Кружковая работа "Волшебный квадрат"
рабочая программа

Хатипова Ирина Даниловна

Кружковая работа "Волшебный квадрат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_kvadrat.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17,  5-43-08

E-mail: Det_sad_7@mail.ru

Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru

Принята                                                                     Утверждаю:

на заседании                                                                                 Заведующий МАДОУ    

Педагогического совета                                                        ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул

Протокол от 31.08.2018г.                                                         Приказ от ___________________

ПРОГРАММА

«Волшебный квадрат»

(возраст детей – 6-7 лет, срок реализации – 1 год)

                                                                         Автор-составитель программы:

                                                                                                  Хатипова Ирина Даниловна

                                                                            воспитатель МАДОУ

                                                                         ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул

                                                                         МР Янаульский район РБ

Янаул, 2018

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………...……3

2. Учебно-тематический план…………………………………………………..6

3. Содержание программы…………………………………………………...…10

4. Формы и методы обучения…………………………………………………..13

5. Список литературы………………………………………………………...….14

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы: 

Образовательные:

- знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формировать  умения следовать устным инструкциям;

- обучать  различным приемам работы с бумагой;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- мелкую моторику  рук и глазомер;

- художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей;

- способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев;

- пространственное воображение.

Воспитательные:

- интерес к искусству оригами;

- расширять коммуникативные способности детей;

- способствовать созданию игровых ситуаций;

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

        

Актуальность темы

Актуальность темы заключается в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при  художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Моя программа рассчитана на один год.

Количество воспитанников - 10.

Контингент воспитанников – 6-7 лет.

Режим работы - 1 раз в неделю.

Длительность занятий – 30 минут.

      

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ожидаемые результаты

В ходе кружка «В мире оригами», по данной программе, дети научаться:

  1. самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
  2. будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  4. будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  5. разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  6. познакомятся  с искусством оригами;
  7. ориентироваться на листе бумаги;
  8. уметь намечать линии;    
  9. тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  10. уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
  11. добиваться конечного результата;
  12. самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

II. Учебно-тематический план

Тема

Время проведения

Теоретические занятия

Практические занятия

Знакомство с искусством оригами

1.1

Познакомить детей с искусством оригами.

30 минут

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

1.2

«Превращения квадратика»

30 минут

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»

1.3

« В некотором царстве, в бумажном государстве…»

30 минут

Познакомить детей с различными свойствами и качеством бумаги; учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в тематике оригами.

Базовые формы заготовки. 

1.4

« Дом»

30 минут

Чтение стихотворения «Кошкин дом».

Превращение квадратика в дом 

Итого:

120 минут

Оригами из цветной бумаги «Осенний лес»

2.1

«Заяц»

30 минут

Беседа, рассматривание образцов -поделок

Изготовление зайца

2.2

«Ежик»

30 минут

Чтение художественной литературы

Маленький ежик

Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги

2.3

«Лиса»

30 минут

Обыгрывание подвижной игры

Складывание фигуры лисы

2.4

«Осенние листья»

30 минут

Пальчиковая гимнастика

Коллективная работа

Итого:

120 минут

Модульное оригами

3.1

Знакомство с модульным оригами

30 минут

Рассматривание оригами, выполненных в модулировании

3.2

«Много, много…»

30 минут

Пальчиковая гимнастика

Изготовление моделей для модульного оригами

3.3

«Радужная змейка»

30 минут

Беседа, рассматривание иллюстраций

Соединение готовых моделей

3.4

«Цветок на День Матери»

30 минут

Чтение стихотворения «Про мамочку»

Коллективная работа

Итого:

120 минут

Оригами из бумаги «Новогоднее настроение»

4.1

«Красивая снежинка»

30 минут

Рассматривание картин

Изготовление

4.2

«Новогодняя елочка»

30 минут

Беседа, рассматривание готовой работы

Изготовление елочки

4.3

«Новогодние украшения»

30 минут

Изготовление

4.4

«Новогодняя открытка»

30 минут

Чтение стихотворения

Изготовление новогодней поздравительной открытки

Итого:

120 минут

5

Оригами из бумаги «Зимнее настроение»

5.1

«Птицы»

30 минут

Чтение стихотворения

Изготовление снегиря

5.2

«Аквариумные рыбки»

30 минут

Беседа, рассматривание картин

Изготовление рыб

5.3

«Хлопушка»

30 минут

Беседа, рассматривание иллюстраций

Изготовление

Итого:

90 минут

6

Оригами из бумаги

6.1

«Самолеты»

30 минут

Беседа, рассматривание работ- поделок

Изготовление самолета

6.2

«Праздник- День Защитника Отечества»

30 минут

Беседа о празднике

6.3

«Открытка папе»

30 минут

Чтение стихотворения о папе

Изготовление открытки к празднику

6.4

«Снеговик»

30 минут

Чтение художественной литературы

Изготовление снеговика

120 минут

7

Оригами из салфеток «Весеннее настроение»

7.1

Праздник наших бабушек и мам

30 минут

Чтение стихотворения «Про мамочку»

7.2

Открытка для любимой мамочки

30 минут

Беседа, рассматривание готовых образцов

Изготовление открытки для мамы

7.3

«Лотос»

30 минут

Чтение художественной литературы

Изготовление заготовок

7.4

«Лотос»

30 минут

Рассказ, рассматривание цветка

Изготовление объемного лотоса (коллективная работа)

Итого

120 минут

8

Оригами из бумаги

8.1

«Веселый лягушонок»

30 минут

Беседа, рассматривание подделок

Изготовление лягушки

8.2

«День космонавтики»

30 минут

Беседа

Изготовление ракеты

8.3

«Весенний цветок» 

30 минут

Пальчиковая гимнастика

Изготовление цветка

8.4

«Раз, два, три, лодочка плыви»

30 минут

Беседа, рассматривание подделок

Изготовление лодочки

Итого:

120 минут

9

Оригами из бумаги

9.1

«Веселые мордашки»

30 минут

Рассматривание подделок

9.2

«День Победы!»

30 минут

Беседа о празднике, чтение художественной литературы

Изготовление гвоздики

9.3

«Салют цветов»

30 минут

Рассматривание предметные картинки с изображением цветов

Изготовление цветов

9.4

«Первые цветы»

30 минут

Беседа, рассматривание картин с подснежниками

Изготовление родснежника

Итого

120 минут

III. Содержание программы

 Тема№1 (120 минут)

«Знакомство с искусством оригами»

(организационное)

Основные вопросы:

Познакомить детей с искусством оригами. Развивать внимание, память, речь.

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется).

Рассказать о многообразии видов поделок из бумаги, показать готовые образцы

Практическая работа: «дом»

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Знать: о способах выполнения поделок  из бумаги. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: работать с инструментами; изготавливать поделки из бумаги.

Тема№2 (120 минут)

Оригами из цветной бумаги «Осенний лес»

Обучить детей складывать животных из прямоугольного листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге).

Практическая работа: «заяц», «ежик», «лиса», осенние листья»

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Знать: о способах выполнения поделок  из бумаги. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: работать с инструментами; изготавливать поделки из бумаги.

Тема №3 (120 минут)

Модульное оригами

Обучить детей складывать модули листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге).

Практическая работа: «змея», «цветок»

Материал к занятию: бумага, ножницы. Образцы поделок.

Знать: о способах выполнения поделок  из бумаги. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: работать с инструментами; изготавливать поделки из бумаги.

Тема №4 (120 минут)

«Новогоднее настроение»

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника; продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами.

Практическая работа: «Снежинка», «Новогодняя открытка», «Новогодняя игрушка», «Елочка

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Тема №5 (90 минут)

«Зимнее настроение»

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.  Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

Практическая работа: «Снегирь», «Рыбка», «Новогодняя игрушка», «Хлопушка»

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Тема №6 (120 минут)

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжать знакомить с историей искусства оригами

Сделать с детьми открытку в подарок папе. Учить изготовлять поделки из бумаги своими руками. Развивать мелкую моторику, внимание, творческий потенциал и фантазию ребенка.  Совершенствовать навыки и умение работы с оригами.

Практическая работа: «Самолет», «открытка», «Снеговик»

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Тема №7 (120 минут)

«Весеннее настроение»

Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки. Упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе.

Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации.

Практическая работа: «Открытка», «Цветок».

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Тема №8 (120 минут)

Создание объемной аппликации с элементами оригами.
Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Формировать умения создания фигур в технике оригами.

Развивать мелкую моторику ребенка.
Развивать творческие способности ребенка через создание аппликации

Практическая работа: «Лягушка», «Ракета», «Цветок», «Лодочка»

Материал к занятию: бумага, ножницы, клей, фломастеры. Образцы поделок.

Тема № 9 (120 минут)

Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Повторить базовые формы. Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации.

Практическая работа: «Открытка», «Цветок».

Материал к занятию: цветная бумага, клей ПВА, ножницы, кисти. Готовый образец.

lV. Методическое обеспечение

Программа рассчитана на художественно- эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребёнка. Воплощение художественного  образа- это непрерывный процесс познавательно - творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:

Музыкальные  композиции;

Чтение художественной литературы;

Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;

Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).

Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребёнка осуществляется посредствам:

Создания  благоприятной эмоциональной сферы;

Внедрение активных методов работы с детьми;

Предпочтение и интерес детей;

Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления.

Создание рабочего места, решающего потребности ребёнка в творчестве.

Материально - технические условия: удобное рабочее место, правильное оснащение, набор инструментов.

Наглядные пособия и дидактический материал:

  1. Памятки с правилами по технике безопасности.
  2. Дидактический материал: карточки с заданиями, загадки.
  3. Раздаточный материал: шаблоны для изготовления подделок, открытки.
  4. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, диски с песнями из  детских кинофильмов, иллюстрированные презентации и видеоматериалы.

V. Список литературы

  1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З.А. Богатеева.– М.: Просвещение, 1992.
  2. Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
  3. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
  4. Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
  5. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
  6. Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  7. Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.

Интернет – ресурсы:

1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm     

2. Журнал «Оригами» (1996-1998): http://www.aha.ru/-origami   

3. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула "квадрат суммы и квадрат разности"

Презентация к проблемному уроку.Учащиеся сами выводят формулы .В презентации используется анимация при выводе формул,классификации.К слайдам есть комментарии...

Возведение в квадрат суммы и разности квадратов двух выражений

Данный урок по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученны...

Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.

Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....

урок математики "Квадрат суммы. Квадрат разности"

Урок математики по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности" с применением ИКТ . К уроку имеется презентация....

Методическая разработка урока по теме «Применение формул квадрата суммы, квадрата разности и разности квадратов»

Формулы сокращенного умножения - одна из наиболее важных сложных тем курса алгебры средней школы. Данная методическая разработка поможет на уроке при закреплении нового материала. Работа в группах с п...