Дополнительная общеобразовательная программа "Сувенирная мастерская""
учебно-методический материал

Дополнительная общеобразовательная программа "Сувенирна мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_suvenirnaya_masterskaya.docx211.98 КБ

Предварительный просмотр:

D:\атест 21\Головских А.А\Титульный лист программа Сувенирная Мастерская.jpg

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Сувенирная мастерская»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенирная мастерская» ориентирована на приобщение детей к художественному творчеству, на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков. 

        По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной, направлена на дифференцированный, индивидуальный и разноуровневый подход. Программа построена по принципу «от простого к сложному», соответственно каждый модуль обучения имеет свои цели и задачи.

Цель программы: Приобщение к декоративно прикладному творчеству через изготовление художественных изделий из различных материалов.

        В основе программы лежит технология дифференцированного обучения, которая представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника, а результатом является освоение обучающимися системы знаний, умений и навыков, развитие их познавательных способностей, обладание опытом профессиональной и творческой деятельности.

Условия приёма детей в объединение: -прием в объединение осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей. Специальных требований при наборе детей не предъявляется;

-набор в объединение осуществляется на основании заявления от родителей;

-добор детей в объединение производится в течение года;

Программа «Сувенирная мастерская» рассчитана на 1 модуль,

Занятия групповые, разновозрастные  длятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа, либо 2 раза в неделю по 3 учебных часа состав группы – 8 – 11 человек.

Программа предполагает следующий принцип организации обучения:

Модуль «Мир творчества»  (сентябрь – май)  3 группы – каждая по 6 часов, состав группы 11 человек. Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, 7 -18 лет

Программа предусматривает знакомство обучающихся с традиционными и современными  способами обработки различных материалов, национальными орнаментами Русского народа и народа Ханты и Манси. Обработка материала  как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет воспитанникам унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций. Применении новых технологий декоративно-прикладного творчества, освоении технологии работы с новым современными материалами,  разработке и применении методического и дидактического материала, способствующего успешному освоению программы. В течение всего периода обучения ведётся работа в фондах музея, знакомство с работами народных мастеров, знакомство с историческими сведениями в области декоративно прикладного искусства. Анализ литературы. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах: в течение всего периода обучения. Учащиеся представляют свои работы на выставках районного и местного масштаба. Демонстрируют своё мастерство на ярмарках продажи, выставках и конкурсах. Сегодня изделия и сувениры пользуются особой любовью, спросом, как у жителей нашего округа, так и у гостей и туристов.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………..…………………………………………...5
  2. Цели и задачи программы………………………………………………………6
  3. Учебно - тематическое планирование обучения……………………………..12
  4. Календарно-учебный график…………………………………………………..14
  5. Предполагаемый результат…………………………………………………….19
  6. Содержание программы………………………………………………………..20
  7. Перечень учебно-методического обеспечения……………………………….23
  8. Условия реализации образовательной программы…………………………..24
  9. Литература для педагога……………………………………………………….27
  10. Литература для обучающихся………………………………………………....28

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа  «Сувенирная мастерская»

2

Направленность

Художественная

3

Организация-исполнитель

МБОУ ДО «ЦДО»

4

Адрес организации – исполнителя

телефон, факс

ХМАО-Югра

Тюменская область  Кондинский район

г.п. Междуреченский,  ул. Волгоградская д.11

(34677) 41-9-73

5

Автор-составитель программы, должность

Головских Анжелика Анатольевна, педагог дополнительного образования

6

Год разработки

2021

7

Целевые группы

От 1 до 3-х групп

8

Возраст обучающихся

7-18 лет

9

Цель программы

Приобщение к декоративно прикладному творчеству через изготовление художественных изделий из различных материалов.

10

Форма обучения

Очная. С использованием дистанционных, электронных технологий.

11

Срок реализации

1 год

12

Количество часов

 648 часов

13

Вид программы

Модифицированная

14

Уровень реализации

Дополнительное образование

15

Уровень освоения

Общекультурный

16

Способ освоения содержания

Репродуктивный, творческий, креативный

17

Краткое содержание программы

Программа способствует развитию творческой личности, через изучение и практическое освоение навыков и приёмов работы с  разными материалами.  Направлена на формирование моделирования с элементами художественного конструирования, реализация способностей учащихся, удовлетворения их интереса и потребностей, развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера, сувенирной продукции, украшений своими руками.

18

Предполагаемые результаты

-знать историю сувенира и народной игрушки;

-знать историю возникновения и развития сувенира в декоративно-прикладном творчестве.

-познакомиться с историческими  сведениями в области декоративно прикладного искусства;

-учащиеся получают практические умения, навыки по профессиям дизайнер, флорист, аранжировщик, художник;

-повышается интерес воспитанников к данным профессиям, желание освоить тонкости профессий;

19

Данные об утверждении программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Студия декора» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

-Концепции развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

- Концепции развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года;

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
№196 от 09.11.2018 (пункт 11 стр 5); 

-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242;

 -Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования №197 от 23.07.2018 (пункт 8 стр 13-14);

-Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре №1142 от 20.08.2018  (пункт 75 подп. 3, 4, 5 стр 23)

 -«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 (далее – Сан Пин);

-Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (МКОУ ДО «ЦДО»).

Обучение по данной программе ведет педагог высшей квалификационной категории, педагогическое образование ГОУ СПО Профессионально-педагогический колледж г. Екатеринбурга, 2004 год, - учитель технологии со специализацией в области декоративно-прикладного искусства).

В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. В эпоху технического прогресса особенно необходимо приобщение детей к этнической культуре своего народа. Изучение народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств, приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.

Актуальность программы: В наш век высоких технологий, в быстротечности времени, мы не уделяем должного внимания своим традициям, наследию. Данная программа построена на обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально – культурных функций, что является важнейшей идейно – нравственной задачей культурно – образовательной политики государства.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с традиционными и современными  способами обработки различныхматериалов, национальными орнаментами Русского народа и народа Ханты и Манси. Обработка материала  как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет воспитанникам унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций. Сегодня изделия и сувениры пользуются особой любовью, спросом, как у жителей нашего округа, так и у гостей и туристов.

Педагогическая целесообразность программы

Заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникативных, разносторонне развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.

Интегрированность данной программы базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, декоративно прикладного творчества, трудового обучения в школе, реализует их связь с мировой художественной литературой, историей.

Основная идея программы: Создание условий, способствующих развитию творческой личности, через изучение и практическое освоение навыков и приёмов работы с различными материалами.

Цель программы: Приобщение к декоративно прикладному творчеству через изготовление художественных изделий из различных материалов.

Программой предусматривается решение следующих задач:

Образовательные:

-освоение учащимися специальных знаний–изучение основ композиции и цветовой гармонии, значения распространенных художественных понятий и терминов, знакомство с историей берестяного промысла, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций;

-приобретение прикладных знаний, а также умений и навыков, необходимых для творческого процесса;

-познакомить с различными художественными  материалами и техниками декоративной деятельности;

-изучение опыта народных мастеров, истории народного творчества, культуры родного края, обучение учащихся мастерству;

-привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и культуре малой родины.

-знакомство с историей, как частью национального наследия.

Развивающие:

-развивать индивидуальные творческие способности детей;

-развитие навыков исследования истоков северных ремёсел;

-способствовать развитию мелкой моторики;

-развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности.

Воспитательные:

-воспитывать коммуникативные навыки через знакомство с культурным прошлым, формировать чувство патриотизма и национальной гордости;

-воспитание экологической культуры в процессе обучения;

-формировать у воспитанника способности к самореализации;

-стимулировать его творческую и познавательную активность;

-подготовку  детей к поступлению в образовательные учреждения.

Отличия от других программ: является ее тематика, связанная с культурой родного края, а именно Кондинского района и ХМАО - Югры. Включение в программу регионального компонента способствует формированию у детей уважительного отношения к культурному наследию, включает в себя новые технологии наряду с традиционными способами предусматривает нетрадиционный творческий подход к обработке различного материала и изготовлению изделий из них. Поэтому задача педагога– показать воспитанникам не только красоту народного декоративно–прикладного искусства, но и его значимость в современной жизни. Народное творчество, развиваясь в новых общественных условиях, не застыло в старых формах. Старинные узоры подчиняются современной форме и назначению изделий, воплощаются в новых ритмах, пропорциях, колорите, как в традиционный орнамент вводятся новые мотивы, придавая ему новое содержание.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, 7 -18 лет. В зависимости от возраста, можно выделить их основные психологические особенности:

ДЕТИ 7-8 лет - им свойственна подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

ДЕТИ 9-10 лет - Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.

МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ 11-12 лет - Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

ПОДРОСТКИ 13-15 лет - Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряжённее их жизнь, тем более она им нравится.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 16-18 лет - Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремленность в будущее, построение жизненных планов.

Учебно-познавательная компетентность.

Программой предусмотрено формирование ключевых компетенций учащихся.

Учащиеся учатся ставить и решать поставленные цели и задачи.

Познавательная компетентность предполагает не только наличие знаний, их прочность и глубину, но и степень сформированности умений инавыков, необходимых для дальнейшего освоения программы: выполнения аппликациис использованием лекал, изготовления игрушек - сувениров. Выполнение работ формирует продуктивное познание, которое предполагает умениесамостоятельно переносить знания из одной области познания в другую, находить новые решения. Выполнение коллективных творческих работ, участие в конкурсах, способствует формированию коммуникативной компетенции. Учащиеся поддерживают иустанавливают необходимые контакты со сверстниками, приобретают навыки работы вгруппе: учатся взаимодействию с окружающими, учатся решать возникшие конфликты,выбирают способ общения с товарищами; овладевают различными социальными ролями вколлективе.

Здоровьесберегающий компонент программы:

-выстраивать учебный процесс, способствующий укреплению, а также совершенствованию здоровья детей;

-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, гигиеническими требованиями);

-духовно нравственное благополучие;

-положительные эмоции.

Классификация программы:

Образовательная программа «Сувенирная мастерская» реализуется в МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» и рассчитана на детей 7-18 лет проявляющих интерес к декоративно прикладному искусству.

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа модифицированная - разработана на основе программ педагогов работающих в сфере дополнительного образования декоративно прикладного искусства и собственным опытом педагога.

В основе программы лежит технология дифференцированного обучения, которая представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника, а результатом является освоение обучающимися системы знаний, умений и навыков, развитие их познавательных способностей, обладание опытом профессиональной и творческой деятельности. Дифференцированное обучение предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их условное распределение по типологическим группам и особую организацию этих групп с учетом выделенных особенностей. Кроме данной технологии в работе используются современные инновационные технологии, такие как – здоровьесберегающие и мультимедиа. В  настоящее время согласно Концепции развития дополнительного образования детей в ХМАО - Югре до 2020 года, работа по выявлению и поддержке, развитию  одарённых детей, является одним из приоритетных направлений, в связи с этим,   предполагаются занятия по индивидуальному образовательному маршруту.

Условия приёма детей в объединение:

-прием в объединение осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей. Специальных требований при наборе детей не предъявляется;

-набор детей производится 1 сентября нового учебного года;

-набор в объединение осуществляется на основании заявления от родителей;

-добор детей в объединение производится в течение года;

Программа «Сувенирная мастерская» рассчитана на 1 модуль,

Занятия групповые, разновозрастные  длятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа, либо 2 раза в неделю по 3 учебных часа состав группы – 8 – 11 человек.

Программа предполагает следующий принцип организации обучения:

Модуль «Мир творчества»  (сентябрь – май)  3 группы – каждая по 6 часов, состав группы 11 человек. Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, 7 -18 лет

Данная программа направлена на дифференцированный, индивидуальный и разноуровневый подход. Программа построена по принципу «от простого к сложному», соответственно каждый модуль обучения имеет свои цели и задачи.

Новизна программы – в данную программу включён раздел – «Основы компьютерной грамотности и культуры», который позволяет расширить рамки творческого процесса и самостоятельной деятельности воспитанников, (аналогов в программах по декоративно – прикладному творчеству не встречалось).

Применении новых технологий декоративно-прикладного творчества, освоении технологии работы с новым современными материалами,  разработке и применении методического и дидактического материала, способствующего успешному освоению программы.

Основной принцип обучения-форма занятий групповая, индивидуальная, разновозрастная,  режим занятий: 3 раза в неделю по 2 учебных часа, либо 2 раза в неделю по 3 учебных часа.

-так же предусматривается очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий через различные ресурсы: личный сайт педагога в ВК, мессенджеры  Viber, WhatsApp, и другие интернет ресурсы.

Требования к режиму деятельности:

1.режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение;

2.расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учётом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательному учебному процессу детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

2.1.начало занятий не ранее 8.00ч., окончание не позднее 20.00ч.;

Программа «Сувенирная мастерская» выстраивается на основе следующих педагогических принципах работы:

-принцип от простого к сложному;

-принцип сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

-принцип наглядности путём использования видеофильмов, старинных образцов, фотографий, схем;

-принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию);

-принцип опоры на интерес;

-принцип природосообразности (методы и средства, обучающихся должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка);

-профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения;

-принцип научности – в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности;

-принцип ориентации на достижение успеха (создаю условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха).

В основу разработки программы «Сувенирная мастерская» положена технология, ориентированная на формирование общекультурных компетенций обучающихся –технология дифференцированного обучения. Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует  их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.        

Как дополнительные компоненты - технология индивидуального обучения, личностно-ориентированная технология.

Технология индивидуального обучения (адаптивная): такая технология обучения, при которой педагог при обучении взаимодействует лишь с одним ребенком (Инге Унт, В.Д. Шадриков).

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны воспитанника. Все это позволяет воспитаннику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В работе также используются элементы «Компьютерных технологий обучения». Мультимедийные образовательные игры помогают закреплять полученные знания и определять в игровой форме качество освоения воспитанниками пройденного материала (сюда же относится использование видео фильмов, поиск берестяных поделок, обмен информацией, программа PowerPoint с помощью которой готовятся презентации иллюстративного и информационного материала).

Здоровьесберегающие технологии–системно организованная совокупность приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Выход на природу для сбора природного материала.

Программа предполагает различные способы отслеживания и контроля результатов

Цель: Проверить эффективность работы по программе «Сувенирная мастерская»

Задачи:

-пробудить учащихся к самосовершенствованию;

-воспитывать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

В связи с поставленными задачами контроль осуществляется по двум направлениям:

-индивидуальное развитие личности;

-качество усвоения программы.

В качестве диагностики используется следующие виды контроля:

-устный опрос;

-контрольные работы (срезовая работа);

-тестирование;

-участие в выставках, конкурсах;

-самоконтроль и контроль.

В качестве диагностики результативности используется:

-персональные выставки,  на которой представлены лучшие работы обучающихся;

-выставка по итогам года, на которой определяется полнота реализации образовательной программы;

-выставка-конкурс -  отчет, процесс самопознания, который необходим каждому ребенку.

-собеседование – выявление интересов и творческого уровня ребёнка;

-итоговое занятие – подведение итогов в конце учебного года, с демонстрацией выставочных работ.

Модель выпускника:

Воспитанник, прошедший полный курс обучения по программе «Сувенирная мастерская» должен обладать следующими компетенциями:

Личностные:

-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

-способствоватьовладениюосновнымиспособамимыслительнойдеятельностиучащихся

(учитьанализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать исистематизировать, ставить и разрешать проблемы);

-готовностьиспособностьксаморазвитиюсамообразованию на основе мотивации к бучению ипознанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование осознанного, уважительного доброжелательного отношения к другому человеку, егомнению, готовности и способности вести диалог с другимилюдьми и достигать в нём взаимопонимания;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со слушателями старшего и младшего возраста в процессе образовательной деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

-способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Метапредметные:

-умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, осознанно выбирать наиболее эффективные способырешения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебнойзадачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора вучебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания

и критерии для классификации, строить логичные рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)и делать выводы;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и слушателями;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Предметные: (образовательные)

-умеют планировать технологический процесс;

-умеют сделать правильный подбор материалов сучетом выбранного изделия и технологии выполнения;

-выявление допущенных ошибок в процессе труда иобоснование способов их исправления;

-способность формированию навыков по составлению содержания, оформлению и выполнению творческого проекта по окончанию курса;

-овладение методами учебно-исследовательской ипроектной деятельности;

-овладение решения творческих задач и эстетического оформления изделий;

-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

-формирование представлений о мире профессий,связанных с изучаемыми технологиями;

-умение анализировать и обобщать;

-умение осуществлять поиск информации;

-умение рассуждать, аргументировать, высказыватьсобственную оценку.

По окончании обучения воспитанник получает удостоверение МКОУ ДО «Центр дополнительного образования»

Учебно - тематическое планирование

 «Мир творчества» (сентябрь- май)

Цель: Приобщение детей к традиционным способам обработки различных материалов (джут, природный материал, полимерная глина, мешковина, картон, береста, фоамиран и.д.)  через знакомство с основами деятельности, формирование первичных навыков и устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Задачи:

Образовательная:

-обучение основным теоретическим сведениям декоративно-прикладного искусства;

-обучение простым видам плетения и применение их на практике;

-обучение технологии заготовки, обработки, хранения материала;

-обучение основам композиции;

-обучение технике безопасности;

-обучение владению инструментом.

Развивающая:

-развитие моторики пальцев рук;

-развитие фантазии и художественного вкуса;

-развитие пространственного мышления.

Воспитательная:

-воспитание бережного отношения к природе;

-воспитание культуры общения подростков;

-совершенствование полученными  умениями и навыками изготовления изделий разными способами;

-совершенствование полученными навыками изготовления изделий при декорировании изделий;

-изготавливают самостоятельно украшения, сувениры;

-уметь составлять схемы, эскизы и наглядные пособия;

-изготавливать изделия по собственному замыслу;

-создание творческих проектов;

-участвовать в конкурсах, выставках, ярмарках;

-участвуют во всех творческих мероприятиях.

В процессе обучения- происходит общее знакомство учащихся с основными способами обработки материалов и о правилах безопасной организации труда, формирование первичных навыков и умений, устойчивого интереса. Работа с различным материалом: джут, природный материал, полимерная глина, мешковина, картон, береста, фоамиран и.д. Знакомство с новым материалом, его свойствами и возможностями.  Учащиеся приобретают знания по основным разделам;

Содержание

Кол-во часов по теме

общее кол-во часов по разделу

I-II-III

группа

I-II-III

группа

Т

П

Вводное занятие

1

1

История сувенира. История сувенирной игрушки

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

1

2

Бижутерия своими руками

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

3

Знакомство с техникой скрапбукинг

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

4

Бонбоньерка

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

5

Орнаменты

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

6

Куклы. Технология изготовления кукол

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

7

Декорирование предметов быта декоративными цветами. Цветы, цветочная флористика

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

8

Моделирование и конструирование объёмных изделий

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

9

Филигранная береста

24

2

20

Основы компьютерной грамотности и культуры

2

Итого на одну группу

216

19

197

Итого

648

57

591

КАЛЕНДАРНО -  УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 «Мир творчества»

( сентябрь- май)

N п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

1 неделя

2 неделя

фронтальная, групповая

6

История сувенира. История сувенирной игрушки.

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

6

-изготовление сувенирной игрушки.

Практическая работа.

сентябрь

3 неделя

4 неделя

фронтальная, групповая

6

-игрушки по образцу на основе простых форм;

Практическая работа

6

-игрушка (сами рисуют) беседа о любимых героях мультфильмов, вспоминаем басни, сказки и т.д. Рисуем существующих или не существующих зверей. Делаем из рисунка схему. Подбираем материал. Изготавливаем игрушку.

-Основы компьютерной грамотности и культуры

-воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах).

Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

Практическая работа

2

октябрь

1неделя

2 неделя

фронтальная, групповая

6

Бижутерия своими руками

-нагрудные украшения и т.д.

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

6

-заколки для волос

Практическая работа

октябрь

3неделя

4 неделя

фронтальная, групповая

6

-ободки

Практическая работа.

6

-браслеты

-Основы компьютерной грамотности

-воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах).

Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

Практическая работа

3

ноябрь

1неделя

2 неделя

фронтальная, групповая

6

Знакомство с техникой скрапбукинг.

-история возникновении скрапбукинга,

-альтер-срап,

-альтер-бук, как разновидность вида деятельности скрапбукинга.

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

6

-изготовление альбомов,

-оформление страничек

 Практическая работа.

ноябрь

3неделя

4 неделя

фронтальная, групповая

6

-изготовление блокнотов

Практическая работа

6

-оформление открыток к праздникам и праздничным датам.

-Основы компьютерной грамотности

-воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах), Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

-организация персональной выставки учащихся в объединении. Экскурсия по выставке.

Практическая работа.

4

декабрь

1неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

фронтальная, групповая

3

Бонбоньерка

-сувенирная праздничная упаковка подарков

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

3

-необычные формы подарка

-праздничная упаковка

Практическая работа

18

-подарочные коробочки

-Основы компьютерной грамотности

-воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах).

Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

Практическая работа

5

январь

1неделя

2 неделя

фронтальная, групповая

3

Орнаменты

Орнаментальное искусство народов Ханты и Манси.

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

фронтальная, групповая

3

-посуда для ягод «набирушка»,

-сувенирные туески

Практическая работа

3неделя

4 неделя

18

-сувенирные коробочки,

-куклы,

-Основы компьютерной грамотности;

-Воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах), Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

-экскурсии по выставке «Рождественские звёздочки»

Практическая работа

6

февраль

1неделя

фронтальная, групповая

6

Куклы. Технология изготовления кукол

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

2 неделя

6

-изготовление национальной сувенирной куклы

Практическая работа

февраль

3неделя

6

-изготовление сувенирной куклы для оформления подарков

Практическая работа.

4 неделя

6

-изготовление промышленных кукол,

-Основы компьютерной грамотности;

-Воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах). Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

-организация выставки посвященная празднику 23 февраля

Практическая работа

7

март

1неделя

фронтальная, групповая

6

Декорирование предметов быта декоративными цветами. Цветы, цветочная флористика

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

2 неделя

6

-декоративные цветы в оформлении интерьера,

Практическая работа

3неделя

4 неделя

12

-составление цветочных композиций;

 цветы в оформлении подарков,

-Основы компьютерной грамотности;

-Воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах),

Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

 -организация выставки посвященная празднику 8 марта

Практическая работа

8

апрель

1неделя

2 неделя

фронтальная, групповая

3

Моделирование и конструирование объёмных изделий.

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

3

-шкатулки, фоторамки изготовление и оформление фоторамок,

-технология изготовления фоторамок;

Практическая работа

3неделя

4 неделя

18

-альбомы,

-декорирование страницы,

-Основы компьютерной грамотности;

-Воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах),Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

-открытие выставки «Мы славяне». Экскурсия по выставке

Практическая работа

9

май

1неделя

фронтальная, групповая

6

Филигранная береста

-куклы в технике филигрань

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа;

дифференцированные практические задания,  направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам,  защита проектов.

2 неделя

6

-изготовление цветов в технике филигрань

Практическая работа

3неделя

фронтальная, групповая

6

-скульптурная филигрань

Практическая работа

4 неделя

6

-картины в технике филигрань

-Основы компьютерной грамотности

-Воспитательная работа: Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах).

Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

Практическая работа, тех. зачёт.

Предполагаемый результат по окончанию  обучения учащийся должен:

-знать историю сувенира и народной игрушки;

-знать историю возникновения и развития сувенира в декоративно-прикладном творчестве. Разновидности сувениров;

-знать историю северных народных ремёсел;

-знает историю развития национального орнамента и ремесла;

-изучают и осваивают профессиональную подготовку;

-работа в фондах музея и библиотеках с первоисточниками;

-учащиеся знают и сами рассказывают, с чего начинались ремёсла, как сохранились до наших дней, что помогло им сохраниться;

-познакомиться с историческими  сведениями в области декоративно прикладного искусства;

-изучить историю культуры народов Ханты и Манси;

-иметь представление о широких возможностях различного материала;

-знать правила техники безопасности и противопожарных мероприятий;

-приёмы заготовки и хранения материала;

-знать название инструментов и их применение;

-знать основы декорирования тематических сувениров. Национальные

традиции декорирования сувениров в различных культурах.

-знать история развития сувенира в декоративно-прикладном творчестве XIX-XX вв. Разнообразие сувениров этого периода…

-освоить простые приёмы работы с берестой, природного материала и фоамирана;

-уметь использовать материал в декорировании изделий;

-совершенствование  полученными навыками изготовления изделий при работе  с различными материалами;

-учащиеся повторяют все способы обработки материала более углубленный;

-совершенствование полученными  умениями и навыками изготовления изделий разными способами;

-совершенствование полученными навыками изготовления изделий при декорировании изделий;

-изготавливают самостоятельно украшения, сувениры;

-уметь составлять схемы, эскизы и наглядные пособия;

-изготавливать изделия по собственному замыслу;

-создание творческих проектов;

-участвовать в конкурсах, выставках, ярмарках;

-участвуют во всех творческих мероприятиях.

У учащихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, учащиеся становятся доброжелательными друг к другу

Достижения воспитанников фиксируются в личной карточке воспитанника.

Содержание программы

Вводное занятие:

Первое занятие в объединении «Сувенирная мастерская» является вводным, на котором формируется детский коллектив. Знакомство с программой обучения.

Цели и задачи. Просмотр работ по народному декоративному искусству. Правила безопасности труда и пожарной безопасности при работе с инструментами и материалами.

Организация рабочего места: хорошо организованное рабочее место, обеспечить нужными инструментами и приспособлениями, необходимым материалом, что оказывает существенное влияние на качество изделий.

1.История сувенира:

Знакомство с историей возникновения и развития сувенира в декоративно-прикладном творчестве. Разновидности сувениров. Дизайнерские возможности. Основные понятия, инструменты, материалы. Разнообразные сувениры на магнитах.

Знакомство с техникой изготовления сувенирной  игрушки

Сувениры - небольшие и оригинальные подарки, служат проявлением внимания и расположения к человеку. На протяжении столетий менялись значение и функции сувениров. Воспитанники имеют возможность сделать подарок своими руками для близких людей. Виды игрушек. Материалы. Изготовление, оформление игрушки.

Игрушки на основе простых форм. Игрушка (сами рисуют) Беседа о любимых героях мультфильмов, вспоминаем басни, сказки и т.д. Рисуем существующих или не существующих зверей. Делаем из рисунка схему. Изготовление, оформление игрушки. Подбираем материал. Изготавливаем игрушку

2.Бижутерия своими руками:

Технология изготовления бижутерии (заколки, ободки, браслеты, нагрудные украшения и т. д) Технология изготовления элементов декора одежды, бижутерии. Образцы брошек, бус, кулонов, заколок из различных групп материалов: фоамиран, бересты, шпагата и т. д. Эстетические и технологические требования к изготовлению изделий с учетом правил дизайна. Учащиеся самостоятельно разрабатывают изделие или гарнитур в едином стиле.

3. Знакомство с техникой Скрапбукинг

Скрапбукинг: История и основы направления скрапбукинг

Понятие скрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбукинга на Западе. История развития скрапбукинга в России.

-ознакомление с направлением кардмейкинг знакомятся с понятием кардмейкинга – как разновидностью скрапбукинга.

-декорирование в скрапбукинге. Декорирование в скрапбукинге. Описание элементов и материалов для украшения изделий в скрапбукинге. Понятия «инчик», «ринч», «твинчик».

-альтер-скрап. Альтер-скрап или так называемый прикладной скрапбукинг указывает на то, что предметом вашей работы является вещь, отличная от привычных страничек, альбомов и открыток.

Термин "altered scrap" происходит от двух английских слов: alter, гл. – изменять, менять, переделывать, вносить изменения, совершенствовать; и scrap, сущ. – обрывок, обрезок, вырезка.

Есть более понятный синоним русского происхождения - "прикладной скрапбукинг.

Изначально scrapbooking  подразумевает создание/оформление альбома (книги) с фотографиями и памятными вещицами. По мере распространения и коммерциализации этого увлечения, оформление альбомов плавно слилось с созданием открыток, а дальше распространилось на панно, рамочки, коробочки, корзиночки, веночки, украшения, сервировку и другие предметы интерьера. Прежними остались техники, материалы и инструменты, которые можно применить не только к страницам альбома или открытке. Другими словами, понятие "альтер-скрап" или "прикладной скрап" указывает на то, что предметом оформительской работы является вещь, отличная от традиционных страниц,  альбомов и открыток

        Есть и исключения из альтер-скрапа это — традиционный скрапбукинг (фотоальбомы) и кардмейкинг (открытки и странички).

-альтер-бук. Альтер-бук - это книга, которая была изменена из своей первоначальной формы в другую. Это изменение внешнего вида и / или смысла. Это одна из форм работы в смешанной технике.Вы берете старую или новую книгу и переделываете ее. Можно клеить, рвать, обжигать, делать складки, использовать технику коллажа. Можно также использовать любые краски, резиновые штампы, цветы, растительные волокна, ленты, кружева, бисер – все, что угодно.

     Добавьте этикетки – так называемые «теги», кармашки из бумаги для хранения фотографий, например, или билеты на памятное мероприятие. Можно использовать трехмерные объекты, декоративные элементы, создавая своё собственное искусство. Вы можете вырезать середину, создав шкатулку или добавить фотографии или любые другие изображения, можете нарисовать что-нибудь. А можно добавить текст или изображения из данной книги, можно использовать технику декупажа, скрапбукинга.

-композиция: Декорирование страницы; Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге. Декорирование страницы. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге. Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, Понятие эмбоссинг. Разновидности эмбоссинга: метод тиснения и влажный эмбоссинг. Создание рисунка на бумаге с помощью трафарета. Понятие штампинг. Использование надписей, текста в скрапбукинге. Создание рисунка на бумаге с штампов, красок. Понятие журналинг.

4. Бонбоньерка. Праздничная упаковка подарков:

История дарения подарков. Технология изготовления и оформления подарков. Значение подарка. Бонбоньерка: сувенирная праздничная упаковка подарков. Необычные формы подарка. Подарочные коробочки. Праздничная упаковка.

5. Орнаменты

Орнаментальное искусство народов ханты и манси. Орнаментальное оформление посуды, шкатулок туесков и т.д. Познакомить с орнаментальным искусством народов ханты и манси, взаимосвязь орнаментального искусства с математикой. Научить рисовать орнамент изготавливать и применять в оформлении изделий простые виды орнаментов.

6.Куклы. Технология изготовления кукол

Разновидности кукол (промышленные, народные, сувенирные и т. д.). Виды материалов, используемые в изготовлении кукол. Демонстрация кукол, сделанных в традициях народного искусства. Разработка эскиза собственной куклы в народном стиле. Определение материалов, технологии изготовления. Объемные, полуобъёмные игрушки: История народной игрушки. Элементы народной одежды в оформлении игрушки. Учет пластических и декоративных свойств  материала при создании объемных и полуобъемные игрушек. Подбор материала.

Творческая разработка куклы Изготовление куклы в традициях народного искусства. Основные материалы: картон, фоамиран, шпагат.

Примерные этапы работы:

-изготовление устойчивого каркаса куклы (деревянная палочка, проволочный каркас, флакон от шампуня, пластиковая бутылка и т.д.);

-изготовление головы куклы (папье-маше, пластик самозатвердевающий, пенопласт и т. д.);

-формирование волос из пряжи, ниток;

-изготовление костюма, его декор;

-сборка куклы, декор. Игрушки из различных материалов.

-мелкие игрушки с использованием проволочного каркаса. Инструменты и материалы для изготовления игрушек. Последовательность изготовления.

7. Декорирование предметов быта декоративными цветами. Цветы, цветочная флористика

Декоративные цветы в оформлении интерьера, аксессуаров. Составление икебаны, композиции, панно. Изучение художественной и специальной литературы для углубления знаний по составлению икебан. Просмотр и отбор рисунков в альбомах, журналах и другой литературе. Разработка эскизов на основе отобранной литературы. Подбор материалов к работе. Практические работы. Технология изготовления. Выбор технического решения каждой работы. Воплощение в жизнь: выбор окончательной формы изделия, технология сборки работы, придание законченной формы изделию. Составление цветочных композиций. Разбор схемы желаемого будущего композиции, панно. Подбор цветов, опираясь на цветовой круг. Выбор материала. Техника для конкретного материала. Цветы в оформлении подарка

8.Моделирование и конструирование объёмных изделий. Традиция украшения дома

Разработка эскиза панно. Определение цветового строя композиции. Выполнение в технике ручного ткачества композиции панно (натюрморт, пейзаж, абстрактная композиция, орнамент). Знакомство с историей и традициями оформления интерьера. Современная кухня – это не только место для приготовления пищи. Это целый мир, отражение души хозяйки, и, конечно, оно должно быть прекрасным. Украшение кухни своими руками – это творческий и очень увлекательный процесс, который подарит вам много приятных мгновений. Изготовление часов, оригинальных сосудов для хранения круп, композиции, панно для кухонного интерьера.

-часы;

-коробочки, шкатулки для интерьера комнат;

-выполнение композиции-панно;

-фоторамки;

-альбомы;

-декорирование страницы;

9. Филигранная береста

-изготовление цветов в технике филигрань

-скульптурная филигрань

-картины в технике филигрань

-куклы в технике филигрань

Знакомство с историей северных народных ремёсел (бытование и развитие изделий из бересты как ремесла). Участие в выставках, ярмарках, конкурсах: в течение всего периода обучения.

10.Основы компьютерной грамотности и культуры

Просмотр видео роликов, разработки мультимедийных презентаций по изучаемым темам. Создание мультимедийного фотоальбома работ обучающихся.

11. Воспитательная работа: 

Подготовка работ   и  участие в мероприятиях конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях, участие в выставках, конкурсах), Работа в соответствии с положениями и планом воспитательной работы учреждения.

Итоговое занятие: защита творческой работы. Подведение итогов года.  Работа по дополнению электронного каталога детских работ.

В течение всего периода обучения ведётся работа в фондах музея, знакомство с работами народных мастеров берестяного промысла, знакомство с историческими сведениями в области декоративно прикладного искусства. Анализ литературы.

Участие в выставках, ярмарках, конкурсах: в течение всего периода обучения. Учащиеся представляют свои работы на выставках районного и местного масштаба. Демонстрируют своё мастерство на ярмарках, выставках и конкурсах.

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование

ТСО

Дидактический и наглядный

материал

стол педагога  1 шт.

-методическая литература: книги, журналы и статьи по традиционной народной культуре и технологий обработки бересты и природного материала, изготовления берестяных изделий;

стул педагога  1 шт.

компьютер для педагога  – 1 шт.

-технологические карты изделий;

стул обучающегося –14 шт.

-технологические карты по изготовлению композиций из природного материала;

шкаф  2 шт.

-фотоснимки с выставок декоративно прикладного творчества. Лучшие рефераты учащихся, исследовательская работа;

тумба 5шт.

-папка с фотографиями образцов изделий;

Шкаф пенал 2шт.

-технологические карты изделий;

Стол ученический 6 шт.

-технологические карты по изготовлению композиций из природного материала;

Утюг электрический 2шт

-подготовлены методические разработки и рекомендации по художественной обработки бересты, природного материала, фоамирана которые применяются в устных беседах, лекциях, а также в практической работе с учащимися.

Клеевой пистолет 10 шт

-папка с фотографиями образцов изделий;

Электровыжигатель  2 шт

-накопительные папки для грамот, благодарностей.

Зеркало, желательно в полный рост ученика

Помещение, где проходят занятия, оформлено так, чтобы у учащихся возникло чувство комфорта и спокойствия. В хорошо оборудованном и со вкусом оформленным кабинетом складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания обучающихся. В объединении накоплен достаточный материал для осуществления учебного процесса:

-стенды и магнитная доска.

-для оказания первой медицинской помощи имеется аптечка с подбором медикаментов.

-материалы-береста, сухоцветы, прессованные растения, искусственные цветы, флористическое волокно, фоамиран, упаковочный материал, ткань, канва, растительный материал, декоративные бусины и камни, стразы и т.д.

-свет на рабочие места падает спереди и слева.

-работы учащихся предыдущих годов обучения.

-образцы изделий.

-плакаты техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, правила противопожарной техники, санитарии и гигиены труда.

-книги по плетению из бересты, декоративно-прикладному искусству.

-альбом с фотографиями детских работ.

Условия реализации образовательной программы

В основу программы положена технология дифференцированного обучения.Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» воспитанника. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. В учреждениях дополнительного образования детей разработана система психолого-педагогической диагностики по интересам, которая включает:

-тестирование развития специальных способностей;

-определение готовности и области интересов вновь поступающего ребенка;

-профориентационную диагностику;

Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширения кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни семьи, быта, дизайна.

Технология реализации программы:

Для достижения наиболее лучшего результата работы необходимо использовать не только собственное творчество, но и разные варианты подходов обучения. В учебной деятельности объединения использую следующие методы работы:

-устного контроля и самоконтроля (при устной проверке знаний);

-объяснительно-иллюстративный (педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её);

-репродуктивный (способствует формированию знаний, на основе заучивания, умений и навыков, через систему упражнений);

-творческий (импровизация по мотивам традиционных изделий);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

-частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

-исследовательский (особенно на втором, третьем году обучения, когда предполагается расширение и углубление знаний и умений);

-беседы, диалоги;

-эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

-метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся (при работе по заданному образцу, по правилам, требующим творческого подхода).

Типы занятий:

  • вводные;
  • традиционные;
  • практические;
  • ознакомительные;
  • комбинированные;
  • инновационные (игра, викторина, конкурс).

Формы работы с детьми носят интегрированный характер, т.е. на одном занятии могут использоваться различные формы: групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Такие формы работы стимулируют творческое отношение к работе.

Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных программой при обучении детей используются такие формы и методы как:

формы проведения занятий:

методы проведения занятий:

рассказ

словесный

практическое занятие

наглядный

самостоятельная работа

практическая творческая деятельность

экскурсии

исследовательский

участие в выставках

репродуктивный

использование ИКТ

частично - поисковый

Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей.

Обучение детей осуществляется в разновозрастных группах.

Творческое сотрудничество в разновозрастных группах позволяет развиваться всем воспитанникам, от младших до старших, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других.

Перечень учебно-методического обеспечения

Материально-техническое.

Помещение, где проходят занятия, оформлено так, чтобы у учащихся возникло чувство комфорта и спокойствия. В хорошо оборудованном и со вкусом оформленным кабинетом складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания обучающихся. В объединении накоплен достаточный материал для осуществления учебного процесса:

-стенды и магнитная доска.

-для оказания первой медицинской помощи имеется аптечка с подбором медикаментов.

-материалы: сухоцветы, мешковина, джут, прессованные растения, искусственные цветы, флористическое волокно, фоамиран, упаковочный материал, ткань, канва, растительный материал, декоративные бусины и камни, стразы и т.д.

-свет на рабочие места падает спереди и слева.

-работы учащихся предыдущих годов обучения.

-образцы изделий.

-плакаты техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, правила противопожарной техники, санитарии и гигиены труда.

-книги по плетению из бересты, декоративно-прикладному искусству.

-альбом с фотографиями детских работ.

-техническое обеспечение- компьютер.

Перечень научно-методического материала

Подготовлены методические разработки и рекомендации похудожественной обработки бересты, природного материала, фоамирана которые применяются в устных беседах, лекциях, а также в практической работе с учащимися.

-методическая литература: книги, журналы и статьи по традиционной народной культуре и технологий обработки бересты и природного материала, изготовления берестяных изделий;

-технологические карты изделий;

-технологические карты по изготовлению композиций из природного материала;

-образцы традиционных изделий;

-папка с фотографиями образцов изделий;

-накопительная папка для каждого вида творчества- папка со схемами, технологическими картами, ксерокопии с литературных источников, таблицы, шаблоны, раздаточный материал;

-фотоснимки с выставок декоративно прикладного творчества. Лучшие рефераты учащихся, исследовательская работа;

-Накопительные папки для грамот, благодарностей.

Работа с родителями

Одно из направлений деятельности педагога – это семья, в которой растёт, формируется, воспитывается ребёнок.

Работа с родителями учащихся заключается в постоянном контакте их с СОШ, МКОУ ДО «ЦДО» и творческого объединения «Сувенирная мастерская» Родители приглашаются на все выставки, праздники и другие мероприятия, что приобщает их к внутренней жизни объединения. Такая совместная деятельность включает природоохранные мероприятия, художественно-эстетическое просвещение, спортивно-туристические походы, состязания. Проводятся родительские собрания, чаепития, выпускные вечера, семейные мастерские. Всё это позволяет более активно включать родителей в детские интересы и детскую жизнь.

Воспитательная работа

Цель: Развить нравственные качества личности ребенка.

Задачи воспитания:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

-воспитывать чувство ответственности перед друзьями и взрослыми;

-уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

-формирование чувств собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям)

Основные формы работы в воспитании и приобщении детей:

к культурному наследию

-предпраздничные посиделки (участие в общественных праздничных мероприятиях);

-посещение краеведческих музеев, выставок, библиотек;

-оформление и участие в выставках;

-познавательные беседы;

-экскурсии, походы, целевые прогулки по улицам поселка

Методическое обеспечение программы

-методические разработки и рекомендации по художественной обработке материала;

- наличие технологических карт, трафаретов, иллюстраций;

- наличие природного материала;

- подборка литературы, фото, видео материалов по темам.

Литература для педагога:

Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.:Искусство. 2004

Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 2006

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.:Просвещение, 1991.

История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000.

В.И. Клевцов « Плетение из бересты», С-Петербург, 1996

М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000

В.Г Махнюк Береста. Техника, приёмы, изделия: Энциклопедия. - М.АСТ- ПРЕСС ЕНИГА.

Ф. Ускова «Береста. Русское золото» - М.: Профиздат, 2007

В.В. Финягин «Изделия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 2001

Немов Н.С. Психология, 2т., - М, 1997 .

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996.

Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. Вопросы психологии, 1994.

Литература для обучающихся:

Н.Е. Белякова «Изделия из бересты» КОРОНА принт 2006

Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде [Текст] / Н.В. Дворниченко. – Мин.: Полымя, 1987.- 80 с.

История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000

Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око», 1992.

Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988.

М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000

Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208с.

Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е. Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.

В.В. Финягин «Изделия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 2001

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1991.

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития, 1997.

Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 1985.

Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение, 1976.

Список электронных ресурсов и литературы

        История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html

  1. Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
  2. Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
  3. Декоративно-прикладное  искусство http://school.xvatit.com/index.php
  4. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
  5. Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
  6. Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
  7. Дизайн http://www.excentrika.ru/design


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»

Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»

Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»

Программа «Волшебная мастерская»Возраст обучающихся: 11 – 14 лет. Срок реализации: 2 года.Для детей инвалидов...

Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерская чудес"

Дополнительная общеобразовательная программа...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"...