою стать;
  • г) никто мне не указ.
  • а) всякий за себя отвечает;
  • б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
  • в) своя рубашка ближе к телу;
  • г) наше дело – сторона.
  • а) сам пропадай, а товарища выручай;
  • б) делай людям добро, да себе без беды;
  • в) жизнь дана на добрые дела;
  • г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
  • а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
  • б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
  • в) доброе братство лучше богатства;
  • г) черный день придет – приятели откажутся.
  • а) ученье – свет, неученье – тьма;
  • б) много будешь знать, скоро состаришься;
  • в) ученье лучше богатства;
  • г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
  • а) без труда нет добра;
  • б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
  • в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
  • г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
  • а) на что и законы писать, если их не исполнять;
  • б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
  • в) где тверд закон, там всяк умен;
  • г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

  • а, в – духовное отношение к жизни,
  • б, г – бездуховное отношение к жизни;
  • а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
  • б, г – материально благополучная жизнь;
  • а, в – счастливая, хорошая жизнь,
  • б, г – трудная, сложная жизнь;
  • а, в – оптимистическое отношение к жизни,
  • б, г – пессимистическое отношение к жизни;
  • а, в – решительное отношение к жизни,
  • б, г – осторожное отношение к жизни;
  • а, в – самоопределение в жизни,
  • б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
  • а, в – стремление к достижениям в жизни,
  • б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
  • а, в – хорошее отношение к людям,
  • б, г – плохое отношение к людям;
  • а, в – коллективистическое отношение к людям,
  • б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
  • а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
  • б, г – эгоистическое отношение к людям;
  • а, в – альтруистическое отношение к людям,
  • б, г – паритетное отношение к людям;
  • а, в – значимость дружбы,
  • б, г – незначимость дружбы;
  • а, в – значимость ученья,
  • б, г – незначимость ученья;
  • а, в – значимость труда,
  • б, г – незначимость труда;
  • а, в – значимость соблюдения законов,
  • б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

Суть опросника такова. Школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.
         Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у школьников. Условно можно  выделить четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности. 
Высокий 
уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.
Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистичес-кими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в школе.
Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

Опросный лист для учащихся
Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
О -  ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
-- сильное несогласие (конечно, нет)
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
28. Истинной религией может быть только одна религия.
29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
42.Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
43.Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
44.Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
45.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Обработка и интерпретация результатов:

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если «--», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги: баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности; от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности; от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.



Предварительный просмотр:

Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

         Т. о., являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и     не  является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны. 

    

14 лет (подростковый период)

Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание программы воспитания включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».

                    ВВД подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии « коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.

                    Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

                    Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.

                    Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и в проведении  воспитательной работы.

Тест

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам.

• Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
• Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
• Шумные детские игры переношу с трудом.
• Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.
• Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3.

• Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
• Меня раздражают любители поговорить.
• Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.
• Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
• Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.

• Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).
• Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
• Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.
• Есть тип юношей (девушек), который я не выношу.
• Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

• Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
• Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен.
• Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
• Мне неприятны самоуверенные люди.
• Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

Проверьте себя:есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

• Я имею привычку поучать окружающих.
• Невоспитанные люди возмущают меня.
• Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
• Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
• Я люблю командовать близкими.

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

• Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.
• Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.
• Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
• Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
• Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

• Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
• Меня часто упрекают в ворчливости.
• Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.
• Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
• Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь.

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

• Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
• Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
• Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
• Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
• Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.

Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

• Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
• Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
• Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
• Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.
• Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Обработка и интерпретация результатов теста

Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать – 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:

• руководители медицинских учреждений и подразделений – 40 баллов,
• медсестры – 43 балла,
• воспитатели – 31 балл.

Сравните свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Инструкция по проведению диагностики нравственной воспитанности учащихся 5 класса

Диагностику нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой необходимо провести, используя  диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных пок...

Диагностика нравственной самооценки

Данная анкета поможет классному руководителю провести диагностику нравственной самооценки учащихся....

Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ

В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся...

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика нравственной самооценки...

Практико-значимая работа "Диагностика направленности личности: ограничения и возможности".

Попытки выявить ценностные ориентации и направленность личности предпринимаются на протяжении веков, в последние сто лет – с помощью различных психодиагностических методик. Учитывая, что ценност...