«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»
презентация к уроку по английскому языку по теме

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kommunikativnyy_podhod.ppt181.5 КБ
Microsoft Office document icon kommunikativnye_tehnologii.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

  1. Актуальность

  1. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
  2.  Обеспечить новое качество образования каждого ученика в рамках современного урока.
  3.  Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.  

2. Применение коммуникативной технологии  в сочетании с модульным обучением позволяет учителю:

  1. стимулировать познавательный интерес,
  2. придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер,
  3. способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов,
  4. индивидуализировать процесс обучения  
  5. развивать самостоятельную деятельность школьников.

Цель  проекта – развитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением.

Задачи проекта:

  1. Организовать деятельность по формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся в рамках модульного обучения.
  2. Организовать деятельность по формированию первоначальных навыков коммуникативной компетенции у учащихся, в дальнейшем развивать ее у учащихся.
  3. Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.
  4. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям

Гипотеза

  1.     Если я буду постоянно применять, (то есть     продолжу применять) коммуникативный подход в сочетании с модульным обучением, я решу проблему:  сформирую у детей коммуникативную компетенцию на ряду с навыком самообразования и умения организовать процесс обучения,  и буду их развивать.
  2.  Если я буду регулярно применять на уроках принципы коммуникативного подхода в рамках модульного обучения, то смогу развить у детей коммуникативную компетентность, что очень важно для их дальнейшей успешной жизни.  

Вид проекта: образовательный.

          По количеству участников: групповой.

          По времени: долгосрочный.

По профилю знаний: метапредметный.

          Участники проекта: учитель и ученики.

   

Ресурсы:

  1. Обеспечение условий общения на изучаемом языке.
  2. Сбор, обработка, анализ информации нужной для реализации проекта.
  3. Обеспечение кадровых условий.
  4. Обеспечение научно-методических условий.
  5. Наличие у преподавателя педагогических компетенций.

Условия необходимые для реализации проекта:

  1. Для эффективного использования коммуникативного метода  на уроках прошла курсы повышения квалификации:

 в 2009 году «Современные образовательные технологии»

  1. Посетила уроки  и семинары учителей, которые используют данную технологию
  2. Оснащение кабинета иностранного языка современным техническим оборудованием( проектор, ноутбуки, магнитофон и т.д. )

Предполагаемый результат

  1. Сформированная коммуникативная компетенция на уровне выпускника  5      класса. 
  2. Сформированные отдельные навыки самоорганизации учебной деятельности на уровне выпускника 5 класса.

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В СОЧЕТАНИИ С МОДУЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

  1. Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка
  2. Особенности модульного обучения.
  3.  Использование коммуникативного подхода в преподавании английского языка в сочетании с технологией модульного обучения, как средства формирования и развития коммуникативной компетенции.
  1. Коммуникативные упражнения.
  2. Коммуникативный урок.
  3. Коммуникативное преподавание.

 4)     Рефлексия.

  1.  Анализ настоящего состояния учебного процесса.

Коммуникативный метод

  1. При проведении уроков главными участниками процесса становятся ученик и учитель. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве.
  2. Коммуникативная компетенция или коммуникативные способности предполагают, что говорящий (в данном случае, ученик) владеет языковыми знаниями (грамматикой и лексическим багажом) и знает, как их использовать адекватно в той или иной ситуации.
  3. Использование коммуникативного подхода в преподавании основывается на вовлечении учащихся в решение насущных проблем и вопросов по принципу «здесь и сейчас». Следует побуждать учащихся использовать изучаемый язык, даже если они владеют им не слишком хорошо. Это готовит их к использованию английского языка в реальной коммуникативной ситуации, в реальной жизни.
  4. Коммуникативный подход всегда ставит учащегося в центр, и все обучение концентрируется вокруг него. Это означает, что учитель обязан принимать во внимание нужды детей, их интересы и потребности. В этом и заключается главная ценность коммуникативного подхода по сравнению с другими: для него ребенок важнее сухих правил и грамматических выкладок.
  5.  Коммуникативный подход оказывает предпочтение групповым и парным методам работы учащихся на уроках. Она дает возможность всем ученикам в классе взаимодействовать друг с другом и общаться, независимо от уровня знаний. Такие методы обучения позволяют детям учиться друг у друга и имитировать реальное жизненное общение.
  6. Важно отметить, что в условиях обучения коммуникативным методом, речевые ошибки не только возможны, но и считаются вполне допустимыми, если они не искажают факты и события.

Модульное обучение

  1. Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и подготовленный учебный вопрос.
  2. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкое требование к знаниям и способам деятельности.
  3. Немало важно, что данный метод дополняет традиционные формы подготовки и может быть использованным в сочетании с ними.

Схема работы с  учебным материалом при использовании модульного обучения.

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют.

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам в сочетании с технологией модульного обучения повышает интерес учащихся к предмету, позволяет использовать на уроке не только задания из учебного пособия, но и различные современные приёмы и технологии. На уроках создается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения, что вносит разнообразие в процесс обучения и расширяет рамки применения языка в жизни .

Поскольку весь процесс модульного обучения строится на основе осознанного      целеполагания с иерархией целей, то реализация основного принципа коммуникативного подхода , а именно, обучение иностранному языку через общение, является основополагающим.

Данный принцип реализуется посредством использования различных форм обучения:

  1. Ролевая игра

при работе с какой-то проблемой.

  1. Созданий игровых ситуаций.

  1. При работе с печатными источниками информации.

Во время ввода и отработки новых лексико-грамматических знаний. Все выше сказанное мы можем реализовать через коммуникативные упражнения  которые:

  1. вовлекают учащихся в обсуждение реальной задачи, то есть ребята фокусируют внимание на том, «что» сказать, а не «как» сказать;
  2.  создают желание общаться, затрагивая чувства, мнения, опыт и пристрастия ребят;
  3. дают возможность свободно использовать изучаемый язык, не заостряя внимания на особых языковых формах и структурах;
  4. исключают «вторжение» учителя во время коммуникации учащихся (инструкции по выполнению задания даются до его выполнения, а все комментарии и поправки – после);
  5. имеют информационные «пробелы», что заставляет учащихся взаимодействовать друг с другом с целью получения недостающей информации.

Организация коммуникативного урока.

  1. Общение на уроке происходит на изучаемом языке по схеме ученик-учитель; ученик-ученик.
  2. Соотношение речи учащихся доминирует над речью учителя.
  3. Учитель выполняет организационную роль различных форм работы на уроке. В котором учащиеся решают коммуникативные задачи.
  4. Учитель контролирует учащихся, не вмешиваясь в процесс коммуникации.

Принципы коммуникативного преподавание.

  1. Использование английского языка для коммуникации и взаимодействия на уроке.
  2.  Учебник и учитель предоставляют хорошие модели истинного (натурального) использования английского языка.
  3.  Русский язык не должен доминировать, наоборот, следует минимизировать его употребление по мере возможности.
  4.  Учащиеся постоянно должны работать с аутентичными материалами (письмами, газетами, рекламными объявлениями).
  5.  Учителю следует подталкивать ребят к высказываниям, к общению на английском языке, даже если они ошибаются или допускают неточности.
  6.  В центре этой методики – ребенок, его нужды, а не в коем случае не учитель.
  7.  Доброжелательная атмосфера обязательна! Впрочем, это обязательно всегда и везде, а не только на коммуникативном уроке.

Рефлексия

Я пришла к выводу, что поворот в сторону ученика (в пользу коммуникативного подхода преподавания) происходит далеко не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Порой это бывает довольно болезненно. Многим учителям, работавшим «по-старинке», приходится ломать стереотипы преподавания, когда учитель является богом на уроках.

    При работе с этим подходом, видны кардинальные улучшения буквально с первых же уроков. Учитель перестает воспринимать ученика, как объект приложения своей педагогической триединой цели – обучающей, развивающей и воспитывающей, а позволяет взглянула на ребенка по-новому.

А именно,  увидеть в каждом ребенке личность, единственную и неповторимую, со своим внутренним миром, интересами, симпатиями, антипатиями и устремлениями. На первых порах целесообразно использовать лишь отдельные элементы этого подхода (например, пары постоянного и сменного состава, работа в группах, само- и взаимоконтроль учащихся, ребенок в роли учителя и т.д.), и почти сразу заметны значительное улучшение в эмоциональном климате на уроке, в повышении мотивации, в отдаче, которую получаю от детей, позволив им свободно общаться (на английском языке с элементами русского) и не давя на них своим авторитетом.

Что касается обучающего компонента моей конечной цели, то пределом моих мечтаний является достижение учащимися высокого уровня владения английским языком, то есть умения свободно общаться в устной и письменной форме, а не повторять заранее заученные тексты, диалоги и биографии великих людей. Применение коммуникативного подхода в обучении позволяет мне реализовать и развивающий компонент моей цели в полной мере. Поскольку данная методика рекомендует использовать только аутентичные материалы, а это газеты, журналы, письма, рекламные проспекты и т. д. на английском языке, то изучение этих материалов значительно расширяет кругозор учащихся, дает им реальное представление о том, как живут их сверстники в других странах, что соответственно повышает интерес к предмету, а отсюда вытекает повышение результативности.

Используемая литература:

1.Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики.- М.: Академия, 2002

2. Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. – Тюмень, 2007.

3. Семеонова В.Г. Предпосылки создания коммуникативной обстановки на уроках иностранного языка. – М. 2007.

4. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Минск. 2003.

5. Пассов . Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.2005.

  1. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.
  2. Конышева А.В. Английский язык :современные методы обучения. – Минск. 2007.

Приложение № 2

Методическая разработка урока

учителя иностранного языка МУБ СОШ №13 г.о.Тольятти    Блудовой В.П.

           

Дата: 29. 03. 2013

Количество детей: 13 человек.

Предмет: английский язык Класс: 5 «В»

Тема урока: Мои предпочтения в еде (My preferences in food).

Цели урока:

Образовательная: усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных умений употреблять знакомую лексику в подстановочных упражнениях,  навыков понимания устной речи на слух,  умений и навыков употреблять грамматические и речевые конструкций по теме.

Развивающая: развитие общих и специальных способностей личности: памяти, воображения, навыков и умений: употреблять знакомую лексику и грамматику в речи; коммуникативной компетенции: понимать собеседника и уметь вести или поддержать диалог, умение работать в паре индивидуально.

Воспитательная: формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру посредством знакомства с иностранным языком,  прививать навыки работы в коллективе.

Тип урока: формирование и закрепление умений и навыков.

Форма урока: урок-обобщение знаний.

Оборудование: наглядный материал: мультимидийный проектор; презентация Power point; карточки для индивидуальной работы; УМК: Биболетова М.З., ДобрынинаН.В…, «Английский с удовольствием/ Enjoy English – Учебник для 5-6 классов»-Обнинск: Титул, 2008.

                                                     Ход урока.

Введение.

  1.   Вступительное слово учителя.

Teacher: Good morning, children. Take your sits, please. I’m glad to see you. Look at the board, please. What can you see?

Фонетическая зарядка.

(на доске изображение продуктов питания)

Children: I can see food

T: What is it?

Ch: It’s a bawl of fish.

(опрос детей по теме продукты )

T: You are right.  What is the subject of our lesson? What are we going to do?

Ch: Food

T: Today, we are going:

  1. to revise  the words on the subject ;
  2.  to use the words SOME/ ANY, MUCH/MANY in our speech;
  3.  to talk about our favourite dish.

(на доске цели урока по-русски)

Основная часть.

2.   Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного, формирование коммуникативных навыков (учитель проверяет знание ранее изученной лексики и умение детей употреблять I can have, I can eat….for breakfast…).

T: Look. For some food-stuffs we need containers. Fill in the missing words.

( на доске картинка с заданием, дети читают слова и подставляют их  устно в словосочетания)

T: Thank you. Do you know, people have meals 3 or 4 times a day?

(Ученики  составляют предложения опираясь на картинки с доски)

T: What can you have for breakfast (lunch, dinner)?

Ch: I can have a glass of milk with a sandwich…

3. Отработка грамматических навыков в коммуникативных заданиях.

T: We often use the word «немного» before food-stuffs. What is the English for “немного”?

Ch: some/any

T: Look at the board. Make the rule.

CH: we use some with….

T: Let us practice….

(ребята подставляют местоимения и отвечают по-очереди)

T: And what about “ много” ? Make the rule.

Ch: We use many in…..

T: Let us practice….

(ребята подставляют местоимения и отвечают по-очереди)

4. Физминутка

T: As I can see, you are tired. Let’s play. Repeat the word and actions after me.

(дети выполняют упражнения)

T: I’m tired too. Who can help me?

(приглашается ученик, он проводит игру  самостоятельно)

5. Работа в парах (развитие умений вести беседу на языке по образцу)

T: Now let’s cook something special. Look through the conversation.

(на доске диалог)

T: Answer the questions:

1. How many people take part in the conversation?

2. What do they want to make?

3. What do they need?

(ребята отвечают на вопросы)

T: Read the conversation and check.

(дети читают диалог по-ролям)

T: Work in pairs . Make your own conversations.

(ученики работают в парах, составляют диалоги )

T: Listen to the dialogues, help your friends to make a shopping list.

(после каждого ответа ребята незадействованные в диалоге составляют список покупок)

CH: They need some cheese…

T: Julia and Ann, your conversation is the best.

Заключение.

6.   Подведение итогов урока. (оценка реализации целей урока).

T: Thank you. Do you like your conversations? Can you speak about food?

Дети: (отвечают на вопросы, сравниваются поставленные цели урока с достигнутыми результатами)

Teacher: I’m pleased to hear you can use the word in your speech. I’d like to thank Ann for her work at the lesson..

(оцениваются ответы детей)

7.   Задание на дом.

Teacher: Your Home Task is

The lesson is over.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования

Планирование уроков английского языка на базе требований  новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...

Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования

Планирование уроков английского языка на базе требований  новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Использование принципа наглядности и игрового метода в обучении правилам чтения на уроке английского языка

в статье описываются некоторые игровые методы обучения правилам чтения английского языка в начальной школе...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье говорится о формах работы на уроках английского языка, которые повышают мотивацию учащихся....

Стратегии обучения чтению на уроках английского языка в соответствии с новыми стандартами образования

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В соответствии с новыми образовательным...