Использование технических средств в формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
материал

Трифанюк Татьяна Евгеньевна

В данном выступлении расказывается о формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через УСП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Использование технических средств в формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Уважаемые коллеги!

Слайд 2. Существует мнение, что технические средства образовательной деятельности могут быть использованы для формирования узких учебных навыков. В своей работе я реализую программу «Исследователи» с использованием технических средств для формирования коммуникативных навыков учащихся, в том числе детей с ОВЗ.

Слайд 3. Особенностью детей с ОВЗ являются множество ограничений в различных сферах деятельности. В основном, эти дети малоразговорчивы, невнимательны, не умеют излагать свои мысли, в диалог вступают чаще не по собственной инициативе, а по инициативе собеседника.  Многие вопросы игнорируют и не отвечают на них не потому что не хотят, а потому, что не могут подобрать нужных слов, из-за маленького словарного запаса. Слайд 4. То есть у них недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Из-за этого у них часто проявляется тревожность, страхи, агрессия, обидчивость, напряженность в контакте, чувство ненужности в обществе, неадекватная самооценка.

Слайд 5. Одним из средств формирования коммуникативных навыков являются Учебно-сетевые проекты. УСП - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, игровая и творческая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Проект предполагает включение детей с ОВЗ в совместную деятельность с нормативно развивающимися детьми. Слайд 6. Проект размещается в сети Интернет с доступом по ссылке и включает в себя игровой квест, сервисы для регистрации (например Google), Слайд 7 публикации материалов, организация взаимодействия (например в чате, сообществе). В проекте ребята участвуют командой. Результат зависит от работы каждого участника. Это стимулирует детей с ОВЗ на хорошую работу.  Они понимают, что от его работы зависит результат всей команды. Основой самооценивания и взаимооценивания является анализ и сбор информации о сильных и слабых сторонах выполненной работы. Слайд 8. В результате такой совместной деятельности ребята учатся слушать друг друга, задавать вопросы, высказывать своё мнение и аргументировать своё предположение, договариваться и приходить к совместному решению, допускать возможность существования других точек зрения.

Слайд 9. Метапредметный характер работы позволяет, на основе знаний из различных областей сформировать целостное представление об окружающей среде и общих способах ее познания, что особенно важно для детей с ОВЗ, потому что их мир часто ограничен стенами комнаты. Публичное представление своего проекта и обсуждение работ других пользователей в сети, учит свободно высказывать свое мнение, учитывая интересы других. Слайд 10. В сетевом общении на первый план выходит не физическое неблагополучие ребенка с ОВЗ, а его человеческие качества, позволяющие ему почувствовать свою успешность в среде сверстников, а нормативно развивающихся детей, учит толерантно относиться к особенностям других, учитывая их мнение. Слайд 11. Еще один немаловажный фактор – в работу включаются родители. Они не только помогают своим детям, но и повышают свой уровень компетенции.

Слайд 12. Одним из заданий в проекте «Тайны подземных миров» было придумать и зашифровать послания человечеству по охране окружающей среды с помощью QR-кодов и расшифровать послания других команд.

Слайд 13. Давайте с вами рассмотрим сервис Генератор QR-кодов.

Для того, чтобы зашифровать послание, необходимо:

1. Войти в программу «Генератор QR-кодов».

1. Придумать послание, которое вы желаете зашифровать и разместить в специальное окно.

2. Нажать кнопку «создать код».

3. В окне слева появится ваш код.

4. Получившийся код разместить на слайде в презентации.

Слайд 14. Для того, чтобы расшифровать послание, необходимо:

1. Навести камеру ТЕЛЕФОНА на код.

2. Прочитать и записать послание на слайд.

Слайд 15. Использование нетрадиционных способов работы - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

 Посредством таких занятий у детей с ОВЗ формируются коммуникативные навыки, речь, мышление, воображение, т. е, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Слайд 16. Сетевые проекты способствуют улучшению отношения в школьном сообществе к обучающимся с ОВЗ, повышению активности ребенка с ОВЗ, его включению в общее образовательное пространство. Слайд 17.  И как результат - увеличение участников в следующем проекте «Тайны Великого Полоза». В первом проекте из 10 человек участвовали 5, а во втором проекте участие приняли уже все 10 человек.

 Слайд 18.

Результатами проекта для обучающихся с ОВЗ становится: повышение познавательной активности и мотивации к совместному обучению; расширение кругозора, умение применить свои знания для решения конкретных задач и формирования целостных представлений об окружающем мире; развитие коммуникативных навыков, преодоление стеснительности в общении.

Для нормативно развивающихся детей основным результатом проекта должно стать развитие толерантности, способности и желания общаться с людьми, имеющими ограниченные возможности.

      Литература:

1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.

3. Сайт проекта «Тайны подземных миров» https://sites.google.com/site/tajnypodzemnyhmirov/home                        

        

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....

Адаптированная основная программа "Пойми меня" по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР средствами АДК

Адаптированная основная программа «Пойми меня» по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР ориентирована на  использование средств альтернативной и дополнительной коммуника...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.

В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...

Использование игровых технологий в формировании коммуникативных навыков у детей с РАС.

Ежегодно количество детей с РАС увеличивается. У детей с расстройствами аутистического спектра нарушены все виды коммуникации. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. И поэтому...