"Новое качество образования"
консультация

Зубанова Анастасия Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie2.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

         Новая школа, которая должна прийти на смену традиционной- это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. То есть начинать строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики.

Готовясь к данному педсовету, мы провели анкетирование среди учителей и выяснили,   что

под качеством образования мы понимаем:

  • умение подготовить школьника в ВУЗ,
  • определенный уровень знаний и умений, которого достигает ученик, с учетом особенностей личностного развития, в соответствии с поставленными целями;
  • умение ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • удовлетворенность учащихся и их родителями результатами по предмету, удовлетворенность учителя результатами своего труда,
  • взаимоуважение;
  • усвоение базового уровня программы;
  • развитие ребенка по его способностям, возможностям;
  • умение учащихся использовать полученные знания;
  • уровень достижения согласно способностям;
  • хорошие знания учащихся по предмету;
  • количество детей, обучающихся на «4» и «5»;

Результатом образования учителя считают:

  • высокое качество по предмету, 100%-ная успеваемость;
  • сформированность личностных качеств ученика, умений к самостоятельной деятельности;
  • эффективное применение современных образовательных технологий;
  • конечный продукт, набор ЗУНов, усвоенный учениками;
  • достижение учеником определенного уровня знаний, умений, что подведет ученика к самостоятельным действиям, сформированность личностных качеств;
  • поступление выпускников в ВУЗы;
  • эффективное применение современных образовательных технологий;
  • ученик, способный самостоятельно на практике применять полученные в процессе обучения знания и умения;
  • умение применять полученные знания на практике.

Под «новым качеством образования» понимают:

  •  соответствие современным требованиям;
  • владение информационными и образовательными технологиями и их использование;
  •  сформированность внутренней мотивации познания;
  •  определённый уровень воспитанности;
  •  способность адаптироваться в современных условиях;
  •  умение заботиться о своем здоровье;
  • умение самостоятельно решать проблемы;
  • умение вступать в коммуникацию;
  • социализация и адаптация к жизни;
  • компетентный учитель, профессионал, способный к саморазвитию, самообразованию;
  • новые образовательные стандарты, новые подходы к достижению конкретной цели – реальному результату;
  • умение ребенка самостоятельно работать добывать информацию по проблеме и использовать на практике;
  • способность ученика соответствовать требованиям рыночной экономики труда;
  • особых изменений не вижу для себя;

Критерии нового качества

  • ориентация педагогических целей на самореализацию ученика и определение результата образования через компетентность выпускника;
  • изменение характера взаимодействия учителя и учащихся средствами своего предмета;
  • расширение образовательной среды школы и поиск партнеров, выступающих субъектами образования ребенка;
  • изменение оценки достижения учащихся, что требует от учителя умений диагностики и коррекции педагогического процесса;
  • готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности;
  • результат, показателями которого являются знания и умения;
  • деятельностный подход;
  • повышение уровня обученности и воспитанности, а также степень развития личности;
  • осуществление работы по уровням обученности и воспитанности;

Почти все педагоги считают реальным достижение «нового качества образования» при условии:

  1. Все будут к этому стремиться;
  2. Наличие материально-технической базы и дифференцированного подхода;
  3. При умении заботиться о своем здоровье, умении вступать в коммуникацию, умении решать проблемы;
  4. При совместных усилиях ученика, учителя (тьютора), родителей, общества;
  5. При желании УЧИТЕЛЯ.

Более того,

Учителя нашей школы в своей работе используют творческий, личностно-ориентированный подход и методики развивающего, инновационного обучения.

НО!  Качество обучения в нашей школе по итогам 1 полугодия  этого учебного года понизилось на всех  ступенях.

В чем причина понижения качества? Может быть, и в нас самих? Учителях?

Современному обществу нужен  новый  учитель:

  • глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; систематически повышающий свой профессиональный уровень;
  •  обладающий высокими профессиональными качествами; имеющий 1 и высшую квалификационную категорию;

• способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

  • владеющий информационно-коммуникационными технологиями;
  • четко управляющий учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников;
  • умеющий  терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует;
  • считающий своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.
  • владеющий образовательными технологиями, умеющий объяснять, спрашивать;
  • организовывающий работу учеников, применяя разные методы.

А мы часто задаем себе вопрос: «А это про меня?»

Не последнюю роль играют и личные качества учителя:

• Доброта и внимание к ученикам и коллегам;

• умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;

• организованность, ответственность;

• инициативность и не безразличие;

• моральные и нравственные качества.

А мы спрашиваем себя: «А я такой?»

Конечно, мы хотим, чтобы у наших учеников все было хорошо. Но как помочь ребенку раскрыться, стать многогранной, интересной личностью? Старые методы порой не срабатывают.

Понимаем, что нужно сделать нечто, чтобы изменить ситуацию к лучшему!

Но нельзя впадать в крайность и внедрять нововведения ради них самих, и огульно отметать все, что успешно применялось раньше.

Учитель должен видеть те проблемы, которые стоят перед его детьми. Быть  строгим и требовательным, иногда «вредным» и «занудным», но обязательно быть готовым в любой момент прийти на помощь. Только тогда он увидит в глазах детей истинное уважение.

Возникает вопрос: Где же найти ту золотую середину, чтобы учение не превращалось в мучение? Конечно же, сначала надо полюбить – детей, свой предмет.

Хочется сказать, что всё – от мастерства учителя, он должен быть мастером добывания знаний и творцом. И передавать это свое мастерство ребенку, чтобы он тоже стал мастером добывания знаний. 

Субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.

 Мы понимаем стремление учителей дать как можно больше знаний детям, но и об их здоровье тоже надо думать. Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться. Ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей.

Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса лишь к определенному предмету. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 7-8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

К числу субъективных причин неуспеваемости можно отнести личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Часто бывает достаточно обнаружить её, исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Родители особенно боятся за своих детей: вопрос “Как там мой?” произносят с надеждой, что “мой” самый хороший, самый умный, самый интересный. Поэтому боятся и обижаются, когда учитель говорит, что их ребенок плохо работает на уроке, плохо отвечает и т.д. Мама говорит, что дома он работает, учит, пишет. А некоторые родители наказывают детям ждать их с работы, чтобы потом под их присмотром выполнять домашние задания. Отсюда перегрузки, нежелание учиться...

К этому хочется добавить, что чрезмерная тревожность родителей нередко передается детям и может проявиться, например, в страхе ребенка перед ответом на оценку и т.п. Кроме того, иногда родители бьют детей за неуспеваемость именно в силу чрезмерной собственной тревожности по этому поводу.

Большое значение для успешности ученика имеет самоконтроль и самооценка. Задача учителя научить учащихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности, так как в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни»  - это становится для человека важнейшим качеством.

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. У хорошо подготовленного учителя многие неуспевающие учащиеся вполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных. В школах есть учителя – приверженцы авторитарной педагогики. Их принципы: делай, как я, не смей отвлекаться, в классе есть одно мнение – учителя, я всегда прав и т.д. Есть застывшие в своем развитии, которые давно перестали светиться светом знаний. Есть просто равнодушные люди. Часто замечаем, что классы похожи на классного руководителя. Очень жаль детей, попадающих к безразличному человеку. Справедливо остается посочувствовать выгоревшему учителю, учителю, который не отвечает ни за что, вообще не учит, а лишь имитирует учительскую деятельность. И это вполне может являться для учеников главной, а то и единственной причиной неуспеваемости. Часто учитель знает свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.

Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие по определенному предмету..

На начальном этапе работы с такими детьми некоторые вопросы программы следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха.

Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке.

Школьная практика  показывает,  что  в  домашней  учебной  работе  учащихся   имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке  домашних заданий  по  учебнику  сбиваются  на  полумеханическое   чтение   изучаемого материала, не умеют  расчленять  его  на  отдельные  смысловые  части  и  не осуществляют  самоконтроль  за  усвоением   знаний.   Во-вторых,   недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое  рабочее время, отсутствие твердо установленного  режима,  связанного  с  выполнением домашних заданий. Это приводит  к  поспешности  в  работе  и  поверхностному усвоению изучаемого  материала.  В-третьих,  выполнение  письменных  заданий многими   школьниками   осуществляется   без    предварительного    усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие  этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и  ошибки  в  выполняемых заданиях,  но  и  не  осмысливают  той  связи,  которая   существует   между теоретическим  материалом   и   практическими   упражнениями.   Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними  заданиями.  Отдельные  учителя, стремясь к тому,  чтобы  учащиеся  больше  работали  по  их  предмету,  дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка  нередко обусловливается не только большим объемом домашнего  задания,  но  и  слабой подготовкой  учащихся  на  уроке  к  его  выполнению.  Указанные  недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных  занятий, рационализации  объема  домашней  работы  учащихся  и   более   пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения.

Кроме того,  на  головы учителей и учеников обрушился целый «дождь» учебников. Это приводит к тому, что каких-то тем в том или ином учебнике нет, или они недостаточно раскрыты.  Поэтому учащимся надо приобретать порой сразу 2-3 учебника по одному предмету. 
В учебниках много неточностей, а то и прямых ошибок. Разнообразие учебников, разная трактовка одних и тех же понятий вызывает нередко несоответствие содержания учебников контрольно-измерительным материалам, которые служат для оценки знаний учащихся, в том числе на экзаменах. Это особенно чревато при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Иногда страницы учебников служат даже полем ведения научных дискуссий. Учитель должен уметь выбрать правильный учебник.

Мы работаем по новым образовательным стандартам, которые  разрабатываются на федеральном уровне с участием заинтересованных ведомств, а также ученых. На сегодняшний день качество образовательных программ практически не оценивается. К разработке содержания общего образования допускаются только две категории специалистов: ученые фундаментальных наук (чаще всего представители Российской Академии наук) и работники и ученые сферы образования. Но если общее образование должно быть для всех, если оно должно принадлежать всему обществу, то и определять его структуру и содержание должно все общество. То есть содержание общего образования должно быть определенным общественным соглашением.

Только тогда совместными усилиями может быть определен необходимый инвариант общего образования, только тогда общему образованию, не снижая его уровня, может быть придана практико-ориентированная, деятельностная, а не нынешняя академическая направленность.

Сегодня любое образовательное учреждение, которое заинтересовано в том, чтобы дать своим выпускникам качественное образование, внедряет информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс. Это помогает учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Кроме того, применение ИКТ в образовательном процессе является одним из критериев при аттестации. ИК-технологии используют в системе 95 % педагогов нашей школы, на рабочем месте имеют персональный компьютер 100%.

Использование информационных технологий представляет неограниченные возможности для внедрения в практику работы школы дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации работы с одаренными детьми, для подготовки школьников к итоговой аттестации, для освоения программ дополнительного образования.

Мы рекомендуем учителям:

 меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться учащимся,

не исправлять сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ.

 Собственные формулировки предлагать лишь тогда, когда это действительно необходимо.

 И как можно больше проявлять сдержанности. 

Вести постоянную систематическую профессиональную работу по самообразованию:

  • изучать учебно-методическую литературу;
  • использовать возможности новинок и интернета на уроке;
  • посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
  •  проводить открытые уроки и мастер классы по внедрению новых образовательных технологий;
  • участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

Наша с вами задача- и учителей, и родителей- сделать всё для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: «приговоренные к необучаемости».
…Один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?», - написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово «счастливый» он написал через букву «щ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое качество образования по физике

В статье рассмотрены особенности обеспечения нового качества образования о физике в рамках использования современного УМК...

Новое качество образования в условиях СПб КК

В данной статье освещены:Минусы традиционной модели обученияпути решенияакмеологический подход в образованииприведены примеры воплощения интегрированного подхода...

"Новое качество образования"

Данный материал был представлен на заседании методического объединения математиков Морозовского района....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Развитие способности к самообразованию как условие повышения нового качества образования

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподав...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....