Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии
план-конспект занятия (8 класс)

Светлана Басова

Простое предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basova_zanyatie-1.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по  профилактике дизорфографии

для 8 класса по теме: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»

Темы:

Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.

Грамматическая: Правописание двусоставных и односоставных предложений.

Цель: профилактика дизорфографии

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

2. Научить различать односоставные и двусоставные предложения.

3.Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного  мышления.

4. Актуализация знаний учащихся о главных членах предложения.

5. Развитие умения подбирать нужные слова.

6. Научить овладевать нормами построения и употребления предложений в собственной речи.

7. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

8.Умение выделять грамматическую основу предложения.

9. Развитие умения работать с кроссвордом.

Оборудование:  карточки с заданиями, ручки, тетради, индивидуальные кроссворды для заполнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

- Переставьте буквы, запишите получившиеся слова в выделенные клетки кроссворда.

6

3

5

7

2

1

4

4

3

5

1

2

11

10

6

8

7

9

О

О

Т

Е

Р

П

С

Д

Е

Л

П

Р

Е

И

О

Е

Ж

Н

- Что получилось? ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 –Это и будет тема нашего сегодняшнего занятия.

II. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, КРОССВОРДОМ.

-Предлагаю для начала разгадать кроссворд

По горизонтали.

1.Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос кто? что?

3.Законченная мысль, объединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

5.Чем является слово «дети» с точки зрения синтаксиса в предложении «Вы уже поужинали, дети?»

7.Второстепененный член предложения, обозначающий место, где происходит действие.

8……. слово – это слово, объединяющее собой ряд однородных членов.

9.Укажите характеристику предложения «Зима в наших краях прекрасна и удивительна» по характеру/структуре грамматической основы.

12.Знак препинания, употребляющийся в предложении, грамматическая основа которого выражена существительными в именительном падеже.

13.Несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

14. Второстепенный член предложения, чаще всего выраженный именем существительным в косвенном падеже.

15.Предложение, состоящее из двух и более простых предложений.

17.Один из знаков разделения.

По вертикали:

2.Подлежащее+сказуемое=?

4.Каким членом предложения является слово «занятие» в предложении «Чтение книг – лучшее занятие для свободного времени»?

6.Охарактеризуйте предложение «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи!» по цели высказывания.

7.Член предложения, обозначающий признак или принадлежность предмета.

10.Два самостоятельных слова, связанных между собой по смыслу и подчинительной связью.

11.Раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст.

16.Название этого раздела науки о языке произошло от латинского слова, которое переводится как «точка».

6п

8о

б

о

б

щ

а

ю

щ

е

е

2о

4с

б

с

к

9д

в

у

с

о

с

т

а

в

н

о

е

н

а

д

о

з

и

в

у

11с

13т

е

к

с

т

5о

б

р

а

щ

е

н

и

е

е

м

н

л

7о

б

10с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о

16п

п

л

е

а

н

у

р

о

к

14д

о

п

о

л

н

е

н

и

е

1п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

в

с

е

к

д

о

и

т

3п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

с

15с

л

о

ж

н

о

е

у

л

о

а

12т

и

р

е

ч

ц

н

е

и

и

т

17з

а

п

я

т

а

я

е

а

н

и

е

-Для начала давай разберемся, какое предложение простое? (Давайте сразу начнем с определения, а затем разъясним его. Что такое простое предложение? Простым предложением называется такое предложение, в котором содержится только одна грамматическая основа, состоящая из подлежащего и/или сказуемого. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения и выражают, соответственно, субъект действия или деятеля и само действие. Понятно, что подлежащее чаще всего выражено существительным или местоимением, а сказуемое — глаголом.)

-А что такое двусоставное и односоставное предложения?

(Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.

Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого.)

1). Распространите односоставные предложения

1.Тишина.

2.Мне нездоровится.

  1. Сижу и читаю.
  2. Лес.
  3. Газеты доставляют по утрам.

2).Выпишите односоставные предложения

1. На перевале караван задержался.

2. Присаживаемся к костру.

  1. Густой туман. Изморось.
  2. Дождь гонит ветер с гор.
  3. С утра морозит.

6. Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

7. К вечеру похолодало.

-А что такое грамматическая основа предложения?

(Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий
предмет и отвечающий на вопросы кто? что? Подлежащее выражается именем существительным, местоимением в именительном падеже или словосочетанием.

 Сказуемое — это главный член предложения, обозначающий действие, 
состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы 
что делает предмет?   что с ним происходит?   каков предмет? 
что он такое?   кто он таков? Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным,  именем существительным, сочетанием слов.)

3) Спиши текст без ошибок. Подчеркни исправленные буквы.

Найдите двусоставные и односоставные предложения. Обозначь главные члены предложений.

Паднялся витер. Водну менуту пламя опхвотило вес дом. Крастный дым вился надкровелеью. Стекла тришали. Искры полители огненной мителью. Одназды я шол подороге изгорода. Вечирело. 3 От зосыхающих листиев пахло осеню. Позняя осен. Грачи улители. Ноч. Машына трогоется. Долго блистит в тимноте фонарик. Колхожники расходяться по домам.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Подведём итоги.

- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению
грамматической основы?

(Односоставные и двусоставные)

- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?
(Подлежащее или сказуемое)

-А в двусоставных? (Подлежащее и сказуемое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку                  ...

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

Конспект занятия по дизорфографии

Конспект занятия по дизорфографии для 5 класса "Изменение существительных по падежам"....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса по теме: «Разделительный мягкий знак. Закрепление навыков чтения»....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Сложные слова"

Конспект логопедического подгруппового занятия по дизорфографии  для учащихся 6 класса по теме: «Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о-е»....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Согласование слов в предложении"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Согласование слов в предложении"...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"...