Взаимодействие с родителями при реализации дополнительных общеобразовательных программ "Студия юного дизайнера", "Проектная мастерская Арт-Модерн"
консультация

Первухина Елена Юрьевна

В данном материале рассаматривается вопрос как установить доверительные отношения педагога и родителей воспитанников.

Даются основные характеристики различных форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

при реализации общеобразовательных дополнительных программ

«Студия юного дизайнера»

«Проектная мастерская Арт-Модерн»

Педагог дополнительного образования Е.Ю. Первухина

При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Результаты диагностического отслеживания и тестирования доводятся до сведения родителей на каждом этапе в развернутом виде. Педагогу необходимо заручиться родительской поддержкой, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.

Работе с родителями уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель педагога.

Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую  поддержку работы объединения.

Специфика организации дополнительного образования позволяет использовать широкие практические возможности взаимодействия с семьями учащихся, как традиционные (собрания, лекции, консультации), так и инновационные (интерактивные), причем приоритет отдается современным формам.

Особенности активных методов связаны с включением диалога и полилога, наличием обратной связи, самостоятельной формулировкой запросов со стороны родителей. Понятие «интерактивные методы» методы взаимодействия участников между собой (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).

К интерактивным методам относятся: работа в мини-группах, ролевые игры, «мозговой штурм», имитационная игра, дискуссия и др.

Преимущества интерактивных методов в том, что они:

  • Ставят родителей в активную позицию;
  • Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
  • Проясняют родительские ожидания, представления;
  • Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является семинар-практикум. Данная форма проведения позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Эта форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в этот процесс.

Планируя родительское собрание, заранее обсуждается выбор тематики, с помощью анкетирования или беседы. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции, поэтому оптимальным решением являются мини-лекции со слайдовой презентацией и практической части в виде игр, упражнений, заданий, помогающих понять и усвоить главную тему встречи.

Интересной формой работы являются совместные занятия для родителей и детей в форме игры с элементами тренинга. Одна из основных задач этих занятий - показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них проблемы, рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать о проблемах ребенка родителю.

Не менее важны эти занятия для детей, т.к. позволяют ребенку увидеть родителей без привычной родительской роли, более того - в непривычной творческой позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Необходимым условием является создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения, сплочение группы, что можно сделать с помощью специальных упражнений и игр. Первые задания имеет смысл делать не игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаги варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых, быстрее включить их в игру и поднять настроение участников.

Важную роль играют не только сами упражнения, но и обсуждение после их выполнения, что способствует рефлексии своих чувств и поведения участниками встречи.

В конце занятия необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности, сформировать потребность к подобному взаимодействию.

Таким образом, активные и интерактивные методы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с семьей и укрепить детско-родительские отношения в семье, создать условия для формирования партнерских отношений между родителями и детьми, учат принятию совместных решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа " Проектная мастерская Арт-модерн"

Данный материал является программой для объединения дополнительного образования. Может быть полезен педагогам дополнительного образования в сфере ИЗО и дизайна.Возраст обучающихся 15-18 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Проектная мастерская Арт-модерн"

Даннная программа является нормативным документом обрзовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с обучающимися 15-18 лет....

Формы и методы контроля по освоению образовательных программ "Студия юного дизайнера" и "Проектная мастерская Арт-модерн"

Данный материал содержит информацию о формах и методах контроля освоения дополнительных образовательных программ.Также здесь приведены вопросы для итогового тестирования обучающихся по программам &quo...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....