"Портфолио" учителя как основа перехода к новому качеству образования
методическая разработка по физкультуре по теме

Тищенко Марина Николаевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_mcko.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Портфолио» учителя как основа перехода к новому качеству образования.

                                                Тищенко Марина Николаевна

Заместитель директора по УВР

                            ГОУ СОШ № 639

                    Группа № 66

Москва

2009-2010

Вступление.        

Основная часть.        

Цель создания портфолио учителя        

Примерные разделы портфолио        

Заключение        

Список литературы:        

Вступление.

 

             Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в  образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа, как отмечается в программе «Столичное образование – 5», в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

               Приоритетной задачей развития образования является «разработка и внедрение в практику технологий и критериев оценки качества педагогического труда, учитывающих её эффективность». Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

                 Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры. 

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. На первый план выходит способность учителей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Основная часть.

Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово "портфолио" - мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово "портфолио" не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей статьи я выбрала последний вариант.

В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё...

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Цель создания портфолио учителя

У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио учителя. 

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Создавать портфолио учителя. Откуда появилась такая традиция? Ответ: из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести», «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений». В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

               

             Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» как для педагогического коллектива, так, особенно,  для вновь аттестуемых учителей. 

Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя.  Обновляется система аттестации учителей. Большее внимание будет обращаться на соответствующие компетентности педагога.

            Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

повышения или подтверждения квалификационной категории учителя,

• участия в профессиональных конкурсах,

своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Портфолио является важной мотивационной основой деятельности

учителя, способствующей индивидуальной самореализации. Мотивацию к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки обеспечивает индивидуальный план деятельности педагога.

Важная цель портфеля – представить отчет о работе учителя по теме

самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).

Портфолио способствует здоровой состязательности педагогов. К тому же диагностика профессиональной деятельности позволяет преподавателю реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, иметь стимул к непрерывному росту, а администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда преподавателя.

Но главное предназначение портфолио – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы преподавателя при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться не только в текстовом формате, но и в электронном виде.

По виду стоит выделить портфолио достижений, тематическое портфолио (индивидуума и др.), проблемно-исследовательское портфолио и т.д.

В зависимости от стажа работы, квалификационной категории могут создаваться различные типы портфолио. «Портфолио документов» и «Портфолио работ» составляют в основном начинающие преподаватели, а «Комплексный портфолио» - опытные педагоги с высокой квалификационной категорией. При составлении портфолио есть общие требования к оформлению: сопроводительное письмо с описанием цели и предназначения этого документа, содержание (или оглавление) и самоанализ представленных работ. 

Портфолио учителя это визитная карточка педагога, представленная индивидуальной папке, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио учителя можно рассматривать как:

  1.    средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
  1. коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса.

         Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности

конкретного учителя.

2. Систематизировать учебные материалы и наработки своей деятельности.

3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.

4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.

5. Послужить основой для участия в конкурсных программах.

6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного

учреждения

Портфолио учителя найдёт практическое применение при аттестации педагога, лицензировании и аттестации ОУ, систематизации педагогической деятельности, устройстве на работу.

Педагог может использовать презентацию портфолио как предпочтительную  форму прохождения аттестационного испытания. В таком портфолио  необходимо отразить  профессиональные компетентности с помощью различных свидетельств.

Требования к профессиональным компетентностям учителя

Вторая

квалификационная категория

Первая

Квалификационная

Категория

Высшая

Квалификационная

категория

Учитель должен обосновать выбор образовательной программы

При выборе образовательной программы учитель использует методические рекомендации

При выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы

При выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения

Учитель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов

При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель использует методические рекомендации

При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся

При использовании педагогических (образовательных) технологий учитель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения

Учитель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам

Учитель использует средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умений и навыки учащихся

Учитель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся

Учитель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся

Учитель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики

Отдельные элементы деятельности учителя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики

Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе

Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики

Не существует некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него. Портфолио должен отражать субъектную позицию учителя (аттестуемого) как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации (если аттестуемый претендует на вторую квалификационную категорию) или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ (если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию. В портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.

При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио – это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. Поэтому считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.

Примерные разделы портфолио

Раздел I. «Общие сведения об учителе». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения; копии документов об образовании;
  2. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  3. копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
  4. копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
  5. копии дипломов  различных конкурсов.

Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  1. материалы,  в  которых обосновывается  выбор  учителем образовательной программы     и комплекта  учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых  обосновывается выбор используемых образовательных технологий;
  3. материалы, содержащие обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. использование     информационно-коммуникационных     технологий     в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
  5. работа  в  методическом   объединении,   сотрудничество   с   окружным методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями;
  6. участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;
  7. организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов; проведение научных исследований;  разработка авторских программ;
  1. сценарии   внеклассных   мероприятий,   фотографии   и   видеокассеты  с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  1. программы кружков и элективных курсов;  
  2. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

        Раздел III. «Результаты  педагогической  деятельности».  В раздел помещаются:

  1. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ  и  сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  1. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании  контрольных срезов знаний и участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
  1. результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие
    медалистов; поступление в вузы по специальности;
  1. победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

        Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности  учителя за определенный период.

Раздел  IV.   «Учебно-материальная база».

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:

  1. список словарей и другой справочной литературы по предмету;  наглядных пособий (макеты,  таблицы,   схемы,  иллюстрации, портреты и др.);
  2. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  3. аудио и видеопособия;
  4. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  5. измерители качества обученности учащихся;

Раздел  V.    (Само)оценка портфолио

 Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

Заключение

    Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому очень важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.

Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и окружных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя школы имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

В 2008-9 учебном году педагогами школы были  созданы  портфолио или электронные паспорта своих кабинетов. В 2009-10 учебном году решается  задача по созданию электронного портфолио педагогов и методического портфолио по подготовке и ЕГЭ.

        Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении,

убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности  для модернизации школьного обучения, для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

 

 

Список литературы:

  1.         http://textbook.keldysh.ru/literacy/(М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов. Школа на пути к новой грамотности)
  2. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html
  3. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p-id=5327
  4. http://nakhodka.wl.dvgu.ru/forum/section3/3-33.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое качество образования по физике

В статье рассмотрены особенности обеспечения нового качества образования о физике в рамках использования современного УМК...

Новое качество образования в условиях СПб КК

В данной статье освещены:Минусы традиционной модели обученияпути решенияакмеологический подход в образованииприведены примеры воплощения интегрированного подхода...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования у...

Учебники нового поколения – составляющая перехода на новый стиль образования

Из опыта апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5 – 8 классы)» Г. С. Меркинаи «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)...

Педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования.

Нынешняя  концепция модернизации образования, реализация национального образовательного проекта «Наша новая школа» ставит целью повышение качества образования, внедрение профильного и...

Диалектика как условие перехода к новому качеству образования (из опыта работы учителя биологии и географии)

Знание законов формальной и диалектической логики -  универсальное средство  в организации учебной деятельности на уроке и важное условие для понимания предмета и одновременного  развит...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...