Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Сложные слова"
план-конспект занятия (6 класс)

Белышева Анна Александровна

Конспект логопедического подгруппового занятия по дизорфографии  для учащихся 6 класса по теме: «Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о-е».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova_6_klass.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического подгруппового занятия по дизорфографии  для учащихся 6 класса по теме: «Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о-е».

Цели:

- учить образовывать сложные слова путём сложения

- активизировать словарь сложными словами;

- познакомить с соединительными гласными о, е в сложных словах

- формировать полноценные представления о морфологическом составе слов через знакомство со словами, имеющими два корня, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них);

- развивать орфографическую зоркость, навыки  исследовательской  деятельности;

-упражнять в написании соединительных гласных в сложных словах.
- воспитывать желание заниматься и добиваться положительных результатов.

Оборудование: карточки с заданиями, ручки.

Ход занятия

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, давайте посмотрим на «Картину настроения», скажем какое у вас настроение. Если у вас хорошее, приподнятое настроение, то выбираем Солнышко, если вы чем – то огорчены, то Тучку, если вы задумчивы, то - Речку.

  1. Дидактическая игра «4-ый лишний»

Логопед:

Определите, какое слово из четырёх «лишнее» и обоснуйте свой ответ:

РИСУНОК, РИС, РИСОВАТЬ, ЗАРИСОВКА.
НОСИТЬ, НОСОВОЙ, НОСИК, НОСИЩЕ.
ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕТЬ, ГОРОЧКА.

ГОРЕ, ГОРА, ГОРЕВАЛ, ГОРЮЕТ.

ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДИЦА

  1. Формулирование темы занятия, целеполагание.

Логопед:

-Ребята, а сейчас я вас попрошу назвать любое слово, которое мы можем назвать сложным, и обосновать, почему оно называется сложным? (Выслушиваются примеры и предположения детей).

- Что такое, ребята, у вас возникла проблема? Вы не можете назвать таких слов (или обосновать, почему, то или иное слово называется сложным). Вы хотите узнать, какие слова называются сложными? Давайте решать эту проблему! 

- Сегодня мы начинаем работать над новой темой «Сложные слова».

«Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки. 

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем и не гордились,

Не сорились и не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е -  сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

 «Эх вы, простаки и простушки,

 Раскройте глазки, прочистите ушки! 

 Скажем вам не в обиду,

               Уж очень вы простые с виду!

               Репутация у вас простофилей.

               Это теперь немодно,

               Неприлично, неблагородно!»

 

               И у Грамматической речки

               Взбунтовались простые словечки.

               Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

               Пусть все шапки снимают перед нами,

               Нас приветствуют издалека

               Все поклонники русского языка!

               Хотим быть словами сложными!

               Такое превращение не возможно ли?»

 

               Только одного желания мало!

               Как это сделать? Буква О подсказала:

               «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

               Времени не тратьте даром». 

               Птица полетела к слову ловить,

                Луна покатилась к слову ходить,

                Вода потекла к слов падать.

                Но их ведь чем-то соединять надо!

                Распадаются две половинки

                Без скрепляющей золотой серединки.

                Возмутители спокойствия О и Е

                Решили словам помочь в беде:

                «Будем мы между согласными

                Соединительными гласными!»

 

                Правда, О немного ленивой была,

                Не много дела себе взяла:

                После твердых согласных становиться решила.

                А буква Е, подругу свою любя,

                Согласилась остальное взять на себя. 

                  После мягких согласных, шипящих и Ц

                  В сложных словах пусть всегда будет Е !

                  А после твердых пусть будет О -

                  Не перепутает их никто

- Сформулируйте правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Упражнение «Вставь букву» (Звуко - буквенный анализ слов)

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть сложные слова, указать корни и соединительную гласную.

На Волге, начался лед…ход.

Вчера был большой снег…пад.

Осенью будет лист…пад.

Пчел…вод показал нам пасеку.

Уже начался сен…кос.

Лес…рубы вернулись домой.

Составление сложных слов.

Логопед:

- Прочитайте слова, замените его одним словом. Напишите это слово, выделите корни.

Снег,  падать – снегопад

Лед, колоть  – ледокол

Лес, рубить – лесоруб

Кофе, молоть – кофемолка

Человек, который любит труд - трудолюбивый

Человек, радующийся жизни – жизнерадостный

Праздник всего народа – всенародный

Водит экскурсии – экскурсовод.

Распределить слова в  2  столбца  в зависимости от соединительной гласной.

 Мяс…рубка, пут..шествие, общ..принятый, тепл..любивый, слаб..вольный, картофел..чистка, птиц…фабрика, широк..плечий , груш..видный, пар…возы, един..душие, земл…делие.

Физ.минутка

Кроссворд. (Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
  5. Огнестрельное оружие.
  6. Тот, кто ходит пешком.

С

А

Д

О

В

О

Д

П

А

Р

О

В

О

З

Д

Ы

М

О

Х

О

Д

Х

О

Р

О

В

О

Д

С

А

М

О

Т

Ё

К

П

У

Л

Е

М

Е

Т

П

Е

Ш

Е

Х

О

Д

Итог занятия.

- О каких словах мы сегодня узнали? Что такое сложные слова? Какие соединительные гласные вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дифференциация Ж - Ш в словах".

Материал будет полезен учителям - логопедам массовых школ. Предназначен для занятий с детьми с ОНР (I этап)....

Конспект занятия по логопедии Тема : Деление слов на слоги.

Конспект занятия по логопедииТема : «Деление слов на слоги. Цели: Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психичес...

Конспект занятия по дизорфографии

Конспект занятия по дизорфографии для 5 класса "Изменение существительных по падежам"....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса по теме: «Разделительный мягкий знак. Закрепление навыков чтения»....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Согласование слов в предложении"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Согласование слов в предложении"...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"...