Использование игровых технологий в формировании коммуникативных навыков у детей с РАС.
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_formir._kommunik._navykov.pptx | 111.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ежегодно количество детей с расстройством аутистического спектра увеличивается. Согласно статистике всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 160 здоровых детей 1 ребёнок рождается с аутизмом. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор, детский невролог А.С. Петрухин, в настоящее время наблюдается пугающая статистика по аутизму в России: он входит в четвёрку самых распространенных заболеваний детского возраста. На сегодняшний день МКБ-10 представляет следующую классификацию аутизма: 1 . Типичный аутизм (аутистические расстройства, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром аутизма Каннера ), 2 . Атипичный аутизм (атипичные детские психозы, УМО с аутистическими чертами), 3 . Синдром Ретта .
Расстройства аутистического спектра - это группа поведенческих синдромов, которые характеризуются замедленным или ограниченным психологическим развитием в трёх сферах поведения: социальные отношения, вербальные и невербальные коммуникации, виды интересов и деятельности, выраженные в повторяющихся или стереотипных формах. Как известно, в настоящее время расстройства аутистического спектра относят к группе, так называемых, первазивных (охватывающих все стороны психики) расстройств развития. Эти расстройства имеют разную степень выраженности ключевых признаков аутизма: нарушения способности целенаправленно использовать речь для коммуникации; узость и ограниченность интересов, стереотипность поведения; трудности в выражении своих эмоций и понимании эмоций других людей.
Проблемами развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра занимались Сухорукова И.В., Завалов А.В., Морозова Т.И., Лебединская К.С. и др. Под термином “коммуникативные навыки”, понимаются автоматизированные компоненты деятельности, которые формируются с помощью общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Перед началом коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков необходимо провести диагностику, направленную на изучение имеющихся коммуникативных умений у детей с расстройством аутистического спектра. Для диагностики коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра использовались «Рейтинговая шкала оценки степени аутизма» (CARS), переведённая и адаптированная Морозовой Т.Ю., Довбня С.В. и «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» Щетининой А.М., Никифоровой М.А., направленная на изучение коммуникативных качеств личности, коммуникативных действий и умений.
Согласно результатам диагностики у детей с расстройством аутистического спектра, коммуникативные навыки этих детей значительно ниже возрастной нормы. Двое детей на момент диагностики не обладали никакими средствами общения. Они не воспринимали взрослого, как партнёра по общению, не обращались с просьбами или за помощью, проявляли отстранённость, при попытках педагога вызвать ребёнка на контакт дети отвечали негативизмом, у них наблюдалось полевое поведение. Один ребёнок произносил отдельные слова в качестве просьбы. Учитывая , что у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для формирования коммуникативных навыков нами были подобраны несколько игр. Основной целью игр было обучение детей с расстройством аутистического спектра игровому взаимодействию со взрослыми.
Формирование социальной ответной реакции Отклик на свое имя Цель : формирование умения реагировать на свое имя Стимульный материал: пакет с сухариками Ход занятий: Выберите момент, когда ребенок не обращает на Вас внимания и возьмите пакет с его любимыми сухариками, подойдите к ребенку на достаточно близкое расстояние и спокойным голосом произносите его имя. Если ребенок не реагирует, повторите его имя и одновременно дотроньтесь рукой до его плеча. Когда ребенок повернулся, отдайте ему пакет. Подобное упражнение выполняйте ежедневно на протяжении длительного промежутка времени. Когда ребенок начнет откликаться в ответ на свое имя, постепенно сокращая использование подкреплений.
Ответ на приветствия других людей Цель : формирование умения выразить приветствие Стимульный материал: отсутствует Ход занятий: Каждый раз перед началом занятия приветливо здоровайтесь с ребенком, называя его по имени (например, «Здравствуй, Егор», «Привет, Егор»), и протягивайте ему руку для рукопожатия или поднимайте ее вверх так, чтобы ладонь была обращена в сторону ребенка (для хлопка). Если он не реагирует, либо повторяет за Вами, подскажите ему: «Здравствуйте, (имя педагога)». Здоровайтесь с ребенком при каждой встрече, сокращая подсказку. При проведении занятий в подгруппе помогите детям взяться за руки и образовать круг. Веселым голосом нараспев произнесите « здравст - вуй -те» и подождите их реакции. Если дети не отвечают, подскажите - начните произносить приветствие и дайте им возможность завершить его: « Здравст -... - вуй -те». Повторяйте это упражнение каждое занятие.
Используемые игры в коррекционной работе по формированию навыков взаимодействия детей с расстройством аутистического спектра, показали хороший результат. Дети начали реагировать на своё имя, откликаться на речь педагога, у детей появилась мотивация к взаимодействию с педагогами, начал прослеживаться зрительный и эмоциональный контакт, дети начали самостоятельно проявлять инициативу в общении (дети начали поглаживать педагога, брать его за руку, невербально (жестами, мимическими комплексами) просить помощи, появилось желание идти на занятия, перестали проявлять негативизм). Один ребёнок начал строить фразы, формулировать вопрос и ответ, выражать просьбы словами, использовать местоимение «я».
Таким образом, результаты проведённой коррекционной работы показали, что совместная игровая деятельность способствует развитию когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер ребёнка с расстройством аутистического спектра. В результате использования игровых технологий у детей с аутизмом отмечается динамика развития коммуникативных навыков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...
Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки
В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО, способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...
Использование технических средств в формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
В данном выступлении расказывается о формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через УСП....
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Статья знакомит с опытом использования метода канис-терапия (специально обученнх собак) на занятиях с детьми стяжелыми и множественными нарушениями в развитии....
Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.
В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...