Дополнительная общеобразовательная программа " Проектная мастерская Арт-модерн"
рабочая программа
Данный материал является программой для объединения дополнительного образования. Может быть полезен педагогам дополнительного образования в сфере ИЗО и дизайна.
Возраст обучающихся 15-18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ: | |||
методическим советом | И.о.директора МКОУ ДО «ЦДО» | |||
Протокол №9 от 24.05.2019г. | М.В.Бормотова | |||
Дополнительная общеобразовательная программа
«Проектная мастерская «Арт-модерн»
возраст обучающихся: 15 - 18 лет
срок реализации программы: 1 год
ФИО автора-составителя:
Первухина Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
г.п. Междуреченский
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 15-18 лет. Программа разработана и реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющей соответствующее высшее образование в сфере дизайна.
Дополнительная общеобразовательная программа «Проектная мастерская «Арт-модерн» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность образовательной программы художественно-эстетическая. Программа направлена на приобщение старших школьников к основам дизайна, художественного конструирования, развитие технологического мышления, графической и информационной культуры.
Сегодня общество испытывает потребность в развитии творческой личности. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность. Возросший интерес значительной части детей и подростков к художественному конструированию (дизайну), как способу эстетической организации окружающего пространства, приводит к необходимости совершенствования педагогических условий для творческого развития обучающихся, что обуславливает необходимость разработки данной программы.
Профессия «дизайнер» предполагает сочетание рациональной и эмоциональной сфер деятельности человека, проектирование определенной модели с учетом правил и закономерностей дизайна. На сегодняшний день для широкого применения в системе дополнительного образования по направлению «дизайн» нет программного обеспечения.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только познакомиться с различными направлениями дизайна, но и применить их при проектировании. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - воспитание проектного мышления. Программа дает возможность учащимся профессионально самоопределиться и остановить свой выбор на одном из направлений при дальнейшем обучении. В процессе обучения используются разнообразные художественные материалы, традиционные и специальные графические техники, применение которых призвано помочь учащимся более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность учащихся в области современного дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности. Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни, как: формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха); появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на решение актуальных для молодежи проблем профессионального самоопределения; поддержка художественно одаренных детей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает формировать у обучающихся особый стиль мышления (дизайнерское мышление), для которого характерно понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Содержание программы соответствует действующим образовательным программам и методикам среднего образования.
На занятиях осуществляется интеграция познавательной и созидательной творческой деятельности обучающихся. С этой целью, предлагаются практико-ориентированные технологии преподавания, которые опираются на принципы:
-формирование целостной картины мира;
-открытость в социокультурную среду;
-культурологическая и комплексная направленность;
-единство федерального культурно-образовательного пространства;
-приоритет общечеловеческих духовных ценностей;
-личностно ориентированные подходы к развитию у учащихся творческих интересов в разных сферах жизни;
-практическая направленность созидательной творческой деятельности учащихся.
Программа работает на основе гуманистических принципов, сложившихся в системе дополнительного образования, свободна от школьного, оценочного подхода к ребенку, создана для конкретного коллектива, максимально учитывающая сложившиеся особенности, возможности. В ней осуществляется дифференцированный подход к каждому, учитывающий особенности его интересов.
Цель программы: сформировать знания учащихся о мире дизайна, создать условия для развития технологического мышления, графической и информационной культуры, технических творческих возможностей, заложенных в ребёнке.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания, полученные на уроках изобразительного искусства, технологии и информатики, способствовать их систематизации;
- знакомить с направлениями дизайна;
- знакомить с основами знаний в области композиций, дизайна, цветоведения, формообразования;
- знакомить с основами конструирования и моделирования;
- формировать умения и навыки проектной деятельности по принципу инженерного проектирования;
- формировать умения и навыки работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами;
- знакомить с техническими терминами, использованием их в работе;
- создать условия для дальнейшей социальной адаптации в информационном обществе;
- создать предпосылки для успешной профессиональной и личной самореализации.
Развивающие:
- раскрыть креативные способности;
- подготовить к технологическому, художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
- развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
- развивать творческое воображение;
- развивать моторику руки, зрительную память, глазомер;
- развивать эмоциональную сферу, чувства, духовность;
- подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира;
- развивать стремление к самообразованию.
Воспитательные:
- формировать информационную и эстетическую культуру учащихся;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность;
- воспитывать толерантное отношение в группе.
Отличительные особенности программы
В отличие от существующих программ (например, В. С. Кузина, А. С. Близнюка, В. В. Сидоренко и др.), данная программа рассчитана на полный курс обучения детей основам дизайна в условиях объединения дополнительного образования и адаптирована для детей в возрасте от 15 до 18 лет.
В образовательных программах по изобразительному искусству проводится знакомство с дизайном и осуществляется во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте, но не в полном объеме, что дает возможность для поиска новых творческих идей, исследования современных эффективных методов и приемов работы с детьми в данном направлении. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - воспитание проектного мышления. При поступлении в высшие учебные заведения на специальность дизайн, абитуриенты подвергаются творческому экзамену по художественным дисциплинам - рисунку, живописи, композиции. Разумеется, художественные способности - необходимый критерий отбора будущих профессионалов в области дизайна, но также необходимо и наличие проектных способностей. Настоящая программа особенна и отлична от других программ тем, что разработана на основе требований высших и средне профессиональных учебных заведений, предъявляемых к практической подготовке абитуриентов.
Возраст обучающихся:
Возраст обучающихся: от 15 до 18 лет.
Срок реализации:
Продолжительность образовательного процесса по программе 1 год обучения. Программа рассчитана на 2 модуля: 1 модуль: сентябрь-декабрь, 2 модуль: январь –май.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 часов в год, 1 модуль- 96 час., 2 модуль -120 час., 6 часов в неделю; 24 часа в месяц.
Форма и режим занятий:
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебной группы проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).
Количество обучающихся в группе – 10 - 11 человек.
Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа. Один академический час равен 45 минутам. Между занятиями предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Ожидаемые результаты программы
и способы определения результативности
Личностные результаты:
- в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, черчение, художественное конструирование).
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности;
- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Формируемые умения и навыки учащихся:
- Пробы сил в каждом направлении дизайна.
- Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
- Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
- Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
- Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.
Получаемые учащимися знания:
- Виды и направления дизайна.
- История и развитие дизайна.
- Стили в дизайне.
- Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
- Проектная деятельность, проектная документация.
- История черчения.
- Правила оформления чертежей.
- Выполнение комплексных чертежей.
- Работа с компьютером. Охрана здоровья.
- Компьютерная программа MS Power Point.
- Компьютерная программа MS Word.
- Особенности оформления презентаций, художественных документов и художественных изображений.
Способы оценки результативности
- похвала;
- награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
- отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.
Формы подведения итогов
Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:
- Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
- Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
- входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
- промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
- итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).
(тестовые задания см. в приложении)
- Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
- Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, подводятся итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. При этом учитывается:
- возраст воспитанника;
- общественная значимость проектной работы;
- художественная ценность проектной работы;
- качество исполнения проектной работы;
- элементы творчества в работе, самостоятельность.
Так же в конце учебного года проводится отчётное массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором проходит презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята награждаются дипломами, грамотами, благодарностями.
- Конкурсы, фестивали. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
Теория | Практ. работа | Итого | ||
1 модуль | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Мир дизайна. | 1 | 1 | 2 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 2 |
4 | Основы композиции. | 2 | 6 | 8 |
5 | Основы цветоведения. | 2 | 6 | 8 |
6 | Графический дизайн и его направления. | 1 | 3 | 4 |
6.1 | Графический дизайн. Черчение. | 1 | 3 | 4 |
6.2 | Черчение. Инструменты, оборудование и материалы. Разновидности графических изображений. Правила оформления чертежей. | 1 | 1 | 2 |
6.2.1 | Нанесение размеров. Масштабы. Шрифты. | 1 | 1 | 2 |
6.2.2 | Проецирование на 3 плоскости проекции. | 1 | 1 | 2 |
6.2.3 | Аксонометрические проекции. | 1 | 3 | 4 |
6.2.4 | Технический рисунок. | 1 | 3 | 4 |
6.2.5 | Комплексный чертеж в системе прямоугольных проекций. | 1 | 1 | 2 |
6.2.6 | Эскизы. | 1 | 1 | 2 |
6.3 | Графический дизайн. Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК | 2 | 4 | 6 |
6.3.1 | Мультимедийные презентации в MS Power Point. | 2 | 4 | 6 |
6.3.2 | Проект «Мультимедийная презентация «Промышленный дизайн». | 2 | 4 | 6 |
6.3.3 | Проект «Мультимедийная презентация «Ландшафтный дизайн». | 2 | 4 | 6 |
6.3.4 | Проект «Мультимедийная презентация «Архитектура». | 2 | 4 | 6 |
6.3.5 | Проект «Поздравительная открытка». | 2 | 4 | 6 |
6.3.6 | Проект «Рекламный проспект». | 2 | 10 | 12 |
Всего: | 30 | 66 | 96 | |
2 модуль | ||||
7 | Дизайн среды. Дизайн интерьера | 2 | 10 | 12 |
7.1 | Из истории интерьеров. | 2 | 10 | 12 |
7.2 | Стили интерьера | 2 | 10 | 12 |
7.3 | Элементы интерьера. | 2 | 10 | 12 |
7.4 | Объекты декорирования. | 2 | 10 | 12 |
7.5 | Проект «Дизайн в интерьере». | 2 | 10 | 12 |
8 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 2 | 10 | 12 |
8.1 | Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Визаж и дизайн причёсок. | 2 | 10 | 12 |
8.2 | Проект «Сценический костюм и макияж». | 2 | 10 | 12 |
9 | Итоговое занятие. | 2 | 4 | 6 |
10 | Выставка работ | 2 | 4 | 6 |
Всего: | 22 | 98 | 120 | |
Итого: | 52 | 164 | 216 |
Содержание программы
1модуль
Раздел 1. Вводное занятие
Краткое содержание. Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении «Студия юного дизайнера».
Практическая работа:
- Анализ плана работы.
- Анализ правил внутреннего распорядка.
Объекты труда: Информационные материалы. Учебные и проектные работы.
Конечный результат ЗУН:
- знать правила поведения в учреждении, при проведении занятий;
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ.
Дидактический материал: ПК. Информационные материалы. Учебные и проектные работы.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел 2. Мир дизайна
Краткое содержание. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.
Практическая работа. Работа с тестом «Мир дизайна».
Объекты труда: Информационные материалы. Вводный тест «Мир дизайна».
Конечный результат ЗУН:
- знать направления дизайна;
- знать об истории развития направлений дизайна.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Вводный тест «Мир дизайна».
Форма подведения итогов: устный опрос, вводное тестирование.
Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ
.
Краткое содержание. Материалы, инструменты и оборудование для выполнения учебных и творческих работ.
Практическая работа. Техника безопасной работы циркулем, ножницами, клеем. Объекты труда: информационные материалы, Материалы: дерево, пластмасса, пенопласт, проволока, жесть, пластилин, гипс, бумага, картон, природный материал, акварельные краски, гуашь, лак и т. д. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, иглы. Инструкции по ТБ.
Конечный результат ЗУН:
- знать материалы, инструменты и оборудование для выполнения тренировочных и творческих работ;
- знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ.
Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация «Правила техники безопасности». Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Журнал по ТБ.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел 4. Основы композиции
Краткое содержание. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей. Симметричные формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и чередование элементов. Пропорции. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Решение композиционных задач. Варианты: составление натюрмортов
«Вкусные истории», «В мире цветов» и др.; выполнение аппликации «Мир насекомых», декоративной композиции «Ковер».
Объекты труда: Информационные материалы. Макеты фруктов, геометрические макеты, драпировка. Материалы: цветная бумага, картон, флористический материал, нитки, тонкая медная проволока. Инструменты: клей, ножницы, иголки.
Конечный результат ЗУН:
- знать законы композиции;
- уметь составлять гармоничные композиции.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации.
Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.
Раздел 5. Основы цветоведения
Краткое содержание. Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа.
- Соединение цветов с помощью цветового круга. Варианты: тренинг «Какого цвета не хватает?», составление натюрмортов «Геометрическая симфония», «Букет любимому учителю», выполнение аппликаций «Витраж», «Времена года», «Транспортный коллапс».
Объекты труда: Информационные материалы. Тематическая папка «Основы цветоведения» с карточками. Цветовой круг. Материалы: макеты геометрических тел, живые цветы, лоскуты ткани, цветной картон, цветная бумага, цветные нитки, макеты, муляжи фруктов. Инструменты: ножницы, иголки, клей.
Конечный результат ЗУН:
- знать цветовой круг;
- знать о законах соединения цветов;
- уметь пользоваться цветовым кругом;
- уметь составлять гармоничные композиции.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации, тематическая папка «Цветоведение», Цветовой круг.
Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.
Раздел 6. Графический дизайн
Краткое содержание. Графический дизайн и его направления.
Черчение. Графические способы выполнения и чтения изображений процессов, явлений, объектов. Информационные системы визуализации графической информации, применяемые в экономике, производстве, управлении, проектировании (техническом, художественном, архитектурном) и моделировании. Разновидности графических изображений. Инструменты и принадлежности чертёжника. Правила техники безопасной работы чертёжными инструментами. Правила оформления чертежей. Проецирование на 3 плоскости проекции. Анализ геометрической формы предмета. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Изометрическое проецирование. Фронтальное диметрическое проецирование. Технический рисунок. Эскизы. Элементы конструирования в черчении. Постановка задачи конструирования.
Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на персональном компьютере. Личная гигиена и здоровье учащегося. Излучение. Электрический разряд. Влажность. Сохранность технических средств. Программное и аппаратное обеспечение. Креативность (способность к творчеству).
Мультимедийные презентации в MS Power Point. Создание презентаций, отвечающих современным требованиям. Создание презентаций на основе профессионально оформленных шаблонов. Создание и использование собственных шаблонов. Использование в слайдах текста, рисунков, схем и диаграммам. Совместная работа PowerPoint с другими приложениями.
Применение эффектов смены слайдов и анимации. Использование интерактивных элементов управления и гиперссылок.
Медиа-проект «Промышленный дизайн». Понятие о промышленном (индустриальном) дизайне. Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды ит. д.) Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.
Медиа-проект «Ландшафтный дизайн». Направления ландшафтного дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа, террасы, дорожки, элементы озеленения. Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.
Медиа-проект «Архитектура». Основные виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура. Градостроительство.
Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.
Векторная графика в текстовом редакторе MS Word. Окно программы. Панель инструментов Рисование. Автофигуры. Панель инструментов Рисование. Объект WordArt. Заливка. Объем. Тень. Группировка. Тип линии. Тип штриха. Надпись. Техника создания и редактирования изображения.
Практическая работа:
- Выполнение графической работы «Чертёж плоской детали».
- Выполнение графической работы «3 вида детали».
- Выполнение графической работы «Построение 3-го вида по 2-м данным».
- Выполнение практической работы «Аксонометрические проекции
плоских фигур».
- Выполнение графической работы «Изометрическая проекция детали».
- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».
- Выполнение практической работы «Проекции точек».
- Выполнение графической работы «Комплексный чертёж детали».
- Выполнение графической работы «Эскиз детали».
- Выполнение графической работы «Конструирование детали».
- Выполнение медиа-проекта «Промышленный дизайн» в PowerPoint.
- Выполнение медиа-проекта «Архитектура» в Power Point.
- Выполнение медиа-проекта Ландшафтный дизайн» в Power Point.
- Выполнение проекта «Стенгазета» в MS Word.
- Выполнение проекта «Рекламный проспект» в MS Word.
- Выполнение проекта «Поздравительная открытка» в MS Word.
- Работа с тестом «Создание мультимедийных презентаций».
Объекты труда: ПК. Информационные материалы. Книги по графическому дизайну. Книги по черчению. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, аэрограф. Формат А 4, чертёжные инструменты. Учебник «Черчение». Макет. Карточки-задания.
Конечный результат ЗУН:
- знать направления графического дизайна, в том числе компьютерного;
- знать основные инструменты и материалы художника-графика;
- знать правила безопасной работы чертёжными инструментами;
- знать правила оформления чертежей;
- знать правила проецирования;
- знать правила построения 3 видов детали;
- знать правила построения аксонометрических проекций;
- знать правила выполнения технического рисунка;
- знать правила выполнения эскизов;
- уметь подготовить и пользоваться чертёжными инструментами;
уметь анализировать геометрическую форму предмета;
- уметь чертить 3 вида детали;
- уметь выполнить аксонометрические проекции;
- уметь выполнить технический рисунок;
- уметь выполнить эскиз детали;
- уметь выполнить конструирование детали;
- знать возможности MS Power Point;
- знать возможности MS Word;
- уметь выполнить мультимедийные презентации в MS Power Point;
- уметь выполнить художественные документы и художественные изображения в MS Word.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по графическому дизайну, черчению. Тест «Создание мультимедийных презентаций».
Формы подведения итогов: устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.
2 модуль:
Раздел 7. Дизайн интерьера
Краткое содержание. Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Особенности интерьера жилого и общественного помещения. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Картины и панно в декорировании помещений. Выбор рамы и паспарту. Правила галереи. Фитодизайн. Роль комнатных растений. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Анализ стилей в интерьере.
- Изготовление элементов декора интерьера. Варианты: панно, рамка для фотографии, кашпо, ваза для цветов, декоративное дерево, элемент декора для оформления школьного праздника…
- Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: интерьер гостиной, школьного холла, оформление сцены к школьному празднику…
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по дизайну. Материалы: ткань, лоскуты, вторичный материал, ленты, тесьма, нитки, альбом для рисования, ваза для цветов, кашпо и др. Инструменты: карандаши, кисти, гуашь, акварель, иглы, ножницы, клей и др.
Конечный результат ЗУН:
- знать историю развития дизайна интерьера;
- знать правила дизайна интерьеров в зависимости от предназначения помещения, стиля;
- знать национальные традиции дизайна интерьеров;
- знать элементы интерьера как объекты декорирования;
- знать этапы выполнения дизайна интерьера;
- уметь выполнить декорирование элемента интерьера;
- уметь выполнить эскиз дизайна интерьера.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, Информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну интерьеров.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 8. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека
Краткое содержание. Имидж человека и его составляющие.
Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Влияние исторических эпох и событий на стиль. Визаж и дизайн причёсок. Из истории косметики. Из истории причёски. Парикмахерское искусство. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Этапы конструирования и моделирования одежды, обуви и аксессуаров. Техническое моделирование. Силуэт. Конструктивные особенности одежды: модель, фасон, покрой. Фасонные, конструктивные, декоративные линии. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Анализ стилей в одежде.
- Обзор творчества знаменитых кутюрье и визажистов.
- Выполнение тренировочных упражнений по созданию имиджа.
- Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Золушка, Шахерезада…
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по дизайну. Материалы: альбом для рисования, тушь, гуашь, акварель, ткань, косметика и т. д.. Инструменты: карандаш, кисти, перо, ножницы, булавки, иглы и т. д.
Конечный результат ЗУН:
- знать направления и стили дизайна, связанные с внешним обликом человека;
- знать основы, этапы дизайна, связанные с внешним обликом человека;
- знать виды представления проектов, связанных с внешним обликом человека;
- уметь выполнить эскиз сценического костюма;
- уметь изготовить сценический костюм;
- уметь формировать коллективный банк идей;
- уметь выполнить коллективную проектную работу.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Краткое содержание. Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.
Практическая работа:
- Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Работа с тестом «Мир дизайна».
Конечный результат ЗУН:
- знать критерии оценки проектных работ.
- знать направления дизайна;
- знать об истории развития направлений дизайна.
Объекты труда: Проектные работы. Итоговый тест «Мир дизайна».
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийная презентация. Итоговый тест «Мир дизайна».
Форма подведения итогов: Устный опрос, отбор лучших проектных работ. Итоговое тестирование.
Раздел 10. Выставка работ.
Краткое содержание. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.
Практическая работа:
- Оформление выставки.
- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.
Конечный результат ЗУН:
- знать критерии оценки проектных работ.
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: праздник, выставка.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Выставка проектных работ.
Форма подведения итогов: Поощрение: награждение самых активных ребят дипломами, грамотами, благодарностями
Календарно-учебный график
6час/нед-216час. Год
№п/п | месяц | число | Форма занятия | Кол-во час | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||
1 модуль | |||||||||
1 | сентябрь | 1 неделя | фронтальная, групповая | 2 | Вводное занятие | Кабинет «Студия дизайна» | устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ. | ||
2 | 2 | Мир дизайна | |||||||
3 | 2 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | |||||||
4 | 2 неделя | 6 | Основы композиции. | ||||||
3 неделя | 2 | ||||||||
5 | 4 | Основы цветоведения. | |||||||
4 неделя | 4 | ||||||||
6 | 2 | Графический дизайн и его направления. | |||||||
октябрь | 1 неделя | 2 | |||||||
6.1 | 4 | Графический дизайн. Черчение. | |||||||
6.2. | 2 неделя | 2 | Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника. Разновидности графических изображений. Правила оформления чертежей. | ||||||
6.2.1 | 2 | Нанесение размеров. Масштабы. Шрифты. | |||||||
6.2.2 | 2 | Проецирование на 3 плоскости проекции. | |||||||
6.2.3 | 3 неделя | 4 | Аксонометрические проекции. | ||||||
6.2.4 | 2 | Технический рисунок. | |||||||
4 неделя | 2 | ||||||||
6.2.5 | 2 | Комплексный чертеж в системе прямоугольных проекций. | |||||||
6.2.6 | 2 | Эскизы. | |||||||
6.3 | ноябрь | 1 неделя | 6 | Графический дизайн. Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК | |||||
6.3.1 | 2 неделя | 6 | Мультимедийные презентации в MS PowerPoint. | ||||||
6.3.2 | 3 неделя | 6 | Проект «Мультимедийная презентация «Промышленный дизайн». | ||||||
6.3.3 | 4 неделя | 6 | Проект «Мультимедийная презентация «Ландшафтный дизайн». | ||||||
6.3.4 | декабрь | 1 неделя | 6 | Проект «Мультимедийная презентация «Архитектура». | |||||
6.3.5 | 2 неделя | 6 | Проект «Поздравительная открытка». | ||||||
6.3.6 | 3 неделя | 6 | Проект «Рекламный проспект». | ||||||
4 неделя | |||||||||
6 | |||||||||
Итого: | 96 | ||||||||
2 модуль | |||||||||
7 | январь | 1,2 неделя | фронтальная, групповая | 12 | Дизайн среды. Дизайн интерьера | Кабинет «Студия дизайна» | устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ. | ||
7.1 | 3,4 неделя | 12 | Из истории интерьеров. | ||||||
7.2 | февраль | 1,2 неделя | 12 | Стили интерьера | |||||
7.3 | 3,4 неделя | 12 | Элементы интерьера. | ||||||
7.4 | март | 1,2 неделя | 12 | Объекты декорирования. | |||||
7.5 | 3,4 неделя | 12 | Проект «Дизайн в интерьере». | ||||||
8 | апрель | 1,2 неделя | 12 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | |||||
8.1 | 3,4 неделя | 12 | Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Визаж и дизайн причёсок. | ||||||
8.2 | май | 1,2 неделя | 12 | Проект «Сценический костюм и макияж». | |||||
9 | 3,4 неделя | 12 | Итоговое занятие. Выставка работ | ||||||
Всего: | 120 | ||||||||
Итого: | 216 |
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Приёмы обучения:
- демонстрация эффективного опыта;
- объяснение опыта;
- ответ на поставленный вопрос.
Методы обучения:
1. По источнику передач и восприятию информации:
а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;
б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;
в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;
г) проверка результатов обучения:
- в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
- в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.
2. По дидактическим задачам:
а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;
б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
в) применяются знания через выполнение проектной работы;
г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.
3. По характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;
б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;
в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);
г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования.
Формы обучения: учебное занятие.
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж. Сопровождение - показ дидактического материала и приёмов работы.
Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, в том числе мультимедийных, которые позволяют широко использовать их в образовательном процессе:
- создание презентаций по темам;
- использование в работе фотографий;
- создание портфолио, обучающихся;
-использование в обучении различных графических редакторов;
- создание электронного каталога работ, обучающихся;
- создание методической копилки разработок занятий, дидактического материала.
- использование Интернет – технологий (использование в работе профильных сайтов, участие в Интернет-конкурсах).
Условия реализации программы:
- современная наглядно-предметная основа;
- достаточное время для практической, индивидуальной и коллективной работы;
- соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- контроль и самоконтроль на всех этапах деятельности;
- планирование каждого этапа деятельности, творческая самостоятельность;
- набор нормативно-правовых документов, наличие утвержденной программы;
- методические разработки по блокам программы, планы-конспекты, специальная литература, презентации, видео, аудио, фильмы, каталог публикаций;
- необходимый контингент обучающихся;
- соответствующее требованиям расписание занятий;
- сетевое взаимодействие, связь с общественностью, школами, детскими садами, библиотекой, домами культуры, православным приходом и т.д.;
- современная материальная база.
Перечень дидактического материала
- Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
- Иллюстрации – 300 шт.(по темам программы)
- Репродукции – 200 шт. (по темам программы)
- Тематические таблицы – 32 шт.
- Специализированная литература – 80 экз.
- Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
- Тесты, опросники – 43 шт.
- Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
- Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
- Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
- Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
- Дидактические и развивающие игры – 15шт.
- Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.
Перечень оборудования и технического материала
- Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
- Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
- Мольберты – 15 шт.
- Столы – 6 шт.
- Стулья – 25 шт.
- Табуреты – 10 шт.
- Багетные рамы – 60 шт.
- Музыкальный центр – 1 шт.
- Компьютеры– 5 шт.
- Аудио, DVD, CD диски с записями.
- Магнитная доска – 1 шт.
- Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
- Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
- Гипсовые розетки – 6 шт.
- Гипсовые части лица – 6 шт.
- Гипсовые головы – 4 шт.
- Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
- Гербарий – 3 шт.
- Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
- Ткань для драпировок различная – 35 шт.
- Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;
гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)
Список литературы
Для педагога:
- Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Волкотруб И. Т. . Художественное конструирование. – Киев: Высшая школа. 2012.
- Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017.
- Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2016
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2012.
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2010 год
- Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 2015.
- Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 2014.
- Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2010.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 2018
- Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 2018.
- Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
- Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2013.
Для учащихся:
- Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
- Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2010.
- Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 2011.
- Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 2012.
- Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2013.
- Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013.
- Муханова И.Ю, Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2012.-160с.
- Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2014.
- Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айрис-пресс.2016.
- Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2014.
- Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-796754-1465464005.png)
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-191370-1629803714.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская»
Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-345523-1414519778.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Проектная мастерская Арт-модерн"
Даннная программа является нормативным документом обрзовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с обучающимися 15-18 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-345523-1414519778.jpg)
Взаимодействие с родителями при реализации дополнительных общеобразовательных программ "Студия юного дизайнера", "Проектная мастерская Арт-Модерн"
В данном материале рассаматривается вопрос как установить доверительные отношения педагога и родителей воспитанников.Даются основные характеристики различных форм работы с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-345523-1414519778.jpg)
Формы и методы контроля по освоению образовательных программ "Студия юного дизайнера" и "Проектная мастерская Арт-модерн"
Данный материал содержит информацию о формах и методах контроля освоения дополнительных образовательных программ.Также здесь приведены вопросы для итогового тестирования обучающихся по программам &quo...
Дополнительная общеобразовательная программа "Сувенирная мастерская""
Дополнительная общеобразовательная программа "Сувенирна мастерская"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1459499-1676859250.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"...